JCB International
Пластиковые карточки использовались в Японии скорее как средство расчетов за полученные услуги, а не как кредитный инструмент. Программы JCB всегда были ориентированы на определенный круг потребителей - людей с высоким уровнем доходов: высший и средний слой менеджмента, представителей высокооплачиваемых профессий. Эта ситуация стала меняться в конце 80-х годов, когда рядовые потребители с более скромными доходами начали приобщаться к безналичным платежам с помощью карточек. В это же самое время JCB предпринимает усилия к развитию сети предприятий торговли и услуг, с тем чтобы расширить сферу применений карточек. Руководство JCB в полной мере осознает, что дальнейшее развитие платежной системы не может происходить только за счет увеличения числа владельцев карточек, поэтому было принято решение о поиске новых внедрения карточек в повседневную жизнь людей.
Одним из примеров является развитие сети терминалов, которые могут обработать транзакцию всего за 5 с, не требуя при этом подписи клиента. Сейчас такие устройства установлены во многих универмагах и магазинах. JCB не оставила недавнее появление на японском рынке пластиковых карточек такого нового инструмента, как возобновляемый кредит, отреагировав снижением процентных ставок по нему для постоянных клиентов
После продолжительного спада в экономике страны, похоже, появились первые признаки оздоровления, с началом которого JCB связывает надежду на активизацию интереса населения к пластиковым карточкам. 80-е годы были названы первым периодам активного распространения, карточек, и есть основания полагать, что вторая волна карточного бума придется на конец 90-х годов.
Компании, занимающиеся пластиковыми карточками, вряд ли питают иллюзии относительно возможности внезапного скачка потребительских расходов, аналогичного тому, который имел место в 80-е годы. Случись это сейчас, он бы существенно активизировал использование карточек. Японские эмитенты справедливо полагают, что утвердиться на рынке и обеспечить себе благополучное будущее можно только с помощью создания продуктов, выгодно отличающихся от остальных своим качеством и удобством сервиса. Не миновать японским эмитентам и растущей конкуренции, так как деловой климат, в котором они функционируют, все сильнее начинает напоминать тот, что существует в странах с высоко развитым рынком пластиковых карточек. В таких условиях смогут победить только те компании, чьи карточки работают безукоризненно, а качество услуг, предлагаемых их владельцам, соответствует высшим мировым стандартам.
Количественные показатели свидетельствуют о том, что JCB набирает силу. Оборот за 1994 финансовый год составил 3,51 триллиона йен (около 35 млрд. долларов США), число держателей карточек достигло 29 млн., число ассоциированных торговых точек - 3,6 млн., а число банкоматов - 540 тыс.
Делая качественный анализ, можно выделить три основных аспекта: внедрение JCB на новые рынки пластиковых карточек, стратегия выпуска совместных карточек и ввод в действие нового процессингового центра JCB.
В Японии доля наличных платежей в общем объеме расчетов за товары и услуги очень велика, и JCB видит главную задачу в том, чтобы побудить потребителей сделать выбор в пользу пластиковых карточек. Однако для выполнения этой задачи необходимо, чтобы расчеты по карточкам занимали не больше времени, чем расчеты наличными.
JCB обеспечивает поддержку системы на базе современных технологий, что позволило внедрить в супермаркетах и пунктах проката видеокассет новую систему осуществления транзакций без подписи клиента, которая в сравнении с платежами наличными занимает меньше времени. Это дает основания полагать, что возможность вытеснить наличные с рынка расчетов становится весьма реальна.
JCB также предпринимает попытки внедриться в зону влияния корпоративного и государственного секторов, туристических агентств и других аналогичных ведомств Японии, где карточки раньше не использовались. Система JCB в течение длительного времени уделяла много внимания как увеличению потребительной стоимости своих карточек, так и развитию сферы совместно эмитируемых карточек (co-branding cards), в которой JCB занимает одну из ведущих позиций. Такие карточки играют важную роль в привлечении новых клиентов. Сотрудничая с крупнейшими японскими и зарубежными корпорациями, JCB выпустила уже 300 видов совместных карточек.
Руководство JCB считает, что успех той или иной программы эмиссии карточек в решающей степени определяется гибкостью эмиссионной стратегии, и выпуск совместных карточек рассматривается как один из способов достижения такой гибкости. Совместные карточки по сути являются инструментом, дающим их владельцам возможно получать дополнительные услуги, Обычно совместные карточки ассоциируются с единым комплексом предлагаемых услуг: скидка при оплате телефонных разговоров или льготы предоставляемые партнерской авиакомпанией. Однако с появлением серии туристических центров JCB Plaza, сети информационных центров JCB Service Desk и электронной базы данных Т&Е. Information Processing System (TIPS) совместные карточки JCB получили возможность обеспечить еще более широкий спектр услуг.
Большое внимание уделяется руководством JCB популяризации продуктов системы. Например, в целях увеличения объема продаж по карточкам JCB за рубежом компания разработала и ввела специальную систему скидок и призов для потребителей (JCB Shopping Passport), которая действует в ряде лучших зарубежных магазинов. С этой же целью начата компания JCB Plazas World Festa Sales Campaign. Введена в действие международная гостиничная служба (World Hotel Service), в рамках которой около 12 000 наиболее популярных отелей мира предлагают специальные скидки и льготы посещающим их владельцам карточек JCB.
Будучи твердым приверженцем лозунга «Качество и потребительная стоимость», JCB стремится развивать структуру сервиса так, чтобы любой потребитель, имея карточку с этой маркой, чувствовал себя свободно в любой точке земного шара. С этой целью создана сеть туристических центров JCB Plaza - международная сеть сервиса JCB. Эта система направлена на предоставление всем владельцам карточек JCB спектра услуг, необходимого и достаточного для того, чтобы сделать их поездку и пребывание вдали от дома не только полезными, но и максимально приятными.
Рост числа туристов и бизнесменов-владельцев карточек JCB, прибывающих из-за границы, вызвал необходимость создания токийского отделения JCB Plaza, персонал которого предлагает услуги не только на родном, но и на китайском, корейском и английском языках.
Статистика поездок японцев за границу в 1993 г. (всего 11 933 620 выездов)
К концу 1994 г. функционировало 25 отделений JCB Plaza - половина от запланированного числа, и 37 информационных бюро JCB Service Desk.
Роль центров JCB Plaza заключается не только в обслуживании держателей карточек в их поездках. Центры также способствуют активизации деятельности эк-вайеров - партнеров JCB и увеличению оборота их торговых предприятий. На это, в частности, нацелена специальная система призов, предусмотренная в рамках кампании JCB Plaza World Festa Sales Campaign.
В 1994 г. введена в действие новая информационная система TIPS (T&E Information Processing System), с помощью которой обеспечивается доступ к базе данных любого офиса JCB Plaza. Поскольку возможности системы позволяют хранить информацию о каких-либо особых требованиях клиентов, персонал JCB Plaza всегда будет знать о них заранее и иметь их в виду при обслуживании клиента, например, заказ ужина в ресторане, перебронирование билетов и т. д.
Заслуживает внимания и тот факт, что в борьбе за потребителя JCB использует такой инструмент, как предоставление клиентам возможности воспользоваться услугами ассоциации еще до совершения платежа. В рамках этой политики JCB предлагает широкий спектр следующих дополнительных услуг:
- резервирование авиабилетов и мест в отелях, а также аренда автомобилей через специальное туристическое агентство JCB Travel;
- приобретение билетов в театры, в оперу, на концерты, различные спортивные турниры и соревнования напрямую через JCB;
- специальные путеводители по городам, включающие информацию об основных достопримечательностях, аэропортах, ресторанах, магазинах, отелях, местах отдыха и развлечений;
- - заказ товаров и услуг по почте через специальные службы системы JCB или через компании, подписавшие с ней контракты;
- различные услуги по страхованию;
- кредитные услуги;
- услуги в области лизинга через компанию JCB Lease;
- гарантирование финансовому институту-кредитору кредитоспособности держателя карточки JCB;
- получение предварительно оплаченных карточек через компанию Prepaid Card Systems.
Помимо развития своего бизнеса, JCB проводит и организационные мероприятия, направленные на совершенствование системы. В мае 1994 г. в токийском районе Митака был введен в действие процессинговый центр JCB, который даст возможность руководству JCB осуществлять административные функции более рационально и эффективно. Это, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему повышению качественных характеристик работы платежной системы.
Говоря о платежной системе JCB в целом, нельзя не отметить, что это в определенной степени уникальная система. Карточки JCB обладают не одной только платежной функцией, как Visa или MasterCard, не являются они и исключительно Т&Е карточками, как American Express или Diners Club. Карточка JCB предлагает услуги, соответствующие высоким международным стандартам, она ориентирована на уровень сервиса, соответствующего требованиям клиентов с высокими и очень высокими доходами, причем ее создатели заинтересованы в эмиссии совместных карточек с другими финансовыми институтами, как японскими, так и зарубежными.
Стратегическое решение о выходе на внешний рынок было принято руководством JCB в середине 80-х годов и окончательно сформулировано на первой международной конференции JCB в 1988 г., когда перед платежной системой была поставлена цель в кратчайшие сроки занять прочное положение среди крупнейших эмитентов международных пластиковых карточек.
Сегодня, спустя всего 7 лет после принятия этого решения, можно сделать вывод, что цель, в основном, достигнута: 880 000 пунктов приема карточек JCB в 142 странах мира, успешная реализация программ эмиссии карточек в 9 странах с общим числом держателей карточек 230 000, 24 иностранных представительства JCB и 62 зарубежных сервисных центра -такая статистика говорит сама за себя.
До сих пор приоритетными направлениями JCB в освоении внешнего рынка были Европа и США. Однако на состоявшейся в Бангкоке в ноябре 1994 г. 4-ой международной конференции JCB руководство компании объявило о намерении сфокусировать внимание на странах АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона). Избранная местом проведения конференции столица Таиланда в определенной степени была призвана символизировать провозглашенный JCB курс на «возврат к Азии».
Выступая на конференции, президент JCB International Масааки Икэути (Masaaki Ikeuchi) особо выделил те цели, которые ставит перед собой ассоциация в освоении рынка стран АТР. По его мнению, несмотря на успехи, достигнутые в области повышения потребительной стоимости карточки JCB, задача превращения ее в действительно международную платежную Т&Е карточку еще не решена. Для решения этой задачи и признания карточек JCB самым удобным и самым распространенным платежным инструментом в АТР необходимо обеспечить беспрепятственный прием и качественное обслуживание этих карточек как в Японии, так и за рубежом.
Присутствие системы в АТР уже давно и явно ощущается. Так, она тесно сотрудничает с корейским эмитентом пластиковых карточек ВС Card Co. Начав в 1983 г. с обслуживания карточек JCB, деловые партнеры в сентябре
1993 г. вплотную подошли к проекту выпуска совместного продукта - BC/JCB Card. Через год число держателей этих карточек достигло 175 000. Платежная карточка BC/JCB Card предназначена для часто посещающих Корею японских туристов и бизнесменов, а также для китайцев и корейцев, имеющих деловых партнеров в Японии или посещающих эту страну в качестве туристов.
JCB успешно работает на китайском рынке. В марте
1994 г. начало работу представительство JCB в Шанхае -второе после пекинского, открытое в КНР. Ограничения, налагаемые китайским правительством на сферу частного предпринимательства, сдерживают развитие обслуживания карточек, а следовательно, и проникновение JCB на китайский рынок. Однако намеченные на ближайшее время меры по либерализации сферы услуг в КНР могут создать новые возможности для развития рынка карточек в этой стране. В частности, они облегчат реализацию намеченных JCB планов по расширению сети обслуживающих банков и ассоциированных предприятий торговли и услуг, открытию информационно-туристских центров и бюро JCB Plaza.
В марте 1994 г. вице-президент JCB Казунао Мурата (Kazunao Murata) подписал в Улан-Баторе соглашение с Банком Торговли и Развития Монголии. К моменту подписания данного соглашения в ряде городов Монголии, наиболее часто посещаемых иностранцами, уже существовала сеть предприятий торговли и услуг, принимающих карточки JCB. Принимались они также крупными гостиницами и главной авиакомпанией страны Mongol Airlines. В настоящее время возможность осуществлять обслуживание этих карточек получили местные предприятия торговли и услуг. Стало также возможным получение наличных по карточкам JCB.
Существование развитых экономических связей между двумя странами и тот факт, что ежегодно Монголию посещают около 3 000 японцев, позволят сделать вывод о наличии достаточно прочного базиса для дальнейшей экспансии JCB на рынке этой страны.
Существует еще один фактор, создающий благоприятные условия для освоения JCB монгольского рынка. Дело в том, что прибывающим в Монголию иностранцам разрешено производить расчеты исключительно в долларах США. В то же время обмен любой валюты на американские доллары в Монголии чрезвычайно затруднен. Естественно, что в такой ситуации предлагаемая JCB возможность расчетов по платежной карточке выглядит весьма привлекательной.
Вместе с тем было бы ошибочным считать, что поворачиваясь «лицом к Азии», JCB отказалась от экспансионистских устремлений на Западе. Напротив, работа в этом направлении успешно продолжается.
Так, на 1995 г. намечено начало реализации нового проекта JCB в сотрудничестве с одним из ведущих американских эмитентов платежных карточек Household Credit Services. Данным проектом предусматривается создание платежной карточки JCB/Household Card, маркетинговую основу которой составляет концепция, позволяющая наи-
более широко удовлетворять запросы потребителей в сфере индустрии путешествий и развлечений. Выпускаемые в соответствии с данным проектом пластиковые карточки JCB ориентированы на американских предпринимателей, управляющих высокого уровня, а также тех бизнесменов, которым по роду деятельности приходится часто совершать поездки. Новая совместная карточка предназначена не для массового клиента, а исключительно для небольшой, но важной группы потребителей.
С октября 1993 г. работает программа эмиссии карточек JCB/Northwest World Perks Card, разработанная совместно с американской авиакомпанией Northwest Карточка ориентирована на тех, кто часто совершает деловые и развлекательные поездки, причем ее держатель получает бонусы не только при покупке авиабилетов на рейсы этой авиакомпании, но и при совершении любых других покупок по этой карточке. Несмотря на конкуренцию со стороны Visa и American Express, которые вслед за JCB начали выпуск аналогичных продуктов, число держателей карточек JCB продолжало расти. По сравнению с обычными карточками JCB/Northwest World Perks Card используются чаще - сумма расходуемых средств по каждому карточному счету составляет 14 000 долл. США ежегодно.
Результаты данного проекта наглядно демонстрируют потенциал выпуска совместных пластиковых карточек. Общая статистика по совместным карточкам показывает, что ежемесячно в операциях участвуют 90% этих платежных инструментов, причем объем средств, снимаемых с карточных счетов, в 10 раз превышает аналогичный показатель для других видов карточек JCB.
JCB достигнуты договоренности с крупнейшей канадской авиакомпанией Air Canada, голландской авиакомпанией KLM Royal Dutch Airlines и бельгийской Sabena Belgium World Airlines, в соответствии с которыми карточки JCB могут использоваться при покупке билетов на рейсы этой авиакомпании в Японии и других странах и для оплаты расходов во время полета. Нельзя не упомянуть и о соглашении, подписанном в Лондоне в конце 1994 г. между JCB International и Barclays Bank. Оно предусматривает прием карточек JCB в 130 000 торговых точек, составляющих коммерческую сеть Barclays, в первую очередь, в регионах, часто посещаемых иностранными туристами, в частности, японцами. Предполагается, что через год число точек вырастет еще на 20 000. Помимо этого, Barclays Bank осуществляет обслуживание карточек JCB в Кении, на Сейшельских Островах и Маврикии.
Платежная система JCB ведет активную работу по скандинавскому рынку. Так, JCB подписано лицензионное соглашение со шведским Sparbanken Finans AB, который в настоящее время работает с карточками Visa, American Express и Diners Club (10 000 POS-терминалов и сеть из 45 000 ассоциированных торговых предприятий). В Норвегии JCB подписан сервисный контракт с Europay Norge A.S. В ближайшем будущем JCB планирует открыть очередной информационно-туристский центр в Копенгагене.
Руководство JCB, в отличие от других эмитентов международных карточек, предназначенных для сферы туризма и развлечений, рассматривает участие зарубежных партнеров в выпуске своих карточек как одну из составляющих внешней политики компании, направленной на расширение экспансии на мировом рынке пластиковых карточек. Сотрудничество с зарубежными финансовыми институтами, ориентированными на потребителя, дало JCB возможность предоставлять своим клиентам более широкий спектр услуг высокого качества, в связи с чем потребительная стоимость карточек JCB еще больше возросла. Вообще говоря, стремление к наращиванию добавленной стоимости своего продукта, под которым, в первую очередь, следует понимать расширение спектра предлагаемых услуг и выход на качественно новый уровень обслуживания клиентов, всегда было и остается частью философии JCB, которая проходит через все стратегические планы и программы платежной системы. •
Историческая справка
|
Три предыдущие международные конференции ассоциации JCB International состоялись в Токио (1988), Гонолулу (1990) и Вене (1992)._______
Динамика зарубежных поездок японцев (1985-1993)
Статистика роста платежной системы JCB (1988-1994)
|
|
Основные показатели развития системы JCB в 1994 г.:
- ежегодный оборот: 3,5 трлн. яп. йен (ок. 35 млрд. долл. США)
- число пользователей-. 29 млн. чел.
- торговая сеть: 3,6 млн. предприятий коммерческой сети
- число стран, обслуживающих карточки JCB: 142
Общая информация о системе:
- основана в 1961 году;
- капитал: 6,6 млрд. яп. йен (ок. 66 млн. долл. США);
- 2200 сотрудников;
- 31 офис и 8 сервисных центров в Японии;
- 27 зарубежных представительств.