18 июля 2023, 17:21
Количество просмотров 3591

Талантбек Иманов: «Главная задача – качественно ускорить процесс цифровизации»

О сегодняшних целях, темпах и направлениях процессов цифровизации различных сегментов в Кыргызстане мы беседуем с министром цифрового развития Кыргызской Республики Талантбеком Имановым.
Талантбек Иманов: «Главная задача – качественно ускорить процесс цифровизации»

ПЛАС: Ваша общая оценка темпов процессов цифровизации в республике?

Т. Иманов: Мы последовательно движемся согласно принятой Концепции цифровой трансформации. Одна из важнейших задач Министерства цифрового развития — создать все условия для развития цифровых навыков общества и возможности для подрастающего поколения активно пользоваться информационными технологиями.

В Кыргызстане цифровизация идет по трем главным направлениям — инфраструктурное обеспечение, реализация цифровых решений, то есть идет максимальная автоматизация всех бизнес-процессов, или, проще говоря, разработка программного обеспечения, а также внедрение цифровых государственных услуг. Мы уже внедрили такие масштабные проекты, как «Мекен-Карт», «Цифровые документы», «Цифровой кочевник» и «Система онлайн-бронирования».

Особо хочу отметить, одну из важных инициатив Министерства — это разработка Цифрового кодекса. Работа над Кодексом завершена. Основная цель — объединение всех цифровых норм в общее правовое поле, что придаст ускорение процессу цифровизации в Республике.

Повсеместно оказываются цифровые услуги в социальной сфере — здравоохранении, социальном развитии и образовании. Например, в сегменте здравоохранения есть утвержденная концепция создания «Цифрового профиля здоровья» человека, и за прошедшее с ее появления время в данном направлении уже сделано немало. Главная цель проекта — улучшить качество медицинского обслуживания населения путем обеспечения быстрого и удобного доступа к информации о здоровье пациентов, а также сократить время на поиск и сбор информации о здоровье пациента. Идут работы и в направлении цифровизации образования. Уже внедрены такие проекты, как электронная очередь направления ребенка в школу, электронная запись в детский сад и другие дошкольные учреждения, а также информационная система управления образованием. В рамках последней собираются данные об учащихся по всем пройденным классам/курсам, вносятся данные о преподавательском составе, его достижениях и материально-технической базе той или иной школы и вуза. В процессе разработки — приложение «Электронная школа».

Идут работы по максимальному обеспечению инклюзивности для лиц с особыми потребностями. Планируется запуск крупных экономических проектов, связанных с электронной коммерцией, цифровыми финансами, цифровым сельским хозяйством. Ведется работа по созданию национальной инфраструктуры пространственных данных и стимулированию развития местного цифрового контента в онлайн-среде, повышению потенциала и партнерства, созданию человеческого и институционального потенциала и повышению осведомленности государственных органов, бизнеса и граждан.

И наконец, самыми главными пунктами Цифровой трансформации является создание в республике Государственного центра обработки данных и внедрение отечественного искусственного интеллекта. Работа эта ведется совместно с Национальной комиссией по государственному языку и корпорацией «УЛУТ Софт» — поставщиком комплексных решений в разработке программного обеспечения и платформ обучения. Искусственный интеллект будет распознавать речь на кыргызском языке, писать тексты и вести анализ.

ПЛАС: Как идет реализация проекта DCASA? На какой стадии в настоящее время находится данная инициатива?

Т. Иманов: Сегодня производятся масштабные работы в части инфраструктурного обеспечения доступа к высокоскоростному интернету в рамках первого этапа данной инициативы. Реализация данного проекта позволит развернуть на всей территории Кыргызской Республики магистральную волоконно-оптическую сеть, имеющую 30 новых магистральных узлов, спроектированных как точки присутствия (PoP), а также распределительную сеть из 200 узлов, предназначенных в качестве точек доступа для ранее неподключенных свыше 1400 государственных социальных объектов. Кроме того, она обеспечит широкополосным доступом в интернет в общей сложности 4 тыс. социальных объектов.

На сегодняшний день по всей стране уже проложено более 500 км оптоволоконного кабеля. В этом году завершим второй этап проекта, который должен быть полностью реализован в 2024 году.

rawpixel.webp
Фото: RawPixel

Главная цель проекта DCASA — это сокращение цифрового разрыва между городами и населенными пунктами в регионах, повышение уровня цифровой грамотности населения, обеспечение доступа к системам связи, сети интернет и, соответственно, расширение возможностей использовать цифровые технологии в повседневной жизни.

ПЛАС: Что можно сказать о результатах другого масштабного проекта — продвижения госуслуг через мобильное приложение «Тундук»?

Т. Иманов: Сегодня в стране функционируют в цифровом формате 148 государственных услуг и сервисов, из которых 94 — автоматизированные услуги и 53 — на уровне заявки от 36 государственных органов и организаций на портале «Тундук». При этом функции данного госпортала дополняются на ежедневной основе. Кстати, «Тундук» в 2023 году вошел в топ-5 самых скачиваемых приложений на территории республики.

Мобильное приложение «Түндүк» является компонентом Государственного портала электронных услуг, позволяющим через смартфон получать государственные услуги, в рамках которых реализованы следующие цифровые документы: водительское удостоверение, ID-паспорт, свидетельство о регистрации транспортного средства и свидетельство о рождении.

Также в мобильном приложении реализовано 43 автоматизированные государственные услуги и сервиса 19 коммерческих банков. Реализована функция отправки обращений в государственные органы и органы местного самоуправления посредством Государственной системы электронных сообщений.

Для удобства пользователей приложения были реализованы функции просмотра полученных услуг и истории обращений — всю эту информацию они могут теперь видеть на экране своего мобильного девайса.

«Тундук» — социально значимый проект, так как цифровые документы, электронные услуги, реализованные на мобильном приложении, значительно упрощают жизнь наших граждан. Последние, не выходя из дома либо находясь в любой точке мира, могут в моментальном режиме получить справки, документы в цифровом формате и предъявить их в любую организацию независимо от формы собственности, тем самым исключается физическое взаимодействие гражданина с чиновниками и исключаются в том числе коррупционные механизмы.

ПЛАС: Какие еще услуги планируется реализовать на данном госпортале?

Т. Иманов: Идет работа по реализации таких услуг, как: перемена фамилии, имени и отчества; изменение места прописки; регистрация адреса постоянного пребывания и места жительства; получение справки об официальных курсах иностранных валют к кыргызскому сому; подача заявки на перевыпуск водительского удостоверения и онлайн-перерегистрация транспортного средства.

ПЛАС: Каким вы видите будущее электронной коммерции, и насколько в целом это направление развито сегодня в Кыргызской Республике?

Т. Иманов: Мы живем в эпоху быстрого развития технологий, и их влияние на розничную торговлю нельзя недооценивать. Электронная коммерция открывает двери к новым рынкам, позволяет предприятиям охватывать более широкую аудиторию и улучшает качество услуг для потребителей. Одним из главных вызовов является обеспечение доверия в электронной коммерции.

Важно отметить, что для успеха онлайн-бизнеса необходимо, чтобы у потребителей было доверие и надежность платформ, на которых они делают покупки. Без доверия потребителей мы не сможем достичь полного потенциала электронной коммерции. Поэтому важно разрабатывать механизмы защиты данных и личной информации, а также осуществлять прозрачную коммуникацию с потребителями.

Другой важной темой являются инновации. Технологический прогресс постоянно меняет нашу жизнь, и в электронной коммерции мы видим множество новых возможностей. Искусственный интеллект, блокчейн, Интернет вещей — все эти технологии уже сегодня влияют на электронную коммерцию и предлагают новые способы взаимодействия с потребителями. Важно, чтобы мы поощряли инновации и поддерживали предпринимателей, которые ищут новые способы улучшить опыт покупки и продажи онлайн.

Необходимо также обратить внимание на развитие международной электронной коммерции. Мы живем в мировой экономике, где границы стираются, и потребители хотят иметь доступ к продуктам и услугам со всего мира. Электронная коммерция предоставляет уникальную возможность для предприятий расширить свои границы и улучшить свою конкурентоспособность на международном уровне. Однако мы должны учитывать правила и законы, связанные с трансграничной торговлей, и работать над созданием справедливых и эффективных международных торговых политик. Буквально недавно у нас в республике прошел масштабный форум E-comkg 2023 с участием основательницы Wildberries Татьяны Бакальчук. Для нас большая честь, что руководитель крупной международной интернет-площадки Wildberries посетила нашу страну. Еще раз хочу отметить, что мы заинтересованы в развитии электронной коммерции в республике и окажем поддержку проектам Wildberries.

ПЛАС: Перейдем к теме идентификации — где в республике сегодня уже используется решение FACE ID?

Т. Иманов: Сегодня эта технология задействована в следующих проектах: в выборной системе, при регистрации транспортных средств, водительского состава, а также в тестирования водительского состава. Кроме того, FACE ID применяется нашими гражданами при получении паспорта, в системе ЗАГС, в адресно-справочном бюро, при выдаче свидетельства на возвращение на родину (по линии МИД КР), при выдаче облачных электронных подписей. Также это решение используется на государственном портале электронных услуг «Тундук».

Это достаточно новый инструмент на рынке цифровизации, позволяющий гражданам получать государственные, финансовые и социальные услуги удаленно, без физического присутствия в госорганах или банках.

Мы постоянно работаем над совершенствованием данной системы. Так, например, для внедрения возможности предоставления услуг удаленным способом и прохождения гражданами удаленной биометрической идентификации нашим подведомственным госпредприятием «Инфоком» разработаны электронные сервисы на базе платформы биометрической идентификации по лицу.

Хочу отметить, что для внедрения возможности предоставления услуг удаленным способом и прохождения гражданами удаленной биометрической идентификации с 2023 года используется платформа идентификации по лицу российской компании VisionLabs, на базе которой ГП «Инфоком» разработаны электронные сервисы. Отмечу, что аналогичная работа ведется с компаниями из Узбекистана и Казахстана.

FACE ID позволяет моментально и надежно идентифицировать личность человека по геометрии лица, повысить информационную безопасность, максимально приблизить услуги населению, минимизирует риски подлога и мошенничества.

ПЛАС: Что представляет собой сама процедура идентификации FACE ID, каковы ее особенности?

Т. Иманов: Идентификация происходит по онлайн-запросу в режиме реального времени, распознавание лица осуществляется с максимальной точностью, надежностью и проверкой на «живость» во избежание использования фотографии вместо лица клиента. Сейчас данный сервис уже используется в офлайн-казино и находится на этапе тестирования другими организациями игорной деятельности — в целях исключения неправомерного допуска граждан Кыргызской Республики к азартным играм.

Хочу подчеркнуть, что уже весной 2023 года новые сервисы Face ID были успешно применены в рамках пилотного проекта «Электронное голосование». Для участия в электронном голосовании зарегистрирован 841 избиратель, предварительно подавший заявления на участие в онлайн-голосовании, в том числе с применением информационной системы «Кабинет избирателя».

Сейчас идет работа по подключению к данному сервису финансовых организаций и сотовых операторов. Это позволит расширить спектр предоставляемых услуг в онлайн-режиме.

Также в стране созданы и функционируют более 200 ИТ-компаний, действующих по различным направлениям, таким как государственные услуги в сфере документирования, медицины, образования, труда и социального обеспечения, выборные процессы, и по многим другим.

ПЛАС: Что предпринимается для стимулирования ИТ-сектора?

Т. Иманов: Хочу подчеркнуть, что в Кыргызской Республике выстроена четкая и понятная правовая база стимулирования ИТ-сектора.

В целях развития индустрии разработки программного обеспечения был принят Закон Кыргызской Республики «О Парке высоких технологий Кыргызской Республики». В республике введен специальный правовой, налоговый режим, действующий в отношении резидентов Парка высоких технологий, устанавливающий освобождение от налогов и льгот по страховым взносам в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, действующий в течение 15 лет с момента создания Парка высоких технологий в отношении резидентов Парка при условии осуществления ими видов деятельности Парка высоких технологий.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики «О мерах по дальнейшему совершенствованию цифровой трансформации в сфере государственного управления» от 12 мая 2023 года Министерством цифрового развития КР в настоящее время разрабатывается проект Стратегии цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2024–2030», принятие которой позволит установить приоритетные направления технологического развития страны, на которые должна быть направлена государственная поддержка и стимулирование ИТ-сектора.

ПЛАС: Какая работа ведется Минцифры по линии ЕАЭС?

Т. Иманов: Мы все понимаем, что мировая экономика находится на этапе глубоких преобразований, происходит цифровая трансформация в повседневной жизни, бизнесе и государственном управлении, подтверждая приверженность дальнейшему развитию интеграции, укреплению единого экономического пространства и углублению сотрудничества государств — членов ЕАЭС.

В республике идет широкомасштабная реформа для создания конкурентоспособной цифровой экономики. В рамках цифровизации страны создание информационно-коммуникационной инфраструктуры следует рассматривать как важнейший фактор подъема национальной экономики, создания и роста деловой и интеллектуальной активности информационного общества.

В качестве активной страны — участницы ЕАЭС Кыргызская Республика заинтересована в интенсивной разработке мер по активизации работ в области трансграничного обмена данными. На первом плане — проработка вопросов правовых механизмов легализации электронных документов в трансграничном пространстве и обеспечения доверия между государствами — членами ЕАЭС такой формы информационного взаимодействия.

Также особую роль играет подключение к общим процессам интегрированной информационной системы (ИИС) ЕАЭС.

В рамках ИИС ЕАЭС, которая предназначена для обеспечения межгосударственного обмена данными и электронными документами в рамках Союза, по состоянию на 2023 год Кыргызская Республика присоединилась к 21 общему процессу из 24 введенных в действие, что выводит нашу страну на первое место по сравнению с остальными государствами — членами Союза.

eaeunion-org.webp
Источник: сайт ИИС ЕАЭС

Также Министерством цифрового развития Кыргызской Республики проводится активная работа по реализации 55 пунктов общего процесса «Обеспечение электронного документооборота между государствами — членами Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией». А именно — планируется подключение системы электронного документооборота «INFODOCS» к ИИС ЕАЭС, что позволит снизить временные и материальные затраты при введении служебной переписки за счет реализации межгосударственного обмена служебными письмами в электронном виде с использованием ИИС Союза.

В части построения специализированных средств криптографической защиты информации наша республика стала первым государством-членом, которая подключилась к интеграционному сегменту Евразийской экономической комиссии.

Мы отслеживаем и мировые тенденции, рассматриваем актуальные новшества, которые будут внедрены в жизнь страны, и определяем для себя новые правильные приоритеты. К примеру, внедрение и применение в государственном секторе и финансовых структурах блокчейн-технологий, с помощью которых граждане могут получать финансовые услуги и более инклюзивно участвовать в процессе проведения выборов. В качестве перспективных направлений также можно рассматривать технологии Big Data и системы искусственного интеллекта, о которых я выше упомянул.

Считаю, что основой нашего межгосударственного взаимодействия должна стать реализация совместных проектов в сфере зеленой экономики, обмен опытом в рамках образовательных программ, проведение работы по организации информационного взаимодействия между различными государственными органами наших стран, без направления бумажных запросов и длительного времени ожидания при получении тех или иных государственных услуг, тем более что в наших странах имеются все предпосылки для реализации подобных проектов.

В заключение — несколько слов о цифровых инвестициях. У Кыргызской Республики большой цифровой потенциал и огромные возможности для инвесторов в этой отрасли. Мы призываем инвесторов внедрять новые технологии, инвестировать цифровые продукты в разработки. Мы всегда готовы к открытому диалогу и плодотворному сотрудничеству без бюрократических препон и гарантируем реализацию амбициозных проектов.

Рубрика:
{}RegTech

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube