17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 196

JCB International

JCB International

Пластиковые карточки использовались в Японии скорее как средство расчетов за полученные услуги, а не как кредитный инструмент. Программы JCB всегда были ориентированы на определенный круг потребителей - людей с высоким уровнем доходов: высший и средний слой менеджмента, представителей высокооплачиваемых  профессий. Эта ситуация  стала меняться в конце 80-х годов, когда рядовые потребители с более скромными доходами начали приобщаться к безналичным платежам с помощью карточек. В это же самое время JCB предпринимает усилия к развитию сети предприятий торговли и услуг, с тем чтобы расширить сферу применений карточек. Руководство JCB  в полной мере осознает, что дальней­шее развитие платежной системы не может происходить только за счет увеличения числа владельцев карточек, поэтому было принято решение о поиске новых внедрения карточек в повседневную жизнь людей.

Одним из примеров является развитие сети терминалов, которые могут обработать транзакцию всего за 5 с, не требуя при этом подписи клиента. Сейчас такие устройства  установлены  во  многих универмагах и магазинах. JCB не оставила  недавнее  появление  на японском рынке пластиковых карточек такого нового инструмента, как возобновляемый кредит, отреагировав снижением процентных ставок по нему для постоянных клиентов

После продолжительного спада в экономике страны, похоже, появились первые признаки оздоровления, с началом которого JCB связывает надежду на активизацию интереса населения к пластиковым карточкам. 80-е годы были названы первым периодам активного распространения, карточек, и есть основания  полагать, что вторая волна карточного бума придется на конец 90-х годов.

Компании, занимающиеся пластиковыми карточками, вряд ли питают иллюзии относительно возможности вне­запного скачка потребительских расходов, аналогичного тому, который имел место в 80-е годы. Случись это сейчас, он бы существенно активизировал использование карточек. Японские эмитенты справедливо полагают, что утвердиться на рынке и обеспечить себе благополучное будущее можно только с помощью создания продуктов, выгодно отличающихся от остальных своим качеством и удобством сервиса. Не миновать японским эмитентам и растущей конкуренции, так как деловой климат, в котором они функционируют, все сильнее начинает напоминать тот, что существует в странах с высоко развитым рынком пластиковых карточек. В таких условиях смогут победить только те компании, чьи карточки работают безукоризненно, а качество услуг, предлагаемых их вла­дельцам, соответствует высшим мировым стандартам.

Количественные показатели свидетельствуют о том, что JCB набирает силу. Оборот за 1994 финансовый год составил 3,51 триллиона йен (около 35 млрд. дол­ларов США), число держателей карточек достигло 29 млн., число ассоциированных торговых точек - 3,6 млн., а число банкоматов - 540 тыс.

Делая качественный анализ, можно выделить три основных аспекта: внедрение JCB на новые рынки пластиковых карточек, стратегия выпуска совместных карточек и ввод в действие нового процессингового центра JCB.

В Японии доля наличных платежей в общем объеме расчетов за товары и услуги очень велика, и JCB видит главную задачу в том, чтобы побудить потребителей сделать выбор в пользу пластиковых карточек. Одна­ко для выполнения этой задачи необходимо, чтобы расчеты по карточкам занимали не больше времени, чем расчеты наличными.

JCB обеспечивает поддержку системы на базе со­временных технологий, что позволило внедрить в су­пермаркетах и пунктах проката видеокассет новую си­стему осуществления транзакций без подписи клиен­та, которая в сравнении с платежами наличными занимает меньше времени. Это дает основания полагать, что возможность вытеснить наличные с рынка расчетов становится весьма реальна.

JCB также предпринимает попытки внедриться в зону влияния корпоративного и государственного секторов, туристических агентств и других аналогичных ведомств Японии, где карточки раньше не использовались. Система JCB в течение длительного времени уделя­ла много внимания как увеличению  потребительной стоимости своих карточек, так и развитию сферы совместно эмитируемых карточек  (co-branding cards),  в которой JCB занимает одну из ведущих позиций. Та­кие карточки играют важную роль в привлечении но­вых клиентов. Сотрудничая с крупнейшими японскими и   зарубежными   корпорациями,   JCB   выпустила   уже 300 видов совместных карточек.

Руководство JCB считает, что успех той или иной программы эмиссии карточек в решающей степени определяется гибкостью эмиссионной стратегии, и выпуск совместных карточек рассматривается как один из способов достижения такой гибкости. Совместные карточки по сути являются инструментом, дающим их владельцам возможно получать дополнительные ус­луги, Обычно совместные карточки ассоциируются с единым комплексом предлагаемых услуг: скидка при оплате телефонных разговоров или льготы предоставляемые партнерской авиакомпанией. Однако с появле­нием серии туристических центров JCB Plaza, сети информационных центров JCB Service Desk и электронной базы данных Т&Е. Information Processing System (TIPS) совместные карточки JCB получили возможность обеспечить еще более широкий спектр услуг.

Большое внимание уделяется руководством JCB популяризации продуктов системы. Например, в целях увеличения объема продаж по карточкам JCB за рубежом компания разработала и ввела специальную сис­тему скидок и призов для потребителей (JCB Shopping Passport), которая действует в ряде лучших зарубеж­ных магазинов. С этой же целью начата компания JCB Plazas World Festa Sales Campaign. Введена в действие международная гостиничная служба (World Hotel Service), в рамках которой около 12 000 наиболее по­пулярных отелей мира предлагают специальные скидки и льготы посещающим их владельцам карточек JCB.

Будучи твердым приверженцем лозунга «Качество и потребительная стоимость», JCB стремится развивать структуру сервиса так, чтобы любой потребитель, имея карточку с этой маркой, чувствовал себя свободно в любой точке земного шара. С этой целью создана сеть туристических центров JCB Plaza - международная сеть сервиса JCB. Эта система направлена на предоста­вление всем владельцам карточек JCB спектра услуг, не­обходимого и достаточного для того, чтобы сделать их поездку и пребывание вдали от дома не только полез­ными, но и максимально приятными.

Рост числа туристов и бизнесменов-владельцев кар­точек JCB, прибывающих из-за границы, вызвал необхо­димость создания токийского отделения JCB Plaza, пер­сонал которого предлагает услуги не только на родном, но и на китайском, корейском и английском языках.

 

Статистика поездок японцев за границу в 1993 г. (всего 11 933 620 выездов)

К концу 1994 г. функционировало 25 отделений JCB Plaza - половина от запланированного числа, и 37 ин­формационных бюро JCB Service Desk.

Роль центров JCB Plaza заключается не только в об­служивании держателей карточек в их поездках. Цент­ры также способствуют активизации деятельности эк-вайеров - партнеров JCB и увеличению оборота их тор­говых предприятий. На это, в частности, нацелена спе­циальная система призов, предусмотренная в рамках кампании JCB Plaza World Festa Sales Campaign.

В 1994 г. введена в действие новая информационная система TIPS (T&E Information Processing System), с помо­щью которой обеспечивается доступ к базе данных лю­бого офиса JCB Plaza. Поскольку возможности системы позволяют хранить информацию о каких-либо особых требованиях клиентов, персонал JCB Plaza всегда будет знать о них заранее и иметь их в виду при обслужива­нии клиента, например, заказ ужина в ресторане, пере­бронирование билетов и т. д.

Заслуживает внимания и тот факт, что в борьбе за потребителя JCB использует такой инструмент, как пре­доставление клиентам возможности воспользоваться ус­лугами ассоциации еще до совершения платежа. В рам­ках этой политики JCB предлагает широкий спектр сле­дующих дополнительных услуг:

- резервирование авиабилетов и мест в отелях, а так­же аренда автомобилей через специальное туристиче­ское агентство JCB Travel;

- приобретение билетов в театры, в оперу, на концер­ты, различные спортивные турниры и соревнования на­прямую через JCB;

-                 специальные путеводители по городам, включаю­щие информацию об основных достопримечательностях, аэропортах, ресторанах, магазинах, отелях, местах от­дыха и развлечений;

-                 - заказ товаров и услуг по почте через специальные службы системы JCB или через компании, подписавшие с ней контракты;

- различные услуги по страхованию;

- кредитные услуги;

- услуги в области лизинга через компанию JCB Lease;

- гарантирование финансовому институту-кредитору кредитоспособности держателя карточки JCB;

- получение предварительно оплаченных карточек че­рез компанию Prepaid Card Systems.

Помимо развития своего бизнеса, JCB проводит и ор­ганизационные мероприятия, направленные на совер­шенствование системы. В мае 1994 г. в токийском рай­оне Митака был введен в действие процессинговый центр JCB, который даст возможность руководству JCB осуществлять административные функции более рацио­нально и эффективно. Это, в свою очередь, будет спо­собствовать дальнейшему повышению качественных ха­рактеристик работы платежной системы.

Говоря о платежной системе JCB в целом, нельзя не отметить, что это в определенной степени уникальная система. Карточки JCB обладают не одной только пла­тежной функцией, как Visa или MasterCard, не являют­ся они и исключительно Т&Е карточками, как American Express или Diners Club. Карточка JCB предлагает услу­ги, соответствующие высоким международным стан­дартам, она ориентирована на уровень сервиса, соот­ветствующего требованиям клиентов с высокими и очень высокими доходами, причем ее создатели заин­тересованы в эмиссии совместных карточек с другими финансовыми институтами, как японскими, так и зару­бежными.

Стратегическое решение о выходе на внешний рынок было принято руководством JCB в середине 80-х годов и окончательно сформулировано на первой междуна­родной конференции JCB в 1988 г., когда перед платеж­ной системой была поставлена цель в кратчайшие сро­ки занять прочное положение среди крупнейших эмитен­тов международных пластиковых карточек.

Сегодня, спустя всего 7 лет после принятия этого ре­шения, можно сделать вывод, что цель, в основном, до­стигнута: 880 000 пунктов приема карточек JCB в 142 странах мира, успешная реализация про­грамм эмиссии карточек в 9 странах с общим числом держателей карточек 230 000, 24 иностранных пред­ставительства JCB и 62 зарубежных сервисных центра -такая статистика говорит сама за себя.

До сих пор приоритетными направлениями JCB в ос­воении внешнего рынка были Европа и США. Однако на состоявшейся в Бангкоке в ноябре 1994 г. 4-ой ме­ждународной конференции JCB руководство компании объявило о намерении сфокусировать внимание на странах АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона). Из­бранная местом проведения конференции столица Та­иланда в определенной степени была призвана симво­лизировать провозглашенный JCB курс на «возврат к Азии».

Выступая на конференции, президент JCB International Масааки Икэути (Masaaki Ikeuchi) особо выделил те це­ли, которые ставит перед собой ассоциация в освоении рынка стран АТР. По его мнению, несмотря на успехи, достигнутые в области повышения потребительной стои­мости карточки JCB, задача превращения ее в действи­тельно международную платежную Т&Е карточку еще не решена. Для решения этой задачи и признания карточек JCB самым удобным и самым распространенным платеж­ным инструментом в АТР необходимо обеспечить беспре­пятственный прием и качественное обслуживание этих карточек как в Японии, так и за рубежом.

Присутствие системы в АТР уже давно и явно ощуща­ется. Так, она тесно сотрудничает с корейским эмитентом пластиковых карточек ВС Card Co. Начав в 1983 г. с об­служивания карточек JCB, деловые партнеры в сентябре

1993 г. вплотную подошли к проекту выпуска совместного продукта - BC/JCB Card. Через год число держателей этих карточек достигло 175 000. Платежная карточка BC/JCB Card предназначена для часто посещающих Корею япон­ских туристов и бизнесменов, а также для китайцев и ко­рейцев, имеющих деловых партнеров в Японии или посе­щающих эту страну в качестве туристов.

JCB успешно работает на китайском рынке. В марте

1994 г. начало работу представительство JCB в Шанхае -второе после пекинского, открытое в КНР. Ограничения, налагаемые китайским правительством на сферу частного предпринимательства, сдерживают развитие обслужива­ния карточек, а следовательно, и проникновение JCB на китайский рынок. Однако намеченные на ближайшее вре­мя меры по либерализации сферы услуг в КНР могут соз­дать новые возможности для развития рынка карточек в этой стране. В частности, они облегчат реализацию наме­ченных JCB планов по расширению сети обслуживающих банков и ассоциированных предприятий торговли и услуг, открытию информационно-туристских центров и бюро JCB Plaza.

В марте 1994 г. вице-президент JCB Казунао Мурата (Kazunao Murata) подписал в Улан-Баторе соглашение с Банком Торговли и Развития Монголии. К моменту подпи­сания данного соглашения в ряде городов Монголии, наи­более часто посещаемых иностранцами, уже существова­ла сеть предприятий торговли и услуг, принимающих кар­точки JCB. Принимались они также крупными гостиница­ми и главной авиакомпанией страны Mongol Airlines. В на­стоящее время возможность осуществлять обслуживание этих карточек получили местные предприятия торговли и услуг. Стало также возможным получение наличных по карточкам JCB.

Существование развитых экономических связей между двумя странами и тот факт, что ежегодно Монголию по­сещают около 3 000 японцев, позволят сделать вывод о наличии достаточно прочного базиса для дальнейшей экспансии JCB на рынке этой страны.

Существует еще один фактор, создающий благоприят­ные условия для освоения JCB монгольского рынка. Дело в том, что прибывающим в Монголию иностранцам раз­решено производить расчеты исключительно в долларах США. В то же время обмен любой валюты на американ­ские доллары в Монголии чрезвычайно затруднен. Естест­венно, что в такой ситуации предлагаемая JCB возмож­ность расчетов по платежной карточке выглядит весьма привлекательной.

Вместе с тем было бы ошибочным считать, что пово­рачиваясь «лицом к Азии», JCB отказалась от экспансио­нистских устремлений на Западе. Напротив, работа в этом направлении успешно продолжается.

Так, на 1995 г. намечено начало реализации нового проекта JCB в сотрудничестве с одним из ведущих амери­канских эмитентов платежных карточек Household Credit Services. Данным проектом предусматривается создание платежной карточки JCB/Household Card, маркетинговую основу которой составляет концепция, позволяющая наи-

более широко удовлетворять запросы потребителей в сфере индустрии путешествий и развлечений. Выпускаемые в соответствии с данным проектом пластиковые карточки JCB ориентированы на американских предпринимателей, управляющих высокого уровня, а также тех бизнесменов, которым по роду деятельности приходится часто совер­шать поездки. Новая совместная карточка предназначена не для массового клиента, а исключительно для неболь­шой, но важной группы потребителей.

С октября 1993 г. работает программа эмиссии кар­точек JCB/Northwest World Perks Card, разработанная совместно с американской авиакомпанией Northwest Карточка ориентирована на тех, кто часто совершает деловые и развлекательные поездки, причем ее держа­тель получает бонусы не только при покупке авиабиле­тов на рейсы этой авиакомпании, но и при совершении любых других покупок по этой карточке. Несмотря на конкуренцию со стороны Visa и American Express, кото­рые вслед за JCB начали выпуск аналогичных продуктов, число держателей карточек JCB продолжало расти. По сравнению с обычными карточками JCB/Northwest World Perks Card используются чаще - сумма расходуемых средств по каждому карточному счету составляет 14 000 долл. США ежегодно.

Результаты данного проекта наглядно демонстрируют потенциал выпуска совместных пластиковых карточек. Об­щая статистика по совместным карточкам показывает, что ежемесячно в операциях участвуют 90% этих платеж­ных инструментов, причем объем средств, снимаемых с карточных счетов, в 10 раз превышает аналогичный пока­затель для других видов карточек JCB.

JCB достигнуты договоренности с крупнейшей канад­ской авиакомпанией Air Canada, голландской авиакомпа­нией KLM Royal Dutch Airlines и бельгийской Sabena Belgium World Airlines, в соответствии с которыми карточ­ки JCB могут использоваться при покупке билетов на рей­сы этой авиакомпании в Японии и других странах и для оп­латы расходов во время полета. Нельзя не упомянуть и о соглашении, подписанном в Лондоне в конце 1994 г. ме­жду JCB International и Barclays Bank. Оно предусматрива­ет прием карточек JCB в 130 000 торговых точек, соста­вляющих коммерческую сеть Barclays, в первую очередь, в регионах, часто посещаемых иностранными туристами, в частности, японцами. Предполагается, что через год чис­ло точек вырастет еще на 20 000. Помимо этого, Barclays Bank осуществляет обслуживание карточек JCB в Кении, на Сейшельских Островах и Маврикии.

Платежная система JCB ведет активную работу по скандинавскому рынку. Так, JCB подписано лицензионное соглашение со шведским Sparbanken Finans AB, который в настоящее время работает с карточками Visa, American Express и Diners Club (10 000 POS-терминалов и сеть из 45 000 ассоциированных торговых предприятий). В Норвегии JCB подписан сервисный контракт с Europay Norge A.S. В ближайшем будущем JCB планирует открыть очередной информационно-туристский центр в Копенгагене.

Руководство JCB, в отличие от других эмитентов ме­ждународных карточек, предназначенных для сферы ту­ризма и развлечений, рассматривает участие зарубеж­ных партнеров в выпуске своих карточек как одну из составляющих внешней политики компании, направлен­ной на расширение экспансии на мировом рынке пла­стиковых карточек. Сотрудничество с зарубежными фи­нансовыми институтами, ориентированными на потре­бителя, дало JCB возможность предоставлять своим клиентам более широкий спектр услуг высокого ка­чества, в связи с чем потребительная стоимость карточек JCB еще больше возросла. Вообще гово­ря, стремление к наращиванию добавленной стои­мости своего продукта, под которым, в первую оче­редь, следует понимать расширение спектра пред­лагаемых услуг и выход на качественно новый уро­вень обслуживания клиентов, всегда было и остает­ся частью философии JCB, которая проходит через все стратегические планы и программы платежной системы. •

Историческая   справка

 

 

Три предыдущие международные конференции ассоциации JCB International состоялись в Токио (1988), Гонолулу (1990) и Вене (1992)._______

Динамика зарубежных поездок японцев (1985-1993)

 

Статистика роста платежной системы JCB (1988-1994)

 

 

 

Основные показатели развития системы JCB в 1994 г.:

- ежегодный оборот: 3,5 трлн. яп. йен (ок. 35 млрд. долл. США)

- число пользователей-. 29 млн. чел.

- торговая сеть: 3,6 млн. предприятий коммерческой сети

- число стран, обслуживающих карточки JCB: 142

Общая информация о системе:

- основана в 1961 году;

-  капитал:  6,6 млрд.  яп.  йен  (ок.  66 млн. долл. США);

- 2200 сотрудников;

- 31 офис и 8 сервисных центров в Японии;

Читайте также:

- 27 зарубежных представительств.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube