30 июня 2023, 12:40
Количество просмотров 3063

Июньский ПЛАС-Форум. Место встречи изменить нельзя

Что можно назвать самым запоминающимся событием июня 2023 года? Если не принимать в расчет события, относящиеся к кратковременной политической конъюнктуре, то ключевым моментом первого летнего месяца стал Ташкентский ПЛАС-Форум «Финтех, банки и ритейл».
Июньский ПЛАС-Форум. Место встречи изменить нельзя

Мероприятие, состоявшееся при поддержке Центрального банка Республики Узбекистан 21–22 июня 2023 года, прошло в Ташкенте уже в третий раз и стало самой масштабной и посещаемой площадкой лета для всей Центральной Азии и СНГ.

Однако даже рекордные количественные показатели сами по себе еще не отвечают на следующие важные вопросы — какие выводы позволяет сделать нынешний ПЛАС-Форум в Ташкенте и чем он важен для участников рынка?

C76A9551.webp

Итак, начнем с софтверных решений на рынке торгового эквайринга, а точнее — с операционных систем. В отличие от России, где 95% POS-терминального оборудования составляют устройства под управлением Linux, Узбекистан семимильными шагами мигрирует на Android-терминалы. При этом речь идет как о POS-терминалах, так и о ККМ, созданных на базе фискализированных «андроидных» терминалов.

На этом фоне все поставщики оборудования понимают, что на рынок Узбекистана и ряда других стран Центральной Азии нужно идти с новыми линейками устройств, оснащенных увеличенным объемом памяти, большими удобными мониторами и т. п. Этот тренд обусловлен тем, что местные банки начинают пытаться использовать POS-терминалы и банкоматы для предоставления широкого ряда сервисов, не являющихся традиционными для этих устройств. С началом пандемии и в течение последних полутора лет банки региона очень активно мигрируют в сторону цифровых сервисов. Это как привычные и понятные банковскому клиенту мобильные приложения, так и, на примере Казахстана, сервисы, реализованные в тесной интеграции с государственными информационными системами, — цифровая ипотека, цифровое автокредитование (Freedom Bank) или даже… онлайн-регистрация брака (Halyk Bank). Соответственно, все эти цифровые услуги банки так или иначе стремятся предоставлять в том числе через POS-терминалы и банкоматы. Соответствующим образом меняются и их требования к поставляемому оборудованию.

Как показывает практика, Узбекистан успешно проецирует многие технологии, которые появились и успешно зарекомендовали себя в Казахстане, на собственные рыночные реалии. Поэтому нетрудно предсказать, что аналогичные цифровые сервисы в ближайшее время будут реализованы и на этом рынке.

Этому будет способствовать и высокая активность на рынке республики международных платежных систем. Последние не только продвигают здесь свои карточные программы, но и привносят на рынок Узбекистана интересные инновационные кейсы, уже успешно апробированные в других странах и регионах мира. Последнее далеко не случайно — Центральная Азия сегодня выступает как один из основных регионов, на котором МПС акцентируют свое внимание в странах СНГ.

На фоне роста количества и качества дистанционных банковских продуктов меняется и сама аудитория их пользователей. Сегодня банки того же Узбекистана пристально смотрят на молодежь до 35 лет, которую заманить в обычное банковское отделение теперь достаточно сложно. Единственный способ привлечь эту перспективную клиентскую группу «на сторону банка» — предложить удобное мобильное приложение, где клиент сможет буквально одним пальцем закрывать все свои насущные потребности: ипотека, автомобиль, потребительские кредиты и даже уже упомянутый брак.

Львиная доля банков движется сейчас именно в этом направлении. Если говорить о банкоматах, то в тех регионах, где у банка нет отделений, устройства самообслуживания все чаще берут на себя роль офиса с самым широким функционалом и перечнем услуг. Особую роль в этом играет так называемое сопровождаемое обслуживание, когда с помощью сеанса видеоконференции клиент может получить онлайн-консультацию у сотрудника кол-центра.

При этом надо отметить, что в силу геополитических реалий такого рода новинки зачастую появляются в Центральной Азии несколько раньше, чем в России. А учитывая, что российский рынок исторически гораздо более конкурентен и вход на него для новых вендоров весьма проблематичен, многие из таких компаний обратили внимание именно на СНГ в целом и наиболее продвинутые страны Центральной Азии в частности.

Многие из этих рынков до недавнего времени по своему технологическому развитию отставали от российского на несколько лет, и теперь вендоры активно приходят туда с софтверными решениями и линейками оборудования, которые уже были обкатаны и подтвердили свою надежность на территории РФ.

C76A9196.webp

Неслучайно в этом году на ПЛАС-Форуме «Финтех, банки и ритейл» еще более масштабными стали как конференционная, так и выставочная части мероприятия. В частности, зафиксированы 2500+ поданных заявок на участие (т. е. рост количества делегатов составил 40% по сравнению с достаточно успешным ПЛАС-Форумом 2022 года), свыше 110 ключевых спикеров, а также свыше 100 экспонентов из 31 страны мира.

Все это говорит о широкой востребованности этой площадки как со стороны банков, финтех-структур и ритейлеров, так и со стороны вендоров ПО и оборудования. При этом одной из уникальных возможностей ПЛАС-Форума остается помощь вновь приходящим на рынки Центральной Азии и России вендорам (в первую очередь, по понятным причинам, китайским) с поиском локальных партнеров.

Как известно, в надежных локальных партнерах нуждаются все. Причем речь идет не о таком распространенном явлении, как фирмы-однодневки, а о выстраивании реального долгосрочного сотрудничества, которое гарантированно принесет выгоду всем заинтересованным сторонам — и производителям, и банкам, и, конечно же, их клиентам.

pxhere.webp
Фото: PxHere.com

Не секрет, что те же китайские вендоры испытывают достаточно сложностей при поиске и выборе такого партнера — здесь и языковые барьеры, и особенности мышления и понимания бизнеса, и многое другое. В результате нередки случаи, когда новый вендор, впервые посетив российский рынок, рад всем структурам, которые готовы с ним общаться, щедро раздает свои SDK, делает выгодные предложения по ценам. А некоторое время спустя новые партнеры, вместо того чтобы конкурировать с партнерами других вендоров, начинают активно бороться друг с другом, окучивая одни и те же банки и занимаясь порой откровенным демпингом. И, как утверждают эксперты, такая практика в свое время имела место даже в случае крупнейших европейских производителей!

В свою очередь, сами банки тоже прекрасно понимают, что подозрительная дешевизна продуктов рано или поздно обернется либо частыми поломками, либо нестабильной работой оборудования и софта. При этом сами локальные партнеры, на которые китайские вендоры, как правило, перекладывают все существующие задачи по техподдержке, вследствие упомянутого демпинга не оставляют себе средств на то, чтобы заниматься реальной поддержкой проданных решений уже всего через год или два. Таким образом, не оправдываются ожидания и производителя, и покупателя. Чтобы избежать подобных историй, вендорам, очевидно, нужен кто-то, кто поможет найти им подходящего локального партнера. Именно эту задачу уже не первый десяток лет блестяще помогает решать площадка ПЛАС-Форума — независимо от того, где проводятся мероприятия, в Ташкенте, Алматы, Бишкеке или в Москве!

Наряду с другими актуальными вопросами эта тема будет подробно обсуждаться на одном из крупнейших межотраслевых мероприятий России и стран СНГ — Международном ПЛАС-Форуме «Платежный бизнес и денежное обращение», который состоится в Москве уже 13–14 сентября 2023 года! Ждем Вас на нашем мероприятии!

Рубрика:
{}Финтех

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube