10.05.2023, 10:39
Количество просмотров 3306

Цифровой суверенитет в финансовом секторе: проблемы и решения

Своим видением о том, каким образом проблематика цифрового суверенитета отражается на финансовом секторе и какие пути решения уже найдены, делится генеральный директор SoftWell Анатолий Карпов.
Цифровой суверенитет в финансовом секторе: проблемы и решения

Введение недружественными странами ограничений на передачу российским финансовым компаниям аппаратных и технологических решений стало новым инструментом внешнеполитического давления на Россию. При этом понятие защиты государственного суверенитета, традиционно воспринимаемого в масштабах политической самостоятельности и географических границ государства, дополнилось новым периметром ­­– защитой цифрового суверенитета страны.

До прошлого года мы все находились в расслабленном состоянии по отношению к разработкам отечественного программного обеспечения для финансового сектора. Предыдущие тридцать лет приучили финансовые компании использовать готовые иностранные решения, а их менеджмент с неохотой воспринимал российские проекты. В лучшем случае российским IT-компаниям доверялось локализовать используемое зарубежное ПО под потребности конкретного заказчика.

Особенности российского бухгалтерского учета не позволяли банкам использовать западные аналоги автоматизированных банковских систем в основной операционной деятельности. Однако многое из того, что касалось поддержки расширенного клиентского сервиса, например, брокерской деятельности или обслуживания банковских карт, оказалось под ударом зарубежных санкций.

В один момент данные сервисы были в одностороннем порядке отключены. А программное обеспечение, которым участники финансового рынка активно пользовались последние 30 лет, стало неработоспособным.

Реакция участников финансового сектора

Состояние игроков финансового рынка можно описать как шок ― по аналогии с человеком, забывшим дома свой мобильный гаджет. Нет привычной возможности узнать последние новости, расплатиться за покупки, совершить звонок или принять критически важное сообщение. Год назад наши бывшие партнеры использовали недостаточный уровень цифрового суверенитета России, чтобы продемонстрировать высокую степень зависимости отечественных финансовых компаний от иностранных разработок.

Приведем простой пример. Под санкционный удар попал Национальный клиринговый центр (НКЦ), системно значимая инфраструктурная организация российского финансового рынка, входящая в группу «Московская биржа». НКЦ играет важную роль в обеспечении стабильности российской финансовой системы и управлении рисками отрасли, поскольку гарантирует выполнение обязательств сторон.

На НКЦ возложены функции клирингового центра и центрального контрагента, он выступает посредником между сторонами при совершении сделок на рынке стандартизированных производных финансовых инструментов (СПФИ). Для участников торгов НКЦ может одновременно играть роли продавца и покупателя актива.

Подобный дуализм требует от НКЦ как центрального контрагента и контролера финансовых потоков системного подхода к расчету и управлению рисками, в частности, предотвращение убытков, которые может понести отрасль в результате возможного дефолта одного из участников торгов.

Синергия финансовых компаний и IT-сектора

Никто не ставит под сомнение потенциальные возможности коммерческих банков, которые могут создать самописный продукт, допустим, некий кредитный конвейер. Однако, объем текущих задач по импортозамещению, который «свалился» на IT-департаменты, оказался колоссальным. Например, в условиях санкций банки лишились вендорской поддержки. Это значит, что в закупках ПО, необходимого оборудования, в сервисном обслуживании и ремонте они могут рассчитывать только на свои силы.

В условиях тотального дефицита времени речь о своевременной разработке альтернативных программных решений, причем собственными силами, может идти с большой натяжкой. Как раз на этом этапе на помощь банкам могут прийти поставщики отечественных IT-решений.

Сегодня подобные проекты могут быть делегированы сторонним IT-компаниями, которые будут выступать в роли демпфера, снимающего часть многократно возросшей нагрузки с IT-структур банка. Тем более, что у такого подхода есть несколько явных преимуществ.

  • Во-первых, не все коммерческие банки имеют свой штат квалифицированных специалистов, на которых было бы возможно возложить подобную задачу.
  • Во-вторых, продукты независимых IT-компаний хороши тем, что они впитывают в себя экспертизу многих практикующих банкиров и биржевых трейдеров. Следовательно, чем больше охват, тем глубже знание реальных потребностей конечного потребителя, тем более дружественный интерфейс и полезная функциональность у программных решений.

Помимо этого, использование разработок сторонней IT-компаний позволит финансовой организации сохранить свою цифровую независимость уже на российском рынке. В противном случае, существует вероятность негативного влияния со стороны команды собственных разработчиков, которые могут начать диктовать свои условия или уйти к конкурентам.

Практика защиты цифрового суверенитета в финансовом секторе

Прошедший год показал меньшую настороженность финансового сектора к восприятию и применению на практике российских IT-разработок, а также востребованность накопленных знаний и профессиональной экспертизы.

Ранее практически вся биржевая деятельность, а также деятельность финансовых компаний на внебиржевом рынке России синхронизировалась с данными сервисов Bloomberg и Refinitiv — глобальных поставщиков информации об инфраструктуре финансовых рынков.

После ухода зарубежных терминалов из России временно образовался информационный вакуум. Он был успешно преодолен российскими разработчиками через предложение отечественного аналога, близкого по интерфейсу и функциональности к терминалам Bloomberg и Thomson Reuters Eikon от Refinitiv.

Оказалось, что данные, ранее поставляемые Bloomberg или Refinitiv, были избыточны. А в текущей операционной деятельности большинству российских финансовых компаний абсолютно всё равно, какая учетная ставка сейчас в Бельгии или Перу, или что происходит с индексом потребительских цен в Голландии.

Фактически в информационных системах этого класса оказались наиболее востребованы три сегмента: проведение переговоров и заключение сделок, поставка новостей и котировок.

Поэтому российские разработчики сосредоточились на предоставлении трейдерам самой необходимой информации: о котировках и позициях, расчетах доходности портфеля, информации о финансовых инструментах, а также доступа к новостным лентам «Коммерсанта» и информационного агентства «Интерфакс».

Приятно осознавать, что в борьбе за цифровой суверенитет финансового сектора России, IT-компании находят поддержку в лице как государственных структур, например, программы по субсидированию и снижению ставок налогов со стороны Минцифры, так и независимых объединений.

В этой связи может быть интересен наш опыт сотрудничества с Национальной финансовой ассоциацией (НФА). Изначально она занималась тем, что объединяла участников рынка и формировала документальную базу для проведения расчета индикаторов. При этом сами индексы рассчитывались компанией Refinitiv – она же подразделение информационного агентства Reuters, входящее в группу London Stock Exchange.

Refinitiv была расчетным агентом НФА и источником информации по индикаторам MosPrime Rate, ROISfix, NFEA Swap Rate и RuREPO, которые публиковались на сайте НФА. Данные по котировкам служили официальным основанием для проведения банковских расчетов и оплаты услуг по операциям, например, при заключении сделок на процентный своп или депозит с плавающей ставкой.

На момент прекращения обслуживания со стороны Refinitiv мы буквально за месяц приняли на себя функции расчетного агента НФА. Была создана система сбора котировок, включающая их расчет, очистку, проверку и валидацию. Затем полученные данные оперативно публиковались на сайте НФА и в сервисе RuTerminal. Причем, в отличии от услуг Refinitiv, это было абсолютно некоммерческое соглашение, направленное на поддержку и восстановление нашего рынка.

Куда мы движемся

Проблему цифрового суверенитета в финансовом секторе следует понимать не только как сокращение ландшафта иностранных информационных и процессинговых систем российских компаний, но и как будущий план освоения передовых технологий.

Настоящий цифровой суверенитет – это не латание дыр и не локализация зарубежных решений, а создание и развитие собственных, конкурентоспособных национальных программных продуктов. Синергия участников финансового и IT-рынков гарантирует создание качественных востребованных продуктов, которые создадут основу для стабильного развития финансовой отрасли страны.

Рубрика:
{}Финтех
Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ