18 апреля 2024, 17:45
Количество просмотров 2325

Цифровой рубль. Что ему стоит перенять у своего китайского «коллеги»?

«Мы затратили существенные ресурсы (финансовые, трудовые, временные), чтобы доработать наши информационные системы, интегрировать их в общую систему, и рассчитываем на окупаемость всех наших расходов. Но случится это только при условии, что цифровым рублем будут пользоваться. И здесь бы России очень пригодился опыт Китая», — считает Андрей Варнавский, руководитель Центра финансовых технологий СПАО «Ингосстрах».
Цифровой рубль. Что ему стоит перенять у своего китайского «коллеги»?

В современном мире не существует единой модели цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ) — разные страны, апробируя многообразные технологические решения и подходы, заимствуют друг у друга некоторые элементы. Так, при внедрении цифрового рубля Банк России во многом ориентируется на опыт Китая, но все равно идет собственным путем.

Да, в России впервые на федеральном уровне заговорили о «национальной криптовалюте» в 2016 году, в то время как в КНР с 2014 года Народный банк Китая исследовал и тестировал цифровой юань для расчетов между физлицами. Поэтому логично, что мы перенимаем передовой опыт соседей, но уже сейчас наблюдаются различия в подходах.

В чем же заключаются отличия? Банк России не взаимодействует с конечным пользователем, а подключает коммерческие банки к платформе цифрового рубля, чтобы те, в свою очередь, открывали кошельки для клиентов — физических и юридических лиц. Именно через приложения коммерческих банков клиент получает доступ к цифровой валюте. Народный банк Китая и центральные банки ряда других стран пошли в этом вопросе дальше, открыв доступ к своей платформе финтех-стартапам. По мнению ряда экспертов, это ускоряет распространение технологии, повышает ее удобство и адаптацию, так как коммерческие банки в своих решениях ограничены жестким законодательством.

Другой пример — цифровые юани можно получить преимущественно в обмен на наличные (фиатные) деньги, то есть изначально в обращение они поступают именно взамен наличных. В России используется другая механика: у нас выпуск цифровых рублей происходит через обмен на безналичные рубли. Поэтому в Китае цифровой юань преимущественно заменяет денежную массу (М0, наличные), у нас цифровой рубль в основном заменяет безналичные деньги (М1).

Основные усилия центральных банков всего мира направлены на вовлечение населения в новую форму денежного обращения. Несмотря на все преимущества цифровых валют, доходчиво донести ценность до конечного потребителя пока не получилось ни у одного из регуляторов какой-либо страны мира.

Рассмотрим пример Китая. На первый взгляд, у них все хорошо — открыто свыше 300 млн ЦВЦБ-кошельков для физлиц, а более 2,3 млн предприятий принимают оплату в цифровых юанях. При этом количество находящихся в обращении цифровых юаней составляет сумму, эквивалентную порядка 2,3 млрд долл. США (0,16% от общей денежной массы), что в масштабе всей экономики страны является крайне низким показателем. Почему так происходит? Именно потому, что для населения преимущества цифровой валюты до сих пор не столь очевидны.

В настоящее время РФ находится на этапе пилотирования цифрового рубля, однако рынок уже ждет от Банка России каких-то шагов в реальной популяризации нового средства платежа. Если регулятор не будет проводить такие мероприятия, процесс внедрения цифрового рубля затянется надолго.

Скажем, до сих пор массовый клиент путает понятия «цифровой рубль» и «криптовалюта», хотя общее между ними только то, что в их основе лежит технология распределенного реестра. Многие приписывают цифровым валютам свойства, которыми те не обладают. Например, цифровым валютам не присуща анонимность, так как личный кошелек отрывается регулятором после идентификации. В случае ЦВЦБ мы не можем говорить о неизменности платежа — его можно отменить на стороне пользователя. В этой связи очень важно проводить разъяснительную работу среди населения, повышая его финансовую грамотность.

Согласно дорожной карте внедрения ЦВЦБ, к 2025 году Банк России планирует открыть доступ к цифровому рублю для всех физических лиц, а к 2025–2027 гг. ожидается его массовое внедрение, включая государственные расчеты (операции C2G, G2C, B2G, G2B, офлайн-режим). По итогам этого периода потребителям будут доступны: проведение оплаты в цифровых рублях, переводы цифровых рублей лицам, открывшим цифровой кошелек, возвраты в цифровых рублях и другие операции.

В марте 2024 года Ингосстрах подключил все свои филиалы к тестированию цифрового рубля. Мы первыми в стране обеспечили работу с цифровым рублем почти на всей территории России — теперь новый способ оплаты доступен в 75 регионах, где есть Ингосстрах. Мы затратили существенные ресурсы (финансовые, трудовые, временные), чтобы доработать наши информационные системы, интегрировать их в общую систему, и рассчитываем на окупаемость всех наших расходов. Но случится это только при условии, что цифровым рублем будут пользоваться. И здесь бы России очень пригодился опыт Китая.

В Китае населению бесплатно «раздавали» цифровые юани, проводили розыгрыши, но, главное — зарплату госслужащим выплачивали в цифровых юанях. Как оказалось, последнее — самый надежный способ сделать цифровую валюту популярной.

Если у вас появляется целый пласт потребителей, у которых цифровой валюты много и они должны ее тратить, то для бизнеса это стимул как можно быстрее переходить на работу с ЦВЦБ. Если же мы не реализуем этот сценарий, то люди будут получать деньги в цифровой валюте, конвертировать ее в безналичные деньги и дальше использовать привычным способом. В этом случае смысл цифрового рубля умирает. Придя в магазин или в офис страховой компании, клиент с цифровыми рублями не должен выполнять дополнительные действия, — у него должна быть возможность сразу купить продукт или услугу за цифровой рубль.

В профессиональном сообществе часто можно услышать мнение, что основным бенефициаром внедрения ЦВЦБ является регулятор. В этих словах немало правды. ЦВЦБ позволяет перейти на прямое взаимодействие «центральный банк — конечный потребитель платежа (плательщик/получатель)». То есть цифровая валюта в некоторой степени упраздняет функционал традиционной двухуровневой банковской системы. Сейчас регулятор контролирует расчетные операции через взаимодействие с финансовыми организациями. Внедрение цифрового рубля позволит ему осуществлять прямой контроль за всеми счетами всех хозяйствующих субъектов. Это делает систему ещё еще надежнее: денежные средства хранятся не в коммерческом банке, а в ЦБ. Для пользователей это также ключевое преимущество.

Очевидно также, что введение цифрового рубля приведет к оттоку средств со счетов клиентов в коммерческих банках. По недавней оценке, некоторых участников рынка, отток средств из-за введения цифрового рубля может составить от 2 до 4 трлн рублей в течение трех лет. То есть здесь уже речь идет не о конкуренции между банками, а о конкуренции между банками и Центральным банком.

Между тем, кредитные организации получили уникальный шанс занять долю рынка, который только формируется. Банки, присоединившиеся к пилоту цифрового рубля (в их числе наша «дочка» — Ингосстрах Банк), могут поучаствовать в создании и развитии рынка эквайринга в цифровом рубле. Для этих банков открывается возможность занять новую нишу, которой еще нет в России. И, что немаловажно, уменьшить зависимость бизнеса от глобальных провайдеров платежной инфраструктуры, так как мы полностью перейдем на отечественную инфраструктуру.

Цифровые валюты могут сыграть значительную роль в будущем глобальной торговли. По оценке Федерального резервного банка Нью-Йорка, использование ЦВЦБ в международных расчетах сократит время проведения финансовых операций до 10 секунд (!). В настоящий момент такие расчеты в цифровых валютах в промышленных масштабах не применяются нигде, и точных сроков реализации никто не называет. Теоретически это возможно, но на практике говорить об этом преждевременно. Хотя мир не стоит на месте, и буквально недавно Китай заявил о том, что в 2024 году будет запущен «открытый» этап проекта mBridge, который должен стать первым успешным проектом в мире по использованию ЦВЦБ для международных расчётоврасчетов.

Остается открытым вопрос защищенности цифровых валют. В связи с тем, что цифровой рубль предполагает наличие единой базы и единой системы на стороне Банка России, то, следовательно, контроль и безопасность платежей будут повышаться. Кроме того, доступ к цифровому рублю реализуется через коммерческие банки, у которых есть проверенные антифрод-системы, то есть Банк России косвенно делит ответственность за безопасность операций в цифровом рубле с коммерческими банками.

Внедрение цифровых валют может навсегда решить проблему обналичивания денежных средств. На одном из форумов коллеги шутили, что «обнал в цифровых рублях будет — просто он будет стоить дороже, чем в наличных». Действительно, есть спрос — есть и предложение. Однако если обналичивание денежных средств будет дорожать, то оно потеряет экономический смысл. С этой точки зрения цифровой рубль может оказаться более эффективным механизмом, чем всё все применяемое ранее. Скорее всего, появятся новые схемы обналичивания цифровых рублей, вопрос — сколько такой «обнал» будет стоить и кому при такой цене он будет нужен.

cifr_rubl.webp

Рубрика:
{}Финтех

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube