Курс на платформизацию. Как платежные сервисы меняют финтех-рынок
Платформы сократили путь от бизнеса к пользователю: маркетплейсы соединяют ритейлеров с покупателями, агрегаторы такси – водителей с пассажирами, а системы бронирования отелей, покупки авиабилетов и аренды жилья помогают клиентам самостоятельно планировать путешествия без помощи туроператоров.
Похожий процесс происходит и в сфере платежей – люди уже не ходят в банк или на почту, чтобы оплатить счета, и все реже заполняют бланки для перевода денег. Транзакции стали мгновенными и бесшовными: покупатель кладет понравившийся товар в корзину и в один клик оформляет заказ. За несколько секунд можно купить авиабилет, оформить подписку на сервис, перевести донат или пополнить счет мобильного телефона.
Платежи стали надстройкой, которую можно интегрировать куда угодно в любой удобной форме – в Instagram, TikTok или интернет-магазин, созданный за пару часов с помощью простого конструктора. Клиенты уже не идут на специальный сайт оплачивать штраф – они получают оповещение в банковском приложении и тут же погашают задолженность. А появление сервисов BNPL (Buy Now, Pay Later) позволяет даже платежи по рассрочке проводить без дополнительных усилий, а сам договор заключать за считанные секунды.
Платежи перестали быть обособленным сервисом – они стали частью цифровых экосистем. Это повлияло и на бизнес, и на потребителя. Стартапам стало проще продавать продукт и монетизировать услуги, а крупным финансовым компаниям – осваивать новые рынки и сегменты аудитории.
Условно, вы хотите продавать современную страховку жилья по гибкому тарифу – для этого достаточно построить удобный сервис и грамотно настроить маркетинг. Все юридические и финансовые вопросы можно поручить партнеру – например, банку или крупной страховой компании. При необходимости, используя технологии открытого банкинга и Open API, компания легко добавит новые модули: оплату в рассрочку (BNPL), кешбэк или другие надстройки. Складывается win-win взаимодействие: крупный вендор получает приток новых пользователей, в том числе аналитику их поведения, а небольшая компания получает инфраструктуру, которую не смогла бы с нуля разработать самостоятельно.
Тренд влияет и на потребительские привычки – клиент уже не готов совершать лишние действия, чтобы оплатить товар или услугу. Он не хочет ходить в офис и стоять в очередях, чтобы оформить банковскую карту или рассрочку. Запрос к качеству вырос, а срок ожидания сократился – пользователю необходимо оплачивать покупки здесь и сейчас. Причем не меняя привычные паттерны поведения. Например, если жители привыкли платить по QR-коду – им нужен QR-код. Если в стране дорогие смартфоны и принято переводить деньги по SMS или в мессенджерах – нужно пойти навстречу клиентам. Разберемся, как это работает, на конкретных примерах.
Навстречу клиенту
География платежных сервисов нового типа расширяется постоянно, причем многие из них появились еще до пандемии, но популярность приобрели именно после 2020-го. И если в США и Европе доминируют Apple Pay, Google Pay и системы крупных банков, то в Африке, Индии, Центральной Азии и Китае появляется все больше оригинальных решений, адаптированных под реалии рынка. Например, в Казахстане и Узбекистане – это сервисы UPay, Payme, Click, а также финтех-супераппы Kaspi и Humans. В Китае основную долю рынку удерживают супераппы WeChat и Alipay. В Африке популярна платежная система M-Pesa, которая работает с 2007 года – она не требует даже установки приложения: пользователю достаточно иметь деньги на счету телефона. Портал PLUSworld.ru неоднократно обращался к данному перспективному для африканского региона проекту.
В России подобные платформенные платежи развиваются главным образом в банковской среде, поскольку технологический уровень банкинга в стране высок. Например, такой функционал предлагает сервис Сбера ЮMoney, который позволяет пользователям оплачивать товары и услуги, а компаниям – принимать онлайн-оплату через ЮKassa.
Что касается Европы, там тоже есть свои платежные сервисы, которые максимально упростили процесс оплаты товаров и услуг, – например, Blik в Польше или iDEAL в Нидерландах. Так, с помощью Blik вы можете оплачивать покупки в магазине без карты и без Apple Pay – достаточно ввести на терминале уникальный код. Тот же принцип работает и в онлайн-маркетплейсе.
Дополнительная ценность
Несмотря на массу удобств, распространение платформ заставляет поставщиков финтех-услуг постоянно перестраивать стратегию и искать новые ниши. Недостаточно просто сделать удобный сервис онлайн-платежей – вас мгновенно обойдут конкуренты. Поэтому платформы объединяют финансовые инструменты с нефинансовыми, причем еще на стадии концепции.
Например, при создании экосистемы Humans мы делали ставку на услуги мобильной связи – через нее мы могли бы привлечь клиентов и предложить им дополнительные надстройки: финтех-услуги, доступ к маркетплейсу, кешбэк. Таким образом, пользователь Humans получает целый комплекс продуктов, которые покрывают несколько потребностей одновременно. И между ними не нужно переключаться: совершая покупки, вы получаете кешбэк, который можно потратить на мобильную связь или гигабайты интернета. Причем начисления поступают с каждой покупки – будь то оплата социальных и госуслуг, ЖКХ и мобильной связи, пополнение баланса карты, переводы и просто хранение денег на счету.
Еще один метод, который создает дополнительную ценность, – это удобные UX-фичи: например, избранные транзакции, которые можно при необходимости повторить в один клик. Так, алгоритмы приложения банка Тинькофф могут автоматически проверять наличие штрафов ГИБДД и оплачивать их – клиенту достаточно подключить опцию «автоплатеж». А пользователи узбекистанского сервиса UPay могут активировать напоминания о платежах и мониторить все свои расходы и поступления в режиме реального времени.
Будущее платформ
Развитие платежных инструментов, а с ними и цифровых платформ, стало возможным благодаря открытым API, то есть интерфейсам программирования, которые позволяют платформам и мерчантам безопасно обмениваться данными. Часто сотрудничество ведется по принципу white label, когда платформа размещает сервисы партнеров под своим брендом – то есть заимствует инфраструктуру. Например, банк добавляет на свой сайт виджет агрегатора отелей, полностью оформленный в своей стилистике – так что ничто не говорит пользователю, что он пользуется сторонним сервисом. Или наоборот – виджет банка появляется на сайте агрегатора.
В будущем взаимодействие между поставщиками услуг будет еще более бесшовным, а накопленные массивы данных позволят усовершенствовать интерфейс и предложить клиентам новые, более релевантные функции. Во многих странах, например, в Узбекистане, компаниям не хватает сведений о пользователях, поскольку цифровые услуги только набирают популярность в регионе. Но со временем базы данных пополнятся – и появится новое поколение сервисов, адаптированных под потребности аудитории.
Платформизацию платежей могут замедлять регуляторы, но главный сдерживающий фактор во многих странах – это недостаточное проникновение мобильного интернета и цифровое неравенство. Так, в 2021 году доступ к сети был лишь у 4,3 млрд человек – чуть больше половины всего мирового населения. Во многих странах значительная доля граждан не пользуется смартфонами. Например, в Индии мобильные устройства есть только у 55% жителей, а в Узбекистане – у каждого второго.
Очень сильно отличается и качество связи – не только в разных государствах, но и внутри страны. Так, в среднем по России скорость мобильного интернета в 2,2 раза ниже, чем в Москве и области.
Несмотря на это, по прогнозам экспертов среднегодовые темпы роста рынка цифровых платежей до 2027 года составят 12%. Платформы продолжат конкурировать за внимание клиентов, предлагая все более удобные и клиенториентированные продукты. Но настоящего успеха смогут добиться компании, которые не просто изобрели дополнительные функции, а нашли способ в полном объеме покрыть потребности клиента. Скоро пользователи окончательно перестанут разделять процесс шопинга и процесс платежа, а оплата целого комплекса услуг, товаров и подписок будет проходить по принципу одного окна и одного клика. И если в последние годы компании старались сделать платежи удобными, теперь им нужно сделать транзакции еще и незаметными, а свои услуги – по-настоящему полезными и необходимыми. А для этого потребуется более плотная интеграция в повседневную жизнь конечного пользователя – на всех уровнях.