
Кадровый голод. Как ритейл адаптируется к нехватке персонала

Уровень кадрового голода в России
Совместное исследование центра «Профессии будущего» и социальной сети для бизнеса «TenChat» показало, что 64% работодателей сталкиваются с нехваткой кадров. По данным сервиса по поиску работы SuperJob, цифра еще выше — 85% в небольших компаниях, 89% на крупных предприятиях.
Наталья Рыжкова, генеральный директор Gulliver Group, обозначила дефицит в fashion-индустрии. Проблема встала особенно остро после массового ухода западных брендов из России. Им на смену пришли отечественные марки, которым не хватает работников: технологов, дизайнеров, специалистов производства.
В свою очередь, Андрей Плукчи, генеральный директор «Домовой», считает, что кадровый дефицит — бомба замедленного действия, который будет ощущаться еще 3–10 лет во всех отраслях.
Внутренние причины кадрового голода
Кадровый кризис связан не только с внешними факторами, но и с проблемами внутри компаний. HeadHunter в исследовании о настроениях работодателей называет три главные причины: низкие зарплаты, слабый имидж брендов и непривлекательные условия работы.
Зарплаты считают неконкурентными крупные и крупнейшие компании в розничной торговле и гостиничном бизнесе. Так зарплаты кассиров в магазинах традиционно низкие: согласно отчету портала superjob средняя зарплата в Санкт-Петербурге – 27 200 рублей, в других городах России еще ниже. При этом работа довольно интенсивная и требует постоянного контакта с людьми.
Слабый имидж бренда работодателя — всего 45% компаний готовы вкладывать ресурсы в создание привлекательного имиджа для своего бизнеса.
Непривлекательные условия труда: неудобный график работы, переработки, отсутствие бонусов, вроде ДМС. В сфере розничной торговли людям часто приходится работать более 12 часов в день, особенно в период распродаж или праздничных акций. При этом работа в выходные дни не всегда оплачивается должным образом.
Чтобы справиться с дефицитом персонала, компании работают с причинами его появления.
Как справляются с дефицитом кадров крупные компании
Увеличивают зарплаты
Согласно исследованию центра «Профессии будущего» и «TenChat», 24% компаний повышают зарплаты для решения кадровой проблемы. Исследование HeadHunter от июля 2024 года подтверждает, что 61% компаний уже повысили зарплаты сотрудникам, а 54% готовы увеличивать бюджет на ФОТ в дальнейшем.
Олег Сиднин, операционный директор «Магнита у дома», считает, что компании еще не вышли на плато по зарплатам. Если удастся побороть инфляцию, и экономика не будет перегрета, то ситуация выровняется. Если динамика сохранится, то зарплаты продолжат расти.
Улучшают условия труда, чтобы удержать сотрудников
Кадровый голод усиливает конкуренцию за людей, особенно в розничной торговле. Компании вынуждены пересматривать свои HR-стратегии, чтобы сделать работу более привлекательной для персонала.
Согласно исследованию, 19% компаний предлагают сотрудникам бонусы: ДМС, развозка до места работы, бесплатное питание в течение дня. По данным HeadHunter от июля 2024 года, 39% компаний добились улучшения условий труда для работников в текущем году.
В SELA сделали ставку на карьерный рост. По словам Анны Миланович, директора бренда, компания предоставляет бенефиты и создает условия для быстрого развития карьеры.
Divan.ru настроил систему развития персонала в регионах. Основатель и генеральный директор Антон Макаров рассказал, что в г. Владимире работает программа кадрового резерва, организован транспорт для сотрудников, открыты столовые. Благодаря этим мерам производство обеспечено кадрами.
В «Домовом» планируют инвестировать в рост сотрудников: нанимать персонал без нужных компетенций и растить до нужного уровня. Андрей Плукчи, генеральный директор «Домовой», считает, что сегодняшний рынок труда напоминает девяностые и начало нулевых. Тогда в Россию приходили западные компании, а нанять готового специалиста было негде, поэтому их обучали на местах.
Предлагают почасовую занятость, чтобы привлечь кадры
Гибкий график удобен сотрудникам, которые не могут работать целый день: женщины в декрете, студенты. «Улыбка радуги» разработала платформу частичной занятости, которая позволяет им выбирать удобное время и работать в любом магазине сети.
Алексей Баулин, генеральный директор «Улыбки радуги», рассказал, что компания адаптирует нагрузку персонала под пики спроса. Часы работы сотрудников распределяются с учетом времени поставок в магазин и пиков продаж. Так можно половину времени обслуживать магазин силами одного сотрудника, даже если речь о торговой точке площадью 150 квадратных метров. Компании это помогает оптимизировать затраты и снизить зависимость от количества персонала.
Продуктовый ритейлер «Дикси» тоже стремится к правильному распределению почасовой нагрузки в течение дня. Генеральный директор торговой сети Юрий Семенов считает, что это залог успеха в работе с людьми, которые не готовы выходить на полный день.
Согласно исследованию центра «Профессии будущего», гибридный график работы — самая популярная мотивация сотрудников, а вот удаленную работу предлагают всего 30% работодателей.
Повышают престижность работы в отрасли для молодежи
HeadHunter в обзоре рынка труда советует компаниям работать над своим HR-брендом для привлечения соискателей.
О том же говорит Максим Суравегин, исполнительный директор OBI. Он считает, что молодые люди не рассматривают профессию консультанта в качестве приоритетной. В этом случае задача лидеров рынка — повышать престижность профессий. А также объяснять, что в ритейле можно быстро вырасти в должности и зарплате.
Автоматизируют процессы, чтобы снизить зависимость от сотрудников
Технологии могут стать инструментом, который снизит зависимость от кадров. На складах это может быть использование роботизированных систем для сортировки товаров без участия человека. Это не только ускоряет обработку товаров, но и снижает ошибки, связанные с человеческим фактором.
В розничных магазинах это кассы самообслуживания, которые сокращают нагрузку на кассиров. В сети «Дикси» стремятся автоматизировать всю цепочку — от распределительных центров до магазинов. В компании считают важным учиться делать ту же работу меньшим количеством людей, потому что ситуация с кадрами лучше не станет.
К автоматизации можно отнести и использование предиктивной аналитики для контроля над запасами. На основе данных по продажам за разные периоды алгоритмы рассчитают, какие товары и в каком количестве будут покупать в новом сезоне. Это поможет вовремя пополнить складские запасы, но не закупить лишнего.
На чем концентрироваться в борьбе за кадры
Современный кадровый рынок диктует новые правила, к которым компаниям придется адаптироваться. Улучшение условий труда помогут повысить лояльность сотрудников и сформируют положительный имидж работодателя. Автоматизация поможет повысить эффективность процессов, снижая издержки и зависимость от людей. Сэкономленные средства можно направить на улучшения условий труда персонала, работу которого нельзя автоматизировать.
Компании, которые успешно объединят эти подходы, победят в борьбе за кадры.
*Материал подготовлен по итогам CEO Summit ― встреч с СЕО из российского ритейла, которые проводил Mindbox.