Журнал ПЛАС » Архив » 2021 » Журнал ПЛАС №8 »

Исламский банкинг. Бизнес, в котором банкинг неразрывен с этикой

Актуальность и популярность исламских финансов за пределами мусульманских стран растут c каждым годом. О том, что стоит за этим трендом, а также об основных принципах и специфике данного направления, регулируемого нормами и предписаниями шариата, мы беседуем с Хондамиром Нусратхужаевым, членом совета Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions AAOIFI (Бахрейн) и менеджером отдела финансового контроля в Исламском банке развития (Саудовская Аравия).

ПЛАС: В чем состоит ключевое отличие исламских финансов от классической западной банковской модели?

Х. Нусратхужаев: Есть понятие исламской экономики, и в рамках настоящей статьи мы даже не планируем приступать к ее обсуждению ввиду необъятности данной темы. Исламские финансы — это лишь часть исламской экономики, а исламский банкинг является одной из ключевых составляющих исламской финансовой системы.

Теперь о различиях. Целью современной финансовой системы является максимизация прибыли владельцев финансов в максимально короткие сроки любой ценой. Для достижения этого результата стороны применяют любые не запрещенные законом уловки, любые манипуляции сознанием потребителя, любые методы эксплуатации, включая финансовой. Поэтому мы говорим о сегодняшней финансовой системе как о «морально нейтральной».

Кстати, сам глобальный финансовый кризис 2008 года ярко показал морально-этическую суть современной системы. Даже самые неблагонадежные заемщики получали кредиты. Эти кредиты секьюритизировались как безопасные, затем страховались и продавались, создавая все новые и новые деньги. Если мы посмотрим на все кризисы, начиная с известного тюльпанового кризиса в Голландии, то увидим, что практически все они были порождены алчностью, жадностью и беспрецедентными долгами, не подкрепленными реальными активами.

Целью же исламской финансовой модели является создание реального экономического блага, когда каждый рубль вносит свой вклад в создание добавленной ценности. Это означает, что создание денег в исламской финансовой модели возможно только в тандеме с созданием халяльных (полезных) активов, товаров, услуг либо нематериальных ценностей. Таким образом, создание и мультипликация денег, не подкрепленных реальными экономическими благами, в рамках данной модели просто невозможны. Поэтому исламский банк выступает не в роли кредитора денег, а в роли финансиста покупок активов или услуг, лизингодателя, проектного финансиста, инвестора, т. е. в проектах, которые обязательно вовлекают реальные полезные активы.

ПЛАС: Какие экономические и этические моменты являются базовыми для понимания сути исламских финансов?

Х. Нусратхужаев: Во-первых, как мы и говорили ранее, в исламе создание денег сопряжено только с созданием реальных экономических благ. Это ключевая разница с классической финансовой системой.

Вторым ключевым принципом исламских финансов является недопущение гарара, что в переводе означает неопределенность, двусмысленность, неясность и использование информационных асимметрий, уловок, ухищрений, сокрытия, приукрашивания или обмана в отношении предмета договора, его цены и ключевых условий в пользу более сильной стороны договора. Равенство договорных отношений здесь является краеугольным камнем. А мы знаем, что договорные отношения — это в первую очередь социальные отношения, т. е. отношения между людьми. И чем более они справедливы, тем сплоченнее и гармоничнее общество. Например, я продаю машину и знаю все ее изъяны и дефекты. Другая сторона не знает о них. Если я продам, не сказав о ее дефектах, изъянах, приукрасив имеющиеся качества, то эта сделка со стороны исламского права считается ничтожной. Покупатель, обнаружив эти изъяны (если они не были известны покупателю до продажи), имеет право вернуть мне автомобиль и затребовать свои деньги обратно. В рамках светского права такая продажа может быть абсолютно легитимной, но в рамках исламского права она неприемлема.





Третий принцип ИФ — это запрет на легкую наживу. Под легкой наживой в данном случае понимается создание денег посредством случайности, удачи и шанса. В исламе богатство может быть только либо результатом полезного труда, либо результатом несения бизнес- риска. Поэтому здесь строго запрещены «игры нулевого эффекта», когда доход одной стороны получается за счет ущерба другой или других сторон.

Почему запрещены лотереи и азартные игры? Потому что ваш выигрыш является результатом проигрыша сотен тысяч, а то и миллионов людей. В азартных играх не создается никакого экономического блага, а ваше обогащение не является результатом приложения интеллекта или труда. Оно является лишь результатом удачи и причиной убытков для огромного количества других людей. В исламе же богатство и создание его всегда сопряжено с трудом или несением рисков. По этой же причине запрещены деривативы и спекуляции.

Четвертый принцип — право на получение прибыли всегда сопряжено с несением бизнес- рисков. Если взять любой продукт исламских финансов, он всегда будет тесно связан с рисками. Т. е. исламский банк с момента покупки и до продажи актива в рассрочку покупателю несет все риски, связанные с таким активом. После продажи такие риски переходят на покупателя и т. д.

Если же мы рассмотрим кредит, то в ИФ он будет абсолютно не связан ни с какими бизнес- рисками. К примеру, в классическом банкинге если даже товар (купленный на заемные деньги) не был доставлен покупателю, последний все еще должен будет платить и проценты, и сумму долга. Т. е. кредиторам гарантированы доходы в любой ситуации. В исламе этот принцип не работает. Потому что отсутствие рисков для одной стороны (кредитора), притом что вторая сторона подвержена различным рискам (заемщик), создает очень нездоровые стимулы для обогащения, эксплуатации и доминирования.

Еще одним отличием исламских финансов является определение актива как вещи и отношение к нему. Актив должен приносить пользу. Именно поэтому вещи, пагубные для индивида и общества, с моральной, физической, социальной, экономической точки зрения, являются либо запретными, либо крайне нежелательными. Этим объясняется запрет на финансирование алкогольной, табачной продукции, порноиндустрии и индустрии современных развлечений, активных вооружений и т. п. Даже если такой бизнес сулит вам огромные прибыли, мусульманам запрещено им заниматься, а банкам — финансировать.

Следующим принципом исламских финансов является принцип

Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных