9–10 сентября 2025 года в Москве, в гостинично-офисном комплексе Radisson Slavyanskaya Hotel & Business Center, прошел Международный ПЛАС-Форум «Платежный бизнес и денежное обращение» – крупнейшее мероприятие финансового сектора в России, странах Центральной Азии и Закавказья. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию ключевые итоги потока конференции ПЛАС-Форума, посвященного актуальным вопросам наличного денежного обращения.
В работе Форума участвовали свыше 90 партнеров и спонсоров, мероприятие собрало 24 страны мира, среди них: Китай, Южная Корея, ОАЭ, Турция, Кипр, а также Армения, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и др. С полным списком партнеров, спонсоров и медиапартнеров можно ознакомиться здесь).
Оргкомитет получил свыше 2900 заявок делегатов на участие в мероприятии.
В ПЛАС-Форуме приняли участие свыше 100 ведущих экспертов отрасли.
Репортаж, резюмирующий поток конференции, освещающий ситуацию с финтехом, банкингом и рынком безналичных платежей.
Полный фоторепортаж о том, как проходил ПЛАС-Форум «Платежный бизнес и денежное обращение» 2025.
Как подчеркнул сопредседатель Оргкомитета ПЛАС-Форума, генеральный директор PLUS Group Константин Гризов, открывая поток конференции ПЛАС-Форума, посвященный актуальным вопросам наличного денежного обращения, «в 2025 году перед нами по-прежнему стоит больше неотложных задач, чем за все более полутора десятка лет истории мероприятия.
· Обеспечение импортонезависимости наличного денежного обращения. Включая создание отечественных банкоматов, разработку шаблонов банкнот для ATM и пересчетной техники и многое другое.
· Подготовка новой стратегии российского банковского сообщества в разрезе обработки наличных в изменившейся ситуации. В том числе решение проблем инкассаторской деятельности.
Именно поэтому нас ждет насыщенная программа конференции и уникальный состав спикеров, интереснейшие выступления и увлекательные дискуссии на самые резонансные темы!».
От имени Оргкомитета Константин Гризов выразил благодарность всем партнерам и спонсорам мероприятия, «и прежде всего нашему самому надежному многолетнему партнеру – Глобальному спонсору – «Гамма-Центр», компании, которая уже 16 лет поддерживает наше мероприятие! В этом году Генеральными спонсорами Форума выступают Газпромбанк, PAY2ME и HSR».
День первый
Наличные в цифровую эпоху – роль и место меняются, спрос остается. К такому выводу пришли участники сессии «Ход реализации стратегии наличного денежного обращения в РФ. Важнейшие тренды 2021–2025 гг. Ключевые направления 2025–2027 гг.»
Модератором сессии выступил Алексей Войлуков, программный директор ПЛАС-Форума, редактор – член экспертного совета журнала «ПЛАС», МВА-профессор бизнес-практики по цифровым финансам РАНХиГС.
Василий Прокофьев, директор Департамента наличного денежного обращения, Банк России, проанализировал наличное денежное обращение (НДО) в текущем периоде и его дальнейшее развитие. Как отметил эксперт, некоторое повышение спроса на наличные в России в августе 2025 года было связано с периодическим отключением мобильного интернета, однако востребованность наличных среди населения в целом стабильно сохраняется. Поэтому Банк России как регулятор продолжает уделять обеспечению НДО особое внимание.
По данным исследования ЦБ РФ, доля граждан, удовлетворенных качеством наличных, достигла к 2024 году 86% и превысила расчетный показатель на 10%. Качество сортировки банкнот также является приемлемым.
Особое внимание эксперт уделил взаимодействию регулятора с участниками сферы НДО. Среди ключевых моментов – вопросы технологического суверенитета, адаптация оборудования без привлечения иностранных лиц, оборот монеты, вопрос, который сегодня уже вышел далеко за пределы банковской сферы благодаря активному участию в нем Совета НДО.
Спикер перечислил наиболее важные акценты в «Основных направлениях» развития НДО на 2026–2036 гг.», среди которых особое место занимает дальнейшее развитие регулирования рынка инкассации и перевозки наличных денег. В частности, планируется включить в периметр регулирования Банка России все организации, осуществляющие такую деятельность.
Сергей Верейкин, президент – председатель правления, объединение РОСИНКАС, назвал свое выступление «Будущее рынка инкассации – за инвестициями в технологии и за стратегическими партнерствами». По словам эксперта, объемы инкассации снижаются, равно как и количество выездов инкассаторских служб. При этом, как напомнил Сергей Верейкин, банковские службы инкассации, как правило, являются частью масштабной экосистемы и могут предлагать клиентам банка услуги инкассации практически «в подарок», получая доход от их обслуживания по другим банковским продуктам. Однако это не меняет сути – инкассация остается продуктом, который не приносит дохода.
Спикер уверен, что есть два необходимых условия для развития инкассации: первое – это инвестиции в развитие технологий, позволяющих снижать затраты и улучшать сервис, второе – эти технологии должны внедряться в партнерствах – инкассаторских компаний, банков и ритейла.
По мнению эксперта, важно поддерживать и развивать инфраструктуру наличного денежного обращения, чтобы обеспечить ритейл доступными и качественными сервисами. Важно, чтобы клиенты были уверены: инкассаторы, независимо от наличия интернета или мобильной связи, всегда смогут своевременно и без сбоев оказать им услуги по перевозке наличной выручки.
Отдельное внимание эксперт уделил инкассации монеты, в качестве примера приведя собственные кейсы РОСИНКАС для банков, включающие в себя различные инновационные подходы и позволяющие экономить значительные средства.
Константин Хоткин, коммерческий директор, ЦЭСПО, в своем выступлении сделал прогнозы относительно будущего наличных денег, включая тенденции и факторы влияния. По его словам, если оценивать современный уровень «вымирания» наличных в различных странах мира, включая Нигерию, Японию, Мексику, Норвегию, Австралию и ряд других, можно убедиться – снижение использования наличных очень неравномерно как по темпам, так и по текущей доле наличных денег в расчетах.
Говоря об использовании наличных в России, то доля «радикалов» среди населения примерно одинакова – 9% расплачиваются только наличными, 10% – исключительно безналичными инструментам. При этом 43% не видят для себя возможности совсем обходиться без наличных. Показательно, что к этой группе спикер отнес и себя самого, подчеркнув, что наличные – до сих пор единственное энергонезависимое средство платежа.
Стив Канг (Steve Kang), руководитель отдела по разработке и внедрению новых продуктов Hyosung TNS, поделился опытом обработки наличных в Южной Корее. Если в 2013 году уровень использования наличных составлял в этой стране 40%, то сегодня – менее 10%. Несмотря на то, что ЦБ Кореи активно тестирует цифровые валюты и иные альтернативные средства платежа, он ежегодно предоставляет отчет по использованию наличных, уделяя этому вопросу большое внимание. За последние годы корейские банки реагировали на сокращающийся оборот наличных, на 2–3% в год снижая количество установленных банкоматов и сокращая сети физических отделений, также появился новый формат цифровых банковских отделений.
Сегодня в Корее 40% банкоматов приходится на устройства самообслуживания, принадлежащие банкам, и 60% – на банкоматы независимых операторов ATM-сетей. На этом фоне вопросы cash-менеджмента и прогнозирования необходимых объемов наличных в стране стоят достаточно остро, и новые технологии в этой сфере являются важным подспорьем в решении данных задач.
Иван Иванов, генеральный директор ФГБУ «ВНИИР», рассказал о состоянии и планах по регулированию доступа к государственным рынкам в рамках ППРФ 719. Ежегодно в рамках этих рынков тратится 11 трлн рублей, при этом на электронику – порядка 1 трлн рублей. Рынок банкоматов, оцениваемый в 50 млрд рублей ежегодно, уже начал регулироваться. На очереди – чиповые банковские карты и чипы к ним.
По мнению спикера, участникам рынка следует быть готовыми к тому, что электронная компонентная база будет поддерживаться государством независимо от стоимости продукции, если в ней будут применяться российские решения. При этом наличие производственных возможностей в России в этих вопросах учитывается далеко не всегда. В то же время к 2030 году участникам рынка нужно будет в той или иной мере искать коопераций с отечественными производителями.
Алексей Пономаренко, старший управляющий директор, директор департамента, «Центр управления наличным денежным обращением», Сбер, выбрал темой своего выступления «Инкассацию в цифровом мире». Эксперт отметил, что использование наличных, несмотря на цифровизацию, продолжает оставаться в России на очень высоком уровне, порядка 30% граждан по-прежнему продолжают расплачиваться наличными в торговом ритейле. Что касается банкоматного бизнеса, то снижение оборота наличных в нем не столь заметно. На этом фоне можно предполагать, что полного ухода наличных с рынка (если такой вообще состоится) можно ожидать значительно позднее 2030 года.
Отдельное внимание спикер уделил изменившимся ожиданиям клиентов от услуг инкассации, отметив, что онлайн-управление данными процессами позволяет соответствовать этим запросам.
Георгий Папаянц, заместитель директора по продажам, стратегические и международные рынки, ГАММА-ЦЕНТР, обозначил дискуссионность своего выступления уже в самом его названии: «Вертикальная компоновка – возврат к проверенной временем классике, или DoCash MAX истинный триггер новых тенденций в обработке наличности?». Основной уникальной чертой счетно-сортировальной машины DoCash MAX он назвал ее полную импортонезависимость, а также возможность обеспечить значимый скачок в производительности труда.
В заключение сессии Татьяна Александрова, начальник Управления денежных знаков и профилактики фальшивомонетчества, Банк России, рассказала о профилактике фальшивомонетничества и чистоте НДО в РФ. Как отметила эксперт, показатель фальшивомонетничества в стране, отражающий количество выявленных фальшивых банкнот на миллион, в 2024 году составил в России единицу, что является минимальным значением за всю историю рынка. Для сравнения – в Евросоюзе в прошлом году этот показатель имел значение 18.
Особое внимание Татьяна Александрова уделила мероприятиям ЦБ РФ, направленным на профилактику фальшивомонетничества и поддержание чистоты НДО, включая онлайн-курсы для кассиров торговых сетей и банков.
Сессия с элементами дискуссии «Технологии НДО. Рынок устройств банковского самообслуживания. Ситуация с пересчетными устройствами. Основные тренды» стала одним из наиболее ярких моментов программы первого дня Международного ПЛАС-Форума «Платежный бизнес и денежное обращение».
Модератором выступил Константин Хоткин, коммерческий директор, ЦЭСПО.
Алексей Ничипор, начальник управления автоматизации и механизации технологических процессов наличного денежного обращения департамента наличного денежного обращения, Банк России, рассказал о ключевых новеллах нормативного регулирования в сфере НДО, связанных с задачами импортозамещения оборудования для обработки банкнот в ЦБ и в кредитных организациях.
Как отметил спикер, до недавнего времени подразделения Банка России использовали импортное оборудование для обслуживания наличного оборота, однако в последние годы внедряют счетно-сортировальное оборудование БАРС российского производства, в настоящее время происходит тестирование новых моделей.
Отдельное внимание эксперт уделил импортозамещаемым системам автоматизированных складов.
Подробнее о российских перспективных технологиях обработки денежной наличности
рассказал Юрий Сиваков, руководитель центра, Гознак. В том числе он рассмотрел возможности агрегатированных комплексов, а также модульных роботизированных комплексов для обработки банкнот, поставляемых Гознаком.
Отдельное внимание эксперт уделил организационным технологиям, внедряемым Гознаком в рамках концепции «От автоматизации функций к потоку создания ценностей».
Олег Бердышев, заместитель директора по продажам, Гамма-Центр, рассмотрел более чем актуальный для участников рынка вопрос: «Как сократить расходы на кассовые операции с наличными». В качестве примера он привел новые возможности в сфере автоматизации и обеспечения безопасности фронтального компактного комплекса DoCash TCR PayBox с функцией рециркуляции банкнот. Основные сферы применения данного решения – рестораны быстрого обслуживания, гостиничная сфера, индустрия развлечений. Его внедрение позволяет решать проблему дефицита персонала в такого рода заведениях, минимизировать влияние человеческого фактора, повышать скорость обслуживания при расчетах наличными, одновременно сокращая затраты на инкассацию.
Виталий Никифоров, заместитель генерального директора, «ХЕСОН РУС», сделал попытку заглянуть в обозримое будущее и спрогнозировать, что ждет банковское самообслуживание в ближайшие 5–8 лет. Прежде всего, по словам спикера, наличные по-прежнему останутся в обороте, соответственно, банкоматы также останутся актуальны. Два завода Hyosung могут производить до 100 тыс. банкоматов ежегодно, включая широко востребованные сегодня ресайклинговые модули, соответственно, вендор к вызовам будущего готов. А благодаря собственным разработкам компании в сфере ПО ее партнеры и заказчики полностью закрывают свои задачи с точки зрения софта. Неслучайно в 2024 году Hyosung TNS вышел на позицию «номер 2» в мире по объему поставок, которые осуществлялись в 60 стран мира, включая Россию, где клиентами «ХЕСОН РУС» выступают крупнейшие банки страны.
Артём Круковец, ИТ-директор, BFS, поделился с аудиторией своими взглядами на актуальное импортозамещение – как в сфере оборудования, так и софта. Среди актуальных направлений развития глобальной банковской розницы эксперт отметил ставку на устройства самообслуживания, которыми сегодня активно начали интересоваться даже необанки, и дистанционные каналы.
Что касается российских трендов, эксперт назвал «регуляторный драйв, отношение к вопросам безопасности не как к опции, а как к основе», а также более глубокое погружение банков (в первую очередь лидеров рынка) в специфику работы устройств самообслуживания.
Владимир Ульихин, генеральный директор, ДИИП 2000, в своем выступлении рассмотрел концепцию будущего автоматизации, а также проанализировал текущие тренды рынка. По словам эксперта, будущее заключается прежде всего в том, что технологии, заложенные в устройства самообслуживания ДИИП 2000, с которыми к настоящему времени работают 90% российских банков, позволяют клиентам компании оставаться конкурентоспособными в долгосрочной перспективе. Немаловажную роль в этом играет и сервисный центр компании, и ее дизайнерские банкоматы. В качестве примера спикер привел кейс с Альфа-Банком, в рамках которого был создан современный дизайнерский банкомат российского производства.
Александр Мамушин, коммерческий директор, «Телематика-Сервис», назвал свое выступление «Интерфейс для людей, интеграции для бизнеса». Как подчеркнул спикер, его компания всегда стремилась упростить и ускорить внедрение банками современного функционала на банкоматах, и ей это удавалось. Некоторые кейсы «Телематика-Сервис» занимали всего 2–3 месяца от начала реализации до запуска в промышленную эксплуатацию. В качестве примера эксперт привел ряд разработок компании, включая основные модули платформы Вебиус.
Максим Дарёшин, руководитель управления сети банкоматов, Ozon Банк, предложил аудитории ответы на такие интересные вопросы, как «Зачем наличные приходят в российский финтех?» и «Почему цифровой банк готов серьезно инвестировать в канал
работы с наличностью?», на примере недавно запущенной банкоматной сети банка.
В настоящий момент в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге установлены первые 100 банкоматов Ozon Банка, при этом до конца года планируется нарастить сеть до 350 устройств и расширить ее географию.
По словам эксперта, «за несколько лет мы вырастили небольшой портфель финансовых сервисов в полноценный банк, которым пользуются миллионы людей, и у нас уже широкая линейка продуктов. При этом, несмотря на высокий уровень развития онлайн-банкинга, части клиентов, которые используют наличные деньги, нужен офлайн-контакт с банком, поэтому мы решили не только продолжить свое онлайн-развитие, но и «выйти в мир» с помощью банкоматов. Это также возможность использовать сеть как рекламный носитель и повышать узнаваемость банка».
Александр Лещев, начальник управления по развитию систем самообслуживания, Альфа-Банк, рассмотрел сценарии дальнейшего развития банкоматной сети банка. Как отметил эксперт, обновление парка банкоматов Альфа-Банка в 2024–2025 годах включало в себя использование ГЕО для оптимальной установки ATM, замену устаревших моделей и многое другое. При этом еще в прошлом году инсталлированная банкоматная база банка на 52% состояла из устройств зарубежных вендоров, покинувших российский рынок.
Обработка наличных в изменившейся ситуации – определенная стабилизация налицо. Что дальше? К такому выводу пришли участники круглого стола «Стратегии российского банковского сообщества в разрезе обработки наличных в изменившейся ситуации».
Модератором выступил Сергей Барсуков, руководитель Комитета по наличному денежному обращению (НДО), Ассоциация КорпФинТех. Он предложил участникам дискуссии дать свои ответы на следующие вопросы:
1. Основные моменты реализации Стратегии НДО Банка России. Специфика и реализация в нынешних условиях.
2. Монетная программа Банка России. Результаты 2024-2025 гг. Что делаем дальше?
4. От импортозамещения к импортонезависимости. Системы банковского самообслуживания и счетно-сортировальная техника в санкционных условиях.
5. Модели работы с наличностью в условиях продолжающихся санкций. Банки. Торговая розница.
6. Ситуация с обработкой наличных в КНР и Южной Корее. Опыт, который целесообразно использовать.
7. Модель и структура организации НДО в РФ. Смена трендов. Основные акценты.
8. Ситуация с инкассаторской деятельностью в РФ. Проблемы. Траектории развития. Падение окупаемости инкассации.
В круглом столе приняли участие:
Максим Манченко, первый заместитель начальника по производству, ФГУП Главный центр специальной связи
Алексей Пономаренко, старший управляющий директор, директор департамента, "Центр управления наличным денежным обращением", Сбербанк России
Сергей Верейкин, президент – председатель правления, объединение РОСИНКАС
Андрей Королев, первый вице-президент, Газпромбанк
Александр Горинов, руководитель департамента разработки и поддержки продаж транзакционных продуктов, Альфа-Банк
Гиорги Какабадзе, начальник управления перевозок ценностей и сопутствующих сервисов, объединение РОСИНКАС
Максим Лялькин, заместитель начальника Управления инфраструктуры налично-денежного обращения Департамента операционной поддержки бизнеса, банк ВТБ
Учитывая актуальность рассматриваемых вопросов, по итогам круглого стола мы планируем подготовить развернутый репортаж, следите за нашими публикациями!
Новые меры ЦБ в сфере борьбы с мошенничеством имеют прикладной смысл – таково резюме участников круглого стола «Безопасность платежного бизнеса и наличного обращения».
Модератором выступил Алексей Голенищев, независимый эксперт (20+ лет работы в топ-коммерческих банках и мегарегуляторе – антифрод, кибербезопасность).
Он предложил участникам дискуссии, среди которых – топ-менеджеры крупнейших российских банков, НСПК, вендоров решений в сфере кибербезопасности, телекома, а также эксперты в сфере криминалистики, антифрода и ИБ, дать свои ответы на следующие вопросы:
· Текущий уровень защищенности банкнот как противодействие активности мошенников. Решения, технологии, бизнес-кейсы.
· Кибербезопасность и киберустойчивость банкинга и платежной индустрии. Роли и задачи всех участников рынка в их обеспечении. Боремся сообща или каждый за себя? Специфика нынешнего периода.
· Совершенствование законодательства. ФЗ, активно используемые в противодействии мошенничеству в 2024–2025 гг. Изменения в Законе «О НПС», от 24.07.2023 № 369-ФЗ, вступившие в силу 25.07.2024. Правоприменительные итоги. Блокировка ЭСП, возврат денежных средств – применимость на практике этих мер. Оценка эффективности в плане противодействия мошенничеству.
· Российский банкинг в 2025 году. Стремление взять под контроль ситуацию с дропперами. 369-ФЗ. Ст. 9. Изменения в законодательстве, сильные и слабые стороны. Что делается регулятором? Что предстоит сделать банкам? Анализ эффективности регуляторных изменений и фактический опыт привлечения дропперов к ответственности.
· Социальная инженерия как элемент экономической войны против банковского сектора РФ и российских граждан.
· Результаты нарастающего противодействия активности криминальных структур и их элементов. Реализация в 2024–2025 гг. операций по нанесению чувствительного ущерба разветвленной инфраструктуре криминальных группировок, обеспечивающих подмену номеров и вывод на российских граждан операторов мошеннических кол-центров. Мероприятия, направленные против криминальных курьеров и дропперов.
· Антифрод-сервисы НСПК – как они помогают банкам противостоять мошенничеству.
По мнению Петра Алферова, директора по управлению уровнем фрода, Билайн, в первую очередь необходимо обеспечить непрерывность защиты клиента, для чего участникам рынка важно работать сообща для создания некой межотраслевой защиты.
Второй момент – клиентские пути, которые также должны быть защищены. Третий момент – объединение данных о клиенте от разных участников цифровой экономики поможет эффективнее бороться с мошенничеством. И наконец, четвертый момент – исторические данные, анализ которых способствует «разбору ошибок».
Дмитрий Ревякин, начальник управления защиты корпоративных интересов Департамента по обеспечению безопасности, Банк ВТБ, подчеркнул, что 2025 год оказался насыщен нововведениями в сфере безопасности, причем большая часть из них имеет прикладной смысл. Нам нужно подождать, пока наберется правоприменительная практика, а также будет создана единая всероссийская информационная система для обмена данными, включающая в себя всех крупных участников рынка, от банков и телекома до ломбардов, скупок золота, риелторских компаний и т. п.
Как отметил Алексей Ипатов, исполнительный директор департамента противодействия мошенничеству, Сбер, сегодня даже самый крупный участник рынка не способен успешно противостоять преступникам в одиночку – только в коалиции с другими игроками. К сожалению, какой-либо «серебряной пули» в лице законодательства тут не существует – до того как новые законодательные инициативы вступают в силу, у мошенников уже готов новый сценарий.
Вячеслав Касимов, директор департамента информационной безопасности МКБ, отметил: если брать историю про признаки подозрительных операций в банкоматной сети, которые сформировал ЦБ, это очень правильный подход – поскольку он заставляет банки защищать не только своих, но и «чужих» клиентов. Эксперт также согласился с Дмитрием Ревякиным в плане того, что многие новые меры, инициируемые Банком России в направлении борьбы с мошенничеством, имеют прикладной смысл.
Ольга Тушканова, руководитель отдела НИИ криминалистики ГУК (КЦ) СК России, отвечая на вопрос модератора, какие новые требования сегодня предъявляются к криминалистике и расследованию преступлений на фоне обострившейся борьбы с мошенничеством в цифровой среде, отметила, что на первом месте остается уровень специализированного образования и компетенции. Сегодня студентов соответствующих вызов уже готовят в рамках специальных курсов, и это приносит свои плоды. Второй момент – необходимость постоянного развития методологической базы и методологических рекомендаций. Готовится и постоянно обновляется соответствующая методологическая литература, отвечающая реалиям текущей ситуации. В ходе круглого стола Ольга Тушканова также поделилась примерами правоприменительной практики по уголовным статьям за дропперство.
Николай Пятиизбянцев, независимый эксперт, отвечая на вопрос модератора, как добросовестному клиенту, по ошибке попавшему в «черный список» ЦБ, вернуть себе возможность полноценного банковского обслуживания, иронично предложил вариант замены паспорта – все остальные варианты, на его взгляд, 100% успеха сегодня не гарантируют.
Георгий Дорофеев, заместитель директора операционно-технологического департамента НСПК, отвечая на вопрос модератора о роли НСПК в борьбе с социальной инженерией, отметил, что в рамках платежной системы «Мир» при выявлении оператором подозрительных операций в транзакционном потоке антифрод-система оперативно передает информацию в банки – участники ПС «Мир». Особое внимание он уделил теме NFCGate и мерам противодействия, а также поиску баланса между блокировками карт и интересами законопослушных пользователей.
В свою очередь, как напомнил спикер, в рамках СБП также используется индикатор подозрительных операций, с помощью которого банки могут «подсвечивать» транзакции, имеющие соответствующие признаки. В настоящий момент планируется сместить соответствующие акценты в сторону получателей платежа, в том числе в рамках борьбы с тем же дропперством.
Алексей Сидорюк, отраслевой директор, Positive Technologies, отметил, что в настоящий момент у среднестатистической организации имеются более сотни ИТ-подрядчиков, что значительно расширяет вектор атак преступников. В свою очередь, определенные модели генеративного интеллекта значительно снижают входной порог для киберпреступников. На этом фоне важно, чтобы скорость атаки не превышала скорости киберзащиты. Очень верным эксперт назвал утверждение, что «кибербезопасность можно измерять деньгами».
Павел Есаков, независимый эксперт, уделил внимание социальной инженерии с использованием дипфейков, когда искусственный интеллект позволяет преступникам быть весьма убедительными. В качестве ответной меры эксперт рекомендовал использовать также ИИ-платформы.
По традиции первый день ПЛАС-Форума завершился развлекательной программой. На вечернем фуршете 9 сентября выступил PLAYTIME – одна из самых востребованных джаз-кавер групп Москвы. В составе коллектива – участница шоу «Голос» (команда Леонида Агутина), музыканты с опытом работы с Аллой Пугачевой, Сергеем Шнуровым, «Браво», группой «Руки вверх» и другими звездами.
PLAYTIME – это настоящий арт-объект: профессионалы высочайшего уровня, чьи выступления выбирают такие гиганты, как Яндекс, Сбербанк, Газпром, 1С, PANASONIC и Swarovski. В репертуаре: джаз и каверы на мировые хиты.
Делегаты смогли пообщаться в неформальной обстановке, наладить долгосрочные деловые связи и найти новые продуктивные контакты.
День второй
Сессия «Инкассация: закрыть нельзя оставить. Кому и зачем нужна инкассация. Основные драйверы рынка – цифровизация, внедрение АДМ, поиск перспективных технологий» стала одним из наиболее резонансных событий второго дня Международного ПЛАС-Форума «Платежный бизнес и денежное обращение».
Модератором выступила Надежда Малюх, независимый операционный директор, член Совета НДО Банка России – эксперт с многолетним практическим опытом работы в сфере НДО и инкассации, полученным в том числе в ходе почти 20-летней работы на посту директора налично-денежного обращения Альфа-Банка, а впоследствии – операционным директором Объединения «РОСИНКАС».
Александр Прищиц, первый заместитель председателя правления, Белинкасгрупп, рассмотрел развитие кассово-инкассаторской деятельности в Республике Беларусь на примере Белинкасгрупп. Его доклад был основан на анализе внедрения реальных кейсов с применением инновационных технологий.
Белинкасгрупп является активным участником белорусского рынка НДО. В 2023 году президент Беларуси Александр Лукашенко подписал указ № 225, согласно этому документу инкассация наличных денег, перевозка наличных денежных средств и иных ценностей стали видами деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства. Реализация этого права была возложена на ОАО «Белинкасгрупп».
В рамках указа были определены следующие меры:
· Создание централизованной логистической системы перевозки ценностей при оказании кассово-инкассаторских услуг.
· Определение полномочий Национального банка Беларуси по определению порядка организации и осуществления данного вида деятельности.
Как отметил спикер, в настоящий момент компания представлена в стране 30 региональными управлениями. За 5 месяцев 2025 года была проведена работа по переводу субъектов хозяйствования, включая 22 банка республики, на обслуживание в «Белинкасгрупп».
В период 2024–2026 годов в рамках маркетинговой и тарифной политики «Белинкасгрупп» запланированы, в частности, следующие инициативы:
· Оптимизация операционных расходов;
· Сохранение устойчивой активной базы клиентов;
· Обеспечение непрерывности ведения бизнеса, совершенствование программного обеспечения, используемого в «Белинкасгрупп»;
· Повышение эффективности операционной деятельности, совершенствование состава и структуры региональной сети, повышение компетенций работников;
· Развитие и поддержка информационной системы «Белинкасгрупп» с учетом требований информационной и кибербезопасности.
Дмитрий Поляков, председатель Экспертного Совета Ассоциация «НДО», рассмотрел требования к компаниям для внесения в Реестр Банка России организаций, оказывающих услуги инкассации и перевозки ценностей. По его словам, основной риск – операционный, поскольку отсутствие регулирования и контроля оборачивается низкой оснащенностью и квалификацией перевозчиков, а в результате – повышением вероятности нападений на инкассаторов, ограблений и т. п. Также немаловажны финансовая устойчивость компаний-перевозчиков и обязательное страхование перевозимых ценностей.
В свою очередь, Андрей Новиков, заместитель директора департамента, Центр управления наличным денежным обращением, Сбер, поделился ключевыми моментами инкассационной программы крупнейшего участника российского банковского рынка, особое внимание уделив инновационным составляющим, включая использование ИИ, а также результатам и перспективам. По словам спикера, все началось с внедрения в инкассаторской службе Сбербанка спецконтейнера, а затем появились логистическая система «Стрела», отслеживание инкассаторских маршрутов и многое другое.
По оценке эксперта, результаты такого подхода заметно перекрывают масштабные затраты на новые технологии. Так, в 2013 году в инкассаторской службе Сбера работало более 18 тыс. сотрудников, сегодня – менее 8 тыс.
В 2026 год Сбер рассчитывает войти с целым рядом импортозамещающих программ, включая первый российский спецконтейнер для перевозки наличных, превосходящий по своим характеристикам известные иностранные аналоги.
Отдельное внимание Андрей Новиков уделил ИИ-помощнику Ева, который помогает инкассаторам непосредственно на маршруте подсказками, выявлять слежку и предупреждать о ней экипаж и систему мониторинга, выявлять ошибки сотрудников и т. п.
Олег Шалгинских, заместитель председателя правления, объединение «РОСИНКАС», рассказал о проекте «Монета» как примере взаимовыгодного сотрудничества регулятора, «РОСИНКАС», банков и ритейла. Спикер рассмотрел структуру наличной денежной массы в обращении на 1 июля 2025 года, отметив, что сумма наличных денег составляет около 18 трлн рублей, из которых всего 129 млрд рублей приходится на монету. При этом удельный вес монеты по количеству составляет 89,6% от всех наличных.
Для оптимизации процесса НДО в части обеспечения монетой участников Монетной площадки Банка России (МПБР) был создан специальный проект, участником активным которого стало объединение «РОСИНКАС». В частности, компания внедрила сервис «Монета» в личном кабинете клиента.
Среди ключевых возможностей данного сервиса:
· проверка, в каком городе есть в наличии монеты определенного номинала и в каком количестве;
· оформление запроса на доставку «Монетного товара»;
· оставление заявки в случае отсутствия монеты, чтобы получить уведомление сразу, как только она появятся;
· получение счета-оферты после оформления запроса, после оплаты которого заказ будет забронирован на 3 календарных дня.
В настоящее время услуга «Монета» доступна только для обычных точек, а максимальный вес монет — 20 кг. Однако объединение РОСИНКАС работает над тем, чтобы снять эти ограничения в ближайшее время.
Надежда Малюх, независимый операционный директор, член Совета НДО Банка России, подняла в своем выступлении один из самых острых вопросов российского рынка НДО, назвав его «Инкассация – необходимая часть процессов НДО, а не бизнес?! Нет конкуренции, есть борьба за ресурсы».
Как известно, процессы наличного денежного обращения имеют сквозной характер между банком и клиентом, и очень взаимозависимы в части эффективности. Инкассация – это, по сути, часть конечного продукта/процесса НДО банковского сектора. И это наиболее затратная часть процессов работы с наличными.
Доля топ-банков по услугам инкассации за последнее время выросла, и пока этот тренд сохраняется ввиду отсутствия развития альтернативных перспектив на рынке. При этом на фоне сокращения классической инкассации в ритейле основной актуальной нагрузкой инкассации стало обслуживание сетей всех видов устройств самообслуживания.
По мнению Надежды Малюх, затраты на НДО будут расти и снижать все усилия проектов цифровизации, эффективность бизнеса в целом в случае, если не снижать долю ручного труда, повышать производительность, оптимизировать процессы и повышать эффективность сети электронных устройств и логистики.
Международный ПЛАС-Форум «Платежный бизнес и денежное обращение» собрал топ-менеджеров ЦБ РФ, Минцифры РФ, НСПК, Ассоциации ФинТех, ТПП РФ, Сбера, Газпромбанка, Альфа-Банка, ВТБ, Банка Русский Стандарт, ПСБ, МКБ, Ozon Банка, РОСИНКАС, ПИТЧ (социальная сеть), ФГ БКС и многих других. Среди участников мероприятия – представители банковского сектора, платежных систем, компаний } поставщиков решений, регуляторов рынка и государственных органов, ведущих российских и зарубежных экспертов индустрии.
Ждем вас на Международном ПЛАС-Форуме «Платежный бизнес и денежное обращение» в 2026 году!
Также приглашаем посетить наши мероприятия, проводимые в 2025 году в Душанбе, Ереване и Алматы!
ПЛАС-Форум для рынка – это:
· Взаимодействие с самой большой аудиторией специалистов индустрии платежных и финансовых услуг
· Запуск новых продуктов в присутствии представителей отрасли и СМИ
· Встречи с ключевыми руководителями, принимающими решения: от стартапов до интернациональных корпораций
· Повышение узнаваемости бренда вашей компании
· Создание новых партнерств с компаниями, предлагающими сопутствующие технологии и сервисы
· Приобретение потенциальных клиентов
Фото: ПЛАС