28.05.2025, 10:17
Количество просмотров 534

На 5-м Международном ПЛАС-Форуме Digital Uzbekistan обсудили основные тренды цифровизации финансовой сферы на ближайшие пять лет

28 мая 2025 года в ташкентском International Hotel стартовал двухдневный Международный ПЛАС-Форум. Digital Uzbekistan проходит в этом году в столице Узбекистана уже в пятый раз. И как обычно собирает ключевых участников рынков стран Центральной Азии и ЕАЭС, а также экспертов мирового уровня.
На 5-м Международном ПЛАС-Форуме Digital Uzbekistan обсудили основные тренды цифровизации финансовой сферы на ближайшие пять лет

По традиции, открывая Международный ПЛАС-Форум Digital Uzbekistan, к участникам мероприятия с приветственной речью обратился председатель Оргкомитета Александр Гризов. Он отметил, что мероприятие происходит при поддержке ключевых регуляторов страны – Национального Агентства перспективных проектов и Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан. ПЛАС-Форум позволяет консолидировать усилия при масштабировании сервисов и услуг, а также способствует расширению коммуникаций на международном рынке. В работе Форума принимают участие лидеры, новаторы и эксперты цифровой трансформации: GovTech, рег.теха, финтеха и банкинга, готовые обсудить ключевые вопросы цифрового будущего Республики Узбекистан и всего региона Центральной Азии. Поэтому 5-й Международный ПЛАС-Форум Digital Uzbekistan, безусловно, станет очередным масштабным межотраслевым мероприятием, которое позволит глубже понять проблемы, которые существуют на рынке; участники смогут поделиться лучшими практиками, чтобы найти наиболее эффективные решения самых актуальных задач.

Открывая рабочую программу конференции, с приветственным словом к аудитории обратился сопредседатель Оргкомитета ПЛАС-Форума Константин Гризов. Он подчеркнул значимость Форума как уникальной площадки для делового общения и обсуждения актуальных вопросов развития рынка.

«ПЛАС-Форум уже в пятый раз проходит в прекрасном городе Ташкенте. Узбекистан стал не только гостеприимной площадкой, но и важной частью международного финтех-диалога», — отметил Константин Гризов.

В этом году Digital Uzbekistan демонстрирует рекордные масштабы: более 2 000 делегатов, свыше 150 спикеров и более 100 экспонентов в выставочной части. Участие в форуме принимают представители 36 стран, среди которых: Германия, Китай, Сингапур, Турция, Франция, США и другие.

Константин Гризов поблагодарил партнеров мероприятия, включая титульного спонсора — международную платежную систему Mastercard, стратегического спонсора Octobank, национального спонсора Humo, главного спонсора BS/2 и партнера по связи — компанию Ucell.

Также Константин Гризов объявил о расширении географии ПЛАС-Форума: осенью 2025 года в Ереване пройдет новый международный форум FinnoWay Armenia, который будет проведен совместно с Центральным банком Армении и национальным процессинговым центром Arca. Мероприятие намечено на 11–12 ноября 2025 года.

Завершая свое выступление, Константин Гризов пожелал участникам Digital Uzbekistan-2025 продуктивной работы.

Далее, к участникам с приветственным словом обратился Вячеслав Пак, первый заместитель директора Национального агентства перспективных проектов (НАПП). Он отметил, что проведение форума в Ташкенте стало доброй традицией, объединяющей представителей государства и бизнеса для открытого и продуктивного диалога. Это место, где не только обсуждают тренды, но и рождаются реальные инициативы, находят союзников и запускают проекты. Вячеслав Пак выразил признательность организаторам и партнерам форума и подчеркнул важность подобных мероприятий на фоне масштабных реформ, которые сейчас активно проводятся в сфере IT в Узбекистане. По его словам, регулярные встречи представителей частного и государственного сектора позволяют своевременно реагировать на вызовы, трансформировать финансовую сферу и интегрироваться в международную систему. Особое внимание в этом году уделяется таким темам, как применение искусственного интеллекта в финансовых сервисах, развитие исламских финансов и противодействие кибермошенничеству.

В свою очередь, генеральный менеджер Mastercard в Узбекистане Денис Филиппов поблагодарил организаторов за возможность выступить на столь значимом мероприятии и отметил, что это первое участие Mastercard именно в банковском форуме DU.

«Для нашей компании Узбекистан является приоритетным регионом в глобальном масштабе, и мы с большим интересом следим за развитием финтеха в стране», - заявил представитель Mastercard.

Денис Филиппов подчеркнул, что за последние два года в регионе наблюдается качественный рост — усиливается квалификация кадров, появляются новые продукты и цифровые решения, укрепляется инфраструктура кибербезопасности. Представители Mastercard в рамках форума поделятся экспертным мнением и своими разработками, призванными укрепить финансовую устойчивость и цифровую трансформацию региона.

Модератором первой сессии «Цифровизация – глобальный тренд современного государства и банковского бизнеса» выступил генеральный директор DPP Partners; экс-Председатель Правления Банка Хоум Кредит, Дмитрий Пешнев-Подольский, который отметил, что сегодня цифровизация – это не просто технологическая повестка, а залог успеха, основа конкурентоспособности экономики и устойчивости финансового сектора.

Вице-президент по Customer Solutions в странах Восточной Европы и Центральной Азии, Mastercard, Рафал Трэпка рассказывая об основных трендах отрасли на ближайшие пять лет отметил, что в современном государстве и банковском бизнесе цифровизация – это основное направление. Далее спикер представил 7 глобальных трендов в сфере платежных технологий:

Первым из трендов платежной индустрии эксперт назвал операционную совместимость в мировом масштабе, необходимую в сегменте электронной коммерции и трансграничных транзакций.

Второй тренд – единая идентификация для различных сервисов.

Третий – новая роль экосистем как единых центров управления.

Четвертый – все более глубокая персонификация финансовых услуг, в том числе, за счет использования ИИ.

Пятый – встроенные финансы, включая BNPL-сервисы.

Еще один – проактивная безопасность, включая использование прогнозирующих, самообучающихся систем на базе ИИ для противодействия преступникам.

И, наконец, последний из названных спикером трендов – это межотраслевые партнерства в рамках экосистем, в том числе - банков с финтех-структурами.

Манприт Сингх, президент Индийской палаты международного бизнеса (ICIB), в своем выступлении отметил, что Индия является мировым лидером в области цифровых финансов и технологических решений.

«Индия — это не просто участник, а один из лидеров глобальной и цифровой финтех-революции. Мы создали экосистему с миллиардами интернет-пользователей и более 140 компаниями-единорогами, работающими в таких отраслях, как финансы, здравоохранение, образование и агротехнологии», - сказал он.

По словам Сингха, ICIB играет роль моста между Индией и странами Центральной Азии, помогая индийским инновациям выходить на международные рынки и укрепляя связи между государственными и частными структурами. Спикер подчеркнул значимость академического и образовательного сотрудничества, которое обеспечивает устойчивую подготовку кадров для цифровой экономики.

Отдельное внимание Сингх уделил ключевым факторам успеха цифровизации в Индии: государственная поддержка, широкое покрытие интернета, низкая стоимость мобильных данных, доступ к цифровым сервисам и развитие цифровой идентификации. Индийский экспорт IT-услуг уже достиг 194 млрд долларов, а правительство инвестирует в локальное производство электроники и полупроводников.

Манприт Сингх также обозначил ряд направлений для совместных инициатив с Узбекистаном: развитие цифровых ID-систем, внедрение платежных решений, обеспечение доступного интернета в сельских районах, запуск инновационных лабораторий для стартапов и программ по обучению молодежи.

В свою очередь, Жатиндер Ханду, CEO Unified Fintech Forum, продолжил тему, представив доклад о развитии финтеха и цифрового кредитования в Индии. Он подчеркнул, что финтех-рынок страны стремительно растет: «Мы ожидаем, что к 2030 году он превысит $2 трлн. У нас уже более 10 тысяч финтех-стартапов, и число постоянно увеличивается».

Одними из ключевых драйверов он назвал молодое население, массовое проникновение смартфонов, доступные технологические решения и активное участие государства в построении цифровой инфраструктуры. Он отметил, что Индия по уровню развития финтеха стоит наравне с Китаем, а количество пользователей и объем транзакций поражают масштабами: «Только в апреле 2025 года в рамках системы UPI (Unified Payments Interface) было проведено 17,8 млрд транзакций на сумму 23 трлн рупий».

Ханду подчеркнул, что Индия готова делиться своими наработками с партнерами в Центральной Азии. Среди возможных направлений сотрудничества он выделил цифровое кредитование, интеграцию финтех-решений в банковскую сферу, развитие платформ для удаленного образования и запуск совместных проектов в рамках цифровой общественной инфраструктуры.

Давид Нагапетян, член Совета Центрального Банка Республики Армения, отметил, что существуют три основных стейкхолдера текущих реформ, связанных с цифровизацией – население, государство и частный бизнес. Также спикер сообщил, что в Армении было создано агентство информационных систем, отвечающее за поддержку и развитие цифровой инфраструктуры республики. И рассказал о возможностях национальной идентификационной платформы YesEM, где государственные услуги представлены в едином формате и в рамках единой логики.

Ольга Амангельдыева, директор департамента стратегического развития бизнеса, Национальный межбанковский процессинговый центр Узбекистана (национальная платежная система HUMO), рассказала о том, как региональные платежные системы – это не просто удобный сервис для перевода денег, а инструмент усиления экономического суверенитета страны. От платежной инфраструктуры напрямую зависят:

·        Устойчивая работа финансовых институтов

·        Экономическая безопасность государства

·        Независимость от внешнеполитических рисков и санкций

·        Возможность проведения расчетов на своих условиях

Таким образом Узбекистан не просто заявил о цифровом суверенитете, но и начал его реализовывать на практике.

Бинур Жаленов, руководитель цифровой трансформации (CDO) - советник Председателя Национального банка Республики Казахстан, рассказал о перспективах развития Национальной цифровой финансовой инфраструктуры Казахстана.

Национальный банк выстраивает цифровую экосистему, включающую биометрическую идентификацию, централизованные расчетные системы и инструменты для создания инновационных финансовых сервисов. При этом сам регулятор не предоставляет услуги конечным пользователям, а создает технологическую и нормативную систему для участников рынка.

Центральным направлением выступления стало внедрение цифрового тенге. По словам спикера, уже реализованы первые сценарии программируемых государственных выплат: субсидии, целевые переводы, госзакупки и возвраты. Программирование позволяет жестко привязывать выплату средств к событиям и условиям, зафиксированным в государственных базах данных, что исключает нецелевое использование.

Рассказывая о Национальной цифровой финансовой инфраструктуре Казахстана, спикер отметил, что она предназначена, в первую очередь, для осуществления регуляторных и технологических инициатив, которые обеспечивают создание инновационных финансовых сервисов. В числе прочих: цифровая биометрическая идентификация, межбанковские платежные системы, платформа Open API, национальный Антифрод-цент и др.

Дополнительно спикер сообщил о запуске национального карточного свитча, который обеспечивает обработку внутриреспубликанских операций по картам международных платёжных систем (Visa, Mastercard, UnionPay) внутри страны. Это решение позволяет обеспечить цифровой суверенитет без ограничения рыночной конкуренции.

В рамках нового банковского законодательства также готовится внедрение норм, обязывающих банки второго уровня подключаться к ключевым инфраструктурным платформам, а также соблюдать принципы недискриминационного взаимодействия.

«Мы создаем платформу, на которой инновации смогут развиваться в условиях прозрачности, устойчивости и равного доступа для всех участников рынка», — подчеркнул Бинур Жаленов.

Владимир Васильев, управляющий директор, Octobank, посвятил свое выступление ситуации в сегменте трансграничных переводов и инновационным решениям в интернет-эквайринге в разрезе рынка Узбекистана. Согласно приведенным спикером прогнозам объем глобального рынка электронной коммерции достигнет свыше 56 трлн долл. США уже к 2028 году.

Не менее высокими темпами растет и мировой рынок трансграничных переводов. Электронные кошельки, QR-решения и ЦФА становятся все более популярны, наряду с такими локальными платежными технологиями, как KYS и т. п. При этом ключевыми трендами рынка являются локализация, мультивалютность, слияние электронной коммерции и финтеха и усиление регулирования.

Через традиционные каналы денежных переводов в 2024 году в Узбекистан поступило 8,6 млрд долл. США, рост по сравнению с предыдущим годом составил 14%, при этом в сегменте P2P- переводов темпы роста превысили 50%.

По данным эксперта, не менее стремительное развитие демонстрирует и рынок электронной коммерции Узбекистана.

Заместитель председателя правления Halyk Bank Нариман Мукушев, рассказал о трансформации традиционного банка в цифровую экосистему и озвучил основные достижения одного из крупнейших банков Казахстана. Halyk Bank занимает лидирующие позиции в стране по активам, займам и депозитам. Кредитование реального сектора экономики составляет 53% от общего объема по Казахстану. За последние 5 лет кредитный портфель банка вырос в 2,5 раза.

Банк активно работает с юридическими лицами: 93% компаний уже полностью оформляют кредиты онлайн.

Приложение для физических лиц Halyk Super App обработало $31,5 млрд транзакций в 2024 году, а приложение для бизнеса Online Bank — $244 млрд. Банк также внедряет инновационные решения: FacePay для оплаты по лицу, цифровые сервисы для автовладельцев, а также собственную платформу госуслуг, через которую только за первые 5 месяцев года было получено 11 млн цифровых услуг.

Следующие спикеры особое внимание уделили вопросам защиты прав потребителей в условиях стремительной цифровизации финансового сектора, а также обсудили пути повышения прозрачности финансовых рынков, усиления доверия клиентов и приведения национального регулирования в соответствие с международными стандартами.

Эльмурат Хаитметов, начальник Управления защиты прав потребителей Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан, подчеркнул, что в сфере финансовых услуг сохраняется острое внимание к обращениям граждан.

«Наша практика показывает, что потребители чаще обращаются не к поставщикам услуг, а напрямую в надзорные органы», - отметил он.

По его словам, Комитет инициировал разработку стандартов защиты прав потребителей финансовых услуг, основанных на лучших международных практиках. В ближайшее время предполагается апробация этих стандартов на пилотной основе в ряде банков Узбекистана. Ожидается, что это позволит улучшить качество работы с жалобами и повысить прозрачность взаимодействия между потребителями и поставщиками услуг.

Лия Граубергер, руководитель направления «Защита прав потребителей и конкуренция» в German Sparkassenstiftung for International Cooperation, в своем выступлении представила подробную информацию о добровольном кодексе по защите прав потребителей финансовых услуг.

Этот кодекс не является обязательным нормативным документом, но его внедрение может стать важным шагом на пути к более эффективному регулированию. Международная практика показывает, что именно добровольные стандарты зачастую работают лучше всего, особенно при правильной настройке механизмов мониторинга и обратной связи, подчекрнула эксперт.

Она отметила, что основа предлагаемого подхода — прозрачность, надежность и контроль за соблюдением. Такие инициативы уже успешно применяются в Великобритании, Японии, Сингапуре и Гонконге, и могут стать важным инструментом для укрепления доверия к финансовой системе Узбекистана.

Особое значение эти усилия приобретают в контексте цифровизации. Новые финансовые технологии требуют гибкого, но ответственного подхода к регулированию. Кроме того, защита прав потребителей становится важным элементом ESG-повестки, по которой международные инвесторы и доноры все чаще оценивают финансовые учреждения.

В ходе сессии неоднократно отмечалось, что в настоящий момент регион Центральной Азии – это она из наиболее перспективных площадок для бизнеса. Так, в Узбекистане наблюдается значительный рост интереса к цифровым финансовым решениям, среди которых – активное внедрение мобильных банковских приложений и QR-платежей, появление BNPL-сервисов.

Поэтому одна из основных задач ПЛАС-Форума Digital Uzbekistan – эффективное построение цифровой трансформации государственной инфраструктуры, придание дополнительного импульса развитию экономики Республики Узбекистан, поддержка международного сотрудничества и развития новых перспективных масштабных проектов.

 

Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ