17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 181

Российских рынок внутренних карт

Российских рынок внутренних карт

/. Краткая характеристика состояния рынка внутренних пластиковых карт в конце 1994 г. и перспективы его развития.

Динамика ситуации на российском рынке внутренних пластиковых карт в 1994 г. свидетельствует о том, что по освоению безналичных средств платежа с применением пластиковых карт банковская сфера России развивается, в основном, в русле мировых тенденций. И, хотя сформированная в 1994 г. инфраструктура электронных расчетов по карточкам с применением новых технологий далека от соответствия потребностям в этом виде услуг, достижения российских банков в "карточном" бизнесе следует рассматривать как довольно серьезные. Если на начало 1994 г. внутренние пластиковые карты в России эмитировали не более 25 банков (в основном, входящие в платежные системы STB Card и Union Card, а также Мост-банк, банк "Оптимум" и некоторые другие), а число пользователей карт не превышало 20 тысяч, то к исходу текущего года ситуация в этой сфере кардинальным образом изменилась. В операции с пластиковыми карточками вовлечены не менее 350 российских банков в рамках, в частности, упомянутых выше межбанковских (фактически общероссийских) ассоциаций, а также замкнутых систем, получивших широкое развитие в российских регионах (в рамках отдельных городов и предприятий), для обслуживания замкнутого оборота финансовых средств в условиях дефицита денежной наличности. По различным оценкам, на сегодняшний день число пользователей внутренних карт в России приближается к 300 тысячам с ежемесячным оборотом по картам (в том числе зарплатным) около 70 млн. долларов США. (По данным Центра социального прогнозирования и маркетинга, т. Москва, в России пластиковые карточки имеют около 1,5 млн. человек. Однако, независимые эксперты ставят под сомнение эту цифру, указывая, что она явно завышена в несколько раз).

Характерной особенностью развития рынка электронных средств платежей в России в 1994 г. является повышенный интерес банков к проектам выпуска карт с микропроцессором в связи с низким уровнем развития системы телекоммуникаций в стране. Многие специалисты считают, что поскольку в России практически не была создана развитая и, вместе с тем, дорогостоящая инфраструктура для поддержки магнитных карт, то это обстоятельство в сложившихся условиях облегчит активное внедрение в нашей стране Smart-Cards, имеющих преимущества перед другими типами пластиковых карт (магнитными, оптическими, голографическими и другими).

Динамично развивающийся рынок пластиковых карт в России характеризуется усиливающейся конкуренцией новых "карточных" технологий. На отечественном рынке в основном представлены, за редким исключением, зарубежные поставщики техники и программного обеспечения, предлагающие адаптированные к российским условиям продукты и решения. Однако, несмотря на конкуренцию на российском рынке зарубежных поставщиков hard/software, российские банки при выборе той или иной технологии редко используют широко известный в мировой практике принцип привлечения иностранных поставщиков технологических решений к участию в тендерах, что могло бы способствовать более эффективной реализации банками их "карточных" программ.

Наблюдающаяся сегодня на российском рынке широкая диверсификация карточных программ может затруднить выход для абсолютного большинства эмитентов отечественных пластиковых карт на международный рынок. Такое возможное развитие отчетливо осознают компании STB Card и Union Card, сделавшие в этой связи ставку на постепенный переход от proprietary карт к универсальным картам традиционного типа и добивающиеся сертификации со стороны международных платежных систем VISA International и Europay International.

Конкуренция платежных систем и поставщиков технологий в борьбе за привлечение банков к совместным проектам сопровождается конкуренцией самих банков за привлечение клиентов. Наибольшие возможности в этом плане имеют Сбербанк России, Промстройбанк России, Агропромбанк, которые объявили в ноябре с. г. о намерении координировать усилия по внедрению системы безналичных платежей по микропроцессорным картам. Реализация этими банками намеченных на 1995-1996 гг. карточных программ, предусматривающих ориентацию на слои населения со средними доходами, приведет, вероятно, к буму на рынке пластиковых карт, что будет способствовать изменению поведенческих характеристик со стороны массового клиента, предпочитающего пока еще иметь дело при расчетах не с пластиковой картой, а с наличными деньгами.

С учетом перспективы развития тремя ведущими банками инфраструктуры платежных систем, обеспечивающих их совместимость, на рынке, по-видимому, будут существовать несколько платежных систем, в том числе сформированные за счет расширения числа участников нынешних лидеров - Union Card и STB Card, в какой-то мере "Золотой Короны", создавших достаточно мощную инфраструктуру. Что касается созданных отдельными банками собственных платежных систем, то перспективы этих образований могут оказаться весьма проблематичными, если не будет обеспечено их взаимодействие с другими платежными системами.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube