Журнал ПЛАС » Архив » 2002 » Журнал ПЛАС № 5 (75)2002 » 398 просмотров

Европейский Центральный Банк

В одном из прошлых номеров нашего журнала (“ПЛАС” №10/2001), продолжая серию публикаций, посвященных центральным банкам ведущих стран мира, мы рассказали об истории и сегодняшней деятельности германского Бундесбанка, одного из известнейших финансовых институтов Западной Европы. Несколько лет назад он наряду с центральными банками 11 государств стал частью Европейской Системы Центральных Банков. Именно поэтому в сегодняшнем материале мы решили подробно рассмотреть функции, внутреннюю структуру и характер деятельности этого уникального учреждения, объединившего под своей эгидой центральные финансовые институты наиболее развитых государств одного из самых капитализированных регионов мира.


Европейская Система Центральных Банков
Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) был основан в 1998 г. в соответствии с Договором, достигнутым между 11 европейскими государствами: Бельгией, Германией, Испанией, Францией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Голландией, Австрией, Португалией и Финляндией.

Европейская Система Центральных Банков (ЕСЦБ) состоит из Европейского Центрального Банка и центральных банков государств, являющихся ее членами. Так, например, валютный институт Люксембурга, созданный специально для решения задач перехода на евро, считается центральным банком этой страны. Основной целью Европейской Системы Центральных Банков является удержание уровня инфляции не более 2,5% в год, а также содействие реализации эффективной экономической политики, проводимой Сообществом. Система действует в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, поддерживая эффективное распределение ресурсов.

Основными задачами, официально стоящими перед Европейской Системой Центральных Банков, являются:
• определение и осуществление валютной политики Сообщества;
• проведение международных обменных операций;
• владение и управление официальными резервами государств-членов в иностранной валюте;
• содействие стабильному функционированию платежных систем.

Следует отметить, что ни Европейский Центральный Банк, ни центральные банки стран, входящих в ЕСЦБ, включая членов их руководящих органов, не должны при исполнении своих властных полномочий, задач и обязанностей получать указания от каких бы то ни было институтов или органов Сообщества, правительств странчленов либо иных государственных органов. Таким образом, Европейская Система Центральных Банков обладает независимостью от других органов власти Сообщества, по своему характеру весьма схожей с положением Бундесбанка. Институты и органы Сообщества, а также правительства государств-членов обязуются уважать этот принцип и не пытаться влиять на членов руководящих органов Европейского Центрального Банка или центральных банков, входящих в ЕСЦБ.

При этом, разумеется, нельзя забывать, что абсолютной независимости не существует. Так, например, в настоящее время Европейский Центральный Банк продолжает подвергаться давлению по поводу снижения ставки рефинансирования как со стороны участников рынков, так и со стороны официальных лиц (существуют серьезные опасения, что высокая ставка может способствовать замедлению экономического роста, и даже министры некоторых европейских государств высказывались за более активное ее снижение).

Европейский Центральный Банк
Европейский Центральный Банк является одной из двух составных частей Европейского Экономического и Монетарного союза, который, в свою очередь, как следует из названия, выполняет две основные функции. Первую из них – координацию экономической политики – осуществляет Совет министров финансов стран Содружества.

Монетарная же политика формируется Европейским Центральным Банком, который является независимым от влияния любых частных и публичных институтов 12 странучастников ЕСЦБ.

Европейский Центральный Банк, являясь юридическим лицом, имеет в каждой из этих стран наиболее широкую правоспособность, дающуюся юридическим лицам в соответствии с его законодательством. В частности, он может приобретать или владеть движимым и недвижимым имуществом, а также быть стороной в судебном процессе.

При этом ЕЦБ, с одной стороны, обладает более высоким статусом, чем центральные банки 12 странчленов ЕСЦБ, вместе с тем последние являются учредителями и акционерами ЕЦБ, то есть фактически – его владельцами. В качестве примера здесь можно привести хотя бы тот факт, что полученная ЕЦБ в 2001г. чистая прибыль в размере 1820 млн. евро (на 8,5% меньше, чем аналогичный показатель 2000г. – 1990 млн. евро) образовалась именно после выплаты 1510 млн. евро1 центральным банкам 12 стран-участников ЕСЦБ в соответствии с их требованием, вызванным необходимостью поддержания уровня резервов в иностранной валюте.

В свою очередь, эти ЦБ реализуют решения Европейского Центрального Банка в своих странах. Кроме того, они проводят в своих странах те операции, которые выходят за рамки полномочий ЕЦБ.

В своем составе Европейский Центральный Банк имеет три руководящих органа. Исполнительный комитет, в состав которого входят Президент ЕЦБ и 5 членов, отвечает за руководство повседневной деятельностью банка.

Управляющий Совет, являющийся главным органом управления ЕЦБ и состоящий из 6 членов Исполнительного комитета и глав центральных банков стран-участников ЕСЦБ, принимает все монетарные решения, например, изменение процентной ставки.

Третий руководящий орган ЕЦБ – Генеральный совет, в состав которого входят главы центральных банков 12 стран, входящих в ЕСЦБ, а также Англии, Швеции и Дании, Президент и Вице-президент Европейского Центрального Банка, – играет роль консультационного органа. Поскольку среди его членов есть представители стран Евросоюза, не входящих в Еврозону и по этой причине не участвующих в проведении монетарной политики ЕСЦБ, данный орган не уполномочен принимать какие-либо самостоятельные решения и служит для ознакомления участников Европейской Системы Центральных Банков с мнением этих трех государств по поводу тех или иных конкретных шагов, реализуемых ЕСЦБ.

Управляющий Совет ЕЦБ
Как уже отмечалось, Управляющий Совет ЕЦБ насчитывает 18 членов и включает в себя представителей Исполнительного комитета Европейского Центрального Банка и Управляющих ЦБ стран-участников ЕСЦБ. При этом некоторые эксперты считают, что для главного органа управления подобный состав слишком многочислен. Так, например, Банк Англии имеет 9 членов в Комитете по монетарной политике, а ФРС – 12 членов в Комитете по открытым рынкам.

Управляющий Совет принимает решения простым большинством. Опыт развитых стран Правом голоса обладают лишь те его члены, которые лично присутствуют при голосовании, при этом каждый из них имеет возможность подать лишь один голос. В случае равенства числа поданных голосов Президент Европейского Центрального Банка должен иметь решающий голос. Голоса в Управляющем Совете взвешиваются в соответствии с долями ЦБ 12 стран в подписном капитале.

Управляющий Совет обязан заседать по меньшей мере десять раз в году. При этом начиная с 1999 г., когда Европейский Центральный Банк стал отвечать за принятие решений об изменении ставки рефинансирования, не было ни одного случая проведения процедуры голосования, но все решения, касающиеся этого непростого вопроса, принимались не иначе как на условии достижения консенсуса, который определяется Президентом ЕЦБ.

Как правило, Управляющий Совет ЕЦБ созывается 2 раза в месяц. Любопытно, что вначале после каждого такого заседания делались объявления об изменениях в монетарной политике, но, как показала практика, столь частое поступление информации оказалось “избыточным” для финансовых рынков. В результате вопросы монетарной политики обсуждаются теперь лишь во время первого ежемесячного заседания. За два дня до такого заседания члены Управляющего Совета получают анализ экономики и финансов – так называемую оранжевую книгу, которую готовят Отмар Иссинг (Ottmar Issing), главный экономист Европейского Центрального Банка, его подчиненные и аналитики в составе около 150 человек. Данный анализ содержит рекомендации по ставке рефинансирования.

Обычно заседание Совета проводится в четверг и продолжается весь рабочий день. Начинается оно с выступления Отмара Иссинга, посвященного обзору состояния экономики, затем проходит обсуждение этого доклада. По его завершении Президент ЕЦБ подводит итог прошедшим дискуссиям, а также может предложить принять какое-либо решение по результатам прений.

Европейский Центральный Банк не публикует стенограммы заседаний и не делает никаких ссылок на предмет дискуссий в своих ежемесячных отчетах, несмотря на то, что такой подход подвергается критике со стороны как экспертов, так и участников финансовых рынков. Многие специалисты указывают на пример Великобритании, где Банк Англии публикует отчеты после каждого заседания руководящих органов. Считается, что содержащаяся в них информация помогает участникам финансовых рынков принимать более правильные решения, позволяет поддерживать предсказуемость уровня инфляции и величины ставки рефинансирования. В отличие от Банка Англии Европейский Центральный Банк публикует лишь ежемесячные отчеты, что, по мнению экспертов, не является достаточным.

Исполнительный комитет ЕЦБ
Исполнительный комитет включает в себя Президента и Вице-президента ЕЦБ, а также четырех других членов. Все они исполняют свои обязанности на постоянной основе. Характерно, что ни один член Исполнительного комитета не может заниматься никакой иной оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме как в исключительном порядке по разрешению Управляющего Совета. Вес голосов членов Исполнительного комитета при принятии того или иного решения не учитывается.

Президент, Вице-президент и другие члены Исполнительного комитета назначаются общим согласием правительств всех 12 стран на уровне государственных и правительственных глав по рекомендации Управляющего Совета после консультации с ним, а также с Европейским парламентом. В качестве кандидатов рассматриваются лица с общепризнанной репутацией и профессиональным опытом в денежной или банковской сферах. При этом следует отметить, что продление срока полномочий назначенных членов – 8 лет – не предусматривается ни при каких обстоятельствах. Кроме того, членами Исполнительного комитета могут быть лишь граждане 12 стран, входящих в ЕСЦБ.

Распределение обязанностей
Каждый из двух основных органов Европейского Центрального Банка имеет свои четко разграниченные функции и полномочия. Управляющий Совет определяет ориентиры и принимает решения, необходимые для обеспечения решения задач, возложенных на Европейскую Систему Центральных Банков. Он принимает правила процедуры, определяющие внутреннюю структуру Европейского Центрального Банка и его руководящих органов.

В обязанности Управляющего Совета входит также формирование валютной политики Сообщества, включая решения, относящиеся к промежуточным валютным целям и ключевым процентным ставкам, а также обеспечение Европейской Системы Центральных Банков резервами. Кроме того, Управляющий Совет должен устанавливать необходимые ориентиры для осуществления этих задач. Вместе с тем отказы от всеми ожидаемого снижения ставки в 2001 г. дали повод для разговоров о неспособности Европейской Системы Центральных Банков проводить эффективную монетарную политику, хотя многие специалисты продолжают настаивать на необходимости здорового консерватизма при использовании данного инструмента для снижения риска возникновения высокой инфляции.

Исполнительный комитет, в свою очередь, осуществляет валютную политику в соответствии с ориентирами и решениями, принятыми Управляющим Советом. Действуя таким образом, он должен давать необходимые указания центральным банкам стран-участниц ЕСЦБ. Кроме того, этот орган может обладать полномочиями, делегированными ему по решению Управляющего Cовета. Исполнительный комитет также ответствен за подготовку заседаний Управляющего Cовета.

Взаимоотношения ЕЦБ и центральных банков стран Сообщества
Президент ЕЦБ (или, в его отсутствие, Вице-президент) председательствует в Управляющем Совете и Исполнительном комитете Европейского Центрального Банка, а также представляет ЕЦБ во взаимоотношениях с третьими лицами.

Каждая страна, входящая в ЕСЦБ, обеспечивает соответствие своего национального законодательства (включая положения о собственном ЦБ) Договору и Положению о Европейском Центральном Банке.

Так, например, длительность срока полномочий Управляющего странового центрального банка, предусматриваемая общим Положением о центральных банках, не может быть менее 5 лет. Управляющий может быть освобожден от своих обязанностей только в том случае, если он больше не удовлетворяет условиям, необходимым для исполнения его обязанностей, или если он был виновен в серьезном проступке. Обращение в суд по поводу такого решения может быть подано соответствующим Управляющим или Управляющим Cоветом в связи с нарушением Договора или любого другого нормативного акта, дающим повод для подобного прецедента. Процедура отрешения Управляющего от должности должна начаться в течение двух месяцев после публикации решения.

Для осуществления операций, являющихся частью задач Европейской Системы Центральных Банков, Европейский Центральный Банк может обращаться за помощью к страновым ЦБ. Последние являются составной частью Европейской Системы Центральных Банков и должны действовать в соответствии с ориентирами и указаниями ЕЦБ. Управляющий Cовет должен принимать необходимые меры для обеспечения данного соответствия, в связи с чем может потребовать предоставления ему любой необходимой информации. Вместе с тем страновые центральные банки могут исполнять и иные функции, кроме тех, которые определены в настоящем Положении, за исключением случаев, когда Управляющий Cовет большинством в две трети поданных голосов установит, что при этом они вмешиваются в цели и задачи Европейской Системы Центральных Банков.

Управляющий Совет обладает исключительным правом принимать решение о выпуске банкнот на территории стран Сообщества. Европейский Центральный Банк и страновые ЦБ могут выпускать такие банкноты, при этом они должны быть единственными банкнотами, имеющими здесь статус законного платежного средства.

Монетарная политика в эпоху евро Европейский Центральный Банк обязан придерживаться существующей практики выпуска и оформления банкнот. В свое время прозвучало очень много споров касательно дизайна и даже названия общей европейской валюты. Был объявлен тендер на лучший проект дизайна банкнот и монет, в котором, как известно, победил вариант с изображениями шедевров мировой архитектуры, что, по замыслу его автора, должно подчеркивать открытость Сообщества.

Овердрафты, как и любые другие способы кредитования Европейским Центральным Банком или страновыми центральными банками институтов или органов Сообщества, а также правительств стран-участниц ЕСЦБ, их региональных, местных или любых иных органов власти, регулируемых нормами публичного права, включая государственные предприятия этих стран, воспрещены, равно как и прямая покупка от них ЕЦБ и страновыми центральными банками долговых обязательств. Это правило, впрочем, не применяется к кредитным организациям, принадлежащим властным структурам, которые в контексте предоставления им резервов центральными банками должны иметь такой же режим в ЕЦБ и страновых центральных банках, как и частные кредитные организации.


Каждая страна, входящая в ЕСЦБ, обеспечивает соответствие своего национального законодательства (включая положения о собственном ЦБ) Договору и Положению о Европейском Центральном Банке.


Как уже отмечалось, Европейский Центральный Банк, как и любая другая банковская структура, ведет операции, которые приносят прибыль. Большая часть прибыли образуется за счет получения процентов по резервам, размещенным в иностранной валюте, а также по оплаченному капиталу в размере 4100 млн. евро. В прошлом году ЕЦБ только за счет этого получил чистую прибыль в размере 771 млн. евро, а в 2000г. аналогичный показатель составил 1410 млн. евро. При этом основным фактором столь значительного снижения прибыли послужило то обстоятельство, что в прошлом году ставки в США были значительно ниже, нежели в 2000г. Впрочем, стоит отметить, что прибыль по операциям с портфелем ценных бумаг принесла ЕЦБ значительную прибыль, что частично компенсировало данный негативный фактор низких ставок. Что же касается периодических изменений относительной суммарной стоимости ресурсов ЕЦБ в результате переоценки его активов и резервов по текущим курсам, то образующаяся при этом разница прибылью банка не считается. В качестве примера прямо противоположного подхода к этому вопросу можно привести Центральный банк России, вынужденный платить налог на дополнительную “прибыль”, каждый раз образующуюся после проведения очередной переоценки его ресурсов согласно текущему курсу.

Вим Дюссенберг – патриарх ЕЦБ
Пост Президента Европейского Центрального Банка с момента его основания по настоящее время занимает Вим Дюссенберг (Dr. Willem F. Duissenberg). Он был назначен Президентом Европейского Центрального Банка в 1998 г., и официально срок его президентства заканчивается в мае 2006 г. В свое время интрига этого назначения заключалась в том, что Франция, соглашаясь на размещение штаб-квартиры ЕЦБ во Франкфурте, в качестве своеобразной моральной компенсации настаивала, чтобы президентом создаваемого международного института стал именно ее представитель. Так как это требование впоследствии не было реализовано, компромиссом №5’2002 43 Опыт развитых стран Каждая страна, входящая в ЕСЦБ, обеспечивает соответствие своего национального законодательства (включая положения о собственном ЦБ) Договору и Положению о Европейском Центральном Банке. в решении этого деликатного вопроса стало назначение Президентом Европейского Центрального Банка представителя Нидерландов с условием, что последний покинет свой пост раньше окончания своего 8-летнего срока президентства – по общему убеждению, следующим Президентом ЕЦБ должен был стать представитель Франции. Однако у ряда стран (и прежде всего, как нетрудно догадаться, Голландии) подобный “династический” план не вызывает сегодня ни малейшего энтузиазма. Так, последнее заявление Вима Дюссенберга касательно этой темы недвусмысленно продемонстрировало, что он не собирается подавать в отставку как минимум до конца 2002 г.


Переход на евро не создал непредвиденных проблем участникам финансовых рынков, что во многом является заслугой Европейского Центрального Банка


А недавно Европейский Центральный Банк официально объявил о том, что Вим Дюссенберг покинет президентский пост 9 июля 2003 г., когда ему исполнится 68 лет. Последнее обстоятельство немаловажно для Франции, где в 2002 г. проходят президентские и парламентские выборы. Президент Франции Жак Ширак, в свою очередь, утверждает, что Вим Дюссенберг обещал уйти в отставку в 2002 г., сразу после перехода на евро, однако Вим Дюссенберг отрицает, что он когда-либо давал столь конкретное обещание. Вероятнее всего, Франция продолжит и после выборов активно добиваться того, чтобы именно ее представитель стал новым Президентом Европейского Центрального Банка в 2003 г. При этом многие эксперты сходятся сегодня на том, что, судя по сложившейся ситуации, следующим Президентом ЕЦБ станет кто-то из членов Управляющего Совета.

“Евроошибки”
У нынешнего главы ЕЦБ есть и немало противников. Так, в период наиболее заметного снижения курса евро по отношению к доллару Вим Дюссенберг был подвергнут резкой критике за нерешительность в снижении процентной ставки. Европейский Центральный Банк критикуют и за то, что он не смог сделать правильный прогноз о негативном влиянии спада экономики в США на состояние экономики в Европе. Кроме того, поскольку принято считать, что руководство ЕЦБ больше заботится о стабильности цен (контроле инфляции), а не о стимулировании экономики, подобная позиция также часто осуждается многими экономистами и политиками. Это мнение не лишено оснований: в настоящий момент прогноз инфляции на 2002 г. в пределах до 2% видится Европейскому Центральному Банку наиболее желаемым результатом его политики и действий.

Задача по удержанию инфляции в пределах 2% была установлена самим Европейским Центральным Банком, что принципиально отличает его деятельность от полномочий некоторых других европейских центральных банков. Так, например, Банк Англии также имеет обязательство удерживать инфляцию на уровне 2,5%, однако эта задача, равно как и ее условия, были поставлены перед ним правительством, которое может изменить свое решение в любое время. Некоторые эксперты полагают, что данный подход более демократичен, поскольку условия игры при нем устанавливаются правительством, избранным народом, что позволяет держать Банк Англии под контролем.

…И “евроуспехи”
Как известно, единая валюта призвана стать одним из реальных инструментов объединения и наращивания экономического потенциала европейских стран. Однако до последнего времени евро не оправдывал того значения, которое придавали ему многие европейские политики. Вероятно, для того чтобы новая валюта стала чаще использоваться для расчетов и резервов, потребуется значительно больше времени, и только после этого процесс дальнейшей европейской интеграции сможет достичь максимальной амплитуды.

Тем не менее нельзя не отметить: то, что переход на евро прошел в спокойной атмосфере, не создав непредвиденных проблем участникам финансовых рынков, во многом является заслугой Европейского Центрального Банка. На пресс-конференции, состоявшейся 3 января 2002 г., Вим Дюссенберг имел полное основание заявить об успешном проведении операции обмена наличных денег. По его словам, Европейский Центральный Банк и центральные банки стран еврозоны были уверены в успехе обменной операции, подготовка к которой началась в 1996 г., а 1 января 2002 г. можно считать датой наступления в Европе новой эры.

Действительно, работа, как известно, была проделана грандиозная. Достаточно отметить лишь тот факт, что к концу 2001 г. для обмена были подготовлены около 6 500 млн. евробанкнот на общую сумму около 134 000 млн. евро, а также отчеканено около 37 500 млн. новых монет. Необходимый апгрейд для работы с наличными евро прошли около 197 400 банкоматов, выдающих евробанкноты с самого начала 2002 г.2

ЕЦБ как инструмент интеграции финансовых систем
Большинство стран сегодня имеют центральные банки, функции которых в целом схожи с функциями Европейского Центрального Банка, Федеральной Резервной Системы или Банка Англии. Так, Банк Англии существует с конца XVII столетия, Банк Франции был организован Наполеоном I в 1800 г., Банк Канады начал свою деятельность в 1935г. Федеральный банк Германии – Deutsche Bundesbank – был воссоздан после Второй мировой войны и во многом повторил черты Федеральной резервной системы, а недавно стал частью Системы Европейских Центральных Банков. Каждый из этих банков проводит свою национальную и финансовую политику, однако в зависимости от исторических, экономических и политических обстоятельств их специфические обязанности могут отличаться друг от друга, равно как роль и степень независимости каждого из них, а также его взаимоотношения с законодательной и исполнительной ветвями власти

В заключение стоит отметить, что изучение деятельности Европейского Центрального Банка сегодня необходимо для эффективного применения его опыта в вопросах реформирования конституционных и правовых основ деятельности Центрального банка Российской Федерации. В современной экономике центральный банк играет исключительно важную роль. ЕЦБ, в свою очередь, представляет собой уникальный пример центрального банка содружества ряда независимых государств целого региона, играющего важную роль в политической, экономической и финансовой жизни всего мира. И в свете планов интеграции финансовых систем России и Белоруссии его опыт может оказаться особенно полезным.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 5 (75) ’2002 стр. 39

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных