
Широкие перспективы концепции BaaS на финансовом рынке Узбекистана

Модератором выступил Бехзод Ботиров, финтех-эксперт, совладелец и член Наблюдательного совета PayWay.
Алибек Есов, директор по развитию консалтинга, Mastercard, посвятил свое выступление бизнес-моделям "банкинг как сервис" (Banking-as-a-Service, BaaS) или "финтех как сервис" (Fintech-as-a-Service, FaaS). Спикер рассмотрел их роли и востребованность на финансовом рынке, выделив три этапа реализации: "встроенные финансы", "white lable" и "необанк". Как отметил Алибек Есов, на рынке Узбекистана эти модели имеют сегодня самые широкие перспективы.
Также эксперт назвал основные критерии для выбора банком или финтех-структурой партнера в рамках моделей BaaS или FaaS.
Михаил Хомутов, начальник управления Open Banking компании Казпочта, выступил с презентацией на тему «BaaS — настоящее и будущее». Он напомнил, что модель BaaS (Banking-as-a-Service) представляет собой облачный сервис, предоставляющий доступ к банковским продуктам и операциям через API. Спикер выделил два ключевых типа продуктов: управление партнерскими банковскими сервисами и агентское привлечение. Это так называемые B2B2C-решения, где банковские инструменты встраиваются в экосистемы партнеров.
Тему трансформации продолжил Павел Бутенко, эксперт в сфере цифровой трансформации (экс-СОГАЗ, Aviva, Intouch). В докладе «Цифровое страхование. Как заработать на проактивном управлении поведения клиента и сервисной модели» он обозначил текущее окно возможностей: «Сейчас — лучшее время для запуска страховой компании». Рынок в Узбекистане растет, сохраняет высокую рентабельность и остается менее насыщенным, чем зрелые рынки. По его словам, основа успеха — клиентская база и способность управлять поведением пользователя. Модель проактивного страхования способна приносить до 30–40% маржинальности, ориентируясь не на разовые продажи, а на долгосрочное взаимодействие и встраивание услуг в повседневную жизнь клиента. «Будущее — за humanless подходом, человекоцентричностью и встроенным страхованием», — отметил он.
Дмитрий Завиша, директор по стратегии и продукту, сервис лояльности "Апельсин", поделился своим видением нового подхода к лояльности, рассмотрев ключевые драйверы для вовлечения в финсервисы. По его словам, лояльность выступает сегодня объединяющим сервисным элементом. Лояльность обеспечивает эмоциональное вовлечение клиента в банковские продукты и сервисы.
При этом с повышением уровня финграмотности клиента и ростом продуктовой инфляции участники рынка наблюдают затруднения в повышении уровня лояльности клиентской базы. Так, они все чаще сталкиваются с программами лояльности, дальнейшее развитие которых уже невозможно. При этом очевидный потенциал роста в виде аудитории детей и подростков пока остается практически невостребованным.
Необычную перспективу роста цифровой экономики обозначил Евгений Ли, исполнительный директор Ассоциации киберспорта Узбекистана. По его словам, призовые фонды в киберспортивных турнирах — не просто мотивация, а часть устойчивой и прибыльной индустрии. «Мировой рынок видеоигр в 2024 году оценивается в 110 млрд долларов США, что соответствует росту на 25–35% по сравнению с 2023 годом», — рассказал Ли. Он отметил, что Центральная Азия обладает высоким потенциалом: уже в 2025 году регион может достичь объема в 1,13 млрд долларов.
Завершая сессию, Бонджун (Бретт) Канг, руководитель направления, Корейская корпорация страхования депозитов, рассказал о Системе возврата ошибочно перечисленных средств в Корее.
Особое внимание он уделил созданию в Корее цифровой инфраструктуры. Так, Корея первой в мире запустила систему моментальных (быстрых) платежей, что позволило серьезно оздоровить конкуренцию на рынке. В 2023 году 81% житлей Кореи пользовались услугами онлайн-банкинга.
Обратная сторона медали - рост количества мошенничеств и ошибок при денежных переводах. Что делать, если получатель ошибочного перевода (средний размер - 740 долл. США) не выходит на связь? Оставалось лишь обращаться в суд. На этом фоне был разработан сервис, позволяющий вернуть такие переводы за небольшую комиссию без обращения в суд. В 2021 году этот сервис трансформировался в полноценную систему возврата ошибочно перечисленных средств (The System to Support the Recovery of Misdirected Wire Transfers in Korea). В редких случаях, когда возврат средст таким путем оказывается невозможен, компания сама обращается в суд.
Завершило сессию выступление Диаса Саветканова, CEO, Kazakhstan Fintech Network, посвященное перспективам дальнейшей цифровизации.