21 марта 2023, 16:17
Количество просмотров 4710

Цифровой рубль. Неоднозначные изменения 2

Алия Юсупова, руководитель Комитета по правовым вопросам Ассоциации «Финансовые инновации» и ведущая нашей колонки «Законодательство», продолжает анализ планируемых изменений в российском законодательстве, касающихся обращения цифрового рубля, начатый в январском номере журнала «ПЛАС».
Цифровой рубль. Неоднозначные изменения 2

Как отмечалось в предыдущей публикации, в связи с продвижением концепции цифрового рубля разработаны и опубликованы изменения в законодательство РФ. Эти изменения предусмотрены в том числе законопроектом № 270852-8 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» и содержат нововведения в ГК РФ, сопряженные с введением в оборот цифровых рублей.

Законодателем, в частности, устанавливается, что к отношениям сторон по договору цифрового счета (кошелька) применяются общие положения о банковском счете, если иное не предусмотрено законом или не вытекает из существа обязательства или отношений сторон договора.

Отметим, что в соответствии со статьей 845 ГК РФ банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Между тем в концепции цифрового рубля заявлено его использование для контроля за расходованием бюджетных средств. При этом платформа цифрового рубля должна обеспечить гарантированную адресную доставку целевых выплат гражданам и бизнесу. Очевидно, в данном случае речь идет о программируемости цифрового рубля, то есть наделении его некоторыми атрибутами, позволяющими разделить и придать индивидуальные характеристики денежным потокам цифровых рублей, предназначенным для конкретных пользователей.

Цифровой рубль, содержащий соответствующие атрибуты, полагаем, может быть использован только с определенной целью. К примеру, при перечислении бюджетных выплат денежные суммы в цифровых рублях с присвоенными специфическими атрибутами могут быть адресованы только получателям соответствующих выплат. Эти суммы попадают на цифровой счет (кошелек) получателя, открытый в рамках платформы оператора — то есть, как представляется, в Банке России. Далее получатель может использовать их по своему усмотрению либо также на заранее обозначенные цели. При этом не ясно, в какой момент и за счет каких правовых и технологических механизмов такие признаки снимаются для снятия ограничений в отношении дальнейшего обращения цифровых рублей.

dig-ruble.webp
Коллаж: ПЛАС

Также не определено, что является основанием ограничения обращения цифровых рублей с присвоенными специфическими атрибутами — в законопроекте подобные ограничения не предусмотрены.

Так, в проектируемой статье 860.18. ГК РФ (Списание цифровых рублей с цифрового счета [кошелька]) предусматривается следующее:

«

  1. При наличии на цифровом счете (кошельке) остатка цифровых рублей, сумма которого достаточна для исполнения распоряжения, списание этих средств осуществляется в порядке календарной очередности, если иное не предусмотрено законом.
  2. При недостаточности цифровых рублей на цифровом счете (кошельке), определяемой в соответствии с правилами платформы цифрового рубля, распоряжение владельца цифрового счета (кошелька) об осуществлении операции по цифровому счету (кошельку) исполнению не подлежит. Исполнение распоряжений, поступивших от иных лиц, осуществляется в размере доступного для списания остатка цифровых рублей в случаях, предусмотренных законом

»

Как видим, ограничения по списанию цифровых рублей со специфическими атрибутами в рассматриваемой проектируемой норме отсутствуют.

Очевидно, мы сможем ознакомиться с такими основаниями позже, например, если они появятся в правилах платформы цифрового рубля.

Возможно, в правилах платформы цифрового рубля появится и разъяснение о том, каким образом наличие таких ограничений должно учитываться при исполнении распоряжений по цифровому счету (кошельку). Так, пока неизвестно, должны ли банки контролировать наличие соответствующих ограничений, или проверка распоряжения на предмет соответствия текущим ограничениям будет производиться оператором платформы цифрового рубля, либо в полностью автоматизированном режиме, в том числе с использованием смарт-контрактов. Но уже сейчас понятно, что вариант такой предполагаемой проверки на стороне участников платформы увеличит для них затраты на реализацию технологий цифрового рубля.

Ответ на этот вопрос, полагаем, также связан с пока неопубликованной частью изменений в законодательстве и с ожидаемыми проектами новых регулирующих документов. На наш взгляд, он может оказаться одним из ключевых в настройках системы функционирования цифрового рубля.

В текущей ситуации приходится констатировать, что ни правовые, ни технологические принципы реализации программируемости цифрового рубля пока не раскрыты, в том числе в предложенных в связи с внедрением цифрового рубля «настройках» законодательства Российской Федерации. Очевидно, что сбалансированным представляется именно то решение, при котором преимущество программируемости цифрового рубля будет сопоставимо со стоимостью реализации этого преимущества.


PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube