
Многие регионы заинтересованы в исламском банкинге, независимо от религии

Эксперимент по развитию партнерского финансирования проходит с 1 сентября 2023 года по 1 сентября 2025 года на территории Башкирии, Татарстана, Чечни и Дагестана. Ранее в Госдуму внесли законопроект о продлении эксперимента по партнерскому финансированию до 1 сентября 2028 года.
"Динамика сейчас направлена так, что есть клиентский сегмент, который хочет [пользоваться инструментами партнерского финансирования], но, честно говоря, не знает, <…> как это все приобрести: то есть, есть культурно-этическая потребность к исламскому финансированию в первую очередь среди мусульманского населения РФ, плюс к этому есть определенный интерес у людей, которые не исповедуют ислам. <…> Сейчас портфель Сбера [по исламскому банкингу], он, в основном, состоит, опять же, - это республика Татарстан, Чеченская республика, Дагестан активно начал включаться, Башкирия. Но очень интересная тенденция складывается, допустим, в Москве, Московской области, средняя полоса России, Урал, Сибирь, - [из этих регионов] идут запросы на определенные продукты и сервисы. <…> То есть можно распространять уже на все регионы [инструмент] и закон делать постоянным", - сказал он.
Гурбан-Заде также отметил, что ситуация с партнерским финансированием в России сегодня схожа с опытом Малайзии, где более 70% пользователей этого инструмента не являются мусульманами. "Это напоминает модель Малайзии, когда все начиналось для определенного клиентского сегмента, а дальше переросло на всю банковскую отрасль", - пояснил он.
По мнению Гурбан-Заде, интерес к инструменту формируется за счет так называемого "органического прироста".
"У нас сегодня есть определенные обязательства, согласно нашей общей концепции работы, нашей стратегии. Мы не можем задействовать все инструменты маркетингового продвижения в рамках исламского финансирования, <…> мы максимально пытаемся использовать то, что возможно <…>, но тут очень интересная тенденция, что работает такая, скажем, "внутриобщинная почта", <…> то есть <…> сарафанное радио. Но при наличии маркетинговой поддержки и правильных каналов продвижения, коммуникации, можно существенно увеличить интеграцию и как раз увеличить воронку продаж", - добавил он.
Он также отметил, что сегодня отрасль исламской экономики состоит из шести крупных блоков, перспективных для развития на российском рынке. "Это исламские финансы, халяльное питание, исламская мода и культура, это непосредственно все, что касается СМИ, цифровых технологий, маркетинга, это фармацевтика, косметика и туризм - вот эти все направления, они имеют очень большой потенциал с учетом тех ресурсов, которые сегодня сконцентрированы на территории России, и того человеческого ресурса, который есть у нас в стране", - сказал Гурбан-Заде.
В объемах операций с инструментами Сбера по партнерскому финансированию, по его словам, лидирует B2C-сегмент (бизнес для потребителя), где уже реализовано порядка 62 тыс. контрактов.
"Но если говорить о масштабе финансирования, то есть о создании актива, то конечно же [лидирует] B2B. То есть это те же самые запросы на финансирование строительных проектов, это торговое финансирование, лизинг и непосредственно инвестиции, скажем так, проектное финансирование, инвестиции в какие-то инфраструктурные или крупные проектов", - отметил эксперт.
По материалам ТАСС