
Рынок пластиковых карт в ярославской области

Очередным финансовым инструментом, активно внедряемым в России, является система безналичных расчетов с использованием пластиковых карт. К середине 1994 года окончательно определились три основных центра, на базе которых идет развитие рынка отечественных пластиковых карт — Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск. В то же время, процесс проникновения карточных технологий на рынок финансовых услуг в определенной мере затронул ряд регионов России, которые с точки зрения основных экономических показателей — развитости инфраструктуры, количества и структуры населения, технического оснащения предприятий торговли и сервиса и их количества и т. д. — можно считать достаточно перспективными.
С этой точки зрения определенный интерес представляет развитие рынка пластиковых карт в Ярославле.
Первым банком в области, приступившим к освоению пластикового бизнеса, стал Ярославский банк Сбербанка России. В период с 1992 по 1993 год банк реализовал проект, основанный на технологии пластиковых карт с магнитной полосой. Программное обеспечение поставлено зарубежными фирмами, а работы по технической реализации проекта производились российским АО "Элден". В настоящее время карточки ЯрСбербанка можно получить как в самом банке, так и в его 6 отделениях и 40 филиалах (в Рыбинске, Тутаеве, Угличе, Пере-славле-Залесском). По заявлению руководства банка, к началу 1995 года выдано более 10 тыс. карточек.
Обслуживание клиентов банка-держателей карт осуществляется в операционном отделе ЯрСбербанка и через банкоматы. Планируется, что в 1995 году к системе будут подключены местные предприятия торговли и сервиса (магазины, билетные кассы и т. д.). Примечательно, что в последнее время проблема нехватки наличных денег в регионе подталкивает администрацию области и предприятий к попыткам разрешить данную ситуацию реализацией проектов "зарплатных" карточек. Так, в Угличе персонал часового завода "Чайка" практически полностью переведен на получение зарплаты через банкоматы, установленные на территории завода. Аналогичные работы ведутся в Рыбинске.
Ярсоцбанк, заключивший соглашение с основным банком платежной системы "Золотая Корона" — Сибирским торговым банком, в конце 1994 года первым в области приступил к эмиссии чиповых карт в рамках данной системы.
Также в регионе отмечается некоторая активность на рынке дисконтных карточек. Российская компания "Элден", стремясь стать участником данного специфического сегмента рынка пластиковых карт, в 1994 году приступила к распространению карт ETN в Ярославской
области. Однако следует отметить, что в условиях провинции карточки ETN (а всего в мире ими пользуется около 70 млн человек) пока не нашли широкого распространения в силу ряда объективных причин. Во-первых, слаба информированность клиентов в регионах о системе скидок, предоставляемых ETN за рубежом. Не прибегая к наступательной рекламе в СМИ и специализированных изданиях, региональным банкам вряд ли удастся "раскрутить" дисконтные карточки. Во-вторых, большая часть зарубежных поездок жителей Ярославля оформляется через московские агенства как небольшие туристические группы, что идеологически противоречит индивидуальному характеру и назначению карточки.
Еще одной картой, действующей в Ярославле, является "бензиновая" карточка, распространяемая АО "Ярнефтепродукт". Эта карточка, разработанная совместно с Петербургским СП "Элси", уже обслуживается на 9 АЗС города, а также рядом АЗС в Рыбинске, Ростове, Переславле-Залесском. При этом АО "Ярнефтепродукт" обеспечивает внеочередное обслуживание владельца карточки и сохраняет для него страховой лимит топлива, не подлежащий продаже за наличные. Следует отметить, что за получение карточки взимается единовременная плата в размере 3 тыс. рублей, а при обслуживании по карточке на стоимость
Тарифы по выпуску и обслуживанию пластиковых карт в ярославской области
| ||||
Эмитент
|
Система/ стандарт карточки
|
Тип карточки, стоимость
|
Годовой % на остаток поСКС
|
Минимальный Ежегодная плата Комиссия за взнос на СКС за обслуживание выдачу
карточки наличных и по
операциям платежа
|
ЯрСбербанк
|
"Дельта-Банк" (магнитная)
|
Дебетная, 500 руб.
|
10%
|
10 тыс. руб. нет нет
|
Ярсоцбанк
|
"Золотая Корона" (чиповая)
|
Расчетная
|
67%
|
100 тыс. руб. нет нет
|
Ярнефтепродукт
|
"Элси" (магнитная)
|
Бензиновая
|
нет
|
3 тыс. руб. нет 1-8%
|
Элден
|
ETN
|
Дисконтная
|
|
$160:
Срок действия
$200 – 1995
$550 - 1996
|
Элден — Сбербанк
|
"Банк-клиент" Элден (чиповая)
|
С доступом к системе
|
|
|
бензина начисляется комиссия в размере 8%. Размер комиссии не фиксирован: для сотрудников АО комиссия составляет 1% ("золотая" карта), для персонала нефтебаз — 4%. Отсюда напрашивается вывод о маркетинговой направленности "бензиновой" карты на предприятия с числом сотрудников выше среднего, поскольку ее параметры ориентированы преимущественно на крупные автопредприятия, а не на частного потребителя.
ИТОГИ РАЗВИТИЯ РЫНКЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ ЯРОСЛАВЛЯ НА НАЧАЛО 1995 Г.
| ||
Эмитент или распространитель карты
|
Преимущества
|
Недостатки
|
ЯрСбербанк
|
1. Широкая сеть отделений и филиалов в городах области
|
1. Практически нет POS-терминалов на предприятиях коммерческой сети
2. Отсутствует терминальная связь между отделениями банка в области
3. Низкий годовой % на остатки по картсчетам
|
Ярсоцбанк
|
|
1. Карточки не персонифицированы
2. 2. Выдача карточки и пополнение картсчета осуществляется только в одном отделении банка
|
Ярнефтепродукт
|
1. Гарантированное получение топлива на АЭС без очереди
|
1. Высокая комиссия за проведение безналичных расчетов
2. Выдача наличных и пополнение картсчета осуществляется в единственном пункте
3. Карточки не персонифицированы
|
ETN (Элден)
|
1. Развитая международная сеть для получения скидок
|
1. Слабая рекламная и информационная поддержка
|