Журнал ПЛАС » Архив » 1995 » Журнал ПЛАС № 3 (7) 1995 » 493 просмотра

JCB International

Пластиковые карточки использовались в Японии скорее как средство расчетов за полученные услуги,а не как кредитный инструмент. Программы JCB всегда были ориентированы на определенный круг потребителей —людей с высоким уровнем доходов: высший и средний слой менеджмента,представителей высокооплачиваемых профессий. Эта ситуация стала меняться в конце 80-х годов,когда рядовые потребители с более скромными доходами начали приобщаться к безналичным платежам с помощью карточек. В это же самое время JCB предпринимает усилия к развитию сети предприятий торговли и услуг,с тем чтобы расширить сферу применений карточек. Руководство JCB в полной мере осознает,что дальней­шее развитие платежной системы не может происходить только за счет увеличения числа владельцев карточек,поэтому было принято решение о поиске новых внедрения карточек в повседневную жизнь людей.

Одним из примеров является развитие сети терминалов,которые могут обработать транзакцию всего за 5 с,не требуя при этом подписи клиента. Сейчас такие устройства установлены во многих универмагах и магазинах. JCB не оставила недавнее появление на японском рынке пластиковых карточек такого нового инструмента,как возобновляемый кредит,отреагировав снижением процентных ставок по нему для постоянных клиентов

После продолжительного спада в экономике страны,похоже,появились первые признаки оздоровления,с началом которого JCB связывает надежду на активизацию интереса населения к пластиковым карточкам. 80-е годы были названы первым периодам активного распространения,карточек,и есть основания полагать,что вторая волна карточного бума придется на конец 90-х годов.

Компании,занимающиеся пластиковыми карточками,вряд ли питают иллюзии относительно возможности вне­запного скачка потребительских расходов,аналогичного тому,который имел место в 80-е годы. Случись это сейчас,он бы существенно активизировал использование карточек. Японские эмитенты справедливо полагают,что утвердиться на рынке и обеспечить себе благополучное будущее можно только с помощью создания продуктов,выгодно отличающихся от остальных своим качеством и удобством сервиса. Не миновать японским эмитентам и растущей конкуренции,так как деловой климат,в котором они функционируют,все сильнее начинает напоминать тот,что существует в странах с высоко развитым рынком пластиковых карточек. В таких условиях смогут победить только те компании,чьи карточки работают безукоризненно,а качество услуг,предлагаемых их вла­дельцам,соответствует высшим мировым стандартам.

Количественные показатели свидетельствуют о том,что JCB набирает силу. Оборот за 1994 финансовый год составил 3,51 триллиона йен (около 35 млрд. дол­ларов США),число держателей карточек достигло 29 млн.,число ассоциированных торговых точек —3,6 млн.,а число банкоматов —540 тыс.

Делая качественный анализ,можно выделить три основных аспекта: внедрение JCB на новые рынки пластиковых карточек,стратегия выпуска совместных карточек и ввод в действие нового процессингового центра JCB.

В Японии доля наличных платежей в общем объеме расчетов за товары и услуги очень велика,и JCB видит главную задачу в том,чтобы побудить потребителей сделать выбор в пользу пластиковых карточек. Одна­ко для выполнения этой задачи необходимо,чтобы расчеты по карточкам занимали не больше времени,чем расчеты наличными.

JCB обеспечивает поддержку системы на базе со­временных технологий,что позволило внедрить в су­пермаркетах и пунктах проката видеокассет новую си­стему осуществления транзакций без подписи клиен­та,которая в сравнении с платежами наличными занимает меньше времени. Это дает основания полагать,что возможность вытеснить наличные с рынка расчетов становится весьма реальна.

JCB также предпринимает попытки внедриться в зону влияния корпоративного и государственного секторов,туристических агентств и других аналогичных ведомств Японии,где карточки раньше не использовались. Система JCB в течение длительного времени уделя­ла много внимания как увеличению потребительной стоимости своих карточек,так и развитию сферы совместно эмитируемых карточек (co-branding cards), в которой JCB занимает одну из ведущих позиций. Та­кие карточки играют важную роль в привлечении но­вых клиентов. Сотрудничая с крупнейшими японскими и  зарубежными  корпорациями,  JCB  выпустила  уже 300 видов совместных карточек.

Руководство JCB считает,что успех той или иной программы эмиссии карточек в решающей степени определяется гибкостью эмиссионной стратегии,и выпуск совместных карточек рассматривается как один из способов достижения такой гибкости. Совместные карточки по сути являются инструментом,дающим их владельцам возможно получать дополнительные ус­луги,Обычно совместные карточки ассоциируются с единым комплексом предлагаемых услуг: скидка при оплате телефонных разговоров или льготы предоставляемые партнерской авиакомпанией. Однако с появле­нием серии туристических центров JCB Plaza,сети информационных центров JCB Service Desk и электронной базы данных Т&Е. Information Processing System (TIPS) совместные карточки JCB получили возможность обеспечить еще более широкий спектр услуг.

Большое внимание уделяется руководством JCB популяризации продуктов системы. Например,в целях увеличения объема продаж по карточкам JCB за рубежом компания разработала и ввела специальную сис­тему скидок и призов для потребителей (JCB Shopping Passport),которая действует в ряде лучших зарубеж­ных магазинов. С этой же целью начата компания JCB Plazas World Festa Sales Campaign. Введена в действие международная гостиничная служба (World Hotel Service),в рамках которой около 12 000 наиболее по­пулярных отелей мира предлагают специальные скидки и льготы посещающим их владельцам карточек JCB.

Будучи твердым приверженцем лозунга «Качество и потребительная стоимость»,JCB стремится развивать структуру сервиса так,чтобы любой потребитель,имея карточку с этой маркой,чувствовал себя свободно в любой точке земного шара. С этой целью создана сеть туристических центров JCB Plaza —международная сеть сервиса JCB. Эта система направлена на предоста­вление всем владельцам карточек JCB спектра услуг,не­обходимого и достаточного для того,чтобы сделать их поездку и пребывание вдали от дома не только полез­ными,но и максимально приятными.

Рост числа туристов и бизнесменов-владельцев кар­точек JCB,прибывающих из-за границы,вызвал необхо­димость создания токийского отделения JCB Plaza,пер­сонал которого предлагает услуги не только на родном,но и на китайском,корейском и английском языках.

 

Статистика поездок японцев за границу в 1993 г. (всего 11 933 620 выездов)

К концу 1994 г. функционировало 25 отделений JCB Plaza —половина от запланированного числа,и 37 ин­формационных бюро JCB Service Desk.

Роль центров JCB Plaza заключается не только в об­служивании держателей карточек в их поездках. Цент­ры также способствуют активизации деятельности эк-вайеров —партнеров JCB и увеличению оборота их тор­говых предприятий. На это,в частности,нацелена спе­циальная система призов,предусмотренная в рамках кампании JCB Plaza World Festa Sales Campaign.

В 1994 г. введена в действие новая информационная система TIPS (T&E Information Processing System),с помо­щью которой обеспечивается доступ к базе данных лю­бого офиса JCB Plaza. Поскольку возможности системы позволяют хранить информацию о каких-либо особых требованиях клиентов,персонал JCB Plaza всегда будет знать о них заранее и иметь их в виду при обслужива­нии клиента,например,заказ ужина в ресторане,пере­бронирование билетов и т. д.

Заслуживает внимания и тот факт,что в борьбе за потребителя JCB использует такой инструмент,как пре­доставление клиентам возможности воспользоваться ус­лугами ассоциации еще до совершения платежа. В рам­ках этой политики JCB предлагает широкий спектр сле­дующих дополнительных услуг:

—резервирование авиабилетов и мест в отелях,а так­же аренда автомобилей через специальное туристиче­ское агентство JCB Travel;

—приобретение билетов в театры,в оперу,на концер­ты,различные спортивные турниры и соревнования на­прямую через JCB;

—                специальные путеводители по городам,включаю­щие информацию об основных достопримечательностях,аэропортах,ресторанах,магазинах,отелях,местах от­дыха и развлечений;

—                —заказ товаров и услуг по почте через специальные службы системы JCB или через компании,подписавшие с ней контракты;

—различные услуги по страхованию;

—кредитные услуги;

—услуги в области лизинга через компанию JCB Lease;

—гарантирование финансовому институту-кредитору кредитоспособности держателя карточки JCB;

—получение предварительно оплаченных карточек че­рез компанию Prepaid Card Systems.

Помимо развития своего бизнеса,JCB проводит и ор­ганизационные мероприятия,направленные на совер­шенствование системы. В мае 1994 г. в токийском рай­оне Митака был введен в действие процессинговый центр JCB,который даст возможность руководству JCB осуществлять административные функции более рацио­нально и эффективно. Это,в свою очередь,будет спо­собствовать дальнейшему повышению качественных ха­рактеристик работы платежной системы.

Говоря о платежной системе JCB в целом,нельзя не отметить,что это в определенной степени уникальная система. Карточки JCB обладают не одной только пла­тежной функцией,как Visa или MasterCard,не являют­ся они и исключительно Т&Е карточками,как American Express или Diners Club. Карточка JCB предлагает услу­ги,соответствующие высоким международным стан­дартам,она ориентирована на уровень сервиса,соот­ветствующего требованиям клиентов с высокими и очень высокими доходами,причем ее создатели заин­тересованы в эмиссии совместных карточек с другими финансовыми институтами,как японскими,так и зару­бежными.

Стратегическое решение о выходе на внешний рынок было принято руководством JCB в середине 80-х годов и окончательно сформулировано на первой междуна­родной конференции JCB в 1988 г.,когда перед платеж­ной системой была поставлена цель в кратчайшие сро­ки занять прочное положение среди крупнейших эмитен­тов международных пластиковых карточек.

Сегодня,спустя всего 7 лет после принятия этого ре­шения,можно сделать вывод,что цель,в основном,до­стигнута: 880 000 пунктов приема карточек JCB в 142 странах мира,успешная реализация про­грамм эмиссии карточек в 9 странах с общим числом держателей карточек 230 000,24 иностранных пред­ставительства JCB и 62 зарубежных сервисных центра -такая статистика говорит сама за себя.

До сих пор приоритетными направлениями JCB в ос­воении внешнего рынка были Европа и США. Однако на состоявшейся в Бангкоке в ноябре 1994 г. 4-ой ме­ждународной конференции JCB руководство компании объявило о намерении сфокусировать внимание на странах АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона). Из­бранная местом проведения конференции столица Та­иланда в определенной степени была призвана симво­лизировать провозглашенный JCB курс на «возврат к Азии».

Выступая на конференции,президент JCB International Масааки Икэути (Masaaki Ikeuchi) особо выделил те це­ли,которые ставит перед собой ассоциация в освоении рынка стран АТР. По его мнению,несмотря на успехи,достигнутые в области повышения потребительной стои­мости карточки JCB,задача превращения ее в действи­тельно международную платежную Т&Е карточку еще не решена. Для решения этой задачи и признания карточек JCB самым удобным и самым распространенным платеж­ным инструментом в АТР необходимо обеспечить беспре­пятственный прием и качественное обслуживание этих карточек как в Японии,так и за рубежом.

Присутствие системы в АТР уже давно и явно ощуща­ется. Так,она тесно сотрудничает с корейским эмитентом пластиковых карточек ВС Card Co. Начав в 1983 г. с об­служивания карточек JCB,деловые партнеры в сентябре

1993 г. вплотную подошли к проекту выпуска совместного продукта —BC/JCB Card. Через год число держателей этих карточек достигло 175 000. Платежная карточка BC/JCB Card предназначена для часто посещающих Корею япон­ских туристов и бизнесменов,а также для китайцев и ко­рейцев,имеющих деловых партнеров в Японии или посе­щающих эту страну в качестве туристов.

JCB успешно работает на китайском рынке. В марте

1994 г. начало работу представительство JCB в Шанхае -второе после пекинского,открытое в КНР. Ограничения,налагаемые китайским правительством на сферу частного предпринимательства,сдерживают развитие обслужива­ния карточек,а следовательно,и проникновение JCB на китайский рынок. Однако намеченные на ближайшее вре­мя меры по либерализации сферы услуг в КНР могут соз­дать новые возможности для развития рынка карточек в этой стране. В частности,они облегчат реализацию наме­ченных JCB планов по расширению сети обслуживающих банков и ассоциированных предприятий торговли и услуг,открытию информационно-туристских центров и бюро JCB Plaza.

В марте 1994 г. вице-президент JCB Казунао Мурата (Kazunao Murata) подписал в Улан-Баторе соглашение с Банком Торговли и Развития Монголии. К моменту подпи­сания данного соглашения в ряде городов Монголии,наи­более часто посещаемых иностранцами,уже существова­ла сеть предприятий торговли и услуг,принимающих кар­точки JCB. Принимались они также крупными гостиница­ми и главной авиакомпанией страны Mongol Airlines. В на­стоящее время возможность осуществлять обслуживание этих карточек получили местные предприятия торговли и услуг. Стало также возможным получение наличных по карточкам JCB.

Существование развитых экономических связей между двумя странами и тот факт,что ежегодно Монголию по­сещают около 3 000 японцев,позволят сделать вывод о наличии достаточно прочного базиса для дальнейшей экспансии JCB на рынке этой страны.

Существует еще один фактор,создающий благоприят­ные условия для освоения JCB монгольского рынка. Дело в том,что прибывающим в Монголию иностранцам раз­решено производить расчеты исключительно в долларах США. В то же время обмен любой валюты на американ­ские доллары в Монголии чрезвычайно затруднен. Естест­венно,что в такой ситуации предлагаемая JCB возмож­ность расчетов по платежной карточке выглядит весьма привлекательной.

Вместе с тем было бы ошибочным считать,что пово­рачиваясь «лицом к Азии»,JCB отказалась от экспансио­нистских устремлений на Западе. Напротив,работа в этом направлении успешно продолжается.

Так,на 1995 г. намечено начало реализации нового проекта JCB в сотрудничестве с одним из ведущих амери­канских эмитентов платежных карточек Household Credit Services. Данным проектом предусматривается создание платежной карточки JCB/Household Card,маркетинговую основу которой составляет концепция,позволяющая наи-

более широко удовлетворять запросы потребителей в сфере индустрии путешествий и развлечений. Выпускаемые в соответствии с данным проектом пластиковые карточки JCB ориентированы на американских предпринимателей,управляющих высокого уровня,а также тех бизнесменов,которым по роду деятельности приходится часто совер­шать поездки. Новая совместная карточка предназначена не для массового клиента,а исключительно для неболь­шой,но важной группы потребителей.

С октября 1993 г. работает программа эмиссии кар­точек JCB/Northwest World Perks Card,разработанная совместно с американской авиакомпанией Northwest Карточка ориентирована на тех,кто часто совершает деловые и развлекательные поездки,причем ее держа­тель получает бонусы не только при покупке авиабиле­тов на рейсы этой авиакомпании,но и при совершении любых других покупок по этой карточке. Несмотря на конкуренцию со стороны Visa и American Express,кото­рые вслед за JCB начали выпуск аналогичных продуктов,число держателей карточек JCB продолжало расти. По сравнению с обычными карточками JCB/Northwest World Perks Card используются чаще —сумма расходуемых средств по каждому карточному счету составляет 14 000 долл. США ежегодно.

Результаты данного проекта наглядно демонстрируют потенциал выпуска совместных пластиковых карточек. Об­щая статистика по совместным карточкам показывает,что ежемесячно в операциях участвуют 90% этих платеж­ных инструментов,причем объем средств,снимаемых с карточных счетов,в 10 раз превышает аналогичный пока­затель для других видов карточек JCB.

JCB достигнуты договоренности с крупнейшей канад­ской авиакомпанией Air Canada,голландской авиакомпа­нией KLM Royal Dutch Airlines и бельгийской Sabena Belgium World Airlines,в соответствии с которыми карточ­ки JCB могут использоваться при покупке билетов на рей­сы этой авиакомпании в Японии и других странах и для оп­латы расходов во время полета. Нельзя не упомянуть и о соглашении,подписанном в Лондоне в конце 1994 г. ме­жду JCB International и Barclays Bank. Оно предусматрива­ет прием карточек JCB в 130 000 торговых точек,соста­вляющих коммерческую сеть Barclays,в первую очередь,в регионах,часто посещаемых иностранными туристами,в частности,японцами. Предполагается,что через год чис­ло точек вырастет еще на 20 000. Помимо этого,Barclays Bank осуществляет обслуживание карточек JCB в Кении,на Сейшельских Островах и Маврикии.

Платежная система JCB ведет активную работу по скандинавскому рынку. Так,JCB подписано лицензионное соглашение со шведским Sparbanken Finans AB,который в настоящее время работает с карточками Visa,American Express и Diners Club (10 000 POS-терминалов и сеть из 45 000 ассоциированных торговых предприятий). В Норвегии JCB подписан сервисный контракт с Europay Norge A.S. В ближайшем будущем JCB планирует открыть очередной информационно-туристский центр в Копенгагене.

Руководство JCB,в отличие от других эмитентов ме­ждународных карточек,предназначенных для сферы ту­ризма и развлечений,рассматривает участие зарубеж­ных партнеров в выпуске своих карточек как одну из составляющих внешней политики компании,направлен­ной на расширение экспансии на мировом рынке пла­стиковых карточек. Сотрудничество с зарубежными фи­нансовыми институтами,ориентированными на потре­бителя,дало JCB возможность предоставлять своим клиентам более широкий спектр услуг высокого ка­чества,в связи с чем потребительная стоимость карточек JCB еще больше возросла. Вообще гово­ря,стремление к наращиванию добавленной стои­мости своего продукта,под которым,в первую оче­редь,следует понимать расширение спектра пред­лагаемых услуг и выход на качественно новый уро­вень обслуживания клиентов,всегда было и остает­ся частью философии JCB,которая проходит через все стратегические планы и программы платежной системы. •

Историческая  справка

 

 

Три предыдущие международные конференции ассоциации JCB International состоялись в Токио (1988),Гонолулу (1990) и Вене (1992)._______

Динамика зарубежных поездок японцев (1985-1993)

 

Статистика роста платежной системы JCB (1988-1994)

 

 

 

Основные показатели развития системы JCB в 1994 г.:

—ежегодный оборот: 3,5 трлн. яп. йен (ок. 35 млрд. долл. США)

—число пользователей-. 29 млн. чел.

—торговая сеть: 3,6 млн. предприятий коммерческой сети

—число стран,обслуживающих карточки JCB: 142

Общая информация о системе:

—основана в 1961 году;

— капитал: 6,6 млрд. яп. йен (ок. 66 млн. долл. США);

—2200 сотрудников;

—31 офис и 8 сервисных центров в Японии;

—27 зарубежных представительств.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться",вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных