26 апреля 2023, 17:05
Количество просмотров 3509

Рынок POS-терминалов – импортонезависимость за счет бюджета

Чем ознаменовался четвертый месяц 2023 года? Наиболее показательное событие в части импортонезависимости – коллективная просьба представителей ряда участников рынка, поданная как инициатива российских банков, выделить государственные субсидии на импортозамещение POS-терминалов Ingenico, обращенная в адрес Минпромторга.
Рынок POS-терминалов – импортонезависимость за счет бюджета

По различным оценкам, на долю платежных терминалов французского производителя, принявшего решение покинуть российский рынок, приходится порядка 50% всех работающих аппаратов на рынке страны (около 2 млн устройств). По данным самого вендора, на сегодняшний момент в России установлено порядка 1,5 млн устройств Ingenico (или, с учетом интеллектуальных ПИН-падов производителя, около 2 млн устройств), а всего на конец 2022 года, по данным Банка России, в стране было установлено около 4 млн POS-терминалов различных производителей. При этом именно устройства Ingenico занимают основную долю в сети крупнейших «госбанков» — Сбербанка, ВТБ и ПСБ.

На замену всего этого масштабного парка оборудования следовало бы потратить не менее 40 млрд рублей, и вот теперь лоббисты данной идеи попросили государство «войти в долю».

Инициатором апрельского предложения выступила Ассоциация банков России (АБР), обратившая внимание министерства, что после ухода Ingenico у бизнеса и банков могут возникнуть проблемы с обслуживанием POS-терминалов. Фактически устройства будут работать до первой поломки. Профильные же эксперты поясняют, что в действительности замена терминалов может пройти и без субсидий. Но в этом случае процесс будет менее оперативным и займет до двух лет.

В свою очередь, в Минпромторге по поводу ситуации с Ingenico уверены, что на российском рынке представлено достаточное количество крупных поставщиков контрольно-кассовой техники, в частности, терминалов для безналичной оплаты, которые смогут без каких-либо проблем (и непонятно для чего предлагаемой гонки) заменить решения французского производителя.

Итак, кто прав и что вообще происходит на самом деле? С этим риторическим вопросом мы обратились к нашим компетентным внешним экспертам. В сложившейся ситуации они сходятся в одном — скорее всего, мы имеем дело с чьим-то масштабным заказом. А если так, начнем с известного вопроса, который традиционно любят задавать себя скептики и следователи: «Cui bono?» («Кому это выгодно?»).

Очевидно, что первая мысль, которая приходит в голову, — мысль о том или ином инициативном российском производителе, пожелавшем (и вполне логично) совместить приятное с полезным, т. е. импортонезависимость с львиной долей рынка, на которой ее можно было бы обеспечить за счет государства и локальной сборки, которую по понятным причинам пришлось бы разворачивать в самое ближайшее время.

При детальном рассмотрении выясняется, что в силу специфики бизнеса последняя нужна далеко не всем из российских вендоров, поэтому с большинства из них «подозрение» снимается.

wr-960.webp
Фото: Департамент транспорта Москвы

Обращает на себя внимание и тот факт, что, когда представители Минпромторга заявили, что на российском рынке представлено достаточное количество крупных поставщиков контрольно-кассовой техники, которые смогут заменить решения французского производителя, они перечислили в основном производителей ККМ. На этом фоне у некоторых экспертов возникает подозрение, что в министерстве по каким-то причинам не делают большой разницы между кассовым и POS-терминальным оборудованием. Так это или нет, покажут дальнейшие события.

Возникает подозрение, что в министерстве по каким-то причинам не делают большой разницы между кассовым и POS-терминальным оборудованием

Следующий в списке «подозреваемых» — некий банковский пул, пожелавший пролоббировать для своих участников льготные POS-терминалы за бюджетные средства. При всей правдоподобности такой версии возникает справедливый вопрос — а причем тут государство, т. е. мы с вами? Как известно, банковский сектор сегодня — далеко не самый «разорившийся» сегмент, если не сказать наоборот. В свою очередь, дефицита POS-терминальной продукции на рынке тоже не наблюдается — он буквально переполнен азиатскими устройствами. Тогда почему модернизация POS-терминального парка должна происходить за счет государства, у которого, к слову сказать, сейчас и так хватает расходов?! Кроме того, западные POS-терминалы (решение о закупке которых, кстати, принимали сами банки) не прекратили свою работу в одночасье. Да, становятся недоступны обновления ПО и поддержка со стороны вендора, но какого-то аврала не происходит. Постепенное вымывание устройств парка любого вендора — «наработки на отказ» и т. п. (как показывает практика, речь идет о 13–14% парка ежегодно) — процесс вполне естественный, и раньше к нему бюджетные средства привлекать было, мягко говоря, как-то не принято. Да, темпы этого вымывания, конечно, несколько ускорятся, поскольку постепенно инсталлированная база будет съедать сама себя — ведь в нынешних условиях раздобыть запчасти можно будет, только разобрав на них другое устройство, однако какого-то кризиса ожидать не приходится.

В таком случае попробуем поставить вопрос иначе — что могло бы выиграть само государство от участия в подобной инициативе? И вот здесь ответов возникает сразу несколько.

А что могло бы выиграть само государство от участия в подобной инициативе? Ответов возникает сразу несколько

Во-первых, это целевые инвестиции в развитие производства некого российского вендора, которые в нынешней ситуации могут выглядеть вполне оправданно. А во-вторых — несколько наивные надежды на некое повышение лояльности банков в обмен на столь ощутимую (и отнюдь не гарантированную действующим законодательством) поддержку государства. В каких пределах может лежать эта «новая лояльность», конкретно предполагать сложно, но, безусловно, ожидания здесь могут быть связаны с «еще большей прозрачностью» как самих банков, так и их клиентов в отношении регуляторов и некоторых иных госорганов, включая пресловутую тайну вкладов.

При этом никто, конечно же, не обещает, что господдержка достанется всем ex-клиентам Ingenico — маловероятно, что инвестиции будут раздавать просто «в обмен на POS-терминалы французского происхождения». Таким образом, значительная часть тех же региональных банков рискует остаться у разбитого корыта. Тем более что речь идет не только и не столько о замене самих устройств, сколько о создании некой новой софтверной платформы для управления сетью терминалов, способной прийти на замену решениям Ingenico, а также об апгрейде процессинговых систем в крупных банках.

person-human-computer-pc-ac0f6efa8f6f1e7838869f755e32dae0.webp

В то же время сам факт того, что государство помогло банкам преодолеть зависимость от решений крупного мирового производителя, можно было бы рассматривать как еще одну победоносную инициативу «партии и правительства». Если, конечно, этот факт будет иметь место, в чем эксперты сильно сомневаются (и, как мы видим, не без оснований).

Впрочем, все может измениться еще до конца 2023 года, когда в декабре произойдет давно обещанное компанией Ingenico официальное окончание технической поддержки основных устройств линейки Telium 2 по всему миру. Учитывая, что эти решения составляют подавляющее большинство в сетях российских банков, данное событие может действительно значительно ускорить темпы миграции POS-терминальных сетей в РФ на решения других вендоров. А вот будут ли среди последних российские компании — покажет время.

В декабре произойдет давно обещанное компанией Ingenico официальное окончание технической поддержки основных устройств линейки Telium 2 по всему миру

Напоминаем, что темы развития POS-терминальных сетей, технической поддержки устройств и возможностей современного ПО для эквайринга будут подробно обсуждаться на одном из ключевых межотраслевых мероприятий региона Центральной Азии — Международном ПЛАС-Форуме «Финтех, банки и ритейл. Трансформация и взаимодействие», который состоится в столице Узбекистана г. Ташкенте уже в июне 2023 года! Ждем Вас на нашем мероприятии!


PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube