Регулирование криптоиндустрии. Опыт Республики Узбекистан
ПЛАС: 2022 год в Узбекистане ознаменовался существенными изменениями в сфере регулирования оборота криптоактивов. Каковы наиболее важные шаги в этом направлении были сделаны и как они отражаются на рынке?
В. Пак: На самом деле 2022 год в Узбекистане стал новым этапом в развитии криптоиндустрии. Произошли существенные изменения в регулировании, ставшие результатом системной работы, проводившейся с 2018 года. В частности, возвращаясь к предыстории, необходимо отметить, что летом 2018 года были приняты два решения главы государства, заложившие основу для организации на территории страны деятельности криптобирж и майнинга.
Уже тогда в основу регулирования были заложены ключевые нормы, которые определили, что деятельность в сфере оборота криптоактивов, в том числе криптобирж, подлежит лицензированию, а Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан определено лицензирующим органом.
Кроме того, доходы по операциям с криптоактивами были освобождены от налогообложения, а также законодательно определено, что на операции, проводимые субъектами, имеющими лицензии на осуществление деятельности в сфере оборота криптоактивов, не распространяются нормы законодательства о валютном регулировании, биржевой деятельности и рынке ценных бумаг.
На первоначальном этапе удалось сформировать нормативную базу для осуществления деятельности криптобирж, и в декабре 2019 года уже была выдана первая лицензия. Конечно же, пандемия внесла свои коррективы в наши планы и планы инвесторов, но мы продолжали работу по изучению механизмов функционирования технологии распределенного реестра, скрупулезно изучался имеющийся опыт стран, которые также легализовали оборот криптоактивов.
В итоге нами был подготовлен ряд предложений, одобренных главой государства, и началась работа по их имплементации. Основным документом стал Указ Президента Республики Узбекистан от 27 апреля 2022 года № УП-121, в соответствии с которым:
- Национальное агентство проектного управления было преобразовано в Национальное агентство перспективных проектов, которое определено уполномоченным органом по развитию сферы оборота криптоактивов, лицензированию деятельности и разрешительным процедурам в данной сфере. В агентстве созданы специализированная лаборатория и «Регулятивная песочница»;
- определены два основных вида деятельности в сфере оборота криптоактивов: майнинг и деятельность провайдеров услуг, в свою очередь, определены четыре основных вида провайдеров услуг: криптобиржа, криптомагазин, криптодепозитарий и майнинг-пул;
- установлены основные требования к осуществлению майнинга;
- введена система уплаты провайдерами услуг и майнерами фиксированных сборов за осуществление деятельности;
- оптимизированы лицензионные требования и условия к провайдерам услуг.
Нашим агентством утверждены ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок лицензирования провайдеров услуг, проведения операций на криптобирже, в криптомагазине и криптодепозитарии, установлены размеры фиксированных сборов за осуществление деятельности и государственных пошлин за выдачу лицензии провайдерам услуг и другие вопросы.
По итогам принятых мер институционально расширен национальный рынок криптоактивов за счет внедрения новых видов провайдеров услуг. В частности, выданы четыре лицензии на осуществление деятельности криптомагазинов, которые являются первыми легальными криптомагазинами в регионе Центральной Азии.
Обновление системы лицензирования и внедрение системы уплаты фиксированных сборов за осуществление деятельности в сфере оборота криптоактивов обеспечили на сегодняшний день поступление в бюджет дополнительно около 4 млрд сумов.
Вместе с тем особым приоритетом является обеспечение соблюдения требований международных стандартов по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (Рекомендации ФАТФ), внедрения механизмов защиты прав инвесторов и предупреждения использования криптоактивов в противоправных целях.
Сегодня Узбекистан стал уникальной площадкой, где сформирована нормативно-правовая база для осуществления деятельности криптокомпаний, имеется единый регулятор, предоставлены возможности банковского обслуживания и апробации пилотных проектов в регулятивной песочнице, налоговые льготы и ряд преференций.
ПЛАС: С какими трудностями вы сталкиваетесь при реализации своих инициатив?
В. Пак: Как для любых первопроходцев, для нас основными сложностями являются непонимание и отсутствие глубоких знаний о криптоактивах у большинства представителей государственных органов, неверное, сказывается и искаженное понимание сущности криптоактивов, механизмов функционирования технологии распределенного реестра и их возможностей. Зачастую все внимание заостряется на возможности проведения анонимных операций, высокой волатильности курсов и необеспеченности криптоактивов.
В этой связи приходится как ледоколу разбивать льдины непонимания, недоверия и скептицизма.
На мой взгляд, на восприятии криптоактивов существенно сказывается стремление наложить на них клише, установленные для традиционного финансового рынка.
Кроме того, сказывается и отсутствие в мировой практике единых подходов и стандартов регулирования оборота криптоактивов.
ПЛАС: Расскажите о вашем подходе к регулированию майнинга. Какое влияние майнинг оказывает на сферу энергетики в Узбекистане?
В. Пак: У нас уже были и зачастую продолжаются активные обсуждения и споры о природе майнинга как таковой. Основной вопрос — чем его считать: оказанием услуги или неким производством цифровых ценностей. От ответа на него и будет зависеть подход к регулированию.
Пока мы остановились на том, что майнинг рассматривается как деятельность по поддержанию распределенного реестра данных, созданию и подтверждению целостности блоков путем проведения вычислительных операций.
В то же время, как мы все понимаем, на вопросы регулирования майнинга значительное влияние оказывают вопросы потребления энергоресурсов. Сегодня, как мы видим, подходы к регулированию майнинга вырабатываются на основе опыта функционирования биткоина, которые в основе своей построены на контроле расходования электрической энергии.
И конечно же, в регулировании майнинга мы исходим из текущего состояния энергетической отрасли Узбекистана и приоритетов государственной политики в сфере энергетики, с учетом которых были установлены условия для осуществления майнинга в Узбекистане. Данные условия предусматривают следующее:
- майнинг осуществляется исключительно юридическим лицом с использованием электроэнергии, произведенной солнечной фотоэлектрической станцией;
- в случае использования электроэнергии из общей энергетической сети применяются повышенные коэффициенты к установленным тарифам;
- учет потребленной электроэнергии ведется с установкой отдельного прибора учета;
- майнеры обязаны пройти регистрацию в агентстве.
Конечно же, нельзя не признать, что деятельность так называемых черных майнеров наносит ущерб и является преступной, поскольку они прямо похищают электроэнергию в погоне за сверхдоходами.
Поэтому нашей целью является создание условий для инвесторов, желающих организовать деятельность по майнингу, параллельно способствуя развитию энергетической отрасли страны, и, одновременно, исключение всех тех негативных воздействий, которые могут исходить от майнинга, и особенно черного майнинга.
ПЛАС: 2022 год рынок сотрясали такие негативные явления, как обвал основных криптовалют, наступление «криптозимы», крах одной из крупнейших криптобирж FTX. При этом события первых месяцев 2023 года оказались еще менее оптимистичными и продемонстрировали устойчивость данных трендов. В этой связи в отношении криптоиндустрии у участников рынка появляется все больше скепсиса. На этом фоне интересно узнать ваше мнение о будущем криптоактивов.
В. Пак: Действительно, как мы могли наблюдать, рынок лихорадило, и уже к концу прошлого года все констатировали наступление «криптозимы», при этом ситуация усугубилась крахом криптобиржи FTX. Начало нынешнего года также оказалось настораживающим в этом плане.
Вместе с тем, на мой взгляд, не стоит забывать, что такая сложная ситуация сложилась не только в сфере оборота криптоактивов, в последние годы мы все видим высокую волатильность на традиционном фондовом рынке. Для этого просто можно взглянуть на курсы акций всех бигтехов, стриминговых платформ и ряда крупных компаний и сопоставить их с курсами тех же биткоина или эфириума. Я думаю, можно будет найти много схожего.
И конечно же, каждая сложная ситуация дает основания для скептиков утверждать о скором и неизбежном крахе криптоиндустрии. В то же время уже сейчас очевидно, что криптоактивы оказали определенное влияние на рынок, в частности, во многих странах появляются цифровые валюты центральных банков (CBDC).
Принципы функционирования и инструменты традиционного фондового рынка не менялись уже десятилетиями, поэтому, надеюсь, появление криптоактивов придаст импульс и задаст новый вектор в его развитии. Сугубо мое личное мнение и ожидание следующие: в перспективе произойдет некое встраивание преимуществ криптоактивов в рынок капитала и платежные услуги, что будет способствовать ускорению операций, снижению транзакционных издержек и устранению излишних посреднических структур.
ПЛАС: Не секрет, что в данной отрасли очень много мошенничеств. Что предпринимает агентство как регулятор для противодействия им?
В. Пак: Для нас изначально одним из основных направлений стало противодействие использованию криптоактивов в противоправных целях. Работа проводится по следующим основным направлениям:
- внедрение и обеспечение соблюдения требования международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (Рекомендации ФАТФ);
- мониторинг интернет-ресурсов, социальных сетей и мессенджеров на предмет выявления платформ, нелегально осуществляющих операции с криптоактивами, принятие мер по их блокировке в установленном законодательством порядке и направление сообщений в правоохранительные органы;
- осуществление мероприятий по повышению финансовой и цифровой грамотности населения.
Следует отметить, что в ходе второго раунда взаимной оценки стран — участниц Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма Республика Узбекистан в сфере регулирования криптоактивов (15-я Рекомендация ФАТФ) была оценена положительно и добилась получения рейтинга «значительное соответствие» (в мире аналогичный рейтинг получен только 12 государствами).
В период 2019–2022 гг. нами было выявлено пять сомнительных проектов, имеющих признаки финансовой пирамиды, информация по ним направлена в правоохранительные органы, впоследствии возбуждены уголовные дела.
Мы периодически публикуем рекомендации для населения, как не стать жертвами мошенничества.
Периодически мы также проводим обучение для провайдеров услуг по вопросам соблюдения национального законодательства по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также разъяснению требований Рекомендаций ФАТФ.
ПЛАС: Каковы дальнейшие планы агентства? Какими вы видите будущие инициативы по развитию оборота криптоактивов в Узбекистане?
В. Пак: В настоящее время мы работаем над дальнейшим укреплением законодательных основ регулирования оборота криптоактивов, в том числе переносу части норм, регулируемых в настоящее время подзаконными актами, на уровень законов.
Принимаются меры по дальнейшему совершенствованию регулирования майнинга, включая возможное расширение видов альтернативных источников для майнинга, в частности, за счет гидроэнергетики.
Также в наших планах — привлечение к сотрудничеству ведущих международных компаний в сфере оборота криптоактивов и расширение институциональной структуры национального крипторынка за счет открытия новых провайдеров услуг.
Одним из приоритетов является содействие местным предпринимателям в реализации проектов по выпуску инвестиционных токенов в целях привлечения инвестиций для расширения своей деятельности и, тем самым, создания нового инструмента привлечения инвестиций в экономику.
На данном этапе мы сосредоточены на формировании криптоактивов как самостоятельного и отдельного класса активов, а также создании собственного рынка с благоприятной инвестиционной средой.