«Красивое и простое решение проблемы» – ЦФТ о Системе быстрых платежей

18–21 апреля 2019 г. в Айя-Напе (Кипр) прошел XVI Банковский саммит по инновациям и развитию. 250 делегатов, представлявших российские банки, страховые компании, глобальных лидеров ИТ-индустрии и платежной отрасли, а также профессиональные объединения участников финансового рынка, финтех-акселераторы и экспертное сообщество, стали участниками Саммита–2019, в очередной раз подтвердившего свою значимость как одного из главных отраслевых событий года.

«Красивое и простое решение проблемы» – ЦФТ о Системе быстрых платежей

Главным организатором XVI Банковского саммита по инновациям и развитию является Центр Финансовых Технологий. Пользуясь случаем, в кулуарах мероприятия журнал «ПЛАС» побеседовал с Викторией Смоленской, руководителем дирекции «Платформа банковского самообслуживания», «Золотая Корона», о тех трансформациях рынка и новых возможностях, которые открываются перед его участниками после запуска Системы быстрых платежей.

ПЛАС: Какие перспективы видит «Золотая Корона» от запуска СБП для своего бизнеса и для бизнеса своих партнеров? Есть ли среди последних банки, которые уже проводят реальные переводы денег по номеру телефона в третьи банки, или все пока работают в тестовом режиме? Обращаются ли к вам за консультацией банки, которые только планируют подключиться к СБП, и если да, то что их интересует в первую очередь?

В. Смоленская: Оказание банкам услуг по технологической интеграции и процессингу – это core-business «Золотой Короны». Облачный сервис «Платформа банковского самообслуживания», через который организовано взаимодействие банков-партнеров с СБП, развернут на базе операционно-клирингового центра платежной системы «Золотая Корона», который имеет 25-летний опыт процессинга, маршрутизации и обработки банковских операций, управления инцидентами, мониторинга информационной безопасности и обеспечения бесперебойности работы. Так что компетенции в области системной интеграции – это наш хлеб, и внедрение СБП позволит использовать их в полной мере, одновременно помогая банкам-партнерам расширять возможности своего бизнеса.

«Золотая Корона» участвует в проекте СБП с самого начала, с этапа разработки концепции и создания прототипа

В настоящий момент в режиме промышленной эксплуатации с СБП работают два партнера «Золотой Короны» – Совкомбанк и РНКО «Платежный Центр», которые осуществляют реальные переводы. Несколько десятков банков находятся на стадии согласования схемы подключения своей ИТ-инфраструктуры к платформе «Золотой Короны», которая обеспечивает полноценную работу партнеров с СБП.

Что касается консультаций, то, действительно, к нам достаточно активно обращаются банки с просьбой проконсультировать по вопросам работы с СБП. Речь идет обо всем спектре проблематики – от технологических до организационных вопросов. Это вполне закономерно, ведь «Золотая Корона» участвует в данном проекте с самого начала, с этапа разработки концепции и создания прототипа, мы вместе с партнерами тестировали систему в пилотном режиме, знаем нюансы, сложности и подводные камни. Конечно, мы готовы помогать банкам и делиться своей экспертизой.

ПЛАС:Какие процедуры предшествуют присоединению кредитной организации к СБП? Что требуется от банка? 

В. Смоленская: Банк должен заключить дополнительное соглашение с ЦБ РФ по ведению своего корсчета – это соглашение определяет, как будут списываться денежные средства по операциям в рамках СБП. Далее банку необходимо заключить соглашение с НСПК – расчетным операционно-клиринговым центром системы. И, наконец, следует реализовать ту или иную технологию приема и отправки платежей в своих учетных системах. Для этого требуется понимание, какие фронт-офисные системы будут участвовать в осуществлении быстрых переводов, какова технологическая цепочка прохождения платежей внутри банка, и кто будет заниматься доработкой ПО и интеграцией – банк самостоятельно или с привлечением вендоров.

ПЛАС:Какие варианты подключения банка к СБП сегодня существуют? Расскажите о схеме подключения с помощью облачного сервиса «Золотой Короны» в рамках «Платформы банковского самообслуживания». В каких случаях данный вариант представляется, на ваш взгляд, оптимальным для банка?

В. Смоленская: Банки могут рассматривать несколько вариантов подключения к Системе быстрых платежей. Кредитная организация может пройти все этапы самостоятельно, используя ресурсы собственного ИТ-департамента. Можно разделить задачу и, например, доработку ПО поручить вендору, а интеграцию провести своими силами. Еще один вариант – воспользоваться уже готовым решением.

У «Золотой Короны» существует вариант облачного подключения, а также решение in-house – оно будет полностью готово к тиражированию к осени 2019 года, поскольку в настоящее время идут процессы усовершенствования протоколов обмена информацией в СБП. Возможен и комбинированный вариант – сначала банк подключается к СБП через наше облако, а затем мы переносим сервис в in-house банка. Банк сам выбирает, какой вариант подключения реализовывать: необходимо взвесить готовность и возможность выделять технологические, финансовые и человеческие ресурсы на поддержку, апгрейды сервиса. Все это вопросы предпочтений банка, его стратегии, особенностей риск-менеджмента и бизнес-модели, которые хорошо укладываются в давний спор «in-house vs outsourcing». Аргументы обеих точек зрения хорошо известны, повторять их, наверное, не имеет смысла.

ПЛАС: Сколько времени занимает реализация проекта подключения к СБП? На какие моменты банку следует здесь обратить особое внимание?

XVI Банковский саммит по инновациям и развитию в очередной раз подтвердил свою значимость как одного из главных отраслевых событий года

В. Смоленская: Для банков, использующих программные продукты ЦФТ, подключение к СБП через «Платформу банковского самообслуживания» практически уже стандартизировано, готово к тиражированию, подводные камни известны, и технологически такой проект может быть реализован в течение трех-четырех недель. Если ИТ-ландшафт банка формируют решения разных вендоров, то срок реализации проекта увеличивается.

ПЛАС: Как, на ваш взгляд, проект СБП в действительности повлияет на рынок платежей? На чем сосредоточатся основные усилия СБП? На вытеснении расчетов наличными и обеспечении крупных платежей – т. е. на реализации проекта по шведской модели, или на прямой конкуренции с традиционными ПС, в том числе в части P2P-переводов, – т. е. на китайской модели работы системы быстрых (мгновенных) платежей?

В. Смоленская: СБП будет способствовать как постепенному проникновению безналичных расчетов в те сегменты, где они сегодня недостаточно распространены, так и частичному вытеснению банковских карт. Переводы по номеру телефона гораздо понятнее, проще и удобнее для конечного пользователя, чем переводы card2card. Причем это справедливо и для платежей в пользу бизнеса – СБП может красиво и просто решить актуальную и острую проблему с относительно высокой стоимостью классического эквайринга.

Коммуникация на платформе СБП строится на уровне «отправитель – банк отправителя» и «получатель – банк получателя» без сложной и дорогостоящей цепочки, сопутствующей традиционным переводам и платежам: эмитент, эквайрер, платежные системы, центры токенизации и т. д. При этом модель универсальна – она работает и в сегменте P2P, и в сегменте C2B, причем как для офлайнового бизнеса, так и для e-commerce, для огромного супермаркета и для ИП с двумя-тремя платежами в неделю. Кроме того, в рамках СБП возможна реализация и других перспективных сценариев: B2B – быстрые расчеты межу юридическими лицами, C2G – платежи в адрес государственных и муниципальных структур. Именно универсальность, заложенная в саму концепцию СБП, позволяет потенциально закрывать любые платежные потребности, а значит, совмещать преимущества и особенности шведской и китайской моделей.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных