Тренды российского финтеха по мнению игроков индустрии
Искусственный интеллект проникает во все направления
Технология искусственного интеллекта — активно растущий тренд в большинстве отраслей, и финтех не исключение. Одной из областей применения ИИ стал клиентский сервис. По наблюдениям ИТ-компаний, финансовые организации все чаще подключают интеллектуальных помощников к голосовым и текстовым каналам поддержки, чтобы переложить часть задач по консультированию пользователей с операторов на роботов.
«Группа “Иннотех” вместе с ключевыми заказчиками активно развивает и внедряет технологии ИИ, в частности всевозможных ассистентов для цифрового банкинга. Боты помогают клиентам банков, например, осуществлять денежные переводы. Помимо этого, мы развиваем возможности предиктивной аналитики, которая позволяет выделять тенденции и строить предположения», — отметил Андрей Гулидин, заместитель генерального директора, директор департамента по развитию бизнеса Группы «Иннотех» (Холдинг Т1).
Игроки финансовой отрасли связывают технологию искусственного интеллекта с решением проблемы «сложноприменимости» накопленных бизнесом данных. Традиционно финансовые организации собирают и хранят огромный объем информации о совершенных клиентами транзакциях. Искусственному интеллекту под силу заставить эти данные «работать». Например, технология может усовершенствовать скоринговые системы кредитных учреждений.
«Для финансовых компаний с большим количеством заемщиков искусственный интеллект — это возможность автоматизировать оценку платежеспособности клиентов по ряду параметров, при этом выделяя и игнорируя в массиве данных “шум”», — объяснил Евгений Родионов, сооснователь финтех-платформы ROWI.
Многие представители финтеха отмечают рост популярности технологии генеративного искусственного интеллекта (ГИИ): компании применяют генеративные нейросети для автоматизации рутинных задач сотрудников, в результате чего увеличивается производительность различных департаментов — ИТ, маркетинга и прочих. «Искусственный интеллект — это, наверное, ключевая технология этого года. Давайте вспомним релиз ChatGPT от OpenAI. Компании по всему миру стали оптимизировать с помощью ГИИ бизнес-процессы», — отметил Григорий Грязнов, руководитель лаборатории ИИ «ДOМ.РФ».
Сегодня, по оценкам сервиса «Авито работа» и банка «Точка», 24% российских компаний из разных отраслей, в том числе большое количество финансовых организаций, используют технологию искусственного интеллекта при работе с клиентами, сборе аналитики, планировании процессов и выполнении других задач. При этом в 2024 году доля компаний, применяющих ИИ, будет увеличиваться.
Особенности внешности как документ
Подтверждение личности с помощью биометрии — также яркий технологический тренд 2023 года, по мнению игроков отрасли. Как правило, «документом» клиента у финансовых организаций выступают отпечатки пальцев, голос или лицо. Согласно данным компании ЦБТ в России с технологией биометрии работает свыше 170 банков. «Биометрию уже давно можно наблюдать в пользовательских девайсах — телефонах, умных колонках. Во многих сервисах в России стал возможен доступ по биометрическим данным, например, на госуслугах как дополнительный параметр аутентификации», — привел примеры Владислав Поволоцкий, генеральный директор ЦБТ.
Параллельно с ростом проникновения технологии в финансовые и другие компании в России активно велась работа по созданию законов, регулирующих сферу сбора и хранения биометрии, напомнил Владислав Поволоцкий. В конце 2022 года в государственной думе приняли закон о биометрических данных, согласно которому вся биометрия в стране хранится в системе Единого оператора, а к работе с биометрией российских граждан допускаются только аккредитованные компании.
«Облака» становятся популярнее
Переход в «облака» стал еще одной тенденцией, которую часто отмечают игроки финансовой сферы. Тренд сформировался под воздействием нескольких факторов. Во-первых, бизнес, наконец, оценил реальную пользу от переноса части процессов из внутреннего контура во внешний. Во-вторых, у российских облачных провайдеров значительно расширился ассортимент облачных сервисов. Помимо этого у многих крупных организаций, в частности в банковском секторе, появился запрос на создание собственных сервисов в облачной инфраструктуре. «Внутри крупных компаний сегодня часто рождается непрофильный бизнес, например, по разработке ИТ-решений для собственных нужд. Когда такие проекты готовы к выходу на внешний рынок, организации выносят их в “облака”», — объяснил Михаил Тутаев, директор по продукту VK Cloud.
По оценкам Beeline Cloud, в 2023 году доля крупных компаний, использующих «облака», превысила 50%. При этом свыше 40% из них размешали во внешнем контуре критичные для бизнеса сервисы.
Импортозамещение и ESG не теряют актуальности
В России тренд на импортозамещение софта сформировался давно, и в 2023 году по-прежнему не сдает позиций. Для финансовой отрасли, особенно чувствительной к любым рискам, связанным с функционированием ИТ-инфраструктуры, замещение иностранного ПО продолжает быть приоритетным направлением в цифровом развитии. Стремление финсектора к «технологической независимости» подчеркнул Алексей Панков, руководитель департамента продаж OpenYard: «Импортозамещение сейчас — основной тренд. При этом это комплексная история, так как полностью меняется программно-аппаратный стек — от “железа” до софта. Банки разрабатывают собственные платформы, когда не могут найти на открытом рынке подходящие решения, а также тестируют имеющиеся системы».
Наконец, российский финтех продолжает ориентироваться на ESG-повестку (аббревиатура от Environmental, Social и Governance, в переводе «природа», «общество» и «управление») в своей деятельности. Например, многие решения делают финансовые инструменты доступнее для людей с ограниченными возможностями. «Финтех — это в первую очередь про financial inclusion, то есть равенство возможностей в доступе к финансовым услугам. Люди, которым тяжело дойти до банка, получают доступ к банковским сервисам», — отметила Мария Шевченко, заместитель генерального директора группы QIWI. Вклад финтеха в создание «доступной среды» достигается, например, через развитие удаленной идентификации при использовании финансовых сервисов.