Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №6 » 31 просмотр

Роль таланта в развитии провайдеров финансовых услуг. Опыт США, Eвропы и России

Екатерина Семерикова, старший исследователь, Центр исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ, анализирует, как изменилась сегодня роль сотрудника в компании, а также оценивает роль таланта в развитии индустрии финансовых услуг в различных странах мира.
Екатерина Семерикова старший исследователь, Центр исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ

В связи с активной цифровой трансформацией как отдельных индустрий, так и экономики в целом появляются новые бизнес-модели, процессы и продукты. Это становится возможным благодаря появлению новых технологий, особенно «сквозных», применение которых широко востребовано во многих отраслях: начиная от классических, таких как сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых, и заканчивая инновационными, digitally native – онлайн-коммерцией или телекомом. Однако не стоит забывать, что в основе всех этих изменений стоит человек.

Индустрия финансовых услуг – не исключение, она одна из первых начала проходить цифровую трансформацию. И точно так же, как другие, она нуждается в специалистах, которые способны сделать этот процесс менее болезненным и более успешным.

Какую специфику получило развитие финансовых инноваций в США, Китае, Европе и России, мы подробно рассмотрели в исследовании Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ «Цифровая трансформация финансовых услуг: модели развития и стратегии для участников отрасли». В том числе это зависело от того, как битва за таланты со стороны разных компаний развернулась в той или иной стране. В настоящей статье мы попытаемся понять, как изменилась роль сотрудника в компании, а также как таланты повлияли на развитие индустрии финансовых услуг в различных странах.

Меняющийся смысл и фокус работы

Успех той или иной инициативы во многом зависит от команды, которая пытается ее развивать. Компании с большими усилиями борются за таланты и занимаются их постоянным развитием. Рабочий коллектив влияет на состоятельность бизнеса: от уровня инновационности предлагаемых решений до культуры внутри компании.

Несмотря на все технологические прорывы и изменения в индустрии, человеческий интеллектуальный труд все еще является основным ресурсом для индустрии финансовых услуг. При этом сущность работы трансформируется от аналитики и других базовых функций к более креативным и сложным, таким как разработка и дизайн продукта, создание стратегии трансформации или ответы на те или иные динамические вызовы. Одновременно с этим сотрудники компаний получают доступ к новым ресурсам и инструментам, в том числе к элементам искусственного интеллекта и машинного обучения, которые выполняют бизнес-задачи, для которых раньше требовались отдельные масштабные департаменты аналитики.

С одной стороны, это приводит к тому, что некоторые работники опасаются потери работы и замены собственных позиций роботами, алгоритмами или другими альтернативами, что заставляет их переквалифицироваться и получать новые востребованные знания и навыки. С другой – это дает большее пространство для появления новых вакансий, трансформации текущих ролей работника в организации и позволяет сотруднику чувствовать себя более важным элементом цепочки создания добавленной стоимости.

Однако конкуренция за таланты выходит за рамки одной индустрии. В последние годы, в основном благодаря активному вовлечению различных компаний в построение экосистем, появился тренд на стирание границ между разными индустриями. К примеру, традиционные финансовые институты начинают предоставлять телекоммуникационные услуги, развлекательный контент и услуги в области ритейла, и наоборот, большие технологические компании и ритейлеры активно развивают бизнес-направления, связанные с финансовыми услугами. Из-за этого профессионалы, даже с узкой специализацией в какой-либо одной индустрии, становятся востребованными в компаниях, которым раньше подобные кадры не были нужны. Более того, постепенно на первый план выходят навыки и знания, которые можно транслировать между индустриями и применять в новых контекстах: дизайн-мышление, программирование, создание облачных технологий, работа с большими данными, искусственным интеллектом.

Кто выигрывает борьбу за таланты?

Условия, создаваемые компаниями, напрямую влияют на то, насколько талантливые специалисты выбирают их в качестве работодателя. В свою очередь наличие таких специалистов влияет на создание успешных технологических продуктов и поддержание инновационной культуры внутри. Примером этого является эволюция финансовых услуг на различных рынках. Согласно исследованию Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ, существует три пути развития инноваций в индустрии финансовых услуг:
  • американо-китайский, где технологические гиганты – центр экосистемы и предоставляют финансовые услуги наравне с другими (напр., Google, Wechat)
  • российский, где банк является центром экосистемы и предоставляет финансовые услуги наравне с другими (напр., приложение Тинькофф или Сбербанка)
  • европейский, где финтех-стартапы играют роль интерфейсов, банки в основном используются для хранения денег и прочих активов, а потребитель сам выбирает себе желаемый набор услуг, как в супермаркете (например, Revolut)

На примере данных регионов мы рассмотрим, какую роль сыграли таланты в становлении того или иного пути развития финансовых услуг.

Американо-китайская модель

В Америке после финансового кризиса 2008 года банки перестали придавать большое значение всестороннему развитию своих сотрудников и тем самым становились все менее и менее привлекательными для талантливых работников. Часть из них стремилась попасть в большие технологические компании из группы FAMGA (Facebook, Apple, Microsoft, Google и Amazon), а другая часть – основать свой финтех-стартап или любой другой бизнес в Кремниевой долине. Из-за этого снизилась вероятность создания новых интересных продуктов в традиционных финансовых институтах – те, кто мог бы это сделать, просто не выбирали их в качестве работодателей. FAMGA в свою очередь предлагали идеальные условия как с точки зрения компенсации, так и личного и профессионального развития. Более того, благодаря созданию благотворной рабочей среды, открытой для экспериментов, компаниям FAMGA удалось мотивировать людей придумывать новые продукты и соответственно управлять ими. Так называемый intrapreneurship, или внутреннее предпринимательство, дает сотрудникам чувство личной причастности к продукту и провоцирует большую отдачу. Все это привело к тому, что большие технологические игроки становятся лидерами на многих рынках и теперь являются поистине межинудстриальными компаниями.

Они не прошли мимо финансовых услуг и теперь конкурируют с традиционными финансовыми институтами, особенно банками, в части предоставления цифровых продуктов их клиентам. Так, Apple запустили Apple Pay и Apple Card; Facebook активно внедряет переводы в мессенджере, а также пытался создать криптовалюту Libra, которая вызвала сильный резонанс в обществе; Amazon выдает кредиты, также участвует на рынке платежей, а Google помимо кошелька G Pay и прочих платежных технологий собирался предлагать личные расчетные счета совместно с Citigroup.

При этом согласно исследованию Mercer/Sirota (2018) даже денежная компенсация не помогает банкам привлечь своих работников в Америке, где финансовые услуги – единственная индустрия, в которой
Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:

Добавить комментарий


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных