Вячеслав Дусалеев: «Каждая пятая сделка с недвижимостью в России будет совершаться через наш сервис»

В разгар пандемии, когда застройщики остановили офлайн-­сделки купли-­продажи недвижимости, а МФЦ для ее регистрации и вовсе закрылись, на помощь девелоперам и клиентам пришла экосистема недвижимости «Метр квадратный» (m2.ru, проект группы ВТБ). Молодая компания смогла быстро вывести на рынок свои онлайн-­разработки и поддержала продажи жилья по всей России. Журнал «ПЛАС» беседует с генеральным директором экосистемы недвижимости «Метр квадратный» Вячеславом Дусалеевым о том, какие новые сервисы экосистемы могут заинтересовать банки и как платформа де-факто устанавливает в России новые стандарты покупки жилья.

Экосистема недвижимости «Метр квадратный» (m2.ru), проект группы ВТБ, на сегодняшний день провела сделки более чем на 175 млрд рублей, сотрудничает с 18 банками-партнерами и предоставляет онлайн-сервисы более 1000 застройщикам.

ПЛАС: В чем суть вашей экосистемы? Какова специфика самой бизнес-идеи?

В. Дусалеев: Появление экосистемы «Метр квадратный» мы считаем настоящим прорывом для рынка недвижимости и финтеха. Мы первыми стали предоставлять все возможности для работы с недвижимостью онлайн «в одном окне», никак не ограничивая партнеров и клиентов, например, в выборе банка по ипотечному кредитованию. До нас весь рынок был поделен на разрозненных игроков: одни предоставляли ипотечное кредитование, другие — занимались поиском недвижимости, третьи — работали в сфере электронной регистрации.

«Метр квадратный» соединил все эти сервисы в единую онлайн-­цепочку, добавил недостающие технологии и создал бесшовный клиентский путь, когда данные по клиенту и объекту автоматически заполняются сразу в нескольких продуктах, экономя время сотрудников и застройщиков. За 2020 год мы уже провели более 80 тысяч сделок на сумму 175 млрд руб­лей.

ПЛАС: Как происходит онлайн-­сделка?

В. Дусалеев: Раньше оформление сделки по квартире у клиента занимало несколько дней, плюс надо было сходить в несколько разных организаций. Например, на принятие решения по ипотеке уходило три дня, для оформления аккредитива или ячейки нужно было идти в банк, а еще необходимо было приезжать в МФЦ для регистрации недвижимости. Теперь с помощью «Метра квадратного» можно совершить онлайн-­сделку по оформлению недвижимости не выходя из дома, а также провести детальную проверку покупаемого актива. Все сервисы, необходимые для этого, находятся в одном окне. Если клиенту банка нужен кредит, мы готовы предоставить такой сервис от 18 банков. Мы также предлагаем конструктор договоров, в нем застройщик формирует нужный документ одной кнопкой. Договор-­основание вместе с кредитными документами подписывается на платформе электронно-­цифровой подписью. Это происходит следующим образом. Сотрудник банка или застройщика, либо экосистемы недвижимости «Метр квадратный», или же удостоверяющего центра выезжает к клиенту и идентифицирует его для выпуска такой подписи. Клиент оформляет необходимый комплект документов. После этого он может онлайн оплатить объект недвижимости с использованием нашего Сервиса безопасных расчетов (СБР) без посещения банковского отделения, договор в электронном виде затем регистрируется в Росреестре, а деньги переводятся застройщику или на эскроу-счет в банк.

 

 

ПЛАС: Почему банки принимают решение сотрудничать с м2?

В. Дусалеев: Для банков это новый канал привлечения клиентов. В сегменте B2B сейчас платформой «Метр квадратный» пользуются более 1000 застройщиков. В сегменте физических лиц создан удобный классифайд для столиц с самой полной и актуальной базой продающихся квартир на этом рынке. Для агентств недвижимости разработаны профессиональные инструменты. Итого с помощью нашего сервиса банк может привлечь к себе новых уникальных и платежеспособных клиентов — физических лиц, которые покупают квартиры как у застройщиков, так и на вторичном рынке.

ПЛАС: А насколько самим застройщикам интересно сотрудничать с банками через вашу экосистему? В свою очередь, почему клиентам-­покупателям выгоднее обращаться к вам, а не к банкам напрямую?

В. Дусалеев: Мы предлагаем застройщикам и банкам платформу, которая одновременно позволяет им обмениваться документами. Сейчас нередко этот процесс по сделке проходит по электронной почте.

Что касается заинтересованности покупателей, то она заключается в следующем. Если заявку клиенту не одобрит один банк, мы подберем другое предложение от наших партнеров. На платформе есть кредитные организации с разными кредитными политиками, именно поэтому мы можем подобрать ипотечный кредит для любых клиентов.

В среднем на рынке уровень одобрения составляет 65%, а у нас за счет нескольких банков-­партнеров он выше 90%, что недостижимо для платформ, которые предоставляют кредиты только от одной кредитной организации. Кроме того, мы следим за кредитной историей клиентов, чтобы не допускать случаев попадания в долговую зависимость.

ПЛАС: Как работает сервис «Ипотечный брокер»?

В. Дусалеев: Ипотечный брокер — это еще один канал привлечения. В нашем ипотечном калькуляторе зашиты ставки по разным клиентским группам. И если банк заинтересован только в определенном узком сегменте, то у нас это также можно сделать. Таким образом, мы снижаем расходы кредитной организации на этот процесс. При этом банк проводит оплату только за совершенную сделку, а не за число клиентов. Сейчас на платформе 18 партнеров. Если ­кто-то не в их числе, мы приглашаем присоединиться к нашей экосистеме.

ПЛАС: То обстоятельство, что экосистема недвижимости «Метр квадратный» — проект группы ВТБ, не отталкивает другие банки от перспектив партнерства с ней?

Развитие партнерских отношений со всеми игроками на основе открытости — важнейший принцип работы «Метра квадратного»

В. Дусалеев: Развитие партнерских отношений со всеми игроками на основе открытости — важнейший принцип работы «Метра квадратного». Мы не ограничиваем клиентов только нашими предложениями, а даем им свободу выбора. Этим мы выгодно отличаемся от конкурентов. Например, если покупатель квартиры хочет выбрать для ипотечного кредита свой зарплатный банк — мы даем ему такую возможность. Мы являемся открытой платформой, которая взаимодействует со многими банками. Наша работа построена таким образом, что мы не передаем клиентов от одного банка другому.

Наши партнеры для нас равнозначны. Для сотрудничества с нами финансовой организации требуется минимальное количество технических доработок, интеграция происходит либо по АPI, либо предусмотрена работа в личном кабинете. Застройщик самостоятельно либо совместно с клиентом выбирает, в какие банки направить заявку. Как правило, самыми релевантными оказываются 3‑5 кредитных предложений. Такой подход помогает увеличить конверсию банкам из числа пришедших клиентов в сделку.

ПЛАС: Как происходит оплата онлайн-­сделки?

В. Дусалеев: Оплата осуществляется с помощью Сервиса безопасных расчетов — цифровой альтернативы банковскому аккредитиву для сделок с недвижимостью. Для использования СБР не требуется физической подписи ­каких-либо документов, посещения отделения банка или офиса застройщика. Все происходит удаленно и полностью онлайн, покупатель может провести оплату не выходя из дома — ему на почту приходит договор-­оферта, с которым он соглашается и переводит денежные средства за объект.

 

 

Сейчас СБР доступен для неипотечных сделок и ипотечных сделок ВТБ, но мы приглашаем и другие банки также предоставить своим клиентам возможность оплаты недвижимости через СБР «Метр квадратный».

Перевод совершается как через онлайн-­сервис любого банка, так и платежом с карты.

Последнее стало возможным благодаря снижению платежными системами тарифов за проведение операций по покупке недвижимости. После онлайн-­оплаты деньги сразу попадают на СБР. На расчетный счет застройщику они переводятся после регистрации договора-­основания, в случае проектного финансирования — на счет эскроу покупателя недвижимости. Услуга позволяет проводить сделки с недвижимостью, в том числе с использованием ипотечных средств.

ПЛАС: Несколько слов о том, что такое электронная регистрация сделок и в чем ее актуальность для банков?

В. Дусалеев: Этот сервис позволяет в цифровом виде зарегистрировать договор купли-­продажи недвижимости, а также наложить или снять обременение в Росреестре. Он может быть интересен банкам в первую очередь быстрым проведением регистрационных действий и оперативным погашением любых залогов как физических, так и юридических лиц. В период кредитных каникул особенно актуальным стал функционал по регистрации изменений в условиях договора. Если заемщик получает отсрочку по кредиту, то банку необходимо дополнительно зарегистрировать изменения в кредитном договоре. Как правило, на это уходит много времени. Мы же предлагаем решение, которое быстро и удобно их зарегистрирует. Также мы предоставляем функционал пакетного погашения сразу большого количества обременений за счет загрузки данных из списка excel-­файла.

Кроме того, мы предлагаем онлайн-­поддержку банкам-­партнерам и помогаем в режиме реального времени заводить сделки. С помощью этого они могут полностью пройти онлайн-­сделку и задать все уточняющие вопросы нашим сотрудникам.

ПЛАС: Расскажите подробнее: как именно происходит снятие обременений с помощью excel-­файла?

В. Дусалеев: Как правило, обременения фиксируются в «экселевской» таблице. Скажем, есть юридическое лицо, которое по кредитному договору передало в залог банку заводы, пароходы, квартиры, гаражи. Чтобы снять обременение по каждой отдельной записи вручную, у операциониста в банке уйдет огромное количество времени. Мы умеем погашать эти обременения за одну минуту. Происходит это следующим образом: «экселевский» файл загружается в наше решение, где сразу подставляются ранее наложенные обременения, а затем нажатием одной кнопки документы подаются в Росреестр.

Данная технология особенно актуальна для банков, покупающих активы и обременения других кредитных организаций. Или в тех случаях, когда один банк интегрируется с другим, поскольку работа с документооборотом всегда затратна по времени.

ПЛАС: С какими типами клиентов вы работаете по «электронной сделке»?

В. Дусалеев: Мы работаем со всеми типами заявителей. В отличие от наших конкурентов, которые не регистрируют сделки с несовершеннолетними, иностранцами, у которых есть СНИЛС, а также представителями по доверенности, мы умеем работать со всеми клиентскими группами.

Также мы проводим все виды регистрационных действий по разным типам недвижимости.

ПЛАС: Какие еще интересные технологии вы используете?

В. Дусалеев: Экосистема недвижимости «Метр квадратный» присоединилась по API к технологии «Робби» от компании Mail.ru Group, наши команды совместно обучили нейронные сети, и теперь мы можем предложить своим клиентам улучшенный контент. Эта технология на базе нейросетей и технологии Big Data анализирует контент нашего каталога недвижимости без участия дополнительного персонала со стороны экосистемы. Технология «Робби» идентифицирует объекты на фото, видео и GIF-анимации с помощью компьютерного зрения, распознает дубли фотографий, ссылки, телефонные номера на изображениях, находит в текстах спам, определяет контекст предложений и диалогов. Архитектура платформы «Робби» позволяет производить весь процесс обработки в рекордно быстрые сроки — более 600 млн единиц контента за сутки. Таким образом, все публикации в нашем каталоге недвижимости быстрее обновляются и содержат только реальные объекты.

 

 

ПЛАС: Как скоро, по вашему мнению, рынок недвижимости в нашей стране совсем уйдет в онлайн?

В. Дусалеев: Во-первых, это произойдет не раньше, чем станут работать все инструменты для совершения сделок онлайн, — это еще как минимум год-два. Особенное внимание здесь важно уделить регулированию возможности совершения сделок «онлайн = офлайн». Во-вторых, когда потребители примут эту норму и доля онлайн-­сделок станет сопоставимой с офлайн, — это еще от трех до пяти лет. Мы стремимся к очень амбициозной, но, на наш взгляд, вполне реализуемой цели — чтобы каждая пятая сделка в России совершалась через наш сервис.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных