25 января 2016, 08:52
Количество просмотров 164

Год “Рапиды”

Как известно, всякий юбилей является хорошим поводом не только подвести те или иные итоги, но и заглянуть в будущее, в особенности если...
Год “Рапиды”

“Если год назад мы были вынуждены начинать любые деловые переговоры с часовой презентации своей компании, то сегодня необходимость в этом отпала сама собой – мы заслужили известность на рынке”

Как известно, всякий юбилей является хорошим поводом не только подвести те или иные итоги, но и заглянуть в будущее, в особенности если он первый. Одиннадцатого сентября нынешнего года в ходе пресс-конференции, прошедшей в московском Marriott Grand Hotel, платежная система “Рапида” обнародовала результаты первого года своей деятельности на рынке. За год, прошедший с начала коммерческой эксплуатации системы, ее услугами стали пользоваться 30 российских банков. Сеть получателей платежей насчитывает сегодня около 200 предприятий и организаций, в числе которых – ряд крупнейших российских операторов мобильной связи, телекоммуникационные компании и жилищно-коммунальные службы, а розничная сеть распространения предоплаченных карт “Рапида” включает в себя более 250 точек продаж. Какие из этих цифр кажутся наиболее значимыми самому руководству платежной системы? Воспользовавшись юбилейной атмосферой сентябрьского мероприятия, корреспондент журнала “ПЛАС” попросил вице-президента “Рапиды” Виктора Насочевского дать собственную оценку работы платежной системы за этот период, а также поделиться своим видением будущих проектов и дальнейших перспектив развития ее деятельности.

Если говорить об итогах первого года нашей работы в целом, то первое, что хотелось бы отметить, это достижение полной определенности в позиционировании “Рапиды” на рынке безналичных платежей. Так, на сегодняшний день мы уже получили весьма конкретный отклик рынка на предлагаемые “Рапидой” продукты и сервисы, благодаря чему смогли четко определить, насколько они востребованы со стороны банков, насколько заинтересованы в наших услугах конечные пользователи, в каких формах их лучше предлагать и т.д.

Прежде чем перейти к более детальному рассмотрению наших результатов за прошедший год, с самого начала следует выделить три основных стратегических направления, в которых мы сегодня работаем. Первое из них – это внедрение предоплаченных карт системы “Рапида”, то, с чего мы начинали год назад и что представляло на тот момент наиболее понятный и доступный из наших продуктов для всех участников рынка. Второе направление, которое только сегодня в полной мере начинает находить практическое отражение в нашей деятельности, – это осуществление дистанционных платежей через систему “Рапида” с банковских счетов. И, наконец, третье, самое новое для нас стратегическое направление связано с деятельностью “Рапиды” в качестве универсального электронного эквайера, обслуживающего платежные инструменты различных систем.

Год “Рапиды” - рис.1
11 сентября нынешнего года в ходе пресс-конференции, прошедшей в московском Marriott Grand Hotel, платежная система “Рапида” обнародовала результаты первого года своей деятельности на рынке

Что касается предоплаченных карт “Рапиды”, то поскольку именно мы первыми приступили к внедрению подобного продукта на российском рынке, его новизна в некоторой мере сыграла роль ограничивающего фактора. Дело в том, что в своей работе мы делаем ставку на сотрудничество с банками, которые, как известно, отличаются традиционным консерватизмом. Банки руководствуются инструкциями Центрального Банка РФ в отношении проведения тех или иных операций, поэтому широкое распространение такого инструмента, как предоплаченные карты, невозможно без того, чтобы этот продукт не был отражен в соответствующих банковских инструкциях. Поэтому пока эмиссию предоплаченных карт системы “Рапида” проводит только одна кредитная организация – небанковская кредитная организация “Межбанковская Электронная Расчетная Палата” (МЭРП).

Чтобы создать условия для широкого распространения на рынке банковских предоплаченных карт, в течение последнего года мы активно сотрудничали с департаментом платежных систем и расчетов Банка России, участвуя в подготовке новой версии инструкции 23-П. В настоящее время проект инструкции, в котором впервые появилось определение предоплаченной карты как банковского продукта, проходит согласование в департаментах Центрального Банка. В соответствии с этим нормативным документом предоплаченные карты системы “Рапида” сможет эмитировать любой банк. Инструкция создает необходимую методологическую базу для работы банков с этим продуктом. Соответственно, значительных сдвигов мы ожидаем именно после выхода данного документа, который позволит банкам самостоятельно выпускать предоплаченные карты системы “Рапида”. При этом большую часть организационных и технологических вопросов, начиная с генерации карт и заканчивая их обслуживанием и проведением расчетов с получателями платежей, попрежнему будет выполнять “Рапида”, оставив за банком-эмитентом функции, связанные с распространением своего платежного продукта.

В отличие от НКО “Межбанковская Электронная Расчетная Палата”, которая не имеет права принимать на себя кредитные риски, банки обладают гораздо более широкими возможностями для работы с этим продуктом. Одним из таких перспективных направлений может стать кредитование предоплаченными картами банка своих корпоративных клиентов, работающих, например, в области розничной торговли. Это позволит банку получать комиссионные доходы от розничных расчетов без инвестиций в развитие сети банковских отделений. Благодаря предоплаченным картам банка магазины, супермаркеты, аптеки, автозаправочные станции и другие торгово-сервисные сети могут стать частью банковской инфраструктуры розничных расчетов за наиболее популярные услуги – коммунальные и телекоммуникационные. Мы надеемся, что уже в следующем году “Межбанковская Электронная Расчетная Палата” не только не будет единственным эмитентом предоплаченных карт системы “Рапида”, но и вовсе прекратит их эмиссию, уступив место банкам.

Таким образом, карты будут, как и прежде, выпускаться в системе “Рапида” и нести ее логотип, являясь при этом продуктом банка-эмитента. Точно так же, как эмитируемые сегодня карты российских или международных платежных систем с магнитной полосой или чипом. Разумеется, унифицированная часть, необходимая для обслуживания этих карт, останется неизменной, но банк-эмитент сможет разместить на выпускаемых им картах собственный логотип, а также любую дополнительную информацию. Банки смогут использовать и свой собственный дизайн карты, причем требования со стороны платежной системы в этом отношении будут минимальными.

Говоря о втором направлении нашей деятельности, нельзя не отметить, что осуществление платежей с банковских счетов через систему “Рапида” является, на мой взгляд, наиболее интересным сервисом для банков. Как показывает статистика, пользователи “Рапиды”, имеющие банковские счета, выполняют больше платежей и на более крупные суммы, нежели пользователи предоплаченных карт.

В течение года мы отрабатывали различные механизмы, которые позволили бы банкам и процессинговым компаниям оперативно и с наименьшими затратами внедрять этот сервис. На этом пути пришлось столкнуться с рядом трудностей, однако на сегодняшний день мы имеем набор технологий, необходимых для реализации платежного сервиса в различных вариантах.

Сегодня имеются два банка, которые предлагают платежные услуги “Рапиды” своим клиентам. Пионером здесь выступил “Лефко-банк”, предложивший владельцам эмитируемых им карт локальной платежной системы NPS CARD осуществлять платежи с карточных счетов через систему “Рапида”. С сентября 2002 г. возможность пользоваться дистанционным интегрированным платежным сервисом системы, используя средства на картсчетах, получили держатели карт VISA и MasterCard, эмитируемых БИН-Банком, что стало первым прецедентом использования карты “Рапиды” в качестве весомого дополнения к международным продуктам. Сочетание международной банковской карточки с картой “Рапиды”, на наш взгляд, представляет собой почти идеальный инструмент для розничного бизнеса. Последняя существенно дополняет возможности традиционных банковских карт в таких сегментах, как дистанционная оплата телекоммуникационных и коммунальных услуг, а также товаров, предлагаемых Интернет-магазинами. Ведь проблемы, связанные с дистанционным использованием банковских карт, до сих пор еще не решены. Например, рассчитаться с коммунальными службами с помощью международной карточки сегодня практически невозможно.

Год “Рапиды” - рис.2
“Завершая тему альянсов, могу добавить, что сегодня мы открыты для сотрудничества не только с платежными системами”

Внедрение данной услуги в банке требует наличия соответствующей технологической платформы, что обусловливает необходимость тесного сотрудничества “Рапиды” с поставщиками банковского программного обеспечения. Показательно, что если год назад большинство поставщиков просто не знало о существовании “Рапиды”, что заметно затрудняло поиски взаимопонимания, то на сегодняшний день ситуация коренным образом изменилась. У нас уже подписан договор с компанией “Диасофт”, согласно которому основные программные продукты, разработанные ее специалистами для работы с картами, будут поддерживать протокол “Рапиды”. Подобные альянсы, позволяющие поставщикам банковского программного обеспечения расширить функциональность банковских технологий за счет услуг “Рапиды”, прорабатываются и с другими поставщиками, а первой IT-компанией, начавшей с нами сотрудничество, стала санкт-петербургская компания “АРТ”.

Сейчас мы активно ведем переговоры с несколькими поставщиками банковского программного обеспечения, что позволит значительно расширить наши возможности по подключению новых банков к системе “Рапида”. При этом мы рассматриваем возможность максимального использования уже существующих технологий, предлагая варианты работы с картами “Рапиды”, не требующие серьезных доработок программного обеспечения банковских систем. В частности, специалистами платежной системы разработаны два универсальных протокола электронного документооборота. Первый из них предназначен для взаимодействия банковской системы с процессинговым центром “Рапида” при оказании банком услуг дистанционного банковского обслуживания через каналы платежной системы (Интернет, телефон). Второй протокол позволяет банку проводить платежи в пакетном режиме, принимая их по собственным каналам. В этом случае банк может принимать платежи по всем каналам, которые у него имеются, – платежи наличными в офисах банка, платежи через банкоматы, информационные киоски, терминалы приема наличных, а также через системы Интернет- и телефонного банкинга.

Третье направление нашей деятельности – расширение возможностей “Рапиды” как электронного эквайера, обслуживающего банковские карточные продукты различных платежных систем. Мы не декларировали подобный сервис в начале прошлого года, однако практика показала: самое ценное, что мы можем предложить нашим партнерам по бизнесу, – это сеть получателей платежей и отлаженная технология передачи финансовой информации. Безусловно, что при этом могут использоваться самые разнообразные платежные инструменты.

Последнее обстоятельство является благодатной почвой для заключения различного рода альянсов. Первым опытом в этом направлении стало соглашение с российской платежной системой STB Card, в соответствии с которым держатели карт STB получили возможность пользоваться системой “Рапида” для проведения платежей через Интернет. При этом для обеспечения безопасности и снижения риска мошенничества используется технология PIN2, разработанная специалистами компании “СТБ Кард”. В настоящее время аналогичные переговоры ведутся нами и с платежной системой Union Card.

Несмотря на то, что изначально мы не рассматривали сегмент Интернет-магазинов как приоритетный, уделяя главное внимание регулярным платежам (прежде всего за коммунальные и телекоммуникационные услуги), в настоящий момент планируется расширить возможности пользователей “Рапиды” и в этом направлении. Недавно заключен альянс с системой Интернет-платежей ASSIST, благодаря которому пользователи системы “Рапида” смогут приобретать товары и услуги в Интернет-магазинах, работающих с ASSIST. Схема взаимодействия построена на использовании электронных счетов, которые будут выставляться виртуальными мерчантами через ASSIST для оплаты в “Рапиде”. При этом, оформляя заказ в том или ином Интернет-магазине, покупатель будет вводить реквизиты своей карты “Рапида”.

Завершая тему альянсов, могу добавить, что мы открыты для сотрудничества не только с платежными системами. Интересный проект реализуется с сетью магазинов “Аристон”. В его рамках был эмитирован наш первый ко-брэндинговый продукт – дисконтная карточка “РапидаАристон”, распространяемая магазинами среди своих постоянных покупателей и позволяющая оплатить текущий кредит или получить скидку при очередной покупке. Мы с большим интересом рассматриваем предложения по выпуску ко-брэндинговых карт. До конца 2002 г. планируется запустить пилотный проект в Санкт-Петербурге, в рамках которого совместно с группой компаний “Икс-Кардс” планируется выпустить предоплаченные карты “Рапида-ИксКардс”, предназначенные для продажи в картоматах “Икс-Кардс” и распространения в других сетях.

Что касается наших планов на будущее, то в развитии эквайринговой сети основное внимание мы попрежнему будем уделять набору регулярных и/или повседневных платежей – оплате коммунальных услуг, услуг сотовой связи, городской и междугородной телефонии, платного телевидения и т. д. За первый год работы мы сформировали базовый набор услуг для банков и предприятий. Здесь нами многое сделано как с точки зрения технологий, так и в плане законодательной базы. Главными задачами на второй год работы “Рапиды” являются расширение объемов операций, выход в регионы, включая страны СНГ, а также наращивание пользовательской базы в Москве. У нас появился партнер в Армении, вместе с которым мы изучаем возможность реализации проекта платежной системы “Рапида” в республике, пилотную версию которого мы надеемся запустить еще до конца нынешнего года.

С точки зрения развития продуктового ряда, в ближайшее время планируется начать предоставление услуг P2P-сервиса, доступного для всех пользователей системы. Мы также не отказались от построения системы срочных переводов для физических лиц и рассматриваем сейчас различные варианты ее реализации. Есть планы по развитию мобильных услуг – в будущем году мы намерены предоставить пользователям системы “Рапида” возможность использовать мобильный телефон для доступа к платежному сервису.

Возвращаясь к общим итогам нашей деятельности за прошедший год, хотелось бы подчеркнуть, что на сегодняшний день практически все участники российского рынка безналичных платежей хорошо знакомы с системой “Рапида”. Если год назад мы были вынуждены начинать любые деловые переговоры с потенциальными партнерами с часовой презентации своей компании, то сегодня необходимость в этом отпала сама собой – мы заслужили известность на рынке. Ведь даже сам факт участия специалистов “Рапиды” в подготовке инструкции 23-П свидетельствует о том, что нам удалось донести до Центрального Банка значимость розничных платежей для российской банковской системы.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 8 (78) ’2002 стр. 28

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube