Журнал ПЛАС » Архив » 2021 » Журнал ПЛАС №8 »

Media Day VTechB. Цифровая трансформация ВТБ глазами топ-менеджмента

В октябре 2021 года в столичном Москва-Сити банк ВТБ провел рабочую встречу «Media Day VTechB» с ведущими журналистами финансовой отрасли.

Спикерами рабочей дискуссии выступили топ-менеджеры банка, включая заместителя президента — председателя правления Вадима Кулика, которые рассказывали о текущих проектах банка ВТБ, актуальных задачах, стоящих перед одним из лидеров рынка, и алгоритмах их решения, а также о стратегии развития банка на ближайшие годы.



Вадим Кулик, заместитель президента — председателя правления ВТБ, открыл мероприятие, обозначив основные точки роста банка в области цифровой трансформации. По его мнению, основными предпосылками для становления ВТБ вторым крупнейшим банком России и витком для бурного развития его технологического базиса стали три фактора: ряд слияний ВТБ с другими банками в период с 2016 по 2021 год, новые возможности масштабируемости бизнеса и усложнение ИТ-ландшафта. В период активных слияний и поглощений количество клиентов банка выросло до 15,2 млн, что привело к ускорению технологической трансформации финансовой структуры. Все эти вызовы потребовали от топ-менеджмента колоссальных усилий в сфере глобальной перестройки бизнес- процессов. «Мы проанализировали внешние финансовые рынки Китая, США и Европы и обнаружили, что в Азии банковский сектор отстает от развития финтеха. Там финансовые услуги быстро и активно развиваются в основном за счет именно финтех- проектов, которые буквально тянут вверх банки и ритейл. На европейских и американских рынках в целом происходит укрупнение банковского сектора и накопление способностей к трансформации. «А где же мы?» — спросите вы. Мы в целом как рынок находимся выше среднего, но ближе к Западу. Хотя уровень проникновения финансовых услуг у нас один из самых высоких в мире. Но мы столкнулись, как и западные банки, с так называемой проблематикой Legacy — значительным наследием устаревших систем. И поэтому преодоление инертности, переработка старых схем, старых процессов, старых ландшафтов, территориальной раздробленности и т. д. стали для нас первоочередными задачами», — отметил Вадим Кулик.

Переход на новые «экосистемные рельсы», по словам топ-менеджера ВТБ, не предусматривал перестройку старого формата, а требовал создания принципиально новой стратегии технологического развития, которая должна быть реализована в середине 2022 года. В программу трансформации вошли следующие стратегические направления: омниканальность, партнерство, кредитный конвейер розничных и корпоративных клиентов, унификация ИТ-платформ, внедрение управления предприятием ERP 2.0, создание лаборатории продвинутой аналитики, модернизация платформы данных, переход на ПВР (продвинутый способ оценки кредитного риска), создание системы «Пальмира» (совершенствование прибыли за счет динамической оптимизации структуры активов и пассивов), Oрs Next, безбумажный банк, новая модель ИТ-производства, надежность и импортозамещение.

Подводя промежуточные итоги технологической трансформации банка, которая продлится до 1 июня 2022 года, заместитель президента — председателя правления ВТБ отметил: «Общий объем инноваций, которого мы достигли на текущий момент, — это 150–176 внедрений в сутки. Вот с такой бешеной скоростью у нас происходят нововведения. И подобных «контрольных точек» у нас 800 только на уровне крупных проектов».

Успех цифровой трансформации ВТБ подтверждается цифрами: объем пользователей ВТБ Онлайн вырос на 15,7% с начала года. Сейчас приложением пользуются 11,8 млн клиентов банка — на 28% больше, чем в прошлом году. К концу 2022 года ВТБ планирует увеличить число активных пользователей ВТБ Онлайн в полтора раза — до 15 млн клиентов.

В рамках цифровой трансформации ВТБ в сжатые сроки разработал API-платформу для ускорения и расширения взаимодействия с партнерами и создания новых клиентских сервисов. К платформе уже подключилось 19 банков, и их перечень планируется расширять.



Свое выступление Илья Старостин, главный архитектор, глава департамента развития ИТ-архитектуры, старший вице-президент ВТБ, начал с постулата: «Чем больше ты независим, тем больше шансов стать первым». Он рассказал о цифровой основе нового ВТБ, а именно на чем строятся технологии собственного производства. Первая составляющая — это APIs first (создание единого продукта между каналами, бесшовное переключение, оптимизация расходов на реализацию бизнес- логики). Вторая — вывод бизнес- логики из каналов и АБС-оптимизация процесса доработки существующего функционала и разработки новых сервисов. Третья составляющая — микросервисная архитектура. Четвертая — импортозамещение: снижение зависимости от иностранных производителей прикладного и системного ПО оборудования в пользу российских и open source. И наконец, пятое направление — использование облачных технологий, которые ведут к сокращению расходов и обеспечению гарантированной доступности инфраструктуры. Ключевыми критериями при выборе архитектурного решения стали производительность и надежность. «Мы делаем акцент на собственные разработки, развитие персональных компетенций по главным областям, на снижение зависимости и сокращение «Time to market» (время от начала разработки идеи до выхода на рынок) и на молодое поколение».



Новые технологии для розничных клиентов представил в своей презентации Алексей Фетисов, вице-президент, руководитель департамента технологического развития розничного бизнеса ВТБ. В своем докладе он сделал особый акцент на омниканальность и на скрытые механизмы «под капотом». Алексей Фетисов рассказал, как банк поменял свой имидж в глазах клиентов: значительно изменились офисы продаж, технологии обслуживания клиентов, внедрены процедуры курьерской доставки банковских карт и интерактивное видеообслуживание потребителей финансовых услуг. «В дальнейшем мы планируем развитие архитектуры

Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных