11.06.2025, 09:07
Количество просмотров 3358

За счет чего МФО ведут успешную экспансию на рынок займов МСП

По итогам 2024 года коммерческие микрофинансовые организации впервые в истории российского рынка обогнали государственные МФО в финансировании малого и среднего предпринимательства. А общий объем выданных бизнесу микрозаймов вырос в России за год на четверть. Какие факторы обусловили столь динамичный рост, порталу PLUSworld рассказывает коммерческий директор Summit Group Елена Малышева.
За счет чего МФО ведут успешную экспансию на рынок займов МСП

Объем займов, выданных микрофинансовыми организациями (МФО) субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2024 году, составил 129,7 млрд руб., увеличившись за год почти на четверть (с 105,4 млрд руб. в 2023-м). Общий портфель (совокупный объем действующих на конец года займов) тоже показал существенный рост: +24%, до 101,5 млрд руб. При этом годовой темп роста портфеля ускорился более чем вдвое. Таки данные привел недавно Банк России в своем обзоре.

Однако самое примечательное событие на рынке – даже не общая активность в данном сегменте. Впервые в истории микрофинансового рынка доля коммерческих МФО в общем объеме выдач превысила долю некоммерческих МФО (или «государственных МФО», представляющих собой фактически фонды финансовой поддержки МСП, одним из учредителей, которых является государство в лице регионального органа власти). Еще совсем недавно, в 2022 году соотношение объема выдач было 20% к 80%. В 2023-м оно резко стало смещаться – 45% к 55%. И вот в 2024 году маятник окончательно качнулся в обратную сторону. Всего за год коммерческие МФО выдали бизнесу 73,2 млрд руб., обеспечив себе долю в 54%.

«Цените малое, большое и без вас оценят»

В текущих реалиях уже, думаю, мало кто возьмется спорить, что сегмент МСП играет важную роль в функционировании экономики: от стимулирования развития конкуренции до предоставления рабочих мест. Но, несмотря на это, многим собственникам бизнеса до сих пор очень сложно получить заемные средства. Несмотря на транслируемый в многочисленных рекламах интерес к МСП, на деле процент одобрения в банках низок. Банкам невыгодно финансировать частные предприятия, для них кредитование предпринимателей всегда было слишком рискованным, а в текущих условиях риски значительно повысились. Поэтому вероятность для хозяина небольшого бизнеса получить заемные средства в кредитной организации очень мала.
Государственные МФО подпадают не только под общее регулирование, но и имеют дополнительное: фактически им предписано кому выдавать, сколько и как. Они, за редким исключением, работают только с низкорисковыми сегментами и повторными заемщиками. Иными словами, никаких стартапов и прочих «вольностей».

На фоне этого, а также простой и быстрой процедуры подачи заявки в коммерческих МФО и отсутствия необходимости собирать большой пакет документов, именно последние становятся привлекательным сегментом для бизнеса. МФО же, в свою очередь, отвечают бизнесу взаимностью и рассматривают займы МСП в качестве одного из векторов развития.

Немного истории

В мире такое явление, как микрофинансирование, зародилось изначально именно как небольшие, «фермерские» займы в 1970-х годах. Первопроходцем считается Мухаммад Юнус, который начал выдавать бедным слоям населения Народной Республики Бангладеш небольшие ссуды на собственное дело, как правило, в сфере сельского хозяйства.

В России первые коммерческие МФО, начавшие финансировать бизнес, появились в начале 2000-х годов, а первые некоммерческие – еще на два десятилетия раньше. Правда, к МФО вторые никак не относились, формально притянули их к сегменту относительно недавно.

В первое время финансирование сегмента отличалось длительностью рассмотрения заявки и большим объемом документов, который предпринимателю необходимо было собрать. Также людей пугало само слово «микрофинансирование», которое ассоциировалось со слишком высокими процентами и даже чем-то околокриминальным.

Постепенно отношение предпринимателей к МФО менялось. Многие предприниматели стали заходить на рынок и брать обычные займы для физлиц на своё дело. Несмотря на действительно высокие в сравнении со специализированными текущими предложениями ставки спрос начал кратно увеличиваться.

Период 2020–2021 годов стал испытанием для многих малых и средних предприятий, в частности, многие небольшие компании из-за специфики бизнеса не могли даже частично перейти в онлайн. А значит предприниматели были вынуждены уже не просто решать вопрос поиска оборотных средств, а задаваться вопросом рентабельности бизнеса. Ближе к концу самого строгого периода локдауна субъекты МСП все чаще стали приходить кредитоваться в МФО, доверие сегмента к инструменту еще выросло.

В 2023 году были значительно упрощены требования к подходам к работе государственных МФО. В частности, стало гораздо легче получить микрозаем суммой до 5 млн рублей, был уменьшен срок рассмотрения заявки – до пяти дней, – а также уменьшен пакет необходимых документов. В октябре 2023 года для сегмента заработал сервис МСП.РФ, где появилась возможность онлайн подать заявку за заем.

Тем не менее коммерческие МФО к этому времени уже тоже разогнались: количество компаний, запускающих пилот или уже работающих с бизнесом к концу года выросло в несколько раз.

Переосмысление прошлого

Сейчас одним из драйверов роста сектора является высокий уровень его технологизации: коммерческие МФО все чаще предлагают бизнесу онлайн-займы. Так, в 2025 году доля дистанционных выдач у них составила 18% против менее чем 1% у некоммерческих. Это связано в первую очередь с тем, что коммерческий сектор развивался в условиях постоянно меняющегося регулирования, достаточно жесткой конкуренции и общей волатильности. Все это сподвигло крупных участников рынка инвестировать в технологии. Государственные МФО же десятилетиями развивались в «отдельной среде». Однако у них есть свои точки роста, в частности – возможность использовать господдержку, бюджетные средства. С недавнего времени им доступна выдача займов через платформу МСП.рф (создана в рамках Нацпроекта Корпорацией МСП и Министерством экономического развития) наравне с рядом крупных банков. И, возможно, это даст дополнительный импульс и поможет сравнять доли в среднесрочной перспективе.

Что касается перспектив развития микрофинансирования МСП, то, несомненно, развитие «онлайна» – ключевой тренд еще ни на один год. Это позволяет не только привлекать больше внимания заемщиков, но и сокращать операционные расходы. Еще один важный тренд – расширение продуктовой линейки и стремление предложить льготное финансирование не только государственными компаниями, но и частными компаниями, как в целях привлечь клиентов, так и в рамках тестирования и перестройки бизнес-процессов.

Несмотря на высокий интерес коммерческих МФО к сегменту, а также большое количество предложений от государства, спрос на заемные средства со стороны малого и среднего предпринимательства по-прежнему гораздо выше, чем совокупное предложение всего рынка – и банков, и государственных и коммерческих МФО. Поэтому в т. ч. он так манит.
А то, что коммерческие МФО вышли в лидеры, – на мой взгляд, закономерное и ожидаемое многими переосмысление истории: «Приложи малое к малому и получишь великое».

 

Рубрика:
{}Банки и МФО
Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ