Прогнозами работы банковской отрасли, в интервью ТАСС, поделилась руководитель департамента национальной платежной системы ЦБ РФ Алла Бакина.
Среди основных перспектив были озвучены следующие направления:
— Национальная система платежных карт (НСПК) создавалась больше 10 лет назад, когда на нашем рынке доминировали международные платежные системы. Они занимали тогда 98,5%, фактически весь рынок. Для обеспечения суверенитета нашего платежного пространства важно было создать российского оператора. Им стала НСПК. Кроме того, впоследствии на нее были возложены функции операционного и клирингового центра одного из сервисов Банка России — Системы быстрых платежей. Все это время нам важно было сохранять полный контроль над НСПК, так как любая ее составляющая была критически важна для всей национальной инфраструктуры. Сейчас структура рынка изменилась. И мы готовы обсудить с его представителями возможность их участия в управлении и развитии сервисов Национальной системы платежных карт.
Конечно, элементы критической инфраструктуры, которые важны для бесперебойности платежей, их независимости, должны оставаться под контролем Банка России. Мы говорим о возможности передачи рынку именно продуктовых и сервисных составляющих — там, где это будет более эффективно. Мы готовы вести диалог с рынком, некоторые варианты представлены в нашем докладе, но готовы рассматривать и другие сценарии. По итогам обсуждения мы будем планировать наши дальнейшие шаги.
Про сроки говорить пока сложно. Ни в российской, ни в международной практике не было случаев передачи компонентов национальной инфраструктуры от государства участникам рынка. Это повлияет на весь платежный рынок, поэтому важно заранее детально обсудить все аспекты, в том числе и форму передачи, и последствия. Совершенно точно это должно быть на открытых условиях для всех участников рынка. Это наша принципиальная позиция. Кроме того, должен сохраняться статус равнодоступности национальной платежной инфраструктуры с недискриминационными условиями.
По поводу создания очередного конкурента НСПК, о чем было заявлено в октябре 2025 года на Финополисе, спикер отметила следующее:
— Пока такого предметного обсуждения с нами как с регулятором никто не ведет. Уже много лет идут разговоры о создании альтернативной "Миру" платежной системы, но в реальности ничего не сделано. Нужно понимать, что НСПК не единственная платежная система, которая работает на рынке. Да, это национальная инфраструктура, но она не единственная. Всего у нас в реестре сегодня 28 платежных систем. Мы не запрещаем никому работать на этом рынке по общим для всех правилам. Это и есть конкуренция. И если есть потребность и желание создать новую платежную систему, создавайте и регистрируйте ее.
Для регулятора важно, чтобы она работала в соответствии с законодательными требованиями, ее правила и цели были понятны, чтобы присоединиться к этой платежной системе могли на равных условиях любые участники, а не только крупные банки.
При создании платежной системы важен экономический аспект. Нужна ли рынку вторая национальная инфраструктура платежных карт? Если конкурировать на уровне инфраструктуры (если здесь слово "конкуренция" уместно), то нужно понимать, что затраты будут колоссальные. Я надеюсь, участники рынка тоже это понимают и оценивают. Но если мы говорим о разных платежных системах с точки зрения продуктовой и сервисной истории, то важно, чтобы их было не просто много, а чтобы они были разные и могли взаимодействовать между собой.
— По итогам третьего квартала доля платежей с использованием QR-кодов, биометрии и других некарточных платежных инструментов в общем объеме безналичных оплат составила более 14%. Хотя совсем недавно это было всего несколько процентов. Мы ожидаем, что к 2030 году эта доля может превысить 20–25%. Свою лепту внесет начало более широкого использования цифрового рубля с сентября 2026 года. По нашим оценкам, после этого момента в течение семи лет цифровой рубль сможет занять до 5% от объема платежей. Также определенное влияние может оказать вероятное появление других способов оплаты, например, с использованием ИИ — это и различные цифровые помощники, и дополненная реальность.
— За девять месяцев этого года через СБП по всем сервисам прошло более 13 млрд операций почти на 75 трлн рублей. Это колоссальные объемы, рост в полтора раза по сравнению с предыдущим периодом. И мы продолжаем расти дальше. Большинство переводов друг другу люди проводят именно через СБП. Также активно расширяется использование СБП для оплаты покупок с помощью QR-кода, в интернете, при взаимодействии с государством и т.д. При этом у нас нет цели наращивать обороты через СБП, нам важно, чтобы у людей и бизнеса был удобный, доступный и безопасный инструмент. Для бизнеса это еще и снижение издержек, что особенно важно.
— Мы продолжаем вместе с участниками развивать дополнительные функции. В ближайших планах — реализовать сценарий пополнения своего счета наличными через банкомат любого банка. Мы планируем расширить для бизнеса возможности онлайн-платежей в бюджет. Также вы уже, наверное, слышали про QR-presented — человек сам генерирует свой QR-код для оплаты и предъявляет его на кассе, а не сканирует созданный магазином, как это сейчас происходит в большинстве случаев. В ближайшее время планируем реализовать и эту возможность.
Важно, что на базе СБП, помимо платежного функционала, формируются и другие сервисы, которые так или иначе заканчиваются платежами. Например, сервис для бизнеса по выставлению и оплате счетов
По материалам ТАСС.
Фото: ЦБ РФ










