7 марта 2024, 11:39
Количество просмотров 2756

Дюжина тезисов о будущем распределенных финансов и крипты в частности

Виктор Достов, председатель Совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД), старший научный сотрудник Финансового университета, анализирует ключевые тренды криптовалют и распределенных финансов.
Дюжина тезисов о будущем распределенных финансов и крипты в частности

Какое-то время назад автор настоящей статьи представил на конференции собственный взгляд на долговременное развитие криптовалют. Со временем обсуждение тезисов превратилось в данную публикацию. Понимаю, что ее название может прозвучать чрезмерно амбициозно. Потому что 31 октября 1517 года на двери Замковой церкви в Виттенберге (Саксония) священник Мартин Лютер вывесил самые знаменитые в истории 95 тезисов, критикующих практику индульгенций и прочих искажений католической веры. Это, как известно, привело к крупнейшей в истории христианской церкви Реформации. Тезисы Мартина Лютера сравнимы по своему значению разве что с буллой 1054 года об отлучении Михаила Кирулария, приведшей к распаду христианства на православие и католичество.

 

Разумеется, задача моих тезисов гораздо скромнее. Несмотря на пристальное внимание к криптовалютам и DeFi со стороны криптосообщества, регуляторов, традиционных банков и прочих, у нас пока наблюдается крайне мало попыток систематического анализа происходящего. Экзотическая технология блокчейна создает иллюзию, что мир DeFi полностью выключен из традиционного опыта вообще и экономической науки в частности. Однако это абсолютно не так. У профессионалов отрасли вызывает, например, легкий шок понимание, что уникальная идея алгоритмического стейблкоина – просто реализация валютного коридора (currency board), работавшего, например, в России с 1995 по 2014 год, где роль стейблкоина играл доллар, а поддерживающей валюты – рубль (с некоторыми оговорками, конечно).

Или, как показал автор данной статьи пару лет назад, – распространение крипты в массы подчиняется тем же формулам Басса, что и распространение холодильников. Поэтому традиционный экономический подход и аналогии с историей других платежных инструментов вполне уместны для криптовалют и имеют вполне осязаемую предсказательную силу.

 

Тезис 1. Если бы нужно было ограничиться единственным тезисом, я бы написал, что классическая майнинговая криптовалюта как платежное средство будет терять значение. Это нам говорит экономический закон Коперника-Грешема: «плохие деньги всегда побеждают хорошие». Если говорить более подробно, то деньги с низкой маржинальной ценой производства (в случае безнала этот показатель составляет практически ноль) побеждают деньги с высокой ценой производства (например, биткоин с текущей себестоимостью майнинга около 15 тыс. долл. США). Коперник сформулировал этот закон, наблюдая, как деньги низкого качества вытесняют полноценную золотую монету. Потом серебряные деньги вытеснили золотые, медные монеты вытеснили серебряные, бумага вытеснила металл, безнал – бумагу, банковские счета в итоге победили электронные деньги – закон никогда не подводил. Значит, надежды криптовалют на платежную функцию в долгосрочном прогнозе бессмысленны. Для инвестиций же, наоборот, «хорошие деньги хороши».

 

Крипто валюта.jpg


Тезис 2. Крипта или DeFi потеряют реальную децентрализацию (или уже потеряли). Основным свойством блокчейна (распределенного реестра) является то, что вся информация хранится во множестве независимых узлов, которые осуществляют независимую обработку информации для записи в реестр. Это, по замыслу создателей, исключает попытку централизованного контроля. Тем не менее в последние годы отдельные узлы интенсивно объединяются в аппаратные и виртуальные пулы с централизованным управлением для максимизации дохода от майнинга. Рано или поздно для каждого блокчейна появится майнинговый пул с 50%+ вычислительной мощности от общей вычислительной мощности блокчейна, который возьмет этот блокчейн под централизованный контроль (см. также ниже про умные лампочки). Альтернативные алгоритмы майнинга, например основанные на подтверждении владения стоимостью (Proof of Stake), тоже нам не помогут, потому что показатель концентрации капитала (так называемый индекс Джини) того же Ethereum, например, в связи с доминированием крупных валидаторов превысил 80%. В определенном смысле после этого многие базовые преимущества распределенных реестров, включая неподделываемость записей, могут просто исчезнуть.

 

Тезис 3. Крипта вскоре будет полностью прослеживаемой, за исключением, возможно, изолированных островков RAТ (реально анонимных технологий, типа Monero, в которых транзакции «прячутся» от внешнего наблюдения алгоритмически, путем использования слепых или циклических подписей или иными методами). Криптовалюта также будет отрегулирована – неким странным для классического регулятора (т. е. децентрализированным), но эффективным способом. Скорее всего, это будет связано с применением регулятором децентрализованного же подхода к регулированию. Зарегулирование нанесет некоторый урон востребованности, но меньший, чем многим сегодня кажется, – роль анонимности традиционно сильно преувеличена.

 

Тезис 4. Нынешнее окно арбитражных «сверхспособностей» для крипты скоро закроется. Трансграничные платежи, пострадавшие из-за долгоиграющего кризиса корреспондентских отношений и потребляющие сейчас гигантские массы стейблкоинов и классических криптовалют, скоро поставят банки на рельсы технологий частных платежных систем. Или же нежелательные трансграничные транзакции закроют совсем, путем крайне интенсивного надзора и жестких санкций.


Цифровая валюта.jpg

 

Тезис 5. Вскоре мы осознаем, что крипта и DeFi не так далеки от фиата/фондового рынка, как нам казалось, и это сближение будет все сильнее – за счет централизации, повышения контроля, а также конверсии из фиатных инструментов в крипту и обратно. Как описано выше, централизованная и отслеживаемая крипта будет отличаться от фиата только механизмами эмиссии.

    

Тезис 6. На заре биткоина энтузиасты ожидали, что DeFi будут вытеснять традиционный сектор. На деле крипта прорастает в финансовый сектор, но не по четким границам, а как грибница, тут и там, высокофрактально, повсеместно и корешками разного масштаба. Выкорчевать ее будет все труднее (и все менее целесообразно).

 

Тезис 7. Многое для понимания будущего нам дадут два события. Первое, это ближайший халфинг биткоина – снижение вознаграждения за майнинг в два раза, которое должно произойти через пару месяцев. Заодно мы проверим теорему Коперника-Грешема из Тезиса 1 – если платежная роль биткоина упадет, значит, ее создатели снова окажутся правы. Второе и пока малопонятное событие – идущее в последние годы переформирование мировой платежной системы: деглобализация, возможный уход в расчеты национальными валютами по отдельным блокам и т. д. Будет ли оно кардинальным или окажется лишь легкой перенастройкой, мы не знаем, но в первом случае это станет отличным краткосрочным шансом для таких глобальных платежных рельсов, как DeFi.

 

Тезис 8. В ближайшее время мир определится с частными стейблкоинами. Иррациональный страх регуляторов перед этим инструментом ушел и сменился развилкой. С одной стороны, регуляторы поняли, что чем больше посредников у, скажем, доллара, тем больше его мощь. С другой стороны, регулятору надо выбирать: или CBDC, то бишь цифровой доллар федерального резерва, или USDT. Впрочем, уже анонсированы гибриды: например, в Гонконге такой гибрид создан на основе «заворачивания» CBDC в частные блокчейны. Возможно, вернутся к жизни проекты типа FaceBook/Libra. Это может стать гигантским сдвигом – платежи локально и «международно» станут многослойными, с множеством частных провайдеров.

 

Операций по доходам.jpg


Тезис 9. Идеи про квантовую крипту или ИИ/крипту мне пока видятся безосновательными, но есть другой интересный порог. Сейчас чрезвычайно широко распространились умные устройства – в тостерах, пылесосах и лампочках встроены модуль Wi-Fi и микропроцессор, которые позволяют ими удаленно управлять. В принципе эти же процессоры могут стать узлами распределенного реестра и/или майнингового пула. Когда умные лампочки, пылесосы и зубные щетки по мере роста вычислительной мощности научатся майнить. Это потенциально приведет к взрывному росту точек майнинга и может изменить очень многое.

 

Тезис 10. DeFi – в силу наличия развитого финансового функционала и мощных программных функций – очень мощный инструмент. Мы это видим на частных продуктах – алгоритмических стейблкоинах, криптоломбардах и прочем. Но мы пока не умеем ставить для него глобальные задачи, адекватные этой мощности. Или их просто не существует.

 

Тезис 11. В отличие от фиатных денег биткоин обладает хорошей памятью. В фиате постоянная эмиссия размывает накопления. Old money, пассивные богачи, неизбежно беднеют на протяжении одного-двух поколений. В биткоине, с его ограниченной замедляющейся эмиссией, «старые богачи» будут рулить вечно. Почему DeFi становится все более многослойным с точки зрения экономики? Потому что отрицательная инфляция (дефляция) считалась достоинством биткоина, но она не поощряет инвестирование и ограничивает возможность разбогатеть новым игрокам. Последнее уже приводит к популярности надстроек с неограниченной эмиссией и, несомненно, может привести к падению популярности дефляционных валют типа биткоина.

Тезис 12. Чтобы читать было интереснее, эти тезисы написаны подчеркнуто провокационно. Но это отнюдь не означает ложность или надуманность заложенных в них идей.

 

Рубрика:
{}Финтех

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube