Журнал ПЛАС » Архив » 2021 » Журнал ПЛАС №8 »

Телефонное мошенничество — у «них» и у нас. Два подхода к противодействию

С 1 ноября Банк России приглашает физических и юридических лиц принять участие в опросе о безопасности финансовых услуг, предоставляемых банками и страховыми компаниями. Мария Красенкова, независимый эксперт и ведущая авторской колонки, сравнивает ситуацию с телефонным мошенничеством в РФ и на таком развитом рынке платежей, как Великобритания.

Действительно, тема защиты данных и накоплений граждан на фоне пандемии приобрела особую актуальность во всем мире. По данным Ofcom (Office of Communications — агентство, регулирующее в Великобритании работу теле- и радиокомпаний, а также почтовой службы), в течение лета 2021 года в Соединенном Королевстве мошеннические звонки и сообщения были направлены 45 млн человек.

Около 60% людей старше 75 лет сообщали о подозрительном звонке на свой стационарный телефон за три месяца. А три четверти молодых людей в возрасте от 16 до 34 лет получали SMS-сообщения от злоумышленников, покушавшихся на их персональные данные либо денежные средства.

Именно поэтому на фоне рекордного 24%-го роста киберпреступлений за время пандемии британский министр внутренних дел Прити Пател (Priti Patel) объявила о возобновлении с 21 октября работы Совместной целевой группы по борьбе с фродом.

В состав группы вошли представители частного сектора, регуляторов, правоохранительных органов и представители потерпевших. К первому заседанию возобновленной целевой группы большинством крупнейших игроков розничного банковского бизнеса, телекома, а также бухгалтерского бизнеса были согласованы три новых документа о борьбе с мошенничеством, обязывающих участников сотрудничать с правительством в рамках проработки новых инициатив в области кибербезопасности для защиты населения.

Новые инициативы включают в себя:

  • пилотную систему прямого дебетования, которая добавит дополнительный шаг в процесс банковской авторизации при покупке новых телекоммуникационных контрактов;
  • план кросс- секторального изменения информации клиентов, чьи данные были скомпрометированы;
  • использование новых технологий для борьбы с мошеннической практикой «смишинга».

Также по требованию регулятора (уже упомянутого Ofcom) британские сотовые операторы теперь должны будут автоматически блокировать звонки из-за рубежа, по которым номер подменяется так, как будто бы они поступают с территории Соединенного Королевства, в рамках усилий по борьбе с ростом мошеннических операций, совершаемых из-за границы.

В России телефонное мошенничество с использованием методов социальной инженерии, как известно, также набирает обороты. По статистике МВД, за семь месяцев 2021 года произошло почти 320 тыс. киберпреступлений. Это на 16% больше, чем за тот же период в 2020 году. При этом надо помнить, что речь идет только об официальной статистике, в то время как данные преступления носят ярко выраженный латентный характер. Около 127 тыс. преступлений совершены с использованием мобильной связи, 104 тыс. — с применением платежных карт.

А по оценке зампреда правления Сбербанка Станислава Кузнецова, ежемесячно телефонные мошенники крадут 3,5–5 млрд руб.

Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных