Исследования и аналитика

Наши проекты

Наши проекты

Ozon Банк: стратегия и тактика развития банкоматной сети

Ozon Банк: стратегия и тактика развития банкоматной сети

Исследования 11 дней назад 84

Итак, в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге установлены первые 50 банкоматов Ozon Банка, при этом до конца года планируется нарастить сеть до 350 устройств и расширить ее географию. О деталях этого проекта мы беседуем с Максимом Дарёшиным, руководителем управления сети банкоматов Ozon Банка.

ПЛАС: По сути, Ozon стал первым (после Т-Банка) российским финтехом, пошедшим по пути создания собственной сетки ATM. Что его побудило на этот шаг? Какими факторами и потребностями он был обусловлен?

М. Дарёшин: За несколько лет мы вырастили небольшой портфель финансовых сервисов в полноценный банк, которым пользуются миллионы людей, и у нас уже широкая линейка продуктов. При этом, несмотря на высокий уровень развития онлайн-банкинга, части клиентов, которые используют наличные деньги, нужен офлайн-контакт с банком, поэтому мы решили не только продолжить свое онлайн-развитие, но и «выйти в мир» с помощью банкоматов. Это также возможность использовать сеть как рекламный носитель и повышать узнаваемость банка.

ПЛАС: Как появилась сама идея – и какие цели и задачи должен решать этот проект? Есть ли специфика по сравнению с банкоматными сетями традиционных банков?

М. Дарёшин: Сейчас мы начали с базовых операций снятия и внесения наличных, но в этом году планируем запустить уже операции по QR, которые не требуют наличия карты, а также добавлять новые разработки Ozon Банка и совершенствовать функционал.

ПЛАС: Есть ли планы по интеграции сетей с кем-то из банков, владеющих масштабной ATM-сеткой?

М. Дарёшин: Да, в будущем мы будем рассматривать возможность создавать партнерства, но уже после определенного количества банкоматов в сети.

ПЛАС: Почему изначально не пошли по сценарию аренды банкоматов сторонних банков?

М. Дарёшин: Мы решили сосредоточить ресурсы на собственной сети. Считаем, что это позволит нам эффективнее работать и быстрее реагировать на изменения, в целом управлять процессом.

ПЛАС: Где планируется устанавливать банкоматы (ПВЗ, торговые центры, общественные места)?

М. Дарёшин: Наша задача – найти максимально удобные локации для клиентов. Мы рассматриваем все традиционные варианты: торговые центры, магазины – ведем переговоры с несколькими сетями. Например, до конца года 42 банкомата будут установлены в гипермаркетах «О’КЕЙ» в нескольких городах России. Но и, конечно, пункты выдачи заказов: это новый формат мест размещения АТМ. Поток наших клиентов туда достаточно велик, и мы считаем, что банкоматы будут пользоваться там спросом.

ПЛАС: Как проходил выбор вендора банкоматов, какие критерии были определяющими?

М. Дарёшин: Нам требовался надежный партнер, который сможет нас поддержать на запуске, помочь с подбором брендинга, реализовать наши пожелания по кастомизации. Ярким примером является «бьющееся» сердечко на лицевой стороне АТМ. При этом вендор должен был соответствовать строгим правилам ЦБ и быть рекомендованным по трем спискам на сайте ЦБ. Тендер был открытым и прозрачным, проходил на открытой площадке.

ПЛАС: Функционал, который доступен сегодня и будет доступен в ближайшем и среднесрочном будущем в сети Ozon Банка. На какие потребности пользователей он будет преимущественно ориентирован? Роль собственных разработок банка в расширении функционала банкоматной сети?

М. Дарёшин: Прежде всего – базовые функции. Выдача/внесение наличных. Но позже будем внедрять больше разработок и даже уникальных фичей.

ПЛАС: Справедливо ли полагать, что по аналогичному пути – пути создания собственных банкоматных сетей – пойдут Яндекс Банк, Вайлдберриз Банк и т. п.?

М. Дарёшин: Не можем говорить за коллег, каким путем они пойдут и в целом видят развитие своих банков. Собственная сеть банкоматов требует инвестиций и большого ресурса команды. То, что клиентам этих банков также будут нужны операции с наличными, – это безусловно. А вот какой путь они выберут для закрытия этой потребности – уже вопрос их стратегии и готовности инвестировать.

Фото: Андрей Личманов, председатель правления Ozon Банка, и Максим Дарёшин, руководитель управления сети банкоматов (слева)
Назад