23 мая 2023, 16:50
Количество просмотров 1670

Информационная безопасность VIP-клиентов от private banking. Часть вторая

К теме обеспечения кибербезопасности VIP-клиентов, начатой в предыдущем материале, вновь обращается наш постоянный автор Алексей Гусев, старший советник председателя правления Банка «Центрокредит».
Информационная безопасность VIP-клиентов от private banking. Часть вторая

Алексей Гусев — старший советник председателя правления Банка «Центрокредит», преподаватель ИМЭБ РУДН, НИЯУ МИФИ и РТУ МИРЭА.

На протяжении последних десяти лет занимается построением и развитием систем эффективного обслуживания VIP-клиентов, а также внедрением технологий private banking в ведущих российских финансовых организациях. Автор ряда научных работ по данной тематике, в том числе нескольких книг (г. Москва)

Российский private banking начинает активно возвращаться к привычной для себя схеме позиционирования: «универсальный банк» против «клиентского клуба». Эффективность решения основной задачи такого позиционирования с продвижением долгосрочных услуг по реструктуризации капитала будет напрямую зависеть от того, как именно отечественные игроки будут решать проблемы своих VIP-клиентов в области информационной безопасности.

Российский private banking начинает активно возвращаться к привычной для себя схеме позиционирования: «универсальный банк» против «клиентского клуба»

Итак, в предыдущей статье мы остановились на самом интересном: перед пандемией, а также достаточно быстро последовавшим качественным усилением санкций после февраля 2022 года в российском private banking сформировались две долгосрочные объективные тенденции. Первая — это дальнейшее продвижение долгосрочных услуг по реструктуризации капитала, где приоритетной стала их продажа через новую «страшилку» (читаем — через новые технологии управления рисками VIP-клиента, но в кризисные времена, которые закончатся еще не скоро, привычней называть вещи своими именами).

Еще с середины прошлого десятилетия реструктуризация выстраивалась через оптимизацию инфраструктуры управления капиталом клиента и нивелирования рисков, основанных на априори слабом уровне защиты отдельных ее частей (вплоть до полного игнорирования ее основными стейкхолдерами, с их стереотипами излишне самоуверенного восприятия действительности).

48920701aa58510e3d86e17604276bf0.webp
Фото из открытых источников

Второй момент — четкая диверсификация целевой клиентской базы, опять-таки происходящая с середины прошлого десятилетия, когда после введения первых санкций российские VIP-клиенты были вынуждены выбирать между полной эмиграцией на Запад или постепенной репатриацией своего капитала обратно в Россию, с локализацией своих операций и счетов по собственному бизнесу и личному состоянию внутри страны и через отечественные финансовые институты. Пандемия и начало СВО лишь усилили уже сложившиеся тенденции.

В самом деле, пандемия заставила по-иному относиться к тотальной цифровизации, попутно переосмысливая практическую значимость ранее сложившихся стереотипов. Так, например, уже нельзя игнорировать ту же финансовую грамотность в отношении не только цифровых активов, но и операций в новом цифровом мире. В конце концов, переход к цифре заставляет активизироваться и злоумышленников, которые теперь могут выступать в роли своеобразных «санитаров леса», атакующих не только возникающие уязвимости, но и конкретных пользователей, не успевших перестроиться к быстрым изменениям. Ничего личного, главное — экономика процесса, так что грамотность в области кибербезопасности становится основополагающей составляющей того «техминимума буфетчика», без которого уже нельзя не только вести бизнес, но и вообще жить в новом цифровом мире! И все это относится не к простому клиенту, а именно к VIP-у!

Переход к цифре заставляет активизироваться и злоумышленников, которые теперь могут выступать в роли своеобразных «санитаров леса», атакующих не только возникающие уязвимости, но и конкретных пользователей

Выгодно «продаем страх»

Общее количество кибератак на российских пользователей с конца февраля 2022 года выросло не только количественно, но и качественно, со стороны как профессиональных команд хакеров, так и только начинающих. Шутка ли — для них появилась политически ангажированная общая цель! В последнем случае это уже массовые атаки, пусть простые и не всегда подготовленные, реализуемые многочисленными злоумышленниками, которые становятся весьма продуктивными именно в силу массированного удара по площадям. При этом их количество быстро может перейти в качество.

Поэтому, получая доступ к не слишком активно защищаемому телефону бухгалтера в лице его бывшей жены и доверенного подписанта по чувствительным для VIP-клиента операциям, неофит-хакер уже может не ограничиться стандартной атакой на типичного «физика» среднего класса, а понять, что он может атаковать и часть организационно-управленческой структуры холдинга. Здесь и возможностей побольше, и прибыль от атаки повыше. Ну, а если неофит вовремя остановится, то он легко сообразит, что полученные данные можно за весьма неплохую комиссию передать более подготовленным профессионалам, которые более быстро, квалифицированно и эффективно вскроют недостижимую для него сейчас защиту засвеченного холдинга. Главное не жадничать, чему уже давно учат в даркнете, и не забывать про разделение труда!

pexels-tima-miroshnichenko-5380655.webp
Фото: Tima Miroshnichenko / Pexels

Так что остается все это лишь правильно преподнести своим VIP-клиентам, и у отечественного private banking появится возможность лишний раз доказать им свою незаменимость! А стоит преступникам сделать еще один логичный шаг, и технологии социальной инженерии оказываются вполне доступными для апробации более продвинутого фишинга в отношении тех же VIP-клиентов. Достаточно использовать последние модификации того же ChatGPT для анализа профиля конкретного клиента со всеми его типичными стереотипами. И уже после этого прямо при VIP-е его менеджер от private banking может быстро составить список тем в «письмах радости», на которые конкретный клиент, в полном соответствии с его публичными данными, однозначно отреагирует, открывая зараженное письмо или переходя по внешней ссылке.

Добавим к этому описанную выше атаку неофита, позволяющую вскрыть более конфиденциальную информацию, и получаем неутешительный вывод: продвинутым и опасным видом фишинга по VIP-клиентам — вейлингом (от whaling, охота на китов) могут заниматься и те же неофиты, реализуя ее самостоятельно или передавая дальше по гораздо большей цене!

Преступникам сегодня достаточно использовать последние модификации того же ChatGPT для анализа профиля конкретного клиента со всеми его типичными стереотипами

А главное, весь этот процесс можно проиллюстрировать прямо на глазах VIP-клиента, демонстрируя ему всю опасность и «продавая страх». Причем в точности по открытым и доступным, а отнюдь не по конфиденциальным данным, что весьма быстро и наглядно демонстрирует ему его персональный менеджер. Ну, а рядом с ним стоит усадить профи в сфере киберзащиты — банковского специалиста, который сможет пояснять слишком сложные для восприятия темы простым языком, когда в этом возникает надобность. Все объяснения — в понятной и привычной манере, как он уже привык делать для сотрудников и руководства банка, не слишком продвинутых в этой сфере, как и сам VIP-клиент.

Private banking-у остается лишь правильно позиционировать и монетизировать такой подход, при котором как раз это банковское подразделение совместно с внутренним подразделением информационной безопасности (а в крайнем случае, еще и парой-тройкой его доверенных контрагентов), сможет закрыть потребности VIP-клиентов. При этом подобный частный и субъективный подход будет реализован в рамках дальнейшего усиления общей долгосрочной стратегии на оптимизацию инфраструктуры управления капиталом клиента.

В поисках «своего» банка

И здесь стоит обратить внимание на то, как ужесточение санкций усилило вторую долгосрочную тенденцию, связанную с дальнейшей локализацией собственного бизнеса и личного состояния внутри страны.

Для начала остановимся на том, что VIP-клиенты начинают все серьезнее задумываться об изъятии части своих активов из госбанков и размещать их в средних и мелких банках, где они претендуют на более полный контроль за ними. Дело не столько в санкциях против самих госбанков, сколько в том, что VIP-клиентам уже изрядно поднадоел консервативный подход в отношении таких активов с их стороны. Хотя именно через госбанки эти клиенты и размещали активы, репатриируемые с Запада, где-то с 2015 года с двумя пиками активности, в 2018–2019 гг. и 2022-м, реагируя на усиливающиеся санкции.

Просто за эти годы стало понятно, что пока основная масса VIP-клиентов продолжает держать свои активы в госбанках, последние будут ориентироваться именно на таких целевых клиентов, даже если часть из них разочарована консервативным подходом и будет со временем уходить. Подобный отток последние лет пять лишь нарастает, но все равно в общей массе для госбанков не так уж и значим, чтобы на него стоило ориентироваться всерьез, разрабатывая для них альтернативы, даже в пользующихся спросом венчурных инвестициях.

pexels-vlada-karpovich-7433882.webp
Фото: Vlada Karpovich / Pexels

Сейчас основное усиление оттока идет не столько из-за того, что VIP-клиентам необходимы более эффективные инвестиционные альтернативы (хотя это по-прежнему важно), а потому что они начинают пересматривать свою бизнес-позицию. Кризис кризисом, стагнация стагнацией, санкции Запада — санкциями, но бизнес для тех, кто решил остаться, при всех этих ограничениях предстоит выстраивать как раз в России, больше просто негде!

Кризис кризисом, санкции Запада — санкциями, но бизнес для тех, кто решил остаться, при всех этих ограничениях предстоит выстраивать как раз в России, больше просто негде!

«Универсальный банк» vs «клиентский клуб»

Поэтому происходит очередной возврат к той самой модели отечественного private banking, где крупные банки позиционируются в модель «универсального банка», а средние и мелкие — в нишевой «клиентский клуб», копирующий технологии швейцарских подразделений private banking, которые давно доказали свою эффективность именно в России, особенно в той кризисной ситуации в экономике, в которой мы почти непрерывно находимся примерно с 2008-го!

Здесь отток клиентов в ближайшее время будет вызван именно поиском банка, где изымающие из госбанков часть своих активов VIP-клиенты смогут получить существенную долю в управлении и контроле как раз благодаря тому, что сразу станут значимыми клиентами, а не одними из множества VIP-ов. Ну, а со временем они смогут перевести сюда и часть своего бизнеса, самостоятельно контролируя операционные риски банка.

Сразу это получаться не будет, «клиентский клуб» на доверии между его членами станет создаваться постепенно, так что и отток из госбанков будет не столь существенным, но постоянным и усиливающимся! Главное, госбанкам такой отток пока непринципиален, а вот средним и мелким он важен, ведь для последних это потенциально привлекательный клиент, за которого можно и нужно побороться, раз уж предоставляется такая возможность.

Тем не менее бизнес VIP-клиенты будет выстраиваться в правильном направлении не сразу. Будут ошибки, кто-то, как это уже бывало в подобной ситуации в российской практике, решит даже полностью отойти от дел. А это уже задача под ту же оптимизацию, под реструктуризацию капитала, который будет передаваться по наследству или просто продаваться (о чем отечественный private banking говорит уже давно, и ради чего он, собственно, и придумал всю нынешнюю реструктуризацию, дожидаясь более «массовой» смены поколений российского бизнеса). И к кому за этим придет такой VIP-клиент? К тому, кто умеет решать задачу на более продвинутом этапе — к тем, кто разобрался с кибербезопасностью, и этой страшилкой напугал, а затем, нивелируя риски выстраиванием эффективной киберзащиты, успокоил других VIP-клиентов, доказав, что с ним можно работать!

pexels-vlada-karpovich-7433825.webp
Фото: Vlada Karpovich / Pexels

Ну, а те, кто начнет выстраивать свой бизнес и подбирать под себя банки, в первую очередь пойдут к тем, кто готов работать с избыточной структурой и ее оптимизировать, сокращая издержки ее содержания, чтобы сохранялась непрерывность процессов. То есть опять пойдут в банки, которые обладают опытом подобной оптимизации и могут доказать свою эффективность, — и это снова знатоки кибербезопасности!

Ну, а реализовать работу со службой кибербезопасности конкретному подразделению private banking уже не слишком сложно и затратно. Выбор очевиден — внутреннее подразделение, которое занимается по отношению к банку сходными задачами, представляющими интерес для VIP-клиентов. И это уже не банковский юрист, который отвечает только за банковскую специфику и вряд ли проконсультирует клиента в рамках специфики его бизнеса, что ранее существенно усложняло выбор контрагента в открытой архитектуре! Все перечисленное может масштабироваться за счет сходных решений от банковских контрагентов уже здесь и сейчас. Более того, банк находится под жестким контролем регуляторов, так что «средняя температура по больнице», если говорить о защищенности банка, сравнивая ее с защищенностью капитала и даже бизнеса VIP-клиента, которую банк может тому предложить, гораздо выше!

Итак, дело за малым — за тем, как быстро и правильно подобную защиту для VIP-клиентов выстроят в качестве отдельного сервиса средние и мелкие банки. Ведь как только крупные игроки почувствуют конкуренцию, они попытаются за счет значительных ресурсов и более четкой проработки вопросов кибербезопасности компенсировать свое отставание. Поэтому остается лишь успеть реализовать представляющиеся возможности, пока не стало слишком поздно!

Реализовать работу со службой кибербезопасности конкретному подразделению private banking уже не слишком сложно и затратно
Рубрика:
{}Безопасность

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube