Планирование и формирование инфраструктуры Открытых API, а также другие актуальные вопросы, связанные с этой темой, обсудили в ходе Международного ПЛАС-Форума «Платежный бизнес и денежное обращение». Модератором дискуссии «Открытые API, настоящее и будущее» выступил Дмитрий Ищенко, заместитель генерального директора, Ассоциация ФинТех (Россия).
В ходе обсуждения, участники диалога, коснулись таких тем, как:
· Цифровая трансформация банковского сектора. Реальный шаг – Открытые API
· 2026 год – год внедрения обязательных стандартов уже близок. Какие бизнес-кейсы и сервисы (включая платежные) нужны финансовому рынку и клиентам? Какие сервисы уже пилотируются?
· Первый этап – обмен между крупнейшими финансовыми организациями. Законодательная обвязка
· Как это будет работать. Инфраструктура, платформа согласий и Оператор среды
· От Открытого банкинга к Открытым данным. Возможно ли и когда? Как в проект будут входить нефинансовые организации?
· Мапиус – платформа централизованного управления жизненным циклом АРІЭта платформа предоставляет инструменты разработки АРІ, тестирования, управления публикациями АРІ, подключением к API, контроля и анализа интеграций. Мапиус помогает централизованно управлять интеграциями API, обеспечивая высокую производительность и безопасность, а также предоставляет портал разработчика OpenAPI для партнеров.
Спикеры сессии:
· Анастасия Каючкина, директор по развитию Открытых данных и экосистем, Ассоциация ФинТех (Россия)
· Александр Крайник, генеральный директор, финансовый маркетплейс Сравни
· Татьяна Скворцова, директор департамента развития технологий цифровой идентификации, Министерство цифрового развития
· Иван Паткин, вице-президент, директор департамента электронного бизнеса малого и среднего предпринимательства, Банк ПСБ
· Алина Фатихова, начальник Центра развития государственных цифровых инициатив, Газпромбанк
· Александр Нестеров, исполнительный директор дивизиона СберБанк Онлайн, Сбер
· Вячеслав Яхин, директор по цифровым сервисам Билайн
· Игорь Бессчастный, заместитель начальника управления развития технологических платформенных решений Банк ВТБ
В ходе диалога, Анастасия Каючкина (АФТ) рассказала о совместной работе с участниками рынка и ЦБ РФ на площадке АФТ по планированию и пилотированию стандартов OpenAPI. Так, на стороне Минцифры в 2025 году реализуется платформа коммерческих согласий (ПКС). На 2026 год запланированы такие проекты, как адаптер для информационного взаимодействия в среде Открытых API и единые сервисные компоненты для управления сертификатами участников. Самым сложным по мнению спикера является планирование и формирование инфраструктуры Открытых API, которая нужна, чтобы облегчить интеграцию между участниками.
На Международном ПЛАС-Форуме «Платежный бизнес и денежное обращение 2025» Игорь Бессчестный (ВТБ) отметил, что развитие открытого банкинга и открытых финансов в России связано не только с технологическими вызовами, но и с необходимостью повышения осведомленности населения. По его словам, исследование ВТБ показало: уровень информированности граждан об открытом банке остается крайне низким, что создает риски мошенничества и требует активной разъяснительной кампании.
«Очень важно, чтобы не только банки и регуляторы обсуждали эту тему внутри профессионального сообщества, но и клиенты понимали, что несут открытые финансы, какие преимущества и какие риски связаны с их использованием», — подчеркнул спикер.
Игорь Бессчестный добавил, что в ходе внедрения открытых финансов банки несут значительные затраты на инфраструктуру и информационную безопасность. По его словам, ВТБ уже реализовал поддержку ГОСТ на шлюзах и готовится к испытаниям совместно с ФСБ.
Александр Нестеров (СберБанк Онлайн) отметил, что работа с открытым банкингом и открытыми финансами связана с масштабными вызовами для банков. По его словам, важно не только создавать техническую инфраструктуру, но и обеспечивать информационную безопасность, а также объяснять клиентам, какие возможности и риски несут новые сервисы.
Спикер подчеркнул, что для интеграции открытых финансов банкам приходится перерабатывать API, адаптировать их для взаимодействия с внешними поставщиками и партнёрами, а также выстраивать дополнительные уровни инфраструктуры для работы с разными сегментами клиентов. Это требует значительных финансовых вложений и организационных усилий.
Вместе с тем Ассоциация финтех уже подготовила готовые решения для тех компаний, которые не могут самостоятельно реализовать масштабные проекты, что позволит ускорить развитие отрасли.
Вячеслав Яхин (Билайн) рассказал о процессе обмена данными с корпоративными клиентами, что выражается в реальной ценности, когда сервис можно монетизировать благодаря улучшению инфраструктуры обслуживания.
Игорь Паткин (ПСБ) рассказал о результатах пилота по внедрению открытого обмена данными совместно с банком «Точка». По его словам, до запуска сервиса клиентам приходилось самостоятельно загружать выписки из интернет-банка, что усложняло процесс. После внедрения API появилась возможность передавать данные автоматически, что позволило сократить время заполнения заявки на кредит примерно на 30%. Спикер отметил, что новый механизм не только улучшил клиентский опыт, но и повысил достоверность предоставляемых данных.
«Мы видим снижение проблемных кейсов, потому что информация поступает напрямую из банка, и злоумышленники не могут подменить выписки. По итогам пилота было получено от 35 до 40 тыс. согласий на передачу данных», — подчеркнул Игорь Паткин.
Фото: ПЛАС