11.07.2022, 10:44
Количество просмотров 778

Мадина Калимуллина: «Без принятия специального закона эффективное существование исламских финансовых услуг в России под вопросом»

В четверг глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков рассказал, что Госдума уже осенью может принять закон о регулировании исламского банкинга. О том, зачем нужен такой закон, что он даст России и исламским странам, порталу PLUSworld.ru рассказала Мадина Калимуллина, к.э.н., старший научный сотрудник Института права и развития НИУ ВШЭ, исполнительный секретарь Российской ассоциации экспертов по исламским финансам (РАЭИФ).
Мадина Калимуллина: «Без принятия специального закона эффективное существование исламских финансовых услуг в России под вопросом»

— Что тормозит развитие исламских финансов в России?

— Во-первых, отсутствие регулирования подразумевает низкий уровень доверия к рынку. Сам термин «финансы» подразумевает регулирование в том или ином виде. Отсутствие лицензирования и надзора настораживает клиентов, а прежде всего — инвесторов. В результате мы видим, что сектор исламских финансов в России, несмотря на то что первые успешные и действующие по сей день проекты существуют уже более 12 лет, тем не менее, не получил значительного масштабирования и представлен преимущественно небольшими компаниями.

Второй момент, помимо доверия, — это сложность юридического структурирования целого ряда сделок. Поскольку в России, как и в большинстве стран мира, существует монополия процентной финансовой системы, в ряде случаев довольно сложно структурировать сделки на основе шариатских финансовых стандартов.

Третий момент связан с неравным налоговым бременем для ИФ-компаний по сравнению с банками. Речь идет о кредитных сделках, основанных на процентах, и сделках исламского торгового финансирования с точки зрения налогов: во втором случае НДС приводит к удорожанию услуг финансирования для клиентов.

Четвертый аспект также связан с инструментами господдержки. В настоящее время такие инструменты преимущественно связаны с субсидированием процентных ставок и не могут распространяться на сделки ИФ-финансирования, даже если речь идет о клиентах – получателях финансирования жилья, или представителях малого бизнеса или сектора АПК.

Это ключевые аспекты, при погружении в рынок возникают и ряд иных нюансов.

— Как вы относитесь к принятию такого закона в стране?

— Эксперты РАЭИФ принимали непосредственное участие в разработке пакета законопроектов. Пользуясь случаем, хочется поблагодарить лично Анатолия Аксакова за его инициативу и его коллегу Олега Иванова за титанический объем проделанной работы в короткие сроки, а также за активное подключение к обсуждениям экспертов и участников рынка.

Отдельный этап обсуждения концепции законопроекта состоялся при участии РАЭИФ на площадке Казансаммита 2022 в мое этого года.

В целом предложенная концепция видится оптимальной для данного этапа развития рынка, однако не исключаем, что в ходе дальнейших обсуждений предлагаемая модель может быть скорректирована. В любом случае, без принятия специального закона на основе определенной модели развития рынка эффективное существование исламских финансовых услуг в России — под вопросом.

— Кто должен регулировать этот закон?

— Если речь идет о регулировании рынка, то на данный вопрос должны ответить профильные ведомства. Безусловно, очень важно, что законопроект был внесен именно профильным Комитетом по финансовому рынку. Навряд ли рынок ИФ может развиваться без надзора Центробанка, однако регуляторные требования, глубина и степень вовлеченности регулятора, вероятно, должны зависеть от перечня и характера услуг ИФ-компаний, а также объема активов таковых.

Если ИФ-компания не занимается привлечением средств от физических лиц, вероятно, поднадзорность мегарегулятору не требуется. Однако пока нет комментариев регуляторов на законопроект, потому судить о том, как будет устроен рынок, преждевременно.

— Что закон об исламских финансах даст России и исламским странам?

— Во-первых, новый статус ИФ рынка в России будет означать возможность участия на рынке крупных финансовых игроков. Не только российских, но и зарубежных (при должном решении иных связанных с международным сотрудничеством вопросами).

Во-вторых, принятие закона будет подразумевать и создание официального реестра ИФ-компаний в России и понимание объемов рынка не на ощупь и на основе расчетов вручную (как например, я это попыталась сделать в своей статье от 2020 года), а на основе официальных данных.

В-третьих, это формирование более широкого уровня доверия к рынку и его участникам. Но здесь пока не стоит обольщаться, ведь создание нового рынка подразумевает некий экспериментальный период, в течение которого отдельные моменты регулирования могут корректироваться, в том числе в целях недопущения негативных практик и мошенничества.

У России с учетом исторических, социальных, политических, правовых и экономических и иных факторов, безусловно, должна быть (и, вероятно, будет) своя модель исламского финансового рынка, и мы с коллегами старались максимально отразить тот опыт, который накоплен именно российской практикой, а не копировать зарубежный опыт, хотя и его всегда имели в виду.

В-четвертых, специальный закон для ИФ-рынка направлен на развитие экономической активности в стране в целом, ибо инструменты ИФ направлены на развитие бизнеса, и непосредственно связаны с реальными активами, в отличие от спектра спекулятивных финансовых инструментов. Данный шаг по внесению законопроекта — это один из этапов большого пути развития экономики страны в целом, с учетом вовлечения в финансовый рынок нового спектра инструментов работы с инвесторами и получателями финансирования.

Отдельный наболевший вопрос — это так называемая исламская ипотека, вопрос, который даже выносится на рассмотрение совета ученых российских мусульманских религиозных организаций. Вопрос с приобретением жилья в принципе имеет высокую социальную значимость, а отрезанность мусульман от программ ипотеки и льготной ипотеки — это отдельная большая боль миллионов семей. Поэтому если регулятор совместно с законодателем смогут принять модель, которая учитывает программы льготной ипотеки исламской ипотеки, это будет прорыв.

Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ