30 июня 2023, 13:42
Количество просмотров 5653

Ташкентский ПЛАС-Форум «Финтех, банки и ритейл». Итоги ключевого мероприятия Центральной Азии

Мероприятие, которое состоялось при поддержке Центрального банка Республики Узбекистан 21–22 июня 2023 года, уже в третий раз проходит в столице Узбекистана и стало одним из самых значимых событий лета для всей Центральной Азии.
Ташкентский ПЛАС-Форум «Финтех, банки и ритейл». Итоги ключевого мероприятия Центральной Азии

По сравнению с мероприятиями прошедших лет более масштабными стали как конференционная, так и выставочная части Форума. В этом году зафиксированы 2500+ поданных заявок на участие, т. е. рост количества делегатов составил 40% по сравнению с достаточно успешным ПЛАС-Форумом 2022 года, а также свыше 100 экспонентов из 31 страны мира.

На крупнейшем в Центральной Азии форуме выступили свыше 110 ключевых спикеров, включая экспертов банковской и финансовой отрасли, представителей регулирующих органов, сферы ИТ, торгового ритейла и др.

Насыщенная программа сессий конференции охватывала вопросы, касающиеся дальнейшего развития финтеха, банкинга, eGOV, исламских финансов, CBDC, криптовалют, Blockchain, ECOM, ИТ, кибербезопасности, удаленной идентификации, МСБ, ритейла и др.

На панельных сессиях были рассмотрены такие вопросы, как превращение банкинга в Finance as a Service, исламские финансы, удаленная идентификация как обязательный элемент современного общества, большие данные и многие другие темы.

Титульным спонсором выступила компания Visa.

В первый день конференции на площадке Форума выступили более 50 спикеров. Эксперты поделились опытом развития ключевых направлений финтеха и ритейла Узбекистана и стран Центральной Азии, а также выбора перспективных форматов.

Полный фоторепортаж о том, как проходил 3-й Международный ПЛАС-Форум «Финтех, банки и Ритейл»

Сессия 1. Дальнейшая цифровизация — глобальный тренд банковского бизнеса

dostov-abdukadirov.webp

Узбекистан находится на стадии инвестирования в сферу финтеха. Об этом на панельной сессии «Дальнейшая цифровизация — глобальный тренд банковского бизнеса» рассказал заместитель генерального директора Агентства стратегических реформ при Президенте Республики Узбекистан Абдулла Абдукадиров.

В своем выступлении спикер отметил: несмотря на то, что в прошлом году в Узбекистане был принят Закон «Об электронной коммерции» и другие нормативно-правовые акты, в настоящее время в Узбекистане законодательная база все равно немного отстает. Сегодня правительство Узбекистана работает над созданием Закона о финтехе, который может включать в себя вопросы Digital-банкинга, регулирования криптобиржи и криптовалюты, поддержку инициаторов стартапов в области финтеха, масштабирование успешных бизнес-предприятий.

Узбекистан переживает стремительное развитие финансовых технологий, заявил Виктор Достов, председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД). В своем выступлении эксперт рассмотрел основные тренды эволюции финансовой экосистемы. По его словам, сегодня банки перестали конкурировать продуктами, и на фоне почти одинаковых предложений лояльность клиентов снижается. При этом государство перестало быть пассивным наблюдателем, активно развивая регулирование рынка.

В новых условиях выигрывают в том числе экосистемные игроки. Одновременно с этим, отметил Виктор Достов, беспокоит тот факт, что банки постепенно теряют свои цифровые преимущества, уступая в этом плане вновь приходящим в финансовый сегмент небанковским структурам.

Эксперт выделил и другую тенденцию — крупные производители начинают вытеснять онлайн-ритейл, практикуя прямые поставки клиентам. По его мнению, в аналогичную ситуацию могут попасть и банки, которые со временем рискуют оказаться фактически вытесненными с рынка экосистемными структурами, а также такими инструментами, как, например, электронный рубль.

В то же время позиции банков сегодня в целом по-прежнему сильны, поэтому главное для них — не терять инициативы.

kdorosh.webp
Кристина Дорош

Кристина Дорош, вице-президент и региональный менеджер Visa в странах Центральной Азии и Азербайджана, подвела итоги тридцатилетней работы Visa в стране и обрисовала дальнейшие перспективы цифровой экономики Узбекистана.

В своем выступлении она перечислила основные вехи работы компании Visa в Узбекистане. Из проектов последних лет был назван запуск услуг электронной коммерции по картам Visa, карту рассрочки Solfy на базе карты Visa Platinum, представление кредитных карт с беспроцентным периодом, эмитированных Узбекпромстройбанком в 2022 году. В том же году был запущен глобальный сервис переводов по номеру телефона Visa Direct. Сервис позволяет сделать перевод денег между физическими лицами более быстрым и безопасным. При этом за последние 5 лет Visa инвестировала в цифровую безопасность более 9 млрд долларов.

Еще одна тенденция — молодежь по-прежнему активно пользуется системой Buy Now Pay Later (BNPL): 36% поколения Z и 41% миллениалов.

Следует отметить, что одним из событий ПЛАС-Форума «Финтех, банки и ритейл» стало подписание соглашения между АКБ «Микрокредитбанк» и Visa, в котором приняла участие Кристина Дорош.

C76A9654.webp
Икрам Джуманиязов и Кристина Дорош

По слова Икрама Джуманиязова, заместителя председателя АКБ «Микрокредитбанк», данное соглашение позволит увеличить портфель клиентских предложений за счет продуктов компании Visa.

При этом мероприятие ознаменовалось также рядом других сессий важных публичных подписаний. Так, международная компания CloudPayments, Бронзовый спонсор ПЛАС-Форума «Финтех, банки и ритейл», подписала договоры о сотрудничестве с международным сервисом доставки Broniboy и международной сетью пиццерий Dodo Pizza. Отныне в мобильных приложениях Broniboy и Dodo Pizza, а также на сайте Dodo Pizza прием оплаты по картам UzCard, Humo, Visa и Mastercard будет реализован сервисом онлайн-эквайринга CloudPayments.

В свою очередь, крупнейший коммерческий банк Узбекистана АКБ «Капиталбанк» заключил Меморандум о сотрудничестве с компанией BS/2, Главным спонсором ПЛАС-Форума. Согласно документу, клиенты получат удобный доступ к финансовым услугам благодаря расширению парка современных банкоматов.

shamsiev.webp
Джахан Шамсиев

Центральная Азия стала ареной конкуренции банков и небанковских структур. К такому выводу пришел Джахан Шамсиев, руководитель операций Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в финансовом секторе в Центральной Азии.

Эксперт рассмотрел ключевые тренды глобального банковского рынка, основными драйверами которых стало стремительное развитие интернета и появление у потребителя широчайшей за всю историю рынка свободы выбора. На этом фоне банки, по мнению спикера, находятся сегодня в поисках решений, которые позволяют им отвоевать свою долю рынка у финтеха. При этом Центральная Азия стала сегодня одной из самых активных арен конкуренции банков и небанковских структур.

DSC02202.webp
Павел Бабурин

О нюансах построения высокотехнологичного моста между клиентом и банком рассказал Павел Бабурин, директор по стратегическим проектам компании «Иннотех».

Докладчик рассказал, что, согласно наблюдениям, опыт развития мобильных банков в Узбекистане можно назвать уникальным. Это высокое проникновение платежных приложений и сервисов, отличные предпосылки к развитию широкополосного мобильного интернета, открытость рынков к партнерству, рост в банках сложных функционалов бизнес-сервисов и высокая скорость разработки мобильных приложений.

Цифровая платформа как основа гармоничного развития обладает такими преимуществами, как сокращение времени вывода продуктов на рынок, повышение скорости их разработки, персонализация предложений, новые источники выручки, эффективный инструмент x-cell и up-cell.

Задачи, которые позволяет решать цифровая банковская платформа, это обеспечение единого клиентского опыта в рамках всех возможных клиентских каналов, ликвидация необходимости сложных технических заданий по доработке систем при обновлении клиентского портфеля, а также вынесение из АБС части логики бизнес-сервисов за счет интуитивно понятного интерфейса при создании новых продуктов.

Этим целям служит представленный докладчиком универсальный конструктор, который позволяет реализовать интеграцию с любыми информационными системами банка (цифровые каналы, банковские продукты и т. п.) и настраивать процессы без оглядки на различия реализации информационного взаимодействия (поддержка синхронного и асинхронного формата).

aidos_zhumagulov.webp
Айдос Жумагулов

Айдос Жумагулов, советник председателя совета директоров Freedom Bank, поделился опытом внедрения цифровой ипотеки и цифрового автокредитования. Спикер отметил, что с самого начала, выбирая свою бизнес-стратегию, банк уделял особое внимание госсервисам с точки зрения использования их для создания продуктов. Именно в GovTech виделся огромный потенциал. В то же время было понятно, что во многих банках неэффективно выстроены такие процессы, как ипотека и автокредитовании. Грамотная их цифровая организация позволила Freedom Bank быстро получить весомую долю рынка.

Продолжая тему цифровой ипотеки, спикер рассказал о ее преимуществах, в том числе о том, что с помощью данной услуги можно оценить стоимость квартиры за одну секунду. Также Айдос Жумагулов рассказал о цифровом автокредите на машины с пробегом. В частности, подчеркнул, что при его внедрении банк построил трехкомпонентную модель, которая позволяет, не заглядывая под капот машины, оценить покупателя, продавца и сам автомобиль, узнать, как давно авто на рынке, попадало ли в ДТП, и другие факторы. «Сегодня Big Data позволяет более точно принимать решение, нежели человек», — считает спикер.

Подытоживая выступление, Айдос Жумагулов отметил, что цифровизация позволяет отвечать на главный вопрос, который заключается не в том, где взять клиента, а насколько банк готов его принять и обслужить. И сегодня во многом благодаря цифровым продуктам растут активы Freedom Bank.

shebuldaev.webp
Георгий Шебулдаев

Ключевым драйвером роста бюджетов на ИБ является стремление к комплаенсу — к такому выводу пришел Георгий Шебулдаев, генеральный директор Sababa Security Central Asia. Эксперт рассмотрел актуальные на сегодняшний день цифровые риски и поделился своим видением ситуации с кибербезопасностью и мошенничеством в Узбекистане. По его словам, реализовать сегодня фрод проще и безопаснее, чем кибератаку. На этом фоне мошенничество является сейчас более актуальной угрозой, но так будет далеко не всегда. В качестве доказательств Георгий Шебулдаев привел несколько примеров недавних кибератак в различных странах мира, которые повлекли потери в десятки и даже сотни миллионов долларов США.

Далее спикер рассмотрел ключевые драйверы роста бюджетов на обеспечение ИБ в Узбекистане, отметив, что 69% здесь приходится на стремление бизнес-структур соответствовать требованиям регулятора в сфере безопасности.

Сессия 2. Платежные методы. Лучшие бизнес-кейсы банковской розницы

novoselova.webp
Елена Новосёлова

Переход к цифровым платежам придаст новый импульс экономике Узбекистана — в этом уверена Елена Новосёлова, CEO FINIX YnP. В ходе своего выступления эксперт отметила, что сегодня на рынке Узбекистана работает целый ряд платежных систем, и следующим трендом станет консолидация участников рынка, что потребует от них определенной перестройки на инфраструктурном, технологическом и тарифном уровне.

Определенных усилий консолидация рынка потребует и от регулятора в части регулирования тарифов и т. п.

При этом, по мнению спикера, возможное повышение тарифов за эквайринговое обслуживание, вопреки ожиданиям, позитивно бы сказалось на развитии торгового ритейла в республике. Этот шаг заставил бы ритейлеров объективно оценить свои расходы на обслуживание наличного оборота. А возросшие доходы банков-эквайреров позволили бы им «в полной мере создать транзакционный клей для привлечения клиентов».

omarhanov.webp
Нурбол Омарханов

Нурбол Омарханов, директор по развитию международного бизнеса, PayPorter, рассказал о развитии сервисов денежных переводов и эквайринга в Турции на базе нового уникального продукта, который теперь предлагается, в том числе, для стран СНГ.

treacher.webp
Маркус Тричер

Маркус Тричер (Marcus Treacher), исполнительный председатель, RTGS.global, в своем выступлении сделал интересную попытку переосмыслить роль и место трансграничных расчетов и мгновенных платежей.

kastan.webp
Мурат Кастан

В свою очередь, Мурат Кастан, коммерческий директор, UPT, рассказал участникам конференции, как создать приложение для денежных переводов с дополнительными сервисами.

pashko.webp
Степан Пашко

Рынок мобильных платежных сервисов будет расти на 20% ежегодно — такой прогноз сделал Степан Пашко, директор по международному развитию MaxyPay.

В ходе своего выступления эксперт оценил мировую статистику использования мобильных платежей по регионам и странам. Средний чек Apple Pay по миру составляет 28,25 долл. США, Google Pay — 33,45 долл. При этом первым сервисом по всему миру пользуются 535,8 млн пользователей, а вторым — 150 млн. В Центральной Азии все три ключевых глобальных мобильных сервиса (считая Samsung Pay) представлены пока только в Казахстане, однако интерес к ним высок.

Коснувшись направлений дальнейшего развития мобильных платежей, эксперт выделил распространение таких сервисов внутри соцсетей и мессенджеров, усиление роли биометрии, универсализацию транспортных платежей и расширение ассортимента «умных» и носимых устройств. При этом, по прогнозам Степана Пашко, объем таких платежей продолжит расти на 20% ежегодно.

nurpeisov.webp
Асет Нурпеисов

Асет Нурпеисов, CEO, компания Бухта, рассказал о возможностях продукта компании, обеспечивающего ведение бухгалтерии в онлайн-банкинге.

fedorov.webp
Алексей Федоров

Алексей Федоров, старший управляющий директор НРД по развитию и работе с клиентами, рассмотрел такой актуальный вопрос, как развитие системы передачи финансовых сообщений для трансграничных расчетов на примере СПФС как глобальной коммуникационной сети.

Сессия 2А. Траектории развития банковского рынка Узбекистана. Перспективные решения. Цифровизация МСБ

tikhonova.webp
Анна Тихонова

Модель продаж бизнес-карт изменилась благодаря приходу финтех и необанков — к такому выводу пришла Анна Тихонова, старший директор по направлению Business Solutions CEMEA, Visa. В своем докладе она рассказала о потенциале развития бизнес-карт в Республике Узбекистан. Спикер отметила, что сегодня рынок Узбекистана неохваченный и очень хороший. Также она подробно объяснила основные преимущества бизнес-карт для МСБ.

«В Узбекистане происходит активный переход на безналичную экономику, это открывает клиентам МСБ дополнительные возможности», — отметила Анна Тихонова. В настоящий момент в Узбекистане зарегистрировано более 1,1 млн МСБ.

Говоря о бизнес-картах, спикер отметила, что при запуске эмиссии бизнес-карт всегда настраиваются и согласуются со службой риска Visa лимиты и ограничения, защищающие от нелегитимного использования. Любой платеж проходит с использованием самых высоких стандартов по безопасности с передовыми технологиями защиты информации.

В своих выводах эксперт отметила, что у банков большие возможности роста доходов в сегменте МСБ при условии построения качественного продуктового предложения. Кроме того, помимо традиционных финансовых услуг клиенты МСБ ждут от банков простоты удобства и помощи с управлением бизнеса. При этом обязательными условиями хорошего клиентского опыта являются: знакомые карточные продукты, скорость их выпуска и удобство использования.

Сессия 3. От наличного денежного обращения до платежей и банкинга. Банкоматные и POS-терминальные сети. Банковское самообслуживание

ovsannikov.webp
Кирилл Овсянников

kohaev.webp
Денис Кохаев

Особое внимание аудитории Форума вызвало совместное выступление Кирилла Овсянникова, зам. генерального директора по стратегии и планированию компании BS/2, и Дениса Кохаева, начальника управления технической поддержки бизнеса Капиталбанка.

На сегодняшний день Капиталбанк, являющийся частью цифровой системы Uzum, обслуживает свыше 1,5 млн физлиц, являясь крупнейшим частным розничным банком на рынке Узбекистана. При этом внедрение автоматизированных пунктов обслуживания позволило банку не только улучшить клиентский опыт, но и оптимизировать обслуживание наличного оборота.

Сейчас в Узбекистане один банкомат приходится на 14–15 тыс. населения. Для сравнения — в Европе этот показатель варьируется в пределах одной машины на 3–5 тыс. жителей. При этом в 2022 году снятие наличных в Узбекистане возросло на 157%, а Центральный банк выпустил в оборот наличных на общую сумму 17 трлн сумов.

Таким образом, проект Капиталбанка SMATR-ATM оказался крайне востребован рынком. Благодаря программным решениям компании BS/2 в его рамках уже реализован целый ряд актуальных услуг, включая прием платежей и работу с карт-счетом без карты. В настоящее время планируется интеграция с работающими на рынке Узбекистана платежными операторами.

metelkin.webp
Максим Метёлкин

Максим Метёлкин, группа компаний BFS, развеял мифы, сложившиеся вокруг производства первых российских банкоматов. В ходе своего выступления он рассказал о текущей линейке банкоматов BFS, а также о специфике их производства, способного не только закрыть все текущие потребности российского рынка, но и поставлять устройства банковского самообслуживания на рынки целого ряда регионов мира, включая Ближний Восток и Центральную Азию.

Как подчеркнул спикер, в основу создания первых отечественных банкоматов был положен 20-летний опыт BFS в сфере систем банковского самообслуживания.

Выдача наличных на кассах ТСП — не альтернатива банкоматам — в этом уверена независимый эксперт Светлана Иглинская. Анализируя практику и перспективы такого востребованного сервиса, как выдача наличных на кассах торговых точек, спикер отметила, что он актуален для населения как отдаленных районов, так и крупных городов.

Эксперт напомнила, что повсеместная практика подразумевает выдачу наличных только при совершении покупки. При этом данную услугу не стоит позиционировать как альтернативу банкоматам. Скорее, сервис призван еще больше убедить массового потребителя в доступности наличных и отсутствии необходимости снимать их при первой возможности «на всякий случай».

Сессия 3А. Безопасность. Киберугрозы, социальная инженерия и другие актуальные вызовы

Арипов.webp
Нурсултан Арипов. Фото предоставлено Н. Ариповым

Нурсултан Арипов, главный эксперт Департамента безопасности и защиты информации Центрального банка Республики Узбекистан, выступил с докладом «Кибербезопасность в эпоху цифровизации: вызовы, современные виды мошенничества и методы защиты».

О ключевых проблемах обеспечения кибербезопасности рассказал Искандар Айсаев, начальник лаборатории испытаний аппаратных средств «Государственное Унитарное Предприятие Центр Кибербезопасности». Эксперт выделил 4 главные угрозы кибербезопасности в киберпространстве. Прежде всего атакам подвергаются не только отдельные лица, но и организации, и государства. Кибератаки сложно обнаружить и пресечь, как и найти их создателей, а киберпространство подчиняется разным законодательствам и юрисдикциям. Кроме того, уровень развития кибертехнологий не соответствует уровню подготовки многих пользователей к киберугрозам, от нежелания использовать сложные пароли до неумения пользоваться антивирусными программами. Четвертой проблемой эксперт считает нехватку специалистов сфере кибербезопасности с хорошим уровнем подготовки.

Неудивительно, что человеческий фактор является причиной в 90% случаев киберинцидентов. Как подчеркнул в заключение эксперт, использовать невнимательность, незнание или небрежность проще и дешевле, чем пытаться обойти продвинутое программное обеспечение.

Иванов.webp
Владимир Иванов

Владимир Иванов, директор по развитию, компания Uzguard, рассмотрел практические вопросы использования технологии электронной подписи и многофакторной аутентификации для обеспечения кибербезопасности.

Аллен.webp
Рональд Аллен

В свою очередь, Роланд Аллен, генеральный менеджер EMEA, Futurex, рассказал об использовании HSM-модулей для защиты платежных транзакций и данных, особое внимание уделив трендам, впервые выявленным в 2023 году, а также прогнозам на последующие годы.

Каюмов.webp
Азиз Каюмов

О системе анализа и управления абонентских событий рассказал Азиз Каюмов, начальник отдела стратегического развития, Республиканский центр управления сетями телекоммуникаций Узбекистана. Он объяснил, как действует система упреждения против финансовых мошенников.

Первый шаг — наблюдение за нездоровой активностью абонента в абонентской сети. К такой привлекающей внимание активности может быть отнесено более 25 видов событий, например, одновременная смена номера и смена сим-карты абонентом, или же динамичная смена локации, когда в течение минуты абонент оказывается вместо Ташкента в Самарканде.

Вторая стадия — информация о таком абоненте передается финансовым организациям.

На третьем этапе происходит отработка полученной информации, и попавший в антифрод-систему абонент окажется под присмотром.

Сессия 4. Платежный бизнес. Развитие инфраструктуры

usmanov.webp
Джамшид Усманов

Рынок Узбекистана показал двукратный рост объемов безналичных платежей — об этом сообщил Джамшид Усманов, зам. директора департамента платежных систем Центробанка Узбекистана. По данным эксперта, население Республики Узбекистан сегодня составляет 36 млн человек, 75% из которых охвачены банковскими услугами, т. е. имеют банковские счета.

На сегодняшний день на рынке страны обращаются 37,5 млн платежных карт, 6,2 млн из которых приходятся на продукты международных платежных систем.

При этом по результатам 2022 года в Узбекистане наблюдался практически двукратный рост объема безналичных платежей по сравнению с предыдущим годом.

Среди текущих задач Центрального банка Республики Узбекистан Джамшид Усманов назвал координацию общественной активности по повышению финансовой грамотности населения, дальнейшую популяризацию безналичных платежей и привлечение глобальных операторов платежных сервисов.

kurbanov.webp
Шухратбек Курбанов

Платежная система HUMO расширяет международное сотрудничество в Центральной Азии — заявил Шухратбек Курбанов, директор платежной системы HUMO. По словам спикера, партнеры договорились с НПС «ЭЛКАРТ» о совместном эквайринге. Теперь граждане Узбекистана и Кыргызстана, посещая эти соседние республики, могут расплачиваться своими картами точно так же, как у себя дома, без дополнительных комиссий и т. п.

Аналогичной договоренности платежная система HUMO недавно достигла с одним из банков Казахстана.

lazebny.webp
Антон Лазебный

kotenko.webp
Игорь Котенко

Антон Лазебный, партнер компании ENFINT, и Игорь Котенко, главный архитектор компании, выступили с презентацией «Эволюция и внедрение инновационных платежных продуктов в микросервисной архитектуре».

palchun.webp
Кирилл Пальчун

Шаг навстречу единому QR-коду сделан — отметил Кирилл Пальчун, руководитель Стрима «Система денежных переводов и платежей», МТС. В ходе своего выступления эксперт рассмотрел краткую историю бесконтактных платежей, отметив, что еще два года назад доля сервисов Google Pay и Apple Pay составляла на российском рынке до 40%. По его мнению, рынок будет продолжать мигрировать из истории межбанковских платежей в историю различных платежных сервисов.

При этом платежи по QR-коду занимают здесь особое место. Так, в Армении, Кыргызстане и Узбекистане регуляторы уже рассматривают вопрос введения единого платежного QR-кода. В свою очередь, многие банки уже планируют сегодня поддерживать в своих мобильных приложениях как минимум два стандарта оплаты по QR.

kastellanos.webp
Орландо Кастелланос

Спрос на финансовые услуги в Узбекистане возрос на 118,4% — такие цифры привел Орландо Кастелланос, начальник отдела развития бизнеса, NETinfo Pls. Он поделился с участниками ПЛАС-Форума «Финтех, банки и ритейл» своим взглядом на трансформацию банковской системы Узбекистана. По прогнозам спикера, в течение ближайших пяти лет 95% банковских операций будут осуществляться через цифровые каналы. На этом фоне он призвал озадачиться вопросом: «А готовы ли к этому банки и их клиенты?».

Орландо Кастелланос рассмотрел ключевые тенденции рынка, особо выделив управляемые услуги, искусственный интеллект и машинное обучение, омниканальный подход к предоставлению продуктов услуг. Отдельное внимание эксперт уделил платформе взаимодействия с цифровым банком, приведя несколько ключевых факторов адаптации к данному взаимодействию, включая использование управляемых услуг и поиск подходящих партнеров.

markina.webp
Татьяна Маркина

Татьяна Маркина, коммерческий директор по странам СНГ и Дальнему Зарубежью, m4bank, рассказала о продуктах SoftPOS (включая SmartPOS-терминалы) и Directpos.

Решения работают на базе M4bank — мультивендорной платформе для удаленного доступа к банковским услугам. M4bank.SoftPOS — современная альтернатива дорогим POS-терминалам, для управления которой не нужно дополнительное оборудования, а прием платежей происходит с помощью смартфона. Это легкое и гибкое платежное устройство, которое всегда под рукой.

Центр Корпоративных Технологий является постоянным и почетным гостем ПЛАС-Форума. В 2023 году он выступил Золотым спонсором мероприятия.

Сессия 4А. Инновационные решения для цифровизации. Необанки. Вызовы и возможности в эпоху цифровой трансформации

Второй день ПЛАС-Форума стал не менее насыщенным. В частности, на панельных сессиях были рассмотрены такие вопросы, как превращение банкинга в Finance as a Service, исламские финансы, удаленная идентификация как обязательный элемент современного общества, большие данные и многие другие темы.

Сессия 5. Процесс трансформации 2023. Превращение банкинга в Finance as a Service

Сатиева.webp
Ляззат Сатиева

Евразийский банк открывает дочернюю структуру в Узбекистане — об этом заявила Ляззат Сатиева, председатель Правления Евразийского банка. По словам эксперта, Евразийский банк сегодня представлен практически во всех регионах Казахстана, при этом банк ведет активную международную экспансию. Так, в настоящий момент он находится в процессе открытия дочернего банка в Узбекистане.

Коснувшись успехов банка за последние годы, спикер назвала высокий уровень цифровизации бизнес-процессов, а также синергию между розничным и корпоративным бизнесом.

Аюпов.webp
Талгат Аюпов

О цифровизации банков рассказал Талгат Аюпов, председатель Правления Tenge Bank. Диджитализация — масштабная комплексная работа, отметил спикер, но именно ее результаты вывели банк на третье место в автокредитовании, а также позволили добиться многих других успехов.

Особое внимание Талгат Аюпов уделил таким направлениям, как цифровой онбординг, картоматы, онлайн-депозиты и микрозаймы, а также рассрочка, соответствующая всем требованиям исламских финансов. Особую роль в развитии бизнеса банка играет открытие маркетплейса Tenge Market.

Объем ликвидности клиентов банка также продолжает расти, что открывает перед ними новые перспективы. Около 99% микрозаймов банка выдаются онлайн, тот же показатель в отношении кредитов составляет 70%.

Анализируя перспективы банкинга, Талгат Аюпов выделил скоринг 2.0, интеграцию с GovTech, а также продолжающееся слияние и поглощение банков и финтех-структур.

Опытом выпуска первой настоящей кредитной карты в Узбекистане поделился Шохпур Гултураев, заместитель председателя Правления-член Правления, Узпромстройбанк (SQB). По словам эксперта, для запуска полноценной кредитной карты со льготным периодом и т. п. банку пришлось обновить свой процессинг. Внедрение системы WAY4 заняло год, однако результат оправдал ожидания. Для реализации проекта была создана масштабная транснациональная команда.

Также свою роль сыграла законодательная поддержка со стороны Центрального банка Республики Узбекистан, запустившего в том числе регулятивную песочницу.

Данные инициативы значительно облегчат запуск последующих проектов выпуска кредитных карт других участников рынка.

На сегодняшний день в банк поступило 30 тыс. заявок на новую карту, что очень неплохо для первого месяца запуска проекта. В планах — довести число ее держателей до 100 тыс.

Рундасов.webp
Алексей Рундасов

Халиков.webp
Рустам Халиков

Алексей Рундасов, коммерческий директор Data Sapience, и Рустам Халиков, первый заместитель Генерального директора по вопросам предэкспортного и экспортного страхования страховой компании UZBEKINVEST, рассказали о специфике, целях и задачах внедрения системы принятия решений в реальном времени. Внедрение системы принятия решений вкупе с предиктивными моделями позволяет оптимизировать и автоматизировать процесс оценки рисков при принятии клиентов на страхование. С помощью моделей машинного обучения страховая компания сможет более точно выявлять потенциально высокоубыточных клиентов и брать больше низкорисковых клиентов в свой портфель. Система принятия решений, в свою очередь, позволит этот процесс автоматизировать, учитывая все особенности бизнес-процессов страховой компании. Как результат — увеличение маржинальности бизнеса и доли рынка. Для решения бизнес-задачи используется продукт Talys.SDE от компании Data Sapience.

Вдовина.webp
Юлия Вдовина

Юлия Вдовина, директор по продукту цифровизации клиентского сервиса в дистанционных каналах компании U-BSS, поделилась с участниками ПЛАС-Форума «Финтех, банки и ритейл» опытом цифровизации клиентских процессов в банкинге.

Она подчеркнула по-прежнему важную роль точек физического присутствия, отметив, что сегодня банки пока еще продолжают сами диктовать клиенту правила взаимодействия, при этом каждый канал функционирует самостоятельно. Однако сегодня уже пора перейти на новый уровень взаимоотношений, когда клиент сам сможет диктовать правила коммуникаций. И здесь необходимо добиваться высокой синергии между различными каналами взаимодействия с клиентом. Например, отделения должны активно продвигать мобильный банк и т. п., при этом клиентский путь должен быть бесшовен.

Особое внимание спикер уделила возможностям использования речевой аналитики контакт-центра.

Сафабаев.webp
Улугбек Сафабаев

Улугбек Сафабаев, директор департамента управления проектами, Fido-Biznes, рассказал о переходе банков на технологию «Единое МФО». Спикер сообщил о преимуществах миграции на данную технологию, среди которых выделил оптимизацию управленческого штата, сокращение административных расходов и улучшение клиентского опыта. Также он поделился подробностями уже реализованных его компанией проектов в банках Узбекистана, продемонстрировав видеоролики с выступлениями их представителей.

Вторая часть выступления Улугбека Сафабаева была посвящена возможностям цифровой платформы для корпоративного бизнеса на базе микросервисной архитектуры.

На ПЛАС-Форуме «Финтех, банки и ритейл» широкое внимание было уделено исламскому банкингу и его потребностям в инновационных технологиях.

Ярошенко.webp
Татьяна Ярошенко

Так, Татьяна Ярошенко, старший консультант по предпродажам, Temenos, рассказала о цифровом решении данного вендора для исламского банкинга.

Решение компании поставляется в коробочном формате, причем все процессы заранее настроены на соответствие нормам шариата.

Попов.webp
Артём Попов

Как отметил Артём Попов, заместитель директора по развитию продукта, Foranx, «мы традиционно находим общий язык со своими клиентами». В январе компания Temenos открыла офис в Ташкенте, и Foranx обеспечивает ей первую линию поддержки.

Соловьев.webp
Роман Соловьев

Тихий.webp
Андрей Тихий

Выступление Романа Соловьева, E-ngineers Europe AB, Sweden, и Андрея Тихого, директора по продажам и развитию подразделения финансовых продуктов Oracle в регионе СНГ, было посвящено вопросам локализации АБС Oracle FlexCube для рынка Узбекистана.

Филинов.webp
Дмитрий Филинов

Дмитрий Филинов, заместитель генерального директора по стратегии и развитию бизнеса, TECHNO, рассказал участникам ПЛАС-Форума «Финтех, банки и ритейл» о возможностях процессингового решения Terus. По словам спикера, Terus является первым в мире решением, построенным на Open Source и одновременно на базе микросервисной архитектуры.

Среди особенностей решения — высокая надежность (99,99%) за счет микросервисной архитектуры, простая и беспроблемная установка новых версий и обновлений и многое другое. В настоящий момент Terus можно использовать как in-house решение, как хостинг в облаке и как процессинг в облаке.

Сессия 5А. Исламское финансирование и исламский банкинг в странах Центральной Азии. Современное состояние и перспективы

О принципах исламской экономики и исламского банкинга рассказал Хондамир Нусратхужаев, член Совета AAOIFI (Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений). Он объяснил участникам сессии отличия исламских финансов от традиционной прибылецентричной системы.

Эта система рассматривается докладчиком как некий детокс современной финансовой экономики, как альтернативная модель, основанная на сакральности человеческого достоинства и имущества, на которые нельзя посягать и которые нельзя эксплуатировать, как нельзя эксплуатировать и незнание тех или иных моментов одной из сторон сделки. Кредит должен быть в этой системе беспроцентным и по сути быть помощью, а финансовые риски справедливо распределены. Такой подход дает финансовую инклюзивность любой светской стране, позволяя мирно сосуществовать различным слоям населения, являясь методом гуманистического человеческого развития. Именно поэтому, как отметил докладчик, исламские финансы развиваются по всему миру.

З_Алимов.webp
Зохид Алимов

Зохид Алимов, председатель правления HAYOT BANK, рассказал о востребованности исламских финансов в Узбекистане. Он высказал мнение о больших перспективах исламских финансов в Узбекистане, поскольку при населении в 36 млн человек 90% из них исповедуют ислам. Привлекательными сторонами исламских финансов являются прозрачность и этичность этой системы, запрет на ссудные процессы и справедливое распределение рисков и прибыли.

Сейчас в Узбекистане идет работа над законодательством, которое позволит функционировать системе исламских финансов.

Исламский банкинг может привлекать в Узбекистан ежегодно до 10 млрд долларов –сообщил Бахром Нумонов, председатель правления Apex bank. Спикер отметил, что с учетом того, что большая часть населения в стране являются мусульманами, спрос на исламские продукты финансирования растет. При этом он подчеркнул, что рост в потребности исламского финансирования растет и во всем мире. В частности, в настоящее время общие активы исламского финансирования в мире составляют почти 4 трлн долларов. Возвращаясь к теме развития исламских финансов в Узбекистане, эксперт добавил, что исламский банкинг ежегодно может привлекать в Узбекистан до 10 млрд долларов. Так как в стране порядка 20% граждан не пользуются традиционной кредитной системой по религиозным соображениям.

«В настоящий момент в стране созданы регуляторные песочницы для тестирования исламских финансовых продуктов. Министерства и Центробанк работают над созданием законодательной базы для функционирования исламских финансов», — заключил Бахром Нумонов.

Сессия 6. Удаленная идентификация — обязательный элемент современного общества. Биометрия — от госуслуг до банкинга и ритейла

Павел Шуст, международный консультант по цифровым финансовым сервисам, International Finance Corporation (IFC), исполнительный директор «АЭД», рассказал о роли инфраструктурных проектов в развитии бизнеса, а также об их потенциале для трансграничного сотрудничества. В качестве примера он привел проекты систем быстрых (мгновенных) платежей и иные проекты такого масштаба.

Как отметил докладчик, сегодня все больше стран движутся в сторону централизации и систем цифрового профиля. При этом концепция eIDAS 2.0 получает дополнительный стимул для реализации.

Среди основных элементов инфраструктуры эксперт назвал локализованную обработку карточных операций (так называемый платежный национализм), бюро кредитных историй, e-invocing и ряд других.

Отдельное внимание Павел Шуст уделил вопросу, почему участникам рынков региона Центральной Азии следует смотреть в сторону региональной интеграции.

Алавутдинов.webp
Рустам Алавутдинов

Рустам Алавутдинов, начальник отдела взаимодействия с партнерами, Uzinfocom, поделился с участниками ташкентского ПЛАС-Форума опытом реализации проектов в сфере биометрической идентификации на примере сервиса MyID. Как заявил спикер, в настоящее время решение готовится к продвижению на рынках Казахстана и Кыргызстана, а также в регионе Ближнего Востока.

Мукушев.webp
Нариман Мукушев

Заключение брака push-уведомлением становится реальностью? О такой уже действующей в Казахстане технологии рассказал Нариман Мукушев, заместитель председателя правления компании Halyk. После объединения в 2007 году всех услуг для населения в Центре обслуживания населения была проведена демонополизация госуслуг. С тех пор компания Halyk, занимаясь оказанием услуг населению, работала в трех направлениях. Речь идет о SmartBridge — информационном шлюзе, объединяющем информационные системы государства и бизнеса, получившим толчок к развитию в период пандемии проекте биометрической идентификации и сервисе контроля доступа к электронным данным, позволяющем гражданину управлять своим согласием через электронный кабинет.

Среди 5 млн услуг, оказанных населению в 2023 году, есть и электронная подача налоговой декларации, которую заполняет система, и перевыпуск водительских прав с доставкой новых, и заказ билетов в кино или на концерт. Наряду с этими услугами жители Казахстана уже начали пользоваться услугой заключения брака через электронное приложение. Мужчина или женщина (полное равенство) направляет невесте или жениху запрос, и тот получает push-уведомление, в котором сообщается, что с ним или с ней хочет заключить брак конкретный человек. Остается только нажать кнопку «Согласиться» или «Отклонить».

Заика.webp
Евгений Заика

О достоинствах работы машинного зрения в сочетании с искусственным интеллектом рассказал Евгений Заика, директор по развитию бизнеса компании VisionLabs.

Разработки компании, как рассказал спикер на сессии «Удаленная идентификация — обязательный элемент современного общества. Биометрия — от госуслуг до банкинга и ритейла», позволяют предсказать поведение человека по его позе. Например, если работник банка поднимет руки перед грабителем, нейронная сеть сама автоматически отправит сигнал тревоги.

С другой стороны, технологии компании позволяют, опознав клиента при входе в банк, отправить ему приветствие, приготовить его CRM-карту и даже позволить снять со счета наличные без использования карты.

Умаров-Нарметов.webp
Хасанбек Умаров и Эркин Нарметов

Технологию Liveness, способную «увидеть» лицо преступника практически сквозь любую защиту, представил Хасанбек Умаров, директор компании TAD Industries.

Технология позволяет проводить распознавание лиц с высокой (более 90%) точностью даже в темноте или через мотоциклетный шлем, не говоря уже о маске. Если же система не может «разглядеть» нарушителя в имеющихся условиях, будет задействовано распознавание силуэта злоумышленника, которое позволит его отследить по всем имеющимся камерам наблюдения до места, где будет возможно распознать его лицо.

Такая система видеоаналитики найдет широкое применение. В сфере общественной безопасности — обеспечение безопасности и комфорта пассажиров на транспортных объектах, розыск пропавших людей и расследование преступлений. В сфере финансовых услуг — предотвращение мошенничества и улучшение клиентского сервиса. В промышленности — безопасность и управление доступом для производственных объектов.

Количество киберпреступлений в Ташкенте за два года увеличилось в 40 раз. Такую статистику привел в своем выступлении Эркин Нарметов, технический директор компании TAD Industries. Количество киберпреступлений в столице республики возросло со 106 в 2021 году до 2081 в 2022 году и до 4332 в 2023 году, таким образом рост киберпреступности в Ташкенте составил за указанный период 4087%. Основную часть киберпреступности составляют кражи с банковских карт — 2747 случаев за 2023 год.

Кудеринова.webp
Мира Кудеринова/ Фото предоставлено М. Кудериновой

Мира Кудеринова, управляющий директор, «Колеса» в Казахстане (Kolesa Group), советник председателя Ассоциации «Цифровой Казахстан», рассказала о кейсе запуска удаленного подписания договоров в продукте Kolesa Group. По словам спикера, GR — комплексное направление, предусматривающее взаимодействие с государством по целому ряду направлений. В том числе сервис «Крыша Агенты» позволяет осуществлять дистанционное подписание договоров между риелторами и продавцами недвижимости. Для этого была достигнута договоренность с «Колеса Банком» об использовании его системы биометрической идентификации в нефинансовых операциях. На сегодняшний день компания намерена перенести свой опыт на рынок Узбекистана.

Сессия 6А. Криптоиндустрия. Состояние, тренды, прогнозы. Токенизация активов, финтехплатформы и распределенные реестры данных. Blockchain

Роберт Кортнидж, независимый консультант, в своем выступлении рассмотрел «Будущее денег: как крипта повлияет на ваш бизнес и почему нужно готовиться к новой эре стейблкоинов и СВDC».

Пак.webp
Вячеслав Пак

Вячеслав Пак, первый заместитель директора Национального агентства перспективных проектов Республики Узбекистан, проанализировал актуальные вопросы регулирования сферы оборота криптоактивов и перспективы развития отрасли в Узбекистане.

Миралимова.webp
Наргиза Миралимова

Наргиза Миралимова, директор крипто-магазина КриптоМАГ, рассказала о развитии в Узбекистане деятельности провайдеров услуг в сфере оборота крипто-активов на примере своего крипто-магазина.

Роменская.webp
Наталья Роменская

Какова роль банков в криптоиндустрии? Ответ на этот вопрос дала Наталья Роменская, советник председателя правления Евразийского банка. Спикер отметила, что в настоящее время государства, как правило, принимают разные позиции по отношению к криптовалюте: одни говорят, что ее не существует, вторые — разрешают все, потом зажимают возможности и третьи — идут по пути осторожности, не запрещая крипту, но разрешая ее очень аккуратно.

Несмотря на это, отрицать значимость криптовалюты нельзя. Достаточно вспомнить, что, когда биткоин только появился, он стоил один доллар, сейчас — порядка 27 тыс. долларов. Ежедневно в сети происходит около 700 операций с криптоактивами. Объем транзакций по криптобиржам составляет более 1 млрд. В настоящий момент в мире функционирует 216 криптобирж, в более 15 странах официально разрешен оборот криптовалюты. Это говорит о том, что любая экономика и любой бизнес имеют определенные стадии зрелости.

«В настоящее время мы находимся на уровне легализации и регулирования. Это этап зрелости, который необходимо проходить сейчас, и все страны проходят его по-разному», — добавила спикер.

В продолжение темы она отметила не только плюсы, но и минусы крипты, к которым она отнесла: волатильность, отсутствие ответственного владельца, единых правил и надзора за их соблюдением, гарантий безопасности. И поэтому появляются банки, которые, по мнению специалиста, нужны, чтобы обеспечивать устойчивость и справедливые «правила игры» участникам экономики и клиентам.

Ержан.webp
Ислам Ержан

Опытом изучения внедрения и развития цифрового тенге поделился Ислам Ержан, руководитель центра анализа и исследований Национальной платежной корпорации Казахстана.

В своем докладе спикер акцентировал внимание на том, что цифровой тенге — третья форма расчетов в дополнение к наличным и безналичным. У цифрового тенге есть не только свойства, которые он позаимствовал у наличных и безналичных, но и свои собственные.

Специалист подробно рассказал о том, какие возможности открывает ЦТ. К ним он отнес подготовку к новым вызовам токенизации, DLT, DeFi, возможность сделать доступнее безналичные платежи в местах с ограниченным доступом к интернету, предоставление рынку возможностей для создания новых продуктов и бизнес-моделей.

«Цифровой тенге — это не замена, а дополнение к действующей системе. Это платежный инструмент, а не средства инвестирования. То есть на цифровой тенге не начисляются проценты. Мы выбрали данный подход потому, что не хотим „убить“ действующую финансовую систему или создавать дополнительную конкуренцию банкам. Поэтому рассматриваем цифровой тенге только как средство платежа», — добавил спикер.

По словам специалиста, цифровой тенге ускорит и удешевит трансграничные платежи. Технологическая особенность ЦТ связана с низкой себестоимостью транзакций, а также более быстрым временем на ее осуществление, что будет очень актуально в трансграничных платежах.

Мухаммаддиев.webp
Камронбек Мухаммадиев

В Узбекистане выдали первую лицензию на осуществление деятельности криптодепозитария — об этом рассказал Камронбек Мухаммадиев, заведующий Сектором специального режима регулирования в сфере оборота криптоактивов («Регулятивная песочница») Национального агентства перспективных проектов Узбекистана.

Спикер подробно ознакомил слушателей с тем, каким образом в Узбекистане осуществляется регулирование сферы оборота криптоактивов и какие перспективы имеет данная отрасль. Отмечено, что НАПП является единым регулятором по развитию сферы оборота криптоактивов в стране, кроме того, в Узбекистане запрещено использование криптоактивов в качестве средства платежа или приема оплаты.

В своем докладе эксперт сообщил об одном из новшеств в структуре НАПП — образование и функционирование Специализированной лаборатории по испытанию и изучению инновационных технологий в сфере оборота криптоактивов.

Остановился спикер и на вопросах устанавливаемого НАПП Специального режима регулирования в сфере оборота криптоактивов, предусматривающего создание особых организационно-правовых условий для юридических лиц, внедряющих технологии в сфере оборота криптоактивов. В частности, отмечено, что участники «Специального режима» освобождаются от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений, а также таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) за ввозимые для собственных нужд оборудование, комплектующие части, детали и др., не производимые в Республике Узбекистан, и другие льготы. В данном режиме в настоящее время в стране реализуются два проекта:

  • Внедрение NFT-сертификатов на основе технологии распределенного реестра
  • Данных («блокчейн») для имен в доменной зоне «.UZ» — ООО «UZINFOCOM»;
  • Разработка и реализация банковского карточного продукта «Криптокарта» — АКБ «Капиталбанк».

Спикер отметил, что в Узбекистане растет интерес к криптоиндустрии. Об этом свидетельствует и тот факт, что в 2021 году в стране имелась одна лицензированная криптобиржа. В 2022 году на национальном крипторынке появились 4 криптомагазина и 1 криптодепозитарий. За счет этого в государственный бюджет дополнительно поступило более 6,5 млрд сумов, а также было создано более 40 новых рабочих мест.

Сессия 7. Большие данные. Стратегический капитал 21 века?

Сорокин.webp
Сергей Сорокин

Облачные платформы выводят работу с данными на новый уровень — об этом заявил Сергей Сорокин, директор по развитию бизнеса Yandex Cloud CIS. Спикер выступил с докладом «От сырых данных до принятия управленческих решений», в котором рассказал, чем и как облачные технологии могут быть полезны для принятия решений. По мере развития компаний они «обрастают» различными ИТ-системами, каждая из которых нуждается в конкретных данных.

При этом здесь может быть целый ряд проблем: данные не собираются либо не хранятся должным образом, не анализируются, а также не демонстрируются вовремя. И здесь на помощь приходят облачные платформы, которые благодаря своим возможностям и компетенции их провайдеров решают все упомянутые проблемы.

Особое внимание Сергей Сорокин уделил возможностям облачной платформы Yandex Cloud на примере нескольких конкретных кейсов, в т. ч. с банком ВТБ, Леруа Мерлен и казахстанской компанией 1FIT.

Чулапов.webp
Александр Чулапов

Александр Чулапов, руководитель направления бизнес-поддержки продаж Дататех, рассказал о подходах и решениях, направленных на развитие Больших данных и искусственного интеллекта в финансовых организациях. По словам спикера, при реализации таких проектов необходима внешняя экспертиза, а также четкое понимание вопросов обеспечения возврата инвестиций.

Сегодня здесь по-прежнему актуальны фундаментальные направления, связанные с хранением данных и искусственным интеллектом, остальные моменты — лишь производные от них. При этом участниками рынка при реализации таких проектов часто совершаются ошибки. Так, по данным статистики, 85% инициатив в сфере Больших данных, BI-аналитики и ИИ завершаются неудачей.

По словам спикера, одним из выходов из ситуации является привлечение к проекту партнера из числа лидеров рынка. И на этом фоне опыт и компетенции компании Дататех обращают на себя внимание участников рынка.

Таймагамбетов.webp
Болат Таймагамбетов

Болат Таймагамбетов, эксперт компании DIS Group, рассмотрел возможности единой платформы управления данными для цифрового банка. Как известно, данные — это новый актив любой организации. При этом банки постоянно сталкиваются в этом направлении с различными проблемами и вызовами. На этом фоне 68% руководителей прогнозируют увеличение к 2024 году инвестиций в управление данными. В своем выступлении спикер рассмотрел концептуальную архитектуру цифровой компании, продемонстрировав, какое место должна занимать в ней работа с данными.

Особое внимание было уделено вопросам построения единой платформы управления данными в рамках концепции Data 4.0 и так называемой фабрики данных. По своей сути последняя является конвейером для оперативного поиска и обработки данных, ядром которого является каталог данных.

Также Болат Таймагамбетов рассказал о роли цифрового профиля клиента и эффективности его использования.

Игнатов.webp
Максим Игнатов

Большие геоданные могут помочь оптимизировать банкоматный бизнес и инкассацию — уверен Максим Игнатов, руководитель отдела продаж данных и технологий, Управляющая компания 2ГИС. Выступление спикера было посвящено практическому применению Больших данных. Так, на основе данных приложения 2ГИС спикер проанализировал статистику запросов населения Ташкента, связанных с банковскими услугами. В результате были определены места с повышенным спросом на банкоматные сервисы и т. п., включая банкоматы, доступные в 10-минутном радиусе, как пешком, так и на автомобиле. На основе полученных данных можно объективно оценить обеспеченность конкретных районов банкоматами и т. п.

Еще одним направлением применения такого подхода являются решения для инкассации и закрытых систем, позволяющие развертывать полноценные карты и сервисы геоаналитики 2ГИС на защищенных серверах заказчиков.

На сегодняшний день общая аудитория пользователей сервисов 2ГИС составляет 63 млн человек.

Самаева.webp
Жанар Самаева

Открытый банкинг заработает в Казахстане уже в 2025 году. Об этом заявила Жанар Самаева, управляющий директор Национальной платежной корпорации Казахстана. По ее словам, открытые данные позволяют менять саму парадигму банкинга.

Анализируя перспективы открытого банкинга в Казахстане, эксперт отметила ряд позитивных моментов, значительно расширяющих возможности для банковского бизнеса и улучшения потребительского опыта.

Говоря о практике продвижения открытого банкинга в мире, Жанар Самаева отметила, что среди порядка 50 стран, так или иначе реализующих на сегодняшний день данную инициативу, практикуются различные подходы — как регулятивный, когда все инициативы «спускаются сверху» регулятором, так и самостоятельный, когда каждый участник рынка сам решает эти вопросы для себя.

На сегодняшний день в соответствующем пилотном проекте в Казахстане планируют участвовать 12 банков.

Круглый стол «Торговый ритейл Узбекистана. Современное состояние e-Commerce. Ключевые тенденции. Новые вызовы и перспективные решения»

kadurov.webp
Сардор Кадыров

Как отметил Сардор Кадыров, директор по взаимодействию с органами власти Wildberries, Узбекистан, их нужно в десять раз больше. На круглом столе он рассказал, что в первые часы после открытия Wildberries в Узбекистане были сотни регистраций, многие приехали из России, многие работали через российское юрлицо.

«Сейчас свыше двух тысяч селлеров в Узбекистане продают свою продукцию через Wildberries. Для Узбекистана это немного. Нам нужно 17–20 тысяч селлеров, которые будут размещать свою продукцию на внутреннем и внешнем рынках», — подчеркнул Сардор Кадыров.

А_Иванов.webp
Алексей Иванов

О двух главных проблемах, еще не преодоленных маркетплейсами Узбекистана, рассказал Алексей Иванов, CX Lab. Он указал две главные проблемы маркетплейсов в Узбекистане. Первая — непрозрачность и возникающая по этой причине непредсказуемость покупки, когда нередко торговая позиция небрежно оформлена и под фотографией одной чайной ложки имеется в виду набор из девяти чайных ложек, но узнает об этом покупатель порой только после покупки.

Вторая проблема — покупателю на маркетплейсах часто приходится предпринимать лишние действия: дополнительный звонок курьера с уточнением адреса, отправка геоданных не только оператору, но и курьеру, и т. п.

Как отметил Алексей Иванов, все эти проблемы будут преодолены, однако пока что желающему продавать товар через интернет в Узбекистане, возможно, не всегда стоит использовать маркетплейсы, а за счет качества собственных продаж через интернет улучшать клиентский опыт, что всегда работает на репутацию продавца.

Одним из ключевых мероприятий ташкентского ПЛАС-Форума стал круглый стол «Розничный банковский бизнес».

Среди вопросов, которые участники круглого стола обсудили друг с другом и аудиторией Форума:

  1. Повышение уровня финансовой грамотности населения.
  2. Вопросы позиционирования и эффективного маркетинга.
  3. Необходимость улучшения потребительского опыта.
  4. Внедрение эффективных централизованных информационных сервисов
  5. Отказ от демпинга в сегментах депозитов и кредитных продуктов.
  6. Повышение профессиональной компетенции банковских менеджеров.
  7. Эффективное обслуживание МСБ.
Таваккалов.webp
Улугбек Таваккалов

Модератором круглого стола выступил Улугбек Таваккалов, заместитель председателя Правления Tenge Bank.

В ходе мероприятия Алексей Иванов, основатель и руководитель «Лаборатории клиентских впечатлений» (Россия/Узбекистан), поделился результатами сравнительного исследования клиентского опыта автокредитования в 10 банках Узбекистана.

Характерно, что 71,5% опрошенных автовладельцев не пользовались кредитом на покупку автомобиля.

Столь высокая доля отказавшихся от кредита неслучайна — исследование выявило целый ряд проблем неэффективного взаимодействия с клиентом, включая бумажные талоны электронной очереди, QR-код на которых вел на… ресурсы сторонних структур.

Праудзин.webp
Иван Праудзин

Иван Праудзин, директор по маркетингу, APEX BANK, отвечая на вопрос о позиционировании и эффективном маркетинге, отметил, что бизнес банка не всегда прямо связан с продуктами, которые продвигает его маркетинг. Таким образом, в данном процессе нет системности со всеми вытекающими.

Юсуфов.webp
Азизбек Юсуфов

По мнению Азизбека Юсуфова, управляющего партнера агентства маркетинговых коммуникаций Mirror Management, сегодня, на фоне нехватки квалифицированных менеджеров, банку важно выстраивать свою систему обслуживания так, чтобы она не зависела от конкретных специалистов.

Как считает Елена Новосёлова, директор, FINIX, Яков и Партнёры, клиентоцентричность — это прежде всего подход к работе банка с розничным клиентом. Сначала стоит задача наращивания клиентской базы. Затем, когда его потенциал исчерпывается, банк более персонифицировано относится к потребностям своих клиентов, что сказывается на усложнении его продуктовой линейки. Яркий пример — комбинация зарплатного и кредитных проектов.

При этом опыт российских банков показывает, что эффективная коммуникация с клиентом и результативный маркетинг невозможны без наличия у банков масштабных высококвалифицированных команд, отвечающих за эти задачи.

Подробнее о результатах круглого стола читайте в одном из ближайших номеров журнала «ПЛАС».

Параллельно состоялся круглый стол «Стратегия развития рынка венчурного капитала в Узбекистане», в ходе которого были рассмотрены, в том числе, следующие вопросы:

  • Кем являются участники венчурной экосистемы и какова их роль
  • Университеты как площадка для взращивания стартап проектов
  • Корпорации — главные заказчики инновационных проектов и модернизационных процессов
  • Международные финансовые институты — выход на внешние рынки финансирования
Зуфаров.webp
Дильшод Зуфаров

Модератором выступил Дильшод Зуфаров, председатель UZVCA, со-основатель клуба бизнес ангелов UzAngels.

Участие в дискуссии приняли:

  • Оксана Райм, исполнительный партнер ICLUB в Азии
  • Хуршида Игамбердиева, главный юрисконсульт ИННО Технопарк
  • Алижон Равшанов, партнер, венчурная компания Sturgeon Capital Ltd. (UK)
  • Махсуд Юсупов, инвестиционный директор, UzVC
  • Бекзод Собиров, скаут для Activat.vc, Ведущий аналитик в Узтелеком

Экспозиционная часть

DSC02440.webp

Также в рамках Форума была организована представительная выставка, на которой свыше 100 компаний-экспонентов из 31 страны мира не только продемонстрировали новейшие продукты, технологии и сервисы, но и предоставили исчерпывающую информацию об успешных кейсах и планах на ближайшее будущее.

bs2.webp

Компания BS/2 в составе Penki Kontinentai Group выступили Главным спонсором ПЛАС-Форума. Группа компаний представила инновационные программные решения для устройств самообслуживания и платежных терминалов на базе Android OS, а также счетно-сортировочную технику MAGNER, систему электронной очереди Q-Net, сейфовые замки Sargent & Greenleaf и передовые модели банкоматов DN Series от Diebold Nixdorf.

BS/2 — компания с главным офисом в Литве и дочерними предприятиями в 7 странах мира. Компания презентовала свои новые программные решения, а также поделилась успешными кейсами по их внедрению.

Среди представленных продуктов — новое поколение ATMeye.iQ, системы обработки клиентских обращений и обеспечения безопасности устройств самообслуживания. В начале 2023 года BS/2 выпустила свежий релиз ATMeye.iQ, сохранив лучшие качества предыдущей версии.

Именно на ПЛАС-Форуме сотрудники BS/2 впервые презентовали систему поддержки принятия решений DS Center.iQ. Новый продукт помогает топ-менеджерам и ключевым специалистам компаний-клиентов принимать управленческие решения на основе аналитических данных.

Кроме того, являясь эксклюзивным партнером производителя MAGNER International Corporation в Узбекистане, компания BS/2 продемонстрировала широкую линейку техники для сортировки и пересчета валюты.

Система электронной очереди Q-Net Pro 6 — один из продуктов, недавно появившихся в товарной линейке компании. На стенде BS/2 было представлено оборудование для полной автоматизации процесса обслуживания посетителей, начиная с момента их постановки в очередь до самого завершения операции.

IMG_4253.webp

Компания BS/2 смогла достичь значимых результатов на ПЛАС-Форуме в Ташкенте, заключив Меморандум о сотрудничестве с АКБ «Капиталбанк». Документ подписали первый заместитель Председателя правления АКБ «Капиталбанк» Сардор Исмаилов и председатель правления Группы компаний Penki Kontinentai (BS/2) Идракас Дадашовас. Принятое соглашение означает, что клиенты крупнейшего банка Узбекистана получат удобный доступ к финансовым услугам.

NBA Technologies International представила на выставке ПЛАС-Форума свое новое решение NBA Teller, а также новое поколение банкоматов GRG и NCR с функцией ресайклинга и систему безопасности и видеонаблюдения RDS Commander.

NBA Teller является результатом проверенных и надежных мультивендорных решений для устройств самообслуживания. Благодаря новейшим технологиям, используемым в NBA Teller, удалось добиться максимума безопасности и удобства в работе с устройствами банковского самообслуживания.

Анализ рынка показал, что и получатели, и плательщики готовы переходить на прямое «цифровое» общение. Данный фактор диктует для участников рынка эффективнее выполнять финансовую часть процедуры взаиморасчетов. В связи с этим сети устройств самообслуживания как для кредитно-финансовых организаций, так и для новых участников розничного бизнеса стали одним из важнейших инструментов интенсификации бизнеса.

NBA Teller предоставляет возможность банкам и небанковским организациям расширить не только спектр предоставляемых услуг, но и способ их предоставления.

Также на форуме была представлена система безопасности и видеонаблюдения RDS Commander, которая не зависит от типа процессинга и является мультивендорным решением. Видеонаблюдение с системой RDS Commander дает много преимуществ и возможностей.

В свою очередь, банкоматы GRG сочетают в себе все самые современные технологии, применимые для банкоматов: надежность, функциональность, эргономичность, выполнение самых различных транзакций в больших объемах в зонах самообслуживания.

От NCR была представлена модель SelfServ, чей дизайн был продиктован новейшими цифровыми технологиями в сфере самообслуживания. Ресайкл-банкоматы серии SelfServ выведут на новый уровень ваш опыт общения с клиентом.

sinimex.webp

Оба дня Форума работал стенд компании «Синимекс», выступившей Официальным спонсором 3-го Международного ПЛАС-Форума «Финтех, банки и ритейл». Ее эксперты рассказывали об интеграционных решениях, делились многолетней экспертизой в финансовой отрасли, детально знакомили с компетенциями, а также отвечали участникам на интересующие вопросы о заказной разработке.

C 1997 года компания «Синимекс» создает и внедряет бизнес-ориентированные и инфраструктурные решения под заказ. В портфеле компании интеграционные проекты, реализованные для банковского сектора, крупных промышленных компаний и нефинансовых организаций.

Работа специалистов на стенде компании «Синимекс» показала, что сегодня большим интересом в финансовом секторе пользуются кейсы по машинному обучению, искусственному интеллекту, открытым интерфейсам, которые не только улучшают качество клиентского обслуживания, сервисов для партнеров и программ лояльности, но и повышают эффективность внутренних банковских процессов, от скоринговых систем до противодействия мошенникам.

basstech.webp

Компания Bass Technology, Серебряный спонсор мероприятия, является официальным представителем компании GLORY Global Solution (Япония) на территории Центральной Азии. В Узбекистане имеется дочерняя компания ООО «BassTech Asia Solution». Быстроразвивающийся рынок Республики Узбекистан на сегодняшний день является наиболее перспективным в регионе Центральной Азии. Стремительное развитие ставит новые задачи и формирует новые стандарты в сфере развития банковского сектора и обработки наличных денег. В этой связи компанией была представлена новейшая серия электронных рециркуляционных кассиров GLORY серии GLA-100/200.

Применение новых депозитных машин GLORY серии DE-70 позволяет существенно снять нагрузку с отделений банка при приеме большого количества наличности от клиентов, как юридических, так и физических лиц, привлекает дополнительных клиентов и переводит их в зоны самообслуживания. Повышенная емкость устройства сокращает расходы на инкассацию и обслуживание.

Представленная нами новая серия систем сортировки банкнот GLORY UW-F способна качественно изменить процесс обработки наличности в кассах пересчета в банках.

По словам представителей компании, «мы очень рады представленной возможности познакомить всех заинтересованных представителей банковского сектора Узбекистана и других стран со всеми предлагаемыми нами решениями в рамках одной площадки ташкентского ПЛАС-Форума».

fido.webp

Fido-Biznes уже третий год подряд принимает участие в ПЛАС-Форумах, проходящих в Ташкенте. В этом году компания, выступившая Золотым спонсором меропрятия, решила сделать ставку на клиентоориентированные решения, представив вниманию участников две собственные разработки, не имеющие аналогов среди местных ИТ-решений для бизнеса, — «Единое МФО» и Корпоративный интернет-банкинг для юридических лиц на основе микросервисной архитектуры — FB DBP Business.

Это чрезвычайно актуальные на сегодняшний день продукты, потому что Единое МФО позволяет оптимизировать организационную структуру банка, в результате чего банк получает определенные преимущества и выгоды от внедрения, о которых подробно говорилось в выступлении Улугбека Сафабаева, директора департамента управления проектами, Fido-Biznes.

Если говорить о решении FB DBP Business, то прежде всего это сервис, который позволяет корпоративным клиентам банка получать дистанционное банковское обслуживание в режиме онлайн, не посещая при этом сам офис банка. Микросервисная архитектура и технология Open API помогают банку самостоятельно развивать систему без привязки к вендору. Микросервисная архитектура дает преимущества в виде гибкой и быстрой разработки нового функционала, так как нет зависимости от определенного и конкретного технического стека. Это подразумевает, что для выполнения определенных задач разработчики могут выбрать тот язык программирования, в котором они наиболее сильны. На этом преимущества технологии Open API не заканчиваются — они позволяют быстрее выходить на рынок с новыми продуктами, оперативно осуществлять и внедрять доработки, а также производить быструю интеграцию с внешними системами банка, потому что этот вопрос сейчас наиболее актуален, так как в банковской экосистеме существует не только core-банкинг, но и огромное количество внешних систем, с которыми нужна интеграция.

По словам представителей компании, «главный тренд среди банков, который мы отметили для себя, — это клиентоориентированность. Чем лучше и качественнее банковский сервис, тем больше вероятность привлечения новых клиентов и удержания старых. Так почему бы не дать клиентам то, что нужно им больше всего, — удобство, комфорт и безопасность? Знание рынка подсказывает нам, что курс на развитие клиентских продуктов выбран верно и ближайшее будущее порадует нас и в целом индустрию новыми, прогрессивными банковскими продуктами.

Как отметил Улугбек Сафабаев, «участие в ПЛАС-Форуме оставило лично у меня и нашей команды исключительно положительные впечатления. Мы получили отличную возможность представить нашей целевой аудитории инновационные продукты, подробно рассказать о наших детищах и поделиться экспертизой. С нетерпением ждем следующего года, чтобы принять участие и рассказать о новых продуктах и разработках. Особую благодарность выражаем всем участникам и организаторам, благодаря которым в нашем городе существуют площадки, на которых эксперты и представители индустрии имеют возможность делиться опытом и участвовать в нетворкинге. До встречи на следующем ПЛАС-Форуме!»

Напоминаем, что ближайшие ПЛАС-Форумы 2023 года — «Платежный бизнес» и «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО» — пройдут в Москве 13–14 сентября, ждем вас на наших мероприятиях!

Спонсоры ПЛАС-Форума «Финтех, банки и ритейл»

  • Титульный спонсор: Visa.
  • Стратегические спонсоры: Иннотех, Дататех.
  • Эксклюзивный спонсор: PayPorter.
  • Grand спонсор: Узпромстройбанк (SQB).
  • Главный спонсор: BS2.
  • Генеральный спонсор: OSON.
  • Бриллиантовый спонсор: NBA.
  • Официальный спонсор: Cinimex.
  • Платиновые спонсоры: МТС, BFS, Yandex.Cloud; Enfint; RTGS.global.
  • Коктейльный спонсор: Expera.
  • Спонсор кофе-брейков: Бухта.
  • Премиальный спонсор: Sababa Security.
  • Спонсор регистрации: Международный Банк Таджикистана.
  • Золотые спонсоры: Click; Tenge Bank; Futurex; Национальный Расчетный Депозитарий; Vades Group; Oracle; EXXA Digital; EXXA DATA; UPT; TietoEvry; Fido-Biznes; Актив; VisionLabs; M4Bank, MaxiPay, Data sapience, TAD Industries, BSS, Temenos, DIS Group, NCR, E-ngineers Europe AB, Foranx, NETinfo, BML Istisharat, Techno
  • Серебряные спонсоры: Compliance Control; Rakasta, Yurt pay, НОВАКАРД; FUTURETECH, Bass Technology; TSS; АЛИОТ
  • Бронзовые спонсоры: Smartone, WestStein card, Kryptolite, Argenta; Мой Бухгалтер; TASS Vision; iCAM Group; ELQ Uzbekistan; AB Project; Ingenico, ОСТКАРД, TINKOFF, PAYDALA, H3C; Tianyu; One vision; Selectel, Арт-Банк; FBS, Системные технологии, ФИНДОСТАВКА, SMARTPEAK, CONNEKT, CloudPayments, Tevian
  • Ассоциированные партнеры: Ассоциация участников рынка электронных денег и денежных переводов "АЭД; ICTONLINE; Ассоциация корпоративных казначеев; Ассоциация банков республики Казахстан, IT ALLIANCE; Mongolian Bankers Association (MBA), Ассоциация Работодателей Узбекистана, Ассоциация Финтех, Национальная Ассоциация Микрофинансовых Институтов РУз, НАУФР, AzFina; Ассоциация микрофинансовых организаций (Таджикистан); Ассоциация Банков Азербайджана, Ассоциация Финтех Узбекистана, Национальная Ассоциация Участников Финансового рынка, Национальная ассоциация участников финансовых рынков – National Association of microfinance institutions, Azerbaijan Fintech Association (AZFINA), Ассоциация Банков Азербайджана – ABA- Azerbaijan Bank Association; Национальная Ассоциация Микрофинансовых Организаций; Ассоциация брокеров (Association of brokers)
  • Медиапартнеры: Person Hunters; IT-park; Biz Network; Интерфакс; ОФД; Конфедерация Цифрового Бизнеса; E-Commerce; Fintech Start; Логистика; Violet Violin; Expomap; ISO27000ru; InterCrimPress; Выберу.ру; We project media; RUS-SOFT; The Tech; TimeLottery; Violet Violin; Акчабар

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube