1 декабря 2023, 11:52
Количество просмотров 1658

Ноябрь 2023 – в Центральной Азии, в России, в мире

Чем запомнится участникам рынка ноябрь 2023 года? Если речь идет о России и Центральной Азии, то, конечно же, Международным ПЛАС-Форумом «Retail Central Asia», уже во второй раз состоявшийся в столице Узбекистана, а также теми трендами и результатами развития розничной и платежной отраслей, которые он продемонстрировал.
Ноябрь 2023 – в Центральной Азии, в России, в мире

В этом году одно из самых значимых мероприятий в сфере розничной торговли, электронной коммерции и платежного бизнеса региона Центральной Азии собрало свыше 1100 заявок из Казахстана, России, Таджикистана, Армении, США, Германии, Украины, Белоруссии, Грузии, Китая, КНДР, ОАЭ, Латвии, Нигерии и, конечно же, Узбекистана, а свои решения, технологии, продукты и сервисы представили более 30 компаний-вендоров из целого ряда стран мира. Итак, что показал нынешний ПЛАС-Форум с точки зрения современных тенденций розничной отрасли и платежного рынка Узбекистана и Центральной Азии в целом?

Торговый ритейл: традиции vs инвестиции?

Первое, что отмечают принявшие участие в мероприятии эксперты, — рынок растет и уже перешел в очень важную для любого направления стадию — стадию готовности к активному восприятию и внедрению инновации. Второй момент — его участники готовы в них инвестировать, причем речь идет не только о местных компаниях, но и о некоторых крупных структурах из России и других стран мира, заинтересованных в развитии своего бизнеса на перспективных рынках региона.

При этом, если говорить непосредственно о трендах в торговом ритейле, можно прийти к выводу, что в том же Узбекистане, включая Ташкент, ощутимо не хватает торговых площадей. Речь идет в первую очередь о таком востребованном формате, как магазины шаговой доступности на первых этажах зданий.

В свою очередь, формат больших мегамоллов на рынке республики пока явно «не зашел». Как показал ряд презентаций и отчетов крупных сетевых ритейлеров, в основном население посещает в мегамоллах фуд-корты, не жалуя сами магазины.

Кроме того, существует еще один специфический момент: небольшие ритейлеры, арендуя в только что отстроенном крупном мегамолле торговую точку, оформляют ее без учета формата, т. е. как обыкновенный маленький магазинчик, где разнообразный товар зачастую не разложен по полкам, а просто размещен на всей площади торгового зала, наблюдается дефицит места для покупателей, и т. п. В то же время национальные традиции и покупательские привычки населения свидетельствуют о том, что в Узбекистане (как и в некоторых других странах Центральной Азии) на сегодняшний день наиболее широко востребован именно такой формат торговли.

Сегодня в регионе идет полноценная стратегическая борьба между двумя подходами к розничной торговле. Первый из них условно можно назвать «восточным базаром», а второй – условно «европейским». Фото: Dan Lundberg/Wikimedia

В результате есть основания утверждать, что сегодня в регионе идет полноценная стратегическая борьба между двумя подходами к розничной торговле. Первый из них условно можно назвать «восточным базаром» со всеми его составляющими, включая даже возможность поторговаться с продавцом, а второй — условно «европейским», более привычным нам по рынкам России, Беларуси и ЕС.

В Узбекистане пока с заметным преимуществом выигрывает первый подход. Однако появление многочисленных инвесторов (в том числе из России и Китая), которые активно вкладывают средства в современную недвижимость, где выделяется сегмент под торговые площади, выступает своего рода локомотивом, который способен в обозримом будущем вывести местную торговую отрасль на принципиально новый уровень.

Еще один наглядно продемонстрированный ташкентским Форумом тренд — пристальное внимание к рынку Узбекистана (и не только) крупнейших российских маркетплейсов, включая Wildberries и Ozone, а также франчайзинговых торговых сетей. Их интерес вполне понятен — даже по самым осторожным прогнозам, местное население уже к 2030 году обещает вырасти с 36,2 млн (на апрель 2023 года) до 50 млн человек, большую часть из которых будут составлять люди до 35–40 лет. А как известно, именно молодежь является наиболее легко обучаемой и позитивно воспринимающей маркетинговые активности клиентской группой, больше других отзывчивой к различного рода новациям. Очевидно, что такой рынок способен заинтересовать ритейлеров любого масштаба.

Платежный рынок — от кнопочных телефонов к QR?

Если говорить о рынке розничных платежей Узбекистана, то первое, что отмечают эксперты, — пока не слишком высокое проникновение смартфонов в сегменте массового потребителя, зачастую еще использующего кнопочные телефоны. На этом фоне сегмент транзакций электронной коммерции, осуществляемых с помощью устройств мобильной связи, здесь пока не вышел на сопоставимый с той же Россией уровень, хотя некоторый прогресс, безусловно, наблюдается.

С другой стороны, количество установленных POS-терминалов в республике впечатляет. Только за последние 2–3 года платежными системами HUMO и UZCARD было закуплено и установлено порядка 300–500 тыс. устройств. Кроме того, в Узбекистане запущено собственное производство POS-терминалов, и на этом фоне здесь обеспечен достаточно хороший уровень приема безналичных платежей в торгово-сервисной сети. В свою очередь, приход на местный рынок международных платежных систем значительно ускорил развитие данного сегмента в совокупности с усилиями государства по универсализации POS-терминальной сети в отношении приема карт локальных и международных систем.

Платежи по QR-кодам в стране также присутствуют, но пока не получили сколько-нибудь широкого распространения из-за уже упомянутого недостаточного проникновения смартфонов. В то же время ситуация неизбежно будет меняться по мере развития рынка, насыщения его новыми технологиями в совокупности с развитием новых форматов розничной торговли и, конечно же, ростом доходов населения. Примечательно, что на сегодняшний день Узбекистан демонстрирует четкую потребность преимущественно в простых и доступных платежных решениях.

Фото: unipay.com/Wikimedia

Немалое влияние на дальнейшее развитие платежей с использованием QR-кода окажет и позиция регулятора, заинтересованного в повсеместном продвижении эффективного метода розничных расчетов.

Дедолларизация — все зависит от БРИКС?

Если же рассматривать тренды конца года в разрезе глобального рынка, то стоит обратить внимание на следующий факт — 86,2% мировых расчетов на сегодняшний день пока по-прежнему осуществляются в долларах США, несмотря на все запущенные в последние годы процессы дедолларизации. При этом значение БРИКС в мировой экономике растет, что нехотя признают даже американские эксперты. Входящим в данное объединение странам доллар для взаиморасчетов будет действительно нужен все меньше, однако многое зависит от того, как расширение данного блока будет идти в дельнейшем.

Два подхода к ЦВЦБ?

Еще один тренд — запуск программ ЦВЦБ. И здесь, возвращаясь к региону Центральной Азии и РФ, следует отметить разницу в подходах к реализации проектов цифрового рубля и того же, например, цифрового тенге, о которой мы уже говорили в журнале «ПЛАС». Если в России цифровой рубль в рамках пилота распространяется пока исключительно через крупнейшие государственные структуры, то в Казахстане продвижение ЦВЦБ в массы ведется через коммерческие банки, которые более гибки и, вероятно, могут легче и быстрее продавать этот инструмент населению. Впрочем, какую выгоду сами конечные пользователи смогут получать от цифровой валюты центральных банков, пока непонятно — ни в Центральной Азии, ни в России.

Почем будет рубль в марте?

Итак, мы плавно перешли к России. Что волнует на сегодня участников российского рынка в первую очередь? Безусловно, рост ключевой ставки. С одной стороны, продекларировано, что меры ЦБ направлены на то, чтобы обуздать падающий курс рубля. С другой стороны, повышение ключевой ставки ставит под больший вопрос и ипотеку, и автокредитование, и, в том числе, формирование бюджетов на закупку платежного и ИТ-оборудования на 2024 год.

При этом никто не может гарантировать, что с января–февраля (а то и марта?) рубль вновь не отпустят в свободное плавание, и рынок опять будет лихорадить… К сожалению, вся отечественная ИТ-отрасль по-прежнему жестко привязана к западным валютам, как, впрочем, и экономики дружественных стран.

Искусственный интеллект как дифференциатор банковского рынка?

Запуск нейросети ChatGPT 30 ноября 2022 года ознаменовал рассвет новой технологической эры. Сегодня глобальный сервис на платформе искусственного интеллекта отмечает свой первый юбилей. За этот год он привлек внимание всего мира своими широкими возможностями: написание кода, создание текстов, возможности перевода, получения точных ответов, использование контекста диалога для ответов и т. п.

В банковской, страховой, юридической, кадровой и административной сферах, консалтинге, маркетинге, СМИ и многих других отраслях генеративный ИИ стал настоящим «суперпомощником». Значительную пользу сервис принес и российским кредитным организациям. О том, что дал ChatGPT Росбанку, журналу «ПЛАС» подробно рассказал Максим Травин, директор департамента централизованного управления данными Росбанка.

Анна Ковтун

Как выглядит ChatGPT глазами Сбера, в этом номере анализирует Анна Ковтун, маркетолог, эксперт по маркетплейсам и федеральный спикер Сбербанка. Следует отметить, что на сегодняшний день Сбер является фактически единственным участником российского рынка, которому по плечу инвестиции в разработку больших языковых моделей (LLM). На этом фоне искусственный интеллект становится сегодня еще одним фактором, дифференцирующим российский банковский рынок.

При этом специалисты отмечают, что автоматизация, связанная с генеративным ИИ, может поставить под угрозу миллионы рабочих мест по всему миру. Согласно выводам Пенсильванского университета, 8 из 10 американских наемных работников, особенно «белых воротничков», в обозримом будущем могут стать свидетелями того, что по крайней мере 10% их задач будут заменены генеративным ИИ, в то время как 20% работников увидят, что половина их задач будет выполняться с помощью таких инструментов, как ChatGPT.

СПб Биржа: «Слухи о моем банкротстве сильно преувеличены»?

Сообщения о том, что Санкт-Петербургская биржа подала на банкротство, оказались настоящим громом среди хмурого ноябрьского неба, особенно учитывая то обстоятельство, что она была одной из последних в РФ структур, торговавших зарубежными ценными бумагами. Да, почти сразу последовали официальные опровержения, а подача в суд заявления о банкротстве была названа самой торговой площадкой подложной. Более того, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ РФ Михаил Мамута даже заявил, что ситуация требует расследования правоохранительными органами и Банка России, поскольку выглядит как попытка манипулирования рынком.

spbb.webp
Евгений Сердюков. Фото: скриншот видео ПАО СПБ Биржа/VK

В свою очередь генеральный директор биржи Евгений Сердюков подчеркнул, что ликвидация или банкротство не входят в ее планы, более того, площадка готовит к запуску несколько новых проектов в начале 2024 года.

Несмотря на это, у многих наших экспертов возникает ощущение, что сейчас люди видят очень много самых разнообразных крахов, связанных с теми или иными активами, про которые им многие годы внушали, что они являются надежными инструментами инвестиций. И сегодня обыватель психологически все меньше готов доверять всему, что могут внезапно «заморозить», «отключить» или просто «не отдать» под тем или иным предлогом. И активно продвигаемые сегодня ЦФА, скорее всего, не выглядят исключением на этом фоне. Неквалифицированные инвесторы, скорее всего, продолжат искать нечто «осязаемое» для своих скромных средств, нечто такое, что можно «прийти и увидеть» в любой день.

Эти и другие актуальные вопросы будут обсуждаться на ПЛАС-Форумах наступающего 2024 года! Приглашаем присоединиться к нашей программе масштабных международных мероприятий, регистрация и прием заявок от Спикеров, Спонсоров и Партнеров уже открыты!


PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube