ИКР-2002: итоги года с технологическим уклоном

ИКР-2002: итоги года с технологическим уклоном

Как известно, Московский Международный Форум по платежным картам в России и Международная конференция и выставка “Интеллектуальные карты России-2002” служат своеобразной традиционной “рождественской елкой” для специалистов российского карточного рынка, на которой подводятся итоги минувшего года и “загадываются желания” на год грядущий. Ежегодно эти мероприятия собирают под одной крышей разработчиков программных и технических решений для карточного бизнеса, представителей платежных систем, руководителей банков и других профессионалов рынка безналичных платежей. Несомненно, подавляющее большинство читателей “ПЛАС” не понаслышке знакомы с прошедшими теперь уже в минувшем, 2002 году мероприятиями. Однако мы решили вернуться к данной теме по прошествии некоторого времени для того, чтобы еще раз тщательно проанализировать различные, порой весьма противоречивые, впечатления от их посещения – как свои собственные, так и те, которыми с нами поделились их участники, а также отметить выступления и презентации, вызвавшие у нас особый интерес.

Как уже отмечал “ПЛАС”, в минувшем году организаторами Форума и Выставки традиционно выступили Ассоциация российских банков (АРБ), Национальная ассоциация по платежным карточкам (НАПК) и Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ). Аналогично “ИКР-2001” генеральными спонсорами мероприятий стали компании “Банковский производственный центр”, Compass Plus, “Золотая Корона” и TietoEnator, однако на этот раз их число пополнили NCR и СТБ КАРД.

Среди международных платежных систем в списке спонсоров фигурировала Visa International, впервые выступившая в качестве полного участника мероприятия наряду с ACI Worldwide, INPAS и BGS Smartcard Systems.

В этот раз Форум и Выставка собрали порядка 700 специалистов карточного бизнеса, сотрудников ряда государственных организаций, компаний, работающих в сегменте безналичных платежей, включая около 400 представителей коммерческих банков России и других стран СНГ.

Помимо генеральных спонсоров и полных участников Форума, свои решения представили десятки российских и зарубежных компаний и государственных структур, в числе которых – ФАПСИ и подведомственные ему организации, платежная система MasterCard International и Visa International, компании “АйТи”, “Инверсия”, “Система”, Bull, “Открытые системы транзакций”, “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД”, “ИВК Системс”, РУКАРД, Eracom, R-Style Softlab, “СканТек Сервис”, Gemplus, CPM Ltd., Aladdin, ИНТЕХ, НКТ, “Диасофт”, АРКОМ, Card Tech Ltd., Bellwood Systems, “Ланит”, “GMP-Русском”, “Розан Файнэнс” и другие.

В ожидании нового 23-П
В ходе пленарного заседания, ознаменовавшего открытие Форума, начальник Управления развития розничных платежей Департамента платежных систем и расчетов ЦБ РФ Евгений Платонов отметил динамичный рост российского карточного рынка. Так, по данным ЦБ РФ, в России эмиссией и/или эквайрингом банковских карт на 1 октября 2002г. занимались 614 из порядка 1300 зарегистрированных кредитных организаций. В активном обращении находилось около 14 млн. карт, из которых более половины были эмитированы в рамках российских карточных программ, а чуть менее 50% составили продукты международных платежных систем. Ежеквартальный рост общего объема эмиссии составил за этот период в среднем 10%. При этом Е.Платонов обратил внимание участников Форума на по-прежнему низкую интенсивность использования карт в качестве платежного инструмента. По его словам, за первые 9 месяцев нынешнего года совокупный оборот по российским карточкам составил 495 млрд. рублей, однако лишь 7% этой суммы пришлись на операции в торгово-сервисной сети.

Как сообщил Е. Платонов, в настоящее время ЦБ РФ завершает работу над проектом нового положения 23П, который планируется принять в самое ближайшее время. В числе особенностей этого документа были названы регламентирование испольКак сообщил Е. Платонов, в настоящее время ЦБ РФ завершает работу над проектом нового положения 23П, который планируется принять в самое ближайшее время. В числе особенностей этого документа были названы регламентирование исполь

Тему необходимости совершенствования российского законодательства в сфере розничных банковских продуктов в целом и пластиковых карт в частности продолжил глава АРБ Гарегин Тосунян. По его словам, ряд действующих в России законов и нормативных актов заметно тормозит развитие банковского сегмента пластиковых карт и, соответственно, рост объемов безналичного оборота по стране.

В качестве примера Г. Тосунян затронул такую наболевшую для всех участников карточного рынка тему, как налог с продаж, предусмотренный для расчетов наличными, который сегодня по-прежнему приходится уплачивать владельцам банковских карт при совершении платежей в торгово-сервисной сети. По его словам, фактически все преимущества использования пластиковой карты для российского пользователя сводятся в настоящий момент лишь к тому, что ему не приходится носить с собой большие суммы наличных. Поскольку этого явно недостаточно для реальной стимуляции роста потребительской активности держателей пластика, в подавляющем большинстве случаев карта используется ими всего один раз в месяц для снятия заработной платы с карточного счета. Поэтому, подчеркнул Г. Тосунян, неудивительно, что доля расчетов пластиковыми картами за покупки составляет сегодня лишь 15% от общего числа операций.

Зарплатные проекты сквозь призму технологий В свою очередь, исполнительный вице-президент компании BGS Smartcard Systems Юрий Демидович заявил, что “подавляющее большинство зарплатных проектов, организованных российскими банками, представляет собой не полноценную платежную систему, а лишь автоматизированную систему выдачи наличных”. В своем докладе (с основными тезисами последнего вы можете ознакомиться на с. 11 этого номера “ПЛАС”) он рассмотрел причины сложившейся ситуации, главной из которых была названа неэффективность использования международных платежных технологий для создания локальных платежных систем.

Тему повышения уровня эффективности зарплатных проектов озвучил в своем докладе “Карточный бизнес банков – выходцев из корпоративных бухгалтерий” и Евгений Соловьев, исполнительный директор компании “Платежные технологии”. Он поделился с участниками Форума своим взглядом на дифференциацию банков на рынке розничных услуг и формирование фокусированных предложений сквозь призму линейки ко-брэндинговых продуктов СТБ и MasterCard International. (Полный текст доклада читайте в “ПЛАС” №10, 2002 г.).

Вокруг EMV-миграции: за и против
Основным “технологическим” мотивом прошедшего Форума и Выставки традиционно оставался переход на использование микропроцессорных карт и миграция на стандарт EMV. Почти все разработчики программных и аппаратных средств представили на суд участников мероприятия свои новые разработки в данной области.

При этом широкий интерес участников мероприятия вызвали прозвучавшие в рамках Форума выступления, посвященные целесообразности и актуальности перехода российских банков на использование EMVсовместимых микропроцессорных платежных карт.

ИКР служит своеобразной традиционной “рождественской елкой” для специалистов российского карточного рынка, на которой подводятся итоги минувшего года и “загадываются желания” на год грядущий
Подавляющее большинство поставщиков банковского оборудования и программных решений продемонстрировали свой растущий интерес к расширению спектра каналов поставки банковских услуг. Эта тенденция нашла отражение и в универсальной системе мобильного банкинга, созданной при участии “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” и “СмартКард-Сервис”

Так, в своем докладе Юрий Васин, директор по маркетингу компании НКТ, затронул проблему позиционирования новых карточных продуктов стандарта EMV и окупаемости расходов на EMV-миграцию в целом. Он подчеркнул, что если банк в этом случае решит ограничиться перевыпуском карт VISA и MasterCard уже имеющихся у него клиентов, подобная модель перехода на микропроцессорные технологии, безусловно, повлечет за собой серьезные убытки. Таким образом, становится очевидным, что карты EMV должны нести на себе какие-либо дополнительные небанковские бизнес-приложения, наличие которых позволит увеличить либо количество держателей данных карт, а следовательно, и общий оборот по картам, либо объем операций по отдельно взятой карте, что также положительно скажется на увеличении прибыльности розничного направления банка.

Ю.Васин отметил, что международные платежные системы далеко не всегда приветствуют появление на их карте дополнительного платежного приложения. Поэтому наиболее приемлемым в данной ситуации ему видится размещение на микропроцессорной карте в дополнение к основному финансовому приложению VSDC или M/Chip небанковских приложений, нацеленных на широкие слои потребителей банковских услуг. Наиболее актуальным из них сегодня является лоялти-приложение, что подтверждает и реакция рынка, демонстрирующего возрастающий интерес банков к этой функции. При этом, по мнению Ю.Васина, наибольшим спросом у клиентов будут пользоваться лоялти-приложения, ориентированные на стимулирование приобретения продуктов так называемого вынужденного и регулярного потребления.

Взгляды признанных специалистов рынка платежных технологий на актуальность EMV-миграции в России порой заметно расходились с мнением представителей международных платежных систем, убеждающих российские банки в необходимости безотлагательного внедрения EMV-решений.

Так, генеральный директор компании СТБ КАРД Игорь Голдовский отметил, что позиция последних не отражает реальной ситуации на рынке платежных технологий, и говорить о конкретной пользе применения EMV-совместимых карт пока рано. Среди основных причин, заставивших его прийти к такому неоднозначному выводу, было названо то обстоятельство, что, по мнению И. Голдовского, на данный момент у российских банков еще нет серьезных экономических стимулов к массовому переходу на использование EMVкарт. В своем выступлении, вызвавшем оживленные дискуссии среди участников Форума, он сделал попытку объективно рассмотреть основные декларируемые преимущества перехода на микропроцессорные технологии сквозь призму нынешних реалий российского карточного рынка.

По словам И. Голдовского, с учетом необходимости адаптации банковских бизнес-процессов для обслуживания EMV-совместимых карт среднему банку, имеющему порядка тысячи POS-терминалов, миграция на чип обойдется примерно в 0,5 млн. долл. США. При этом, согласно приведенным докладчиком расчетам, окупаемость его затрат с учетом только Merchant Acquiring при самом оптимистическом сценарии произойдет не ранее чем через 5,5 лет.

Рассматривая такое преимущество EMV-продуктов, как возможность размещения на карте дополнительных приложений, И. Голдовский отметил проблему отсутствия для большинства из них единого стандарта. По его словам, “из этого можно заключить, что хотя опыт успешной реализации отдельных локальных лоялти-программ широко известен, время для начала массовой реализации проектов такого рода на основе микропроцессорных карт, по всей вероятности, еще не пришло”.

Не последним фактором, негативно влияющим на масштабы российской EMV-миграции, им была названа и высокая стоимость смарт-карты. “Цена многофункциональной карты, обусловленная необходимостью наличия 8 Кбайт памяти EEPROM и криптографического сопроцессора (в случае MULTOS), составляет сегодня около 45 долл. США на фоне достаточно большого объема предполагаемой эмиссии, – отметил И.Голдовский. – Несомненно, что такая стоимость является достаточно высокой для банков”.

Сомнению было подвергнуто и такое традиционное преимущество EMV-технологии, как повышенная безопасность. По словам докладчика, на сегодняшний день рынок EMVпродуктов преимущественно состоит из карт, использующих статическую аутентификацию карты (Static Data Authentication, или SDA), где ряд данных, целостность которых, с точки зрения эмитента, является критичной, хранится в открытом виде. Последнее обстоятельство, по мнению И. Голдовского, зачастую не обеспечивает заявленный уровень безопасности такого типа продуктов. (Подробнее читайте статью И. Голдовского “Заметки на полях российской EMVмиграции” в “ПЛАС” № 9, 2002 г.).

…Как и с чем?
Нельзя не отметить, что упомянутая докладчиком высокая стоимость внедрения EMV-технологий обусловила в то же время появление на российском рынке решений, призванных упростить и удешевить процесс адаптации инфраструктуры банка для работы с EMV-продуктами. Ярким примером здесь может служить новая линейка программных продуктов, разработанная компанией Compass Plus с учетом характерных особенностей и масштабов процесса миграции на EMV отечественных банков, продемонстрированная участникам “ИКР-2002”. В состав последней вошли решения TranzWare Card Factory, TranzWare EMV Issuing Host и TranzWare EMV Acquiring Host, разработанные на базе программных комплексов TranzWare Retail и TranzWare Online.

Решения TranzWare EMV Acquiring Host и TranzWare EMV Issuing Host предназначены, соответственно, для поэтапной модернизации POSтерминальной и банкоматной сети банка для эквайринга EMV-карт и их эмиссии, а персонализационная станция TranzWare Card Factory позволяет банку собственными силами организовать персонализацию микропроцессорных карт стандарта EMV при реализации проектов с небольшим и средним объемами эмиссии.

Примечательно, что проблему выбора и размещения дополнительного небанковского приложения на микропроцессорной карте затронули в своих выступлениях и представители компаний – производителей микропроцессорных карт.

Так, например, в своем выступлении Вячеслав Калинин, региональный менеджер по продажам в СНГ компании SchlumbergerSema, рассказал о микропроцессорных продуктах, адаптированных к особенностям российского карточного рынка. При этом базовой банковской смарткартой, совместимой с платежными приложениями VSDC и M/Chip, был назван продукт e-Galleon, использующийся в 12 из 14 всех реализуемых на сегодняшний день EMV-проектов в России и странах СНГ. Что касается обеспечения многофункциональности микропроцессорной карты, то карты семейства e-Galleon имеют память 2К, 4К и 8K EEPROM и встроенные в ОС основные команды для приложений лояльности и “электронного кошелька”.

В свою очередь, Юрий Кузнецов, директор представительства компании Gemplus в России, рассказал участникам Форума об особенностях и функциональных возможностях нового продукта компании – смарткарты MPCOS-EMV R5. Как отметил Ю. Кузнецов, основной особенностью MPCOS-EMV R5 является возможность совмещения различных как платежных, так и небанковских приложений на одном микропроцессорном модуле, что является критичным для большинства нынешних EMVпроектов европейских банков. Объем памяти карт MPCOS-EMV R5 варьируется от 2 до 8 Кбайт, что позволяет одновременно загружать в память микропроцессора карты наряду с EMV-приложением дополнительные платежные, лоялти, социальные и другие приложения. Следует отметить, что на данный момент в мире эмитировано более 60 млн. смарткарт на основе операционной системы MPCOS.

Евгений Штеманетян, директор представительства компании ACI по России и странам СНГ, в ходе своих выступлений ознакомил участников мероприятия с новыми продуктами ACI, предназначенными для борьбы с мошенничеством и отмыванием денег, для работы в сегменте электронной и мобильной коммерции, автоматического выставления и оплаты счетов, офлайновой работы с сетями периферийных устройств, а также для выполнения сервисных функций по стыковкам разных платформ, онлайновому мониторингу банкоматных и POS-терминальных сетей и поддержке катастрофоустойчивых решений. Кроме того, он анонсировал грядущий выход на российский рынок стратегического продукта компании BASE24 на платформе Unix, а также дал оценку результатов изменений ценовой политики компании ACI на примере ее бизнес-достижений в России и на рынках стран ближнего зарубежья в минувшем году

Новинки сезона от Visa и MasterCard
Как известно, на протяжении последних нескольких лет международные платежные системы демонстрируют растущую заинтересованность в участии в российских семинарах и конференциях, предназначенных для участников карточного рынка. Нынешние Форум и Конференция очередной раз подтвердили эту тенденцию. Большинство прошедших в рамках мероприятия выступлений специалистов Visa International и MasterCard Europe было посвящено проблемам развития бизнеса международных платежных систем в России, безопасности транзакций, внедрению новых карточных продуктов и услуг, а также возможностям новых продуктов и решений в области смарт-карточных технологий.

Так, представители Visa International и MasterCard International поделились с участниками Форума своим видением особенностей процесса EMVмиграции в России, рассказали об аспектах обеспечения карточной безопасности и возможностях своих новых карточных продуктов.

В частности, менеджер по развитию бизнеса представительства Visa International в России Игорь Гайдаржи выступил с докладом “Новые продукты и решения Visa”, в котором уделил особое внимание вопросу использования предоплаченных карт в целом и prepaid-продуктов Visa в частности.

Так, по мнению И. Гайдаржи, предоплаченные карты на данный момент представляют для банков одно из наиболее перспективных направлений развития карточного бизнеса. На данный момент одним из наиболее актуальных способов использования предоплаченных карт является хранение личных средств при совершении поездок за границу. При этом в отличие, например, от Visa TravelMoney предоплаченные карты Visa обслуживаются в АТМ наравне с обычными кредитными или дебетовыми картами.

Еще одним перспективным направлением использования prepaid-продуктов является выпуск “подарочных карт”. Так, например, по оценкам экспертов, в последние 12 месяцев около 37% американцев купили или получили в подарок подобные карточки.

Тем не менее, по мнению И. Гайдаржи, в России развитие рынка prepaidкарт ограничено сегодня несовершенством законодательной базы. Вероятно, положение дел изменится с выходом долгожданной инструкции 23-П, регулирующей выпуск и распространение предоплаченных продуктов.

Особый интерес у участников вызвало выступление Дениса Шилакина, бизнес-менеджера российского представительства MasterCard Europe, в котором он рассказал о новых карточных продуктах MasterCard. Так, отметив перспективность использования предоплаченных карт, Д.Шилакин представил собравшимся новую карту Maestro Prepaid, обладающую широким спектром применения. Особенностями данного продукта являются использование уже имеющегося у банка Maestro BIN, а также отсутствие необходимости открытия для нее дополнительного карточного счета или нанесения имени держателя на карту

В качестве еще одного перспективного продукта MasterCard Д.Шилакин выделил кредитную карту MasterCard Electronic. Данная карта является полностью онлайновой и неэмбоссированной и пока предназначена для использования только внутри страныэмитента. Карта идеально подходит для программ банков по предоставлению кредитов клиентам, не имеющим кредитной истории. Несколько пилотных проектов по эмиссии карт MasterCard Electronic уже запущено в странах Восточной Европы. Так, например, в марте 2002г. чешские банки Interbanka и “CCS Ceska spolecnost pro platebni karty” приступили к выпуску карт MasterCard Electronic. Осенью 2001г. аналогичный проект начал реализовывать ряд банков Словакии. (Подробнее о карте MasterCard Electronic читайте в ближайших номерах журнала “ПЛАС”.)

Безопасность и мобильность
Проблема безопасного использования банковских карт при проведении платежей в области электронной коммерции становится все более актуальной как для банков и процессинговых компаний, так и для международных платежных систем.

Поэтому продемонстрированное специалистами компании CTL новое решение FRAUDGUARD, позволяющее банку или процессинговой компании организовать систему мониторинга карточных транзакций, не случайно вызвало повышенный интерес участников мероприятия.


Большинство поставщиков банковского оборудования и программных решений продемонстрировали свой растущий интерес к процессу миграции на EMV и к расширению спектра каналов поставки банковских услуг, включая Интернет и мобильный банкинг


Отличительной чертой данного программного комплекса является его максимальная адаптивность под особенности конкретного пользователя. Функциональная часть FRAUDGUARD основывается на использовании технологии Rule Based Technology (RBT). Так, при инсталляции программного решения пользователь вводит в базу данных FRAUDGUARD некоторые правила, комбинируя которые, он получает возможность моделировать практически бесконечное число уникальных ситуаций, характерных для определенного вида мошенничества.

Следует отметить и еще одного участника мероприятий – компанию Eracom Technologies, которая в нынешнем году впервые приняла участие в “ИКР-2002”. Это международная компания со штаб-квартирой в Австрии, занимающаяся разработкой и поставкой технических и программных решений в сфере информационной безопасности на основе криптографии. На данный момент Eracom Technologies имеет более 100 клиентов во всем мире, среди которых Visa International, Deutsche Bank, National Bank of Dubai, Hang Seng Bank, PriceWaterhouseCoopers и др. На российском рынке компания представляет ряд криптографических модулей и PCI-адаптеров, обеспечивающих криптографическую защиту информации и хранение ключей безопасности.

По отзывам ряда участников Форума, в нынешнем году мероприятие носило ярко выраженный технологический характер. При этом подавляющее большинство поставщиков банковского оборудования и программных решений продемонстрировали свой растущий интерес к процессу миграции на EMV и к расширению спектра каналов поставки банковских услуг, включая Интернет и мобильный банкинг: обе эти тенденции нашли самое широкое отражение в их продуктах, представленных в рамках “ИКР-2002”.

Особого внимания на этом фоне заслуживает выступление Андрея Кузнецова, менеджера проектов компании “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД”, в котором была затронута тема организации систем мобильного банкинга.

Действительно, создание систем беспроводного финансового обслуживания является сегодня весьма распространенной практикой для зарубежных банков. Однако их отечественные коллеги еще только начинают осваивать данное направление.

Среди основных целей организации систем беспроводного банкинга обслуживания можно выделить упрощение процедуры оплаты клиентами услуг и расширение спектра услуг, предоставляемых держателям счетов, что в конечном итоге повышает уровень качества и оперативности обслуживания клиентов.

Как отметил А. Кузнецов, современные системы мобильного банкинга обеспечивают высокий уровень защищенности финансовой информации. В частности, уже сейчас сервисы беспроводного финансового обслуживания позволяют производить шифрование сообщений и используют электронные цифровые подписи (ЭЦП) и системы взаимной аутентификации клиентов и банка.

В качестве наиболее перспективной платформы, используемой при организации систем мобильного банкинга, А. Кузнецов выделил технологию Java Card, совмещающую в себе аппаратную независимость, мультиаппликационность и высокий уровень безопасности. Уникальной особенностью микропроцессорных карт, поддерживающих технологию Java Card, является возможность загрузки приложений после персонализации с помощью команд Visa Open Platform. При этом разделение загруженных функциональных приложений в памяти карты осуществляется с помощью “firewall”.

В ходе своего выступления А. Кузнецов рассказал и о практическом опыте реализации систем мобильного банкинга в России. Так, компания “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” в настоящее время принимает участие в нескольких проектах организации сервисов беспроводного финансового обслуживания с рядом отечественных компаний.


Cоздание систем беспроводного финансового обслуживания является сегодня весьма распространенной практикой для зарубежных банков. Однако их отечественные коллеги еще только начинают осваивать данное направление


В 2001 г. “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” совместно с компанией “СмартКард-Сервис” участвовала в создании универсальной системы мобильного банкинга, пользователем которой может стать любой банк. Летом 2001 г. было проведено тестовое испытание данного сервиса совместно с оператором сотовой связи МТС и компаниями Gemplus и Lipman Electronic Engineering. В данный момент обсуждается поставка данной системы нескольким российским банкам.

Еще одним пилотным проектом, реализованным “ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД” совместно с украинским УкрСиббанком и сетевым оператором “КиевСтар GSM”, является организация системы удаленного управления банковскими ресурсами с терминала мобильного телефона посредством SATтехнологии. Пользователи данного сервиса могут не только получать по каналам сотовой связи данные о состоянии своего счета в банке, но и производить платежи и операции со счетом, используя при этом шаблонные формы финансовых сообщений. Передача информации в системе осуществляется при помощи стандартных SMS-сообщений. Для обеспечения безопасности пересылаемой информации используются два дополнительных ПИН-кода, алгоритм шифрования сообщений 3DES и ЭЦП MAC.

Год карточных технологий
Как уже отмечалось, в настоящее время в России эмиссией и эквайрингом банковских карт занимаются более 600 банков. При этом лишь порядка 90 из них, являясь в большинстве своем принципиальными членами международных платежных систем, имеют собственные процессинговые центры, обслуживающие операции с международными картами. В своем выступлении, посвященном проблеме выбора in house-процессинга для средних и малых банков, Василий Волынский, директор по продажам ООО “Банковский Производственный Центр”, отметил, что установка системы SmartVista Partner позволяет последним реализовать задачу построения собственного процессингового центра быстро и, что немаловажно, с инвестиционными вложениями, адекватными объемам собственного карточного бизнеса.

Так, большой интерес участников мероприятия вызвал доклад менеджера управления программных разработок компании “Система” Олега Ананьева на тему “Информационные услуги на устройствах самообслуживания”. По его словам, сегодня российские банки постепенно перестают ограничиваться рамками зарплатных проектов, в результате чего у них растет потребность в решениях, позволяющих существенно расширить функциональность банкомата, в качестве наиболее перспективных из которых можно рассматривать прием депозитов и коммунальных платежей. Перечислив широкий спектр устройств производства Wincor Nixdorf, предназначенных для оказания нетрадиционных для отечественных банков розничных информационных сервисов, включая информационные терминалы ProInfo, CEPTO, Orbiter, ProPrint и ProConsult, поставляемые “Системой” на российский рынок, О. Ананьев отметил, что в настоящий момент компания, следуя примеру своего немецкого партнера, рассматривает возможность портирования собственных оригинальных программных разработок в этой области на платформы других производителей терминального оборудования. В докладе также рассматривались вопросы применения новых технологий и стандартов, таких как EMV и IFX, в различных устройствах самообслуживания.

В заключение своего выступления О. Ананьев рассказал о новом продукте компании – комплексе приема коммунальных платежей ProSet, обеспечивающем реализацию данного сервиса через банкоматы и терминалы самообслуживания по пластиковым картам.

Повышенного внимания посетителей “ИКР-2002” были удостоены функциональные возможности демонстрировавшегося на стенде компании “СмартКард-Сервис” комплексного программного решения для сетей ATM Teller Machine Explorer (TellME). По словам самих разработчиков, внедрение TellME обеспечивает банкам необходимую свободу в выборе платежной системы, аппаратной платформы для своей эквайринговой сети, а также параметров функционирования той или иной точки обслуживания. Так, в ходе выставки представители “СмартКард-Сервис” продемонстрировали четыре образца банкоматов от BANQIT, Diebold, NCR и Wincor Nixdorf, способных проводить операции как по международным картам с магнитной полосой, так и по смарт-картам стандарта DUET, а также, в рамках системы мобильного банковского обслуживания и mcommerce MobilPay, без предъявления какой-либо банковской карты, посредством мобильного телефона стандарта GSM. Взаимодействие со всеми процессинговыми системами на каждой из представленных машин было реализовано в едином пакете программного обеспечения TellME.

Мероприятие глазами участников
Безусловно, перечень новых карточных продуктов и решений, представленных на Форуме и Выставке компаниями-производителями и платежными системами, можно было бы продолжать на протяжении нескольких журнальных страниц. Однако успешность и полезность мероприятия такого масштаба во многом зависят не только от количества заявленных новинок и числа участников, но и от возможности последних обменяться друг с другом реальным опытом, обсудить наиболее актуальные проблемы карточного бизнеса с экспертами рынка. Несомненно, по этому показателю Выставка и Форум являются уникальными мероприятиями, собирающими игроков карточного рынка не только России, но и из стран ближнего зарубежья. Так, среди посетителей Выставки и Форума в 2002 г. можно выделить представителей банков и процессинговых компаний из Белоруссии, Украины, Грузии, стран Прибалтики и т. д. На мероприятиях были представлены и крупные российские игроки карточного рынка, среди которых “Гута-банк”, “Альфабанк”, Сбербанк, Московский Индустриальный Банк, банк “Зенит” и др.

Тем не менее нередко, задавая посетителям вопрос: “Что бы вы хотели увидеть на следующем Форуме и Выставке?”, в ответ можно было услышать, что на “ИКР-2002” не хватает секций, которые в полной мере освещали бы практические аспекты карточного бизнеса, те актуальные проблемы, которые стоят перед российскими банками.

Как уже отмечалось, в нынешнем году мероприятия прошли под знаком ярко выраженного уклона в сторону технологий. При этом зачастую посетители отмечали нехватку дискуссионных групп, в ходе работы которых они могли бы задать вопросы представителям компаний-разработчиков и платежных систем. Напротив, в ходе выступлений на Форуме подавляющее большинство докладчиков освещали новые продукты и решения, разработанные специалистами своих компаний, преимущественно сквозь призму используемых технологий, не касаясь насущных практических вопросов, которые, как нетрудно догадаться, волновали представителей банков и процессинговых компаний в гораздо большей степени. Безусловно, компании-разработчики воспринимают участие в Форуме и Выставке как элемент собственной рекламной кампании.

Прекрасно понимая, сколь непростую работу ежегодно приходится выполнять организаторам при подготовке и проведении мероприятий такого масштаба, хотелось бы наряду с признанием безусловного успеха Форума и Выставки в целом пожелать им в нынешнем году сделать больший акцент на освещение конкретных проблем, общих для всех участников карточного рынка.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 1 (81) ’2003 стр. 2

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных