быстрый доступ
13 апреля 2022, 09:30
Количество просмотров 82

Цифровая ипотека от Freedom Finance Bank. Впервые в Казахстане — ​впервые в мире

Цифровая ипотека от Freedom Finance Bank. Впервые в Казахстане — ​впервые в мире
За чуть больше года своей работы на рынке Freedom Finance Bank успел разработать и запустить целый ряд цифровых продуктов, не имеющих аналогов не только в Казахстане, но и в отдельных случаях —  во всем мире. О специфике и преимуществах одного из них, цифровой ипотеки, мы беседуем с Айдосом Жумагуловым, советником председателя совета директоров Freedom Finance Bank.

ПЛАС: Прежде чем перейти к обсуждению целей и задач проекта цифровой ипотеки, реализованного Freedom Finance Bank, не могли бы вы кратко охарактеризовать текущую ситуацию и ключевые тренды рынка ипотеки Казахстана?

А. Жумагулов: Рынок ипотечного кредитования в Казахстане финансируется практически на 90 процентов из государственных средств, то есть это госбанки и госпрограммы. И только 10 процентов коммерческих банков работают по своим собственным рыночным программам ипотеки. При этом в республике сейчас отмечается достаточно высокий уровень проникновения современных технологий в различные сферы: среди физлиц велик процент использования смартфонов, сильно выросла доля безналичных платежей в экономике, динамично развиваются маркетплейсы и электронная коммерция в целом. Также в Казахстане очень сильно развито такое направление, как GovTech, предлагающее широкий портфель цифровых сервисов и продуктов. Поэтому в рамках элементов открытого API, и в рамках госсервисов вообще, можно выстраивать самые разные цифровые продукты, которые сократят time-to-market, customer acquisition cost и позволят занять определенную реальную долю рынка.

ПЛАС: Как возникла сама идея создания сервиса цифровой ипотеки в Казахстане? Какими принципами вы руководствовались при выборе технологии для реализации такого масштабного проекта?

А. Жумагулов: Наш банк вышел на рынок чуть более года назад. Когда мы разрабатывали свою бизнес-стратегию, то особое внимание уделили госсервисам с точки зрения использования их для создания продуктов. После тщательного анализа мы увидели здесь огромный потенциал, одновременно поняв, насколько неэффективно во многих банках выстроены процессы как в ипотеке, так и в автокредитовании, а также в ряде других направлений. Более того, мы поняли, что грамотная организация цифровых процессов по соответствующим продуктам позволит нам относительно легко и быстро получить весомую долю рынка. Что, собственно, в результате и произошло.

01.jpg

Мы проанализировали рейтинги по электронным госуслугам в различных странах мира и выгрузили топ 10 государств, включив туда в том числе Россию, где развиваются такие интересные проекты, как, например, Домклик от Сбербанка. Мы также внимательно изучили опыт банков и самые актуальные бизнес-кейсы в этой области в поисках некого бенчмарка, на который можно было бы опереться при реализации цифровой ипотеки. Как показал наш бенчмаркинг, на сегодняшний день цифровая ипотека не функционирует ни в одной стране мира. Во всех случаях онлайн-процесс постоянно переходит в офлайн — лучших показателей добился финтех- стартап MoloFinance в Великобритании (имеющий, впрочем, «под капотом» крупный банк), но и там это направление оцифровано процентов на 50, не более.

ПЛАС: Как организован процесс цифровой ипотеки? В чем его особенности и главные отличия от традиционного формата оформления банком кредита на приобретение недвижимости с оформлением залога? Какие конкурентные преимущества обеспечивает такой подход?

А. Жумагулов: Сегодня каждый второй «рыночный» ипотечный заем выдается нашим банком в рамках цифровой ипотеки. Иными словами, через нас проходит 50 процентов всех сделок такого рода на казахстанском рынке. Как же нам удалось завести на себя этот поток? Конечно, с помощью все тех же госсервисов, которые позволяют проводить удаленную идентификацию клиента, тем самым сократив процесс принятия решения, предлагая ему заполнить только два поля: ИИН, который сегодня является сквозным идентификатором, и номер телефона.

В Казахстане государственная база сегодня достаточно хорошо структурирована. При согласии клиента по сквозному идентификатору ИИН можно получить большинство данных заемщика, таких как паспортные данные, семейное положение, количество детей, информацию о доходах, кредитную историю и другие данные. Все это позволяет существенно обогащать скоринг и принимать решение за считаные секунды.

При РГП «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан» создан Центр обмена идентификационными данными. Мы как финансовая организация используем у себя биометрию, то есть проверяем так называемую проверку «живости» лица — liveness detection клиента — процесс, когда клиент снимает видеопоток и должен совершить некие оговоренные действия вживую: моргнуть, повернуться налево, направо и т. п. Исходя из этого мы можем убедиться, что клиент на той стороне канала связи действительно является реальным живым человеком. После этого мы делаем его цифровой портрет, который отправляем в Центр идентификации данных, интегрированный с базой всех паспортов граждан Казахстана. После проверки в Центре устанавливается уровень схожести клиента с личностью, данные которой он представил.

Каждая организация выставляет свой порог схожести, при этом установлен минимум, 85 процентов, ниже которого идентификация считается неудачной, а клиент — неидентифицированным. Это правило работает для всего рынка: в республике законодательно приняли удаленную идентификацию, и все финансовые организации в рамках своих мобильных банков и кредитных продуктов сейчас пользуются этой технологией для удаленного открытия счета и доступа к банковским продуктам и сервисам.


magazine-green
Полный текст доступен только по подписке
Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь
Подписаться
Рубрика:
{}Digital