
За счет чего МФО ведут успешную экспансию на рынок займов МСП

Объем займов, выданных микрофинансовыми организациями (МФО) субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2024 году, составил 129,7 млрд руб., увеличившись за год почти на четверть (с 105,4 млрд руб. в 2023-м). Общий портфель (совокупный объем действующих на конец года займов) тоже показал существенный рост: +24%, до 101,5 млрд руб. При этом годовой темп роста портфеля ускорился более чем вдвое. Таки данные привел недавно Банк России в своем обзоре.
Однако самое примечательное событие на рынке – даже не общая активность в данном сегменте. Впервые в истории микрофинансового рынка доля коммерческих МФО в общем объеме выдач превысила долю некоммерческих МФО (или «государственных МФО», представляющих собой фактически фонды финансовой поддержки МСП, одним из учредителей, которых является государство в лице регионального органа власти). Еще совсем недавно, в 2022 году соотношение объема выдач было 20% к 80%. В 2023-м оно резко стало смещаться – 45% к 55%. И вот в 2024 году маятник окончательно качнулся в обратную сторону. Всего за год коммерческие МФО выдали бизнесу 73,2 млрд руб., обеспечив себе долю в 54%.
«Цените малое, большое и без вас оценят»
В текущих реалиях уже, думаю, мало кто возьмется спорить, что сегмент МСП играет важную роль в функционировании экономики: от стимулирования развития конкуренции до предоставления рабочих мест. Но, несмотря на это, многим собственникам бизнеса до сих пор очень сложно получить заемные средства. Несмотря на транслируемый в многочисленных рекламах интерес к МСП, на деле процент одобрения в банках низок. Банкам невыгодно финансировать частные предприятия, для них кредитование предпринимателей всегда было слишком рискованным, а в текущих условиях риски значительно повысились. Поэтому вероятность для хозяина небольшого бизнеса получить заемные средства в кредитной организации очень мала.
Государственные МФО подпадают не только под общее регулирование, но и имеют дополнительное: фактически им предписано кому выдавать, сколько и как. Они, за редким исключением, работают только с низкорисковыми сегментами и повторными заемщиками. Иными словами, никаких стартапов и прочих «вольностей».
На фоне этого, а также простой и быстрой процедуры подачи заявки в коммерческих МФО и отсутствия необходимости собирать большой пакет документов, именно последние становятся привлекательным сегментом для бизнеса. МФО же, в свою очередь, отвечают бизнесу взаимностью и рассматривают займы МСП в качестве одного из векторов развития.
Немного истории
В мире такое явление, как микрофинансирование, зародилось изначально именно как небольшие, «фермерские» займы в 1970-х годах. Первопроходцем считается Мухаммад Юнус, который начал выдавать бедным слоям населения Народной Республики Бангладеш небольшие ссуды на собственное дело, как правило, в сфере сельского хозяйства.
В России первые коммерческие МФО, начавшие финансировать бизнес, появились в начале 2000-х годов, а первые некоммерческие – еще на два десятилетия раньше. Правда, к МФО вторые никак не относились, формально притянули их к сегменту относительно недавно.
В первое время финансирование сегмента отличалось длительностью рассмотрения заявки и большим объемом документов, который предпринимателю необходимо было собрать. Также людей пугало само слово «микрофинансирование», которое ассоциировалось со слишком высокими процентами и даже чем-то околокриминальным.
Постепенно отношение предпринимателей к МФО менялось. Многие предприниматели стали заходить на рынок и брать обычные займы для физлиц на своё дело. Несмотря на действительно высокие в сравнении со специализированными текущими предложениями ставки спрос начал кратно увеличиваться.
Период 2020–2021 годов стал испытанием для многих малых и средних предприятий, в частности, многие небольшие компании из-за специфики бизнеса не могли даже частично перейти в онлайн. А значит предприниматели были вынуждены уже не просто решать вопрос поиска оборотных средств, а задаваться вопросом рентабельности бизнеса. Ближе к концу самого строгого периода локдауна субъекты МСП все чаще стали приходить кредитоваться в МФО, доверие сегмента к инструменту еще выросло.
В 2023 году были значительно упрощены требования к подходам к работе государственных МФО. В частности, стало гораздо легче получить микрозаем суммой до 5 млн рублей, был уменьшен срок рассмотрения заявки – до пяти дней, – а также уменьшен пакет необходимых документов. В октябре 2023 года для сегмента заработал сервис МСП.РФ, где появилась возможность онлайн подать заявку за заем.
Тем не менее коммерческие МФО к этому времени уже тоже разогнались: количество компаний, запускающих пилот или уже работающих с бизнесом к концу года выросло в несколько раз.
Переосмысление прошлого
Сейчас одним из драйверов роста сектора является высокий уровень его технологизации: коммерческие МФО все чаще предлагают бизнесу онлайн-займы. Так, в 2025 году доля дистанционных выдач у них составила 18% против менее чем 1% у некоммерческих. Это связано в первую очередь с тем, что коммерческий сектор развивался в условиях постоянно меняющегося регулирования, достаточно жесткой конкуренции и общей волатильности. Все это сподвигло крупных участников рынка инвестировать в технологии. Государственные МФО же десятилетиями развивались в «отдельной среде». Однако у них есть свои точки роста, в частности – возможность использовать господдержку, бюджетные средства. С недавнего времени им доступна выдача займов через платформу МСП.рф (создана в рамках Нацпроекта Корпорацией МСП и Министерством экономического развития) наравне с рядом крупных банков. И, возможно, это даст дополнительный импульс и поможет сравнять доли в среднесрочной перспективе.
Что касается перспектив развития микрофинансирования МСП, то, несомненно, развитие «онлайна» – ключевой тренд еще ни на один год. Это позволяет не только привлекать больше внимания заемщиков, но и сокращать операционные расходы. Еще один важный тренд – расширение продуктовой линейки и стремление предложить льготное финансирование не только государственными компаниями, но и частными компаниями, как в целях привлечь клиентов, так и в рамках тестирования и перестройки бизнес-процессов.
Несмотря на высокий интерес коммерческих МФО к сегменту, а также большое количество предложений от государства, спрос на заемные средства со стороны малого и среднего предпринимательства по-прежнему гораздо выше, чем совокупное предложение всего рынка – и банков, и государственных и коммерческих МФО. Поэтому в т. ч. он так манит.
А то, что коммерческие МФО вышли в лидеры, – на мой взгляд, закономерное и ожидаемое многими переосмысление истории: «Приложи малое к малому и получишь великое».