21 июля 2023, 12:32
Количество просмотров 1952

Диалог эксперта с нейросетью: реальная и виртуальная аналитика трендов финтеха

В рамках эксперимента специалисты К2Тех задали вопросы о ключевых трендах ИТ в финансовой сфере в России в 2023 году как нейросети, так реальному финтех-эксперту.
Диалог эксперта с нейросетью: реальная и виртуальная аналитика трендов финтеха

Сегодня в информационном поле специалисты из разных областей все чаще высказывают мнение, что в будущем, с развитием технологий искусственного интеллекта, они могут полностью заменить ряд профессий. Интересовало следующее — так ли силен популярный ChatGPT в качестве аналитика? Сможет ли нейросеть опережать события и прогнозировать их?

Кроме того, задачу дополнительно усложнили и устроили интеллектуальное состязание между двумя версиями ИИ: ChatGPT 3.5, обученной на базе данных, актуальных до конца 2021 года, и обновленной версии ChatGPT 4.

А затем экспериментаторы обратились к «живому» эксперту с просьбой оценить, можно ли доверять трендам, которые сформулировала нейросеть на основе информации, накопленной в интернете за долгие годы, и насколько их прогнозы близки к реальности.

Мнение ChatGPT 3.5

По версии «старой» нейросети, основными трендами развития информационных технологий в финансовом секторе в России в 2023 году стали:

  • Развитие цифровых платформ для обработки платежей, ведения бухгалтерии, управления проектами и других операций.
  • Использование блокчейна для ускорения процессов, повышения прозрачности и безопасности операций.
  • Развитие электронных кошельков для быстрых платежей за услуги и товары.
  • Распространение онлайн-кредитования, которое позволит клиентам быстро получать деньги без похода в банк.
  • Развитие искусственного интеллекта для автоматизации и повышения эффективности процессов.

Кроме того, нейросеть сообщила, что в 2023 году банки в России столкнутся с двумя технологическими проблемами. Первая состоит в том, что многие системы учета и большинство процессов в банках по-прежнему основаны на классических ИТ-решениях, имеющих ограниченные возможности для масштабирования и автоматизации.

Вторая проблема связана с необходимостью поиска эффективного способа адаптации к быстрым изменениям в мировой экономике. ChatGPT 3.5 уточняет, что для решения этих проблем финансовые организации будут все активнее использовать цифровые технологии.

Мнение ChatGPT 4

Обновленная версия ChatGPT согласна с предшественницей по всем пунктам, но со своей стороны добавила еще ряд трендов:

  • Развитие облачных технологий и использование искусственного интеллекта для анализа и обработки больших объемов данных.
  • Рост внимания к кибербезопасности. С увеличением количества цифровых транзакций возрастает и риск кибератак, поэтому компании будут вкладывать все больше средств в защиту своих данных и клиентов.
  • Развитие финтех-стартапов. В России продолжится появление стартапов, предлагающих новые решения и сервисы в области финансовых технологий.
  • Увеличение роли социальных сетей в финансовой сфере. Будет расширяться использование социальных сетей для финансовых операций, например, для перевода денег между пользователями.
  • Развитие экосистем финансовых компаний. Крупные финансовые компании будут стремиться создать свои цифровые экосистемы, объединяющие различные сервисы и продукты, чтобы обеспечить клиентам удобство и широкий выбор.
  • Развитие рынка InsurTech. Продолжится рост популярности InsurTech-стартапов, которые предлагают новые и инновационные решения в страховой сфере.
  • Экологичность. Финансовые компании стараются вводить электронный документооборот; все больше отказываются от использования пластиковых карт как форм-фактора и переходят на бесконтактные платежные технологии; внедряют технологии, позволяющие сократить объемы транспортировки и снижать выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

О том, насколько в реальной жизни мы приблизились к прогнозам нейросетей, прокомментировал директор по отраслевым решениям в финансовом секторе К2Тех Василий Куць.

Василий Куць

После внимательного изучения обоих обзоров от нейросетей по трендам ИТ в финсекторе прогноз GhatGPT 4.0 выглядит более релевантным текущей ситуации. В целом с ChatGPT 3.5 мы согласны, но интересно рассмотреть те пункты, которые дополнительно предложила последняя версия нейронной сети.

Развитие облачных технологий и использование ИИ для анализа и обработки Больших данных

Сложно не согласиться с нейросетью, что облака и глубокое машинное обучение действительно популярны в финтехе, и этот тренд набирает обороты. Тут есть важный момент. Банки работают с клиентскими персональными данными, и на них со стороны регуляторов накладываются серьезные требования по обеспечению безопасности и исключению утечек. В перспективе законодательная база может облегчить финансовым учреждениям работу с облаками (или, наоборот, усложнить). Что касается Data Science, то, следуя примеру успешного использования в ритейле банки тоже будут работать в этом направлении. В перспективе они научатся монетизировать данные — потенциал такого подхода большой.

Рост внимания к кибербезопасности

Безусловно, этот тренд актуален из года в год, тут ChatGPT попал «в точку». Рост цифровизации с учетом растущего объема данных, вероятно, в будущем выведет кибербезопасность на первый план среди запросов на ИТ. Особенно если отношения банк — клиент будут полностью переведены в цифру.

Развитие финтех-стартапов

Тренд начался со времен пандемии COVID-19 и получил продолжение в 2022 году. С учетом необходимости импортозамещения для российских компаний/стартапов появилась возможность конкурировать с ранее занимавшими нишу западными бигтехами. И тут мы можем согласиться с нейросетью — данная тенденция будет только усиливаться, как и конкуренция, и борьба за заказчика. Но нужно уточнить: с учетом сокращения количества кредитных учреждений, потребность в однообразных решениях на рынке отсутствует, поэтому в перспективе мы увидим «схлопывание» некоторых стартапов. Те, кто успеет реализовать кейсы и пилотные запуски, получив положительную обратную связь и доработав с ее учетом свой продукт, выйдет победителем. Кроме того, важно избегать демпинга на рынке, который «убивает» R&D продукта и делает road map его развития нестабильным.

Увеличение роли социальных сетей в финансовой сфере

Из-за западных санкций некоторые банки лишились возможности размещать свои мобильные приложения в магазинах App Store и Google Play, и решили организовывать онлайн-банкинг внутри соцсетей. Однако российская законодательная база не допускает интеграцию банков в мессенджеры, которые не присутствуют в реестре отечественного ПО. Этот факт ограничивает возможности подключения службы денежных переводов и пересылки в чат-ботах личных данных, информации о платежах и банковских счетах.

Тем не менее, в определенной мере нейросеть права: если говорить о соцсетях, таких как VK, уже идет имплементация финансовых продуктов и услуг в целях привлечения молодой аудитории, которая в перспективе станет ядром клиентской базы. Скорость завоевания банковского рынка — вопрос амбиций конкретных соцсетей, а потенциал этой ниши огромный. К слову, возникающий вопрос «идентификации» клиента успешно решается путем подтверждения профиля через госуслуги (такая опция уже существует).

Развитие экосистем финансовых компаний.

Нейросеть верно распознала этот тренд, он на рынке уже давно, банкам успешно удается создать вокруг пользователя свою экосистему и монетизировать такой подход. Думаю, аналогичный опыт необходимо повторить для клиентов МСБ, и этот процесс уже идет.

Также мы видим большой потенциал у создания маркетплейсов для юридических лиц (ЮЛ) под эгидой крупных банков, где финансовая организация является не просто расчетным партнером, а своего рода ментором по вопросам развития бизнеса и продукта. Например, на основании данных по клиентам ЮЛ (используя data science), банк может соотносить объемы выручек и регионы присутствия клиента, и далее рекомендовать клиенту масштабироваться именно там, где минимальны риски и положительные ожидания по выходу на самоокупаемость бизнеса. Или предоставлять данные, какая ниша проседает и в интервале 1–2 года будет наблюдаться только спад. Предприниматели — клиенты банков — зачастую очень сильно нуждаются в такой информации для прогнозирования и построения успешной бизнес-модели.

Развитие рынка InsurTech

Мы смотрим на этот тренд не так оптимистично, как нейросеть. Страховые компании, конечно, будут продолжать внедрять цифровые технологии, в том числе для предотвращения фрода, который мы периодически наблюдаем в СМИ. Но поскольку процессы у страховщиков перекликаются с банковскими, то собственно появление каких-то специфических стартапов, сфокусированных именно на рынке страхования, должно быть оправдано с финансовой стороны. Дело в том, что рынок страхования, с точки зрения крупных игроков, меньше банковского. Кроме того, в страховых компаниях присутствует большая доля in-house разработки.

Например, появление решений на базе машинного зрения, интегрированные с системой ОДД (организации дорожного движения), подразумевает серьезный административный ресурс для лоббирования, и скорее будет решением конкретной крупной страховой компании или группы компаний на рынке. Но чтобы до этого дошло, должно произойти существенное падение маржинальности страхового бизнеса, где для расчета риска и формирования цены, которая будет приемлема для потребителя, будут вводиться новые параметры для повышения коэффициента предикции. В принципе, задел есть, на что указывают большие комиссионные вознаграждения, которые получают продавцы страховых продуктов (в т. ч. КАСКО, страхования недвижимости и жизни).

Экологичность

С этим трендом, который сгенерила нейросеть, сложно полностью согласиться. Безусловно, в мире стабильно набирает оборот ESG повестка, цель которой, в том числе, снизить влияние деятельности компаний на окружающую среду. Да, ряд российских банков следует зеленой повестке, но все-таки на первом месте у финансовых организаций в нашей стране — оптимизация затрат и повышение прибыли.

Разумеется, перевод договорной базы в электронный формат с усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) позволит отказаться не только от бумаги, но и от многофункциональных устройств (МФУ), например, принтеров, и, как следствие, от картриджей, техподдержки и т. д.

Поэтому для банков ЭДО — это в первую очередь возможность существенно сократить не столько негативное влияние на экологию, сколько затраты на материально-техническое обеспечение.

Кроме того, банки напрямую зависят в этом вопросе от клиентов, и пока последние не будут готовы уйти от аналогового (бумажного документа) в цифровой (электронный) документооборот, серьезных изменений не произойдет. В то же время клиенты обеспокоены ростом количества сообщений об утечках данных и не спешат полностью «оцифровываться».

Поэтому здесь ChatGPT не совсем корректно понимает мотивацию отрасли, так как не проводит глубокую аналитику, но, безусловно, попал в точку по общему контексту, который присутствует в информационном поле.

kandinsky-download-1689933883244.webp
Так может выглядеть нейросеть ChatGPT по мнению нейросети Kandinsky

Резюме

Очевидно, нейросеть ChatGPT научилась извлекать и правильно структурировать информацию, полученную в сети, и логично, что новая версия делает это лучше предыдущей.

Конечно, нейросети — это мощный инструмент, который может быть использован для анализа и получения данных о тенденциях и прогнозах. Тем не менее, технологии не всегда хватает той глубины аналитики, которая бы позволила предпринимателям и инвесторам учитывать все нюансы, происходящие на рынке, и принимать на 100% обоснованные управленческие решения. В то же время интеграция этого инструмента в бизнес уже дает возможность быстро анализировать огромные объемы данных и находить закономерности, которые человек может не заметить. Поэтому самым оптимальным вариантом видится совмещение классической аналитики с элементами Data Science.

Продолжая непрерывно обучать нейросеть, специалисты совершенствуют этот инструмент, и в будущем он будет все больше внедряться в различные процессы и помогать находить новые возможности как для бизнеса и экономики, так и для всего человечества в целом.


PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube