4 декабря 2012, 12:36
Количество просмотров 206

Электронные сейфы: новое слово в cash-менеджменте

Том Ньюджент (Tom Nugent), президент компании MEI, игровой бизнес и розничная торговля Наличные деньги продолжают доминировать на рынках...
Электронные сейфы: новое слово в cash-менеджменте


Том Ньюджент (Tom Nugent), президент компании MEI, игровой бизнес и розничная торговля

Наличные деньги продолжают доминировать на рынках практически всех стран мира. Несмотря на непрерывно ведущиеся разговоры о том, что наличные постепенно уступят место альтернативным способам платежей, объем находящейся в обращении наличной денежной массы продолжает весьма динамично расти.

Общеизвестно, что наличные деньги дороги в обслуживании (включая затраты на выпуск, учет, инкассацию и т. д.), а при использовании даже опасны для здоровья (банкноты могут переносить болезнетворные микроорганизмы). Несмотря на все это, наличные расчеты по-прежнему остаются выгодными: например, от эмиссии денег казначейство получает прибыль. Некоторые эксперты по-прежнему заявляют, что в недалеком будущем инструменты безналичных расчетов (банковские карты, электронные деньги, мобильные платежи) смогут потеснить наличные в розничной сфере, однако их прогнозы не очень оптимистичны. Например, эксперты ЦБ РФ, объективно оценивая перспективы и динамику изменения соотношения между платежными инструментами на российском рынке, прогнозируют снижение до 84,8% доли наличных розничных платежей при расчетах за товары и услуги лишь к 2020г. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что в течение ближайших лет наличные останутся основным средством расчетов в розничной сфере. 

Электронные сейфы: новое слово в cash-менеджменте - рис.1

 
Розничная сфера: наличные платежи обходятся недешево
Как известно, организация оборота наличных и управление им стоит недешево. Например, от торгово-сервисного предприятия (ТСП) это требует привлечения высококвалифицированного, а следовательно, высокооплачиваемого персонала, расходов на логистику и оплату процессов обработки наличных. Поэтому ТСП стремятся минимизировать количество сотрудников, занимающихся обработкой наличных, общий объем наличных в своих системах, а также расходы на обеспечение безопасности оборота последних.
Таким образом, наиболее актуальной сегодня задачей является поиск наиболее эффективного метода управления наличными в розничном сегменте. Обеспечение безопасности оборота наличных также может стоить достаточно дорого. С другой стороны, работа с наличными без создания инфраструктуры по обеспечению безопасности может обернуться для ТСП огромными суммами ущерба. Таким образом, предприятию необходимо выстроить надлежащую инфраструктуру безопасности для работы с наличностью и обеспечить меры противодействия преступникам. Сделать все это необходимо с максимальной эффективностью и при наименьших затратах – иными словами, обеспечить максимальную рентабельность капиталовложений.
Авторы данного материала проанализировали возможности применения электронных сейфов (Electronic Retail Safe, ERS) в качестве компонента целостной системы обеспечения безопасности наличного оборота в розничном секторе, затронули вопросы значимости наличных денег, а также преимущества внедрения предлагаемого решения.

В настоящее время наличные используются при осуществлении порядка 90% всех платежей в мире. Согласно данным статистики, в США этот показатель достигает 50%, в Европе – около 80% (при ежегодном росте на 7–10%). В России на долю наличных денег приходится более 11% ВВП страны. Только за 2009 г. количество наличных денег в обращении выросло на 5,7%, а за 2010 г. – на 25,1%. В абсолютном выражении объем наличных денег в обращении за 2010 г. и первую половину 2011 г. вырос на 1,2 трлн рублей, составив к середине 2011 г. 5,8 трлн рублей.

Наличные в розничном секторе

Спектр альтернативных способов платежей постоянно расширяется. Так, например, большинство потребителей сегодня постоянно пользуются кредитными и/или дебетовыми картами, платежами с помощью мобильного телефона, системами электронной наличности. Согласно данным отчета World Payments Report 2011, объем безналичных транзакций в 2010г. вырос на 9,7%. В период 2001–2009 гг. среднегодовой темп роста составлял 6,8%, и только за 2009 г. совокупный безналичный оборот составил 260 млрд долл. Из них более 40% пришлось на долю рынка США. Таким образом, потребители уже вполне отчетливо ощущают влияние новых платежных технологий на свою повседневную жизнь. Однако, по данным того же отчета World Payments Report 2011, в 2009 г. свыше 80% от общего количества про- веденных в мире транзакций было совершено с использованием наличных. Общая сумма наличных транзакций достигла 715 млрд долл. Цитируя авторов отчета, доля безналичных транзакций совершенно потерялась на фоне огромного объема транзакций, совершенных с использованием наличных. Кажется невероятным, что на фоне внедрения и активного продвижения всех современных технологий находящийся в об- ращении объем наличных не просто сохраняется, но и растет. Однако данные графика, показанного на рис. 1, полностью подтверждают этот факт. Согласно данным Федеральной резервной системы (ФРС) США, объем находящихся в обращении наличных увеличивается с каждым годом – в 2011г. он достиг ошеломляющего показателя в 1,035 трлн долл. В 2008–2010 гг. использование наличных активизировалось, поскольку в связи с мировым кризисом потребители пересмотрели привычные способы оплаты своих покупок. Наличные деньги остаются приоритетным платежным средством для большинства потребителей в США. Та же тенденция наблюдается в Европе и Азии. И, судя по всему, в ближайшие годы она сохранится. Сегодня предприятиям розничной торговли приходится обслуживать постоянно расширяющийся набор платежных средств, при этом наличные выделяются среди них как приоритетное средство платежа на обозримое будущее. Это означает, что ТСП необходимо разработать экосистему обеспечения безопасности, которая была бы всеобъемлющей, но не чрез- мерно перегруженной, и обеспечивала бы управление оборотом наличных от кассы магазина до банка. 


Электронные сейфы: новая технология по управлению потоками наличных
В сфере обеспечения безопасности такое устройство как сейф имеет долгую и богатую историю. Интересен процесс эволюции сейфов – от устройств с обычным замком до сложных электронных решений – на фоне развития технологий. Современные электронные сейфы, также называемые интеллектуальными сейфами, способны обеспечить высокий уровень безопасности при использовании и хранении наличных, включая средства депонированной выручки. ERS снабжены устройствами приема банкнот (как правило, двумя на один сейф), которые способны отбраковывать поддельные и ветхие купюры, фиксировать важную информацию (например, количество внесенных купюр с разбивкой по достоинству), а также предоставлять информацию, которая необходима для функционирования программ, отвечающих за профилактическое обслуживание устройства. Затем с помощью ПО, поставляемого производителем сейфов, эти данные объединяются в пакеты, и нужная информация передается по каналам связи инкассаторским компаниям и банкам. Такой объединенный программно-технический комплекс обеспечивает предприятиям розничной торговли ряд преимуществ, в числе которых:
• повышение уровня безопасности в точках продаж; 
• защита наличности от внутренних краж; 
• возможность отслеживания перемещений наличных на протяжении всего процесса; 
• высокая производительность труда; 
• сокращение затрат на инкассацию; 
• возможность зачисления денежных средств на счет в режиме online. 
Электронные сейфы: новое слово в cash-менеджменте - рис.2

Электронные сейфы: новое слово в cash-менеджменте - рис.3

Электронные сейфы: новое слово в cash-менеджменте - рис.4

Кроме того, электронные сейфы становятся основополагающим звеном в процессе инкассации: наличные помещаются в защищенную запираемую кассету, которую можно не только безопасно перевозить, но и хранить в ней наличные до последующей выемки и обработки. Самая первая версия ERS была внедрена почти 20 лет назад в американской сети магазинов Wawa, предлагающих товары повседневного спроса. Как заявила Анне Керштеттер (Anne Kerstetter), заведующая кассовым отделом сети Wawa Inc., «экономия только на фонде заработной платы оправдала инвестиции в данный проект. До внедрения ERS на ежедневную подготовку наличных к инкассации мы вынуждены были затрачивать около полутора часов каждое утро!» Первый успех использования ERS был многократно подтвержден в ходе внедрения свыше 40000 электронных сейфов на рынке США. Положительный опыт Wawa был тиражирован многими ритейловыми сетями, продающими товары повседневного спроса. Но, несмотря на то что ERS внедрялись во множестве различных предприятий розничной торговли, самой популярной сферой их применения на данный момент остаются магазины товаров повседневного спроса и рестораны быстрого обслуживания. Возрастающая популярность электронных сейфов продиктовала необходимость разработки и внедрения широкого спектра дополнительных, ориентированных на заказчика возможностей. С их помощью предприятия розничной торговли смогли реализовать автоматизированные системы по работе с наличными, способные наиболее эффективно решать конкретные задачи. Такие функции, как механизм для приема банкнот пачками, кассета для наличных большого объема (что позволяет снизить частоту инкассаций), а также возможность зачисления денежных средств на счет в режиме online для оптимизации денежных потоков, способствовали дальнейшему повышению эксплуатационного удобства и скорости окупаемости ERS. Процесс управления оборотом наличных стал максимально безопасным. 

Исследование Университета Флориды
Учитывая расширение сферы применения электронных сейфов и высокий потенциал технологии, компания MEI поручила Центру исследований общественного мнения Университета Флориды провести подробное исследование, которое должно было выявить отношение предприятий розничной торговли различных сегментов (гипермаркетов, магазинов товаров повседневного спроса, АЗС, универмагов, семейных ресторанов быстрого обслуживания, гастрономов и специализированных розничных магазинов) к системам управления оборотом наличных. В результате исследования был получен значительный объем информации об опыте использования электронных сейфов в сфере розничной торговли. Из 78 респондентов, принявших участие в исследовании, 20 указали, что они используют электронный сейф в своей деятельности. Из всего спектра задач, встающих при проектировании процессов управления наличностью, исследование выявило три основные проблемы: стоимость услуг ин- кассации (34,7%), затраты времени работников руководящего звена на работу с наличностью (30,8%) и сверка объемов поступивших наличных с данными контрольно-кассового аппарата по итогам продаж (30,8%). Теоретически внедрение электронных сейфов может оптимизировать все эти направления. Итоги исследования демонстрируют широкий диапазон преимуществ, которые может обеспечить розничному торговому предприятия использование ERS в качестве составляющей процесса управления наличностью. Так, 40% респондентов, внедривших технологию, отметили в качестве наиболее важных преимуществ «сокращение недостач на кассе» и «сокращение времени на сверку». 75% респондентов оценили эффективность использования электронных сейфов на «4» либо «5» по пятибалльной шкале. Точно так же 75% респондентов отметили, что ESR оправдали их ожидания в плане окупаемости капиталовложений. 

Сложности реализации проекта внедрения электронных сейфов
Какой бы оптимистичной ни представлялась картина, которая складывается из показателей роста данной отрасли и результатов опроса Университета Флориды, сегодня ERS внедрила и использует лишь незначительная доля предприятий розничной торговли в США. Упомянутая нами инсталляционная база ERS, превышающая 40000 устройств, охватывает всего лишь 5% всех розничных предприятий. По какой причине ERS не смогли продвинуться на рынок глубже, особенно учитывая количество проблем, которые способны помочь решить эти устройства, и высокую степень удовлетворенности пользователей? В первую очередь напрашивается логичный вывод: для получения значительной отдачи от инвестиций в проект по внедрению ERS предприятие розничной торговли должно соответствовать определенному набору параметров. Так, сегодня в подавляющем большинстве случаев электронные сейфы обслуживаются инкассаторскими компаниями и внедряются в крупных франчайзинговых торговых предприятиях. Определяющую роль здесь играет набор преимуществ, являющихся результатом управления сложными аспектами работы с наличностью, и наличие достаточной экономии от масштаба производства. Именно эти факторы способны оправдать значительные капиталовложения. Исследование также имело целью вы- явить причины недостаточного уровня проникновения электронных сейфов на предприятиях розничной торговли, которые обладают полным набором характеристик, необходимых для обеспечения максимальной эффективности ERS. Первый логичный вопрос – знали ли предприятия розничной торговли о данной технологии? Приводимый нами график отражает ответы 58 респондентов, не использующих электронные сейфы, на вопрос: «Ваша компания когда-либо пробовала использовать такое устройство, как ERS?» (рис. 2). Как видно из графика, только 13,8% респондентов, не использующих ERS, ответили, что тестировали данную технологию. Этот показатель совпадает с высоким уровнем удовлетворенности, отмеченным действующими пользователями. Логично предположить, что внедрение решения обеспечивает обещанные преимущества. Конечно же, пилотный проект повышает вероятность внедрения решения, но не является абсолютной гарантией. Поскольку решение оказывает влияние на значительное количество разных структурных единиц предприятия, зачастую трудно найти образцово-показательное подразделение, чтобы оправдать значительные инвестиции в такой проект. В рамках исследования изучался персонал тех предприятий розничной торговли, которые уже инвестировали в проект внедрения электронных сейфов (см. таб. 1). Показатели таб. 1 демонстрируют до- вольно широкий разброс. Соответствен- но, трудно сделать какой-либо иной вы- вод, кроме того, что решение относительно внедрения и эксплуатации ERS принимается коллективно. 
Электронные сейфы: новое слово в cash-менеджменте - рис.5
Поскольку работа по управлению на-личностью охватывает столь большое количество функциональных сфер, участие в ней принимает целый ряд отделов, что может замедлить процесс внедрения технологии. И когда возникнет необходимость принятия решения относительно целесообразности внедрения новой технологии, попытка предоставить преимущества сразу большому количеству структурных единиц в некоторых случаях может даже сработать во вред принятию положительного решения о реализации проекта. В рамках исследования были опрошены предприятия розничной торговли, не внедрившие электронные сейфы.
 Итоги опроса отражены в таб. 2. Выводы, к которым приводят результаты опроса, вновь очевидны: успешное внедрение технологии ERS требует участия многих отделов. Наиболее весомо участие в принятии решений таких служб, как: 
• основные производственные подразделения (53,4%); 
• финансовые отделы / отделы кассовых операций (43,1%); 
• служба предотвращения потерь (41,4%). 
Стоит также принять во внимание, что 24,1% респондентов указали в качестве лица, принимающего решение, «другое лицо». Респондентам, указавшим, что они не используют электронные сейфы, задали вопрос: кто в вашей компании в конечном итоге принимает окончательное решение о внедрении технологий по работе с наличностью? Полученные ответы отражены в графике на рис. 3. Более 20% участников опроса, не использующих на данный момент ERS, ответили, что окончательное решение принимается директором по производственной деятельности, в то время как порядка 15% указали, что решение принимает президент/ генеральный директор. В любом случае ясно, что вопрос о внедрении решается на самом высоком уровне. Важно также отметить, что почти 38% опрошенных указали «другое лицо» в качества лица, принимающего окончательное решение. Это еще более усложняет картину.
Электронные сейфы: новое слово в cash-менеджменте - рис.6


Выводы
Проанализировав все результаты опроса, можно сделать ряд очевидных выводов. Во-первых, принятию положительного решения о внедрении технологии ERS способствует реализация пилотного проекта, поскольку предлагаемые новой технологией преимущества весьма значительны, если предприятие розничной торговли соответствует совокупности определенных параметров. Во-вторых, организация в целом должна быть готова воспринять данную технологию. Учитывая, что технология оказывает влияние на деятельность большого количества отделов, а ее внедрение влечет существенные затраты, решение по вопросу о реализации проекта, по всей видимости, должно быть коллективным. Динамичный уровень распространения электронных сейфов на рынках Латинской Америки, Великобритании и ЮАР был обусловлен главным образом рядом следующих факторов: 
• уровень преступности в данном регионе, заставляющий операторов защищать свои активы; 
• поиск универсальной системы управления наличностью с целью исключить трудоемкую работу по пересчету наличности; 
• необходимость транспортировки наличных денег с защитой от несанкционированного доступа. Ожидается, что уже в обозримом будущем рост ERS продолжится на других страновых рынках, поскольку операторам необходимы именно те преимущества, которые способна предложить технология электронных сейфов.
MEI
Визитная карточка
Компания MEI имеет репутацию разработчика самых надежных технологий, которые используются в сотнях практических приложений и демонстрируют наивысшие показатели качества работы оборудования для розничной торговли, информационно-платежных терминалов, торговых автоматов и устройств для продажи безалкогольных напитков, игровых автоматов, а также систем, используемых в транспортной отрасли. 
В 1960-е годы компания разработала первый электронный монетоприемник, предложив рынку действительно инновационную технологию автоматизированного приема монет. После этого было создано первое электронное устройство для приема банкнот, за ним последовали решения для обслуживания карт и организации автоматической торговли, а недавно – ресайклер банкнот BNR. 
Инсталляционная база платежных устройств самообслуживания производства MEI является сегодня крупнейшей в мире. В настоящее время с помощью разработанных MEI систем более чем в 110 странах мира производится свыше 2 млрд транзакций еженедельно. Недавно MEI достигла выдающихся показателей, продав более пяти миллионов купюроприемников и более шести миллионов монетоприемников по всему миру.
Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube