Участники сессии «Национальные онлайн-платформы в эпоху цифровой трансформации: глобальные вызовы и перспективы» ПМЭФ 2025 обсудили роль отечественных цифровых сервисов в укреплении цифрового суверенитета, развитии инфраструктуры и экспорте технологий.
Россия активно продвигает собственные цифровые решения — от социальных сетей до платежных систем, формируя экосистему, способную конкурировать с иностранными платформами. Как отметили участники сессии, внутренние игроки, такие как VK, демонстрируют устойчивый рост и позитивные изменения в пользовательском восприятии.
По словам старшего вице-президента по медиастратегии и развитию сервисов VK Степана Ковальчука, отечественные платформы испытывают новую волну доверия и интереса. Сейчас абсолютно другое настроение у людей — и у пользователей, и у инвесторов. Мы видим, что люди возвращаются в наши сервисы, отметил он.
Отмечен и рост телевизионного потребления на цифровых площадках. Светлана Баланова, генеральный директор АО «Национальная медиа группа», рассказала, что уже до 30% потребления видео в онлайн-среде приходится на прямой эфир телеканалов.
Важным трендом стал переход к модели экспансии с полной постоплатой. Заместитель министра цифрового развития Сергей Кучушев отметил, что российские компании готовы выходить на международные рынки с инновационными условиями сотрудничества.
При этом развитие сопровождается растущей нагрузкой на инфраструктуру. 70% трафика в сетях — это контент цифровых платформ: видео, аудио, текст. Этот объем ежегодно растет, — подчеркнул Сергей Анохин, глава ПАО «ВымпелКом».
Особое внимание участники уделили вопросу локализации данных. Депутат Госдумы Антон Немкин напомнил о необходимости хранения и обработки информации внутри страны, особенно в контексте открытых медиа. Локализация данных — обязательное условие цифровой независимости, уверен спикер.
Генеральный директор «Газпром-Медиа Холдинга» Александр Жаров добавил, что Россия движется к созданию собственного искусственного интеллекта. Он будет задумчивым и с национальным характером, пообещал он.
Однако, несмотря на очевидный прогресс, остаются и сложности. Среди них — конкуренция с международными игроками, необходимость развития технологий и инфраструктуры, а также формирование доверия к отечественным платформам. Артемий Лебедев, основатель одноименной студии, отметил, что в России есть все — от маркетплейсов до мессенджеров, но этого недостаточно и нужно двигаться дальше.
Среди решений, обсуждавшихся на сессии, — развитие сети цифровых атташе, уже представленных в 24 странах, расширение сети доставки контента с использованием GPU-серверов, поддержка экспорта ИТ-решений и формирование прозрачной среды для верификации информации через лицензированные СМИ.
Фото: ПЛАС