
Информационные потоки в системах расчётов с использованием пластиковых карточек

Перед каждым банком, находящимся на этапе выбора системы самообслуживания клиентов на основе пластиковых карточек, возникает комплекс технологических и технических проблем. Одной из наиболее важных в контексте разработки проекта пластиковых карточек является проблема выбора технологии обмена информацией, с одной стороны, собственно в системе банка и, с другой стороны, между банком и процессинговым центром платежной системы, с которой работает банк. Корректная постановка задачи и грамотный выбор путей ее решения являются необходимыми условиями успешной реализации проекта. Правила информационного обмена влияют на выбор аппаратно-программных средств, средств связи и коммуникаций, на систему обеспечения безопасности. Ошибки на технологическом уровне, связанные как с недостаточной информированностью специалистов банка, так и с резкой сменой приоритетов руководства, могут привести не только к существенным финансовым потерям банка при реализации этого проекта, но даже к тупиковому пути развития программы пластиковых карточек. По нашему мнению, для успешного продвижения банка в этом направлении необходимо ориентироваться на стандартные, проверенные многолетним опытом решения. Этот путь позволит банку легко интегрироваться и в существующие международные платежные ассоциации, и в российские системы расчетов с помощью пластиковых карточек.
Настоящая статья посвящена технологии информационного обмена в системах расчетов с использованием пластиковых карточек. В ней рассматриваются способы подключения и режимы взаимодействия участников систем расчетов по карточкам. Наибольшее внимание при описании технологии информационного обмена уделено «он-лайн» и «оф-лайн» режимам взаимодействия, их свойствам и отличительным признакам. Часто поверхностный взгляд на эти режимы взаимодействия порождает представление, что режим реального времени характеризует только системы на основе карточек с магнитной полосой, пакетный режим применим только для систем на основе карточек с микросхемой. Такой упрощенный подход к переходу от технологического уровня проекта к уровню его технической реализации зачастую может привести к однобоким негибким решениям.
Задача этой статьи - не касаясь конкретных технических решений и стоимостных характеристик проектов, отразить основные признаки систем, работающих в режимах «он-» и «оф-лайн», и показать возможности сочетания этих режимов.
Терминология
Для описания технологии проведения операций в статье будут использоваться следующие понятия.
Участники систем расчетов - Банки-Эмитенты, Обслуживающие Банки, процессинговые Центры системы.
Банк-Эмитент - банк, осуществляющий эмиссию карточек.
Обслуживающий Банк - банк, осуществляющий обслуживание держателей карточек и расчеты с торговыми предприятиями за счет собственных средств.
Процессинговый Центр - технологическая компания, обеспечивающая информационное взаимодействие между участниками системы.
Транзакция - инициируемая держателем карточки последовательность сообщений, вырабатываемых участниками системы и передаваемых от участника к участнику для обслуживания держателя карточки. Основные свойства транзакции:
- неделимость (должны выполняться все составляющие транзакцию операции или не выполняться ни одна);
- согласованность (транзакция не нарушает корректности информации в базах данных карточек, счетов и остатков);
- изолированность (отдельно взятая транзакция не зависит от других);
- надежность (завершенная транзакция может восстанавливаться после сбоя, а незавершенная - отменяться).
Авторизация - процедура выдачи разрешения Банком-Эмитентом Обслуживающему Банку на проведение операции клиента.
Авторизация по схеме floorlimit - процедура авторизации, предусматривающая, в зависимости от наличия в платежной системе, несколько уровней ответственности за выдачу разрешения на проведение операции:
- если сумма сделки не превышает лимит точки обслуживания (localfloorlimit, или domesticfloorlimit, или merchantfloorlimit), то решение о продаже (предоставлении услуг) на сумму, не превышающую лимит, принимается самостоятельно продавцом после визуального контроля карточки и проверки ее отсутствия в стоп-листе;
- если сумма сделки больше лимита точки обслуживания, но не превышает лимита платежной системы при обслуживании держателей карточки из других стран (internationalfloorlimit), то решение об осуществлении сделки принимает обслуживающий банк на основании данных, полученных из точки обслуживания, а также информации о держателе карточки (его лимитах, совершенных сделках и т. д.), хранящейся в базе данных (размещение базы данных зависит от конкретной организации хранения данных в платежной системе);
Подключение Банка-Эмитента и Обслуживающего Банка к Процессинговому Центру в режиме реального времени ;.
- если сумма сделки превышает лимит, установленный платежной системой, то запрос авторизации передается в процессинговый центр, где и осуществляется процесс принятия решения.
Взаимодействие участников
В банковских системах расчетов на основе пластиковых карточек существуют следующие информационные взаимосвязи:
- Банк-Эмитент - Процессинговый Центр системы,
- Обслуживающий Банк - Процессинговый Центр системы,
- Обслуживающий Банк - устройство (в отделении банка или на предприятии торговли и/или сервиса),
- Банк-Эмитент - счет держателя карточки.
Рассмотрим последовательно взаимодействие между этими парами с учетом места хранения финансовой информации о лимитах держателя карточки, на основании которой проводится авторизация.
Способы подключения Банка-Эмитента к Процессинговому центру и режимы взаимодействия между ними
Рассмотрим случай, когда финансовая информация хранится в системе банка, а карточка содержит только ссылку на место ее хранения в системе.
Банк-Эмитент может быть подключен к процессинговому центру в режиме реального времени.
В этом случае банк самостоятельно ведет базу данных карточек, счетов, балансов и лимитов. Кроме этого, банком ведется стоп-лист (negative-file). При поступлении из процессингового центра сообщения о финансовой транзакции банк самостоятельно проводит авторизацию, осуществляя ряд проверок, в числе которых могут быть проверка наличия карточки в базе данных, проверка срока действия карточки, проверка наличия карточки в стоп-листе, проверка лимитов (ограничений на число и объем операций по карточке за определенный временной интервал), проверка числа неправильно набранных персональных идентификационных кодов держателя карточки, проверка баланса и т. д.
После этого хост-система банка формирует сообщение, которое либо разрешает, либо запрещает проведение операции и отправляет его в процессинговый центр.
Будучи подключенным в режиме реального времени, банк может обрабатывать часть транзакций в пакетном режиме.
Если в системе предусмотрен так называемый stand-in режим, то в случае недоступности хост-системы Банка-Эмитента для процессингового центра по различным причинам (природа этих причин не имеет существенного значения для технологического описания, но можно привести примеры, связанные с нарушениями линий связи, недостаточной скоростью обработки транзакции банком, выход из строя хост-системы банка и т. д.),
Подключение Банка-Эмитента к Процессинговому Центру в пакетном режиме
авторизацию по таким транзакциям может проводить центр. Режим stand-in может быть предусмотрен как для всех карточек определенного типа, так и для каждой карточки. В этом случае по поручению банка на хост-системе процессингового центра также ведется некоторая база данных, на основании которой процессинговый центр проводит stand-in авторизацию. Как управление такой базой данных, так и получение информации о транзакциях своих держателей Банк-Эмитент осуществляет в пакетном режиме. Кроме того, в пакетном режиме Банк-Эмитент получает информацию о транзакциях своих клиентов, авторизованных на основании установленных лимитов.
Подключение банка к процессинговому центру в пакетном режиме (рис. 2) можно рассматривать как перманентный stand-in процессинг. Банк-Эмитент поручает ведение баз данных карточек и лимитов, а также проведение авторизации на основе этих данных процессинговому центру. Процессинговый центр осуществляет авторизацию транзакции в соответствии с имеющимися у него данными и указаниями Банка-Эмитента и несет ответственность за правильность ее проведения. При этом часть транзакций может идти с авторизацией в режиме реального времени, а часть - с авторизацией на основании установленных лимитов (floorlimit, если этот механизм используется в системе). Таким образом, в процессинговом центре возникает вторая база данных, которая является основной для авторизации, но лишь информационной в части управления базой данных реальных счетов и балансов в Банке-Эмитенте.
Хотя авторизация транзакций проходит в режиме реального времени, состояние счетов держателей карточек в Банке-Эмитенте в период между двумя процедурами взаиморасчетов в системе неизвестно. Поэтому банк не имеет возможности проводить операции по этим счетам, минуя процедуру авторизации в процессинговом центре, иначе может быть зафиксирован овердрафт по некоторым счетам. В этом состоит одно из неудобств такого режима взаимодействия.
Предположим, карточка несет финансовую информацию о состоянии счета ее держателя, например, Банк-Эмитент записывает на карточку запрошенную сумму в пределах остатка. Чаще всего такая схема предусматривает подключение Банка-Эмитента к процессинговому центру в пакетном режиме. Не исключается подключение и в режиме реального времени, но тогда теряется смысл занесения информации об остатке на счете клиента на карточку, поскольку появляется возможность авторизации через хост-систему Банка-Эмитента. Действительно, достаточно проведения процедуры авторизации между картой и терминалом Обслуживающего Банка (процедура авторизации описывается в следующем разделе) и передачи в Банк-Эмитент на периодической основе информации о совершенных по карточке операциях.
Способы подключения Обслуживающего Банка к процессинговому центру и режимы взаимодействия между ними
Обслуживающий Банк подключен к процессинговому центру в режиме реального времени, то есть обладает хост-системой со специализированным прикладным программным обеспечением, выполняющим функции front-office (управление банкоматами, электронными терминалами, голосовой авторизацией, интерфейсными модулями к банковской системе и к процессинговому центру платежной системы). Обслуживающий Банк самостоятельно управляет своими устройствами, производит захват транзакций от устройств и пересылку их в процессинговый центр. Если в системе разрешена авторизация с использованем лимитов (floorlimit), то ряд транзакций будет накапливаться в терминале и периодически пересылаться на хост-компьютер Обслуживающего Банка и далее - в процессинговый центр. При сумме транзакции, превышающей установленный лимит (или если авторизация по лимитам в системе не используется), производится отправка транзакции в процессинговый центр.
Обслуживающий Банк делегирует право управления сетью оконечных устройств другому участнику платежной системы (процессинговому центру или банку). Это - подключение Обслуживающего Банка к системе в пакетном режиме (рис. 3).
Обслуживающий Банк получает отчет о всех транзакциях в его устройствах за период между двумя взаиморасчетами после проведения очередной процедуры взаиморасчетов. Работа же устройств и их взаимодействие с хост-системой будет осуществляться аналогично предыдущему случаю.
Подключение Обслуживающего банка к Процессинговому Центру в пакетном режиме
Держатель карточки - оконечное устройство (карточка-терминал)
Держатель карточки инициирует транзакцию, карточка и устройство обмениваются информацией. В зависимости от способа подключения Банка-Эмитента к процессинговому центру, от конкретных видов устройств и карточек, от установленных в системе правил информационного обмена путь транзакции различен.
Предположим, карточка содержит финансовую информацию (лимит операций и т. д.). Дебетование средств на карточке осуществляется в режиме реального времени после проведения авторизации. При этом карточка с микропроцессором выступает в роли мобильного элемента распределенной базы данных Банка-Эмитента и выполняет функции процессингового микроцентра. Процесс авторизации начинается с взаимного опознания карточка-терминал, или аутентификации. Если эта процедура завершается успешно, держатель карточки может вводить RIN-код (персональный идентификационный номер), на основании которого происходит идентификация держателя карточки. После ввода суммы карточка проверяет ряд параметров, в числе которых отсутствие карточки в стоп-листе, непревышение лимитов. Если указанные параметры отвечают критериям обслуживания, то карточка дает разрешение на проведение транзакции. Таким образом, по отношению к паре карточка-терминал авторизация проходит в режиме реального времени, но Банк-Эмитент сможет получить информацию об этой операции и дебетовать реальный счет клиента только после проведения в системе процедуры сбора транзакций с терминалов.
Возможны случаи, когда карточка, терминал или непосредственно продавец принимают решение о проведении «он-лайн» авторизации для конкретной транзакции, или в самой платежной системе установлено обязательное проведение «он-лайн» авторизации для определенного типа устройств (например, банкоматов).
Карточка не содержит финансовой информации. Если осуществляется «он-лайн» авторизация, то дебетование счета держателя карточки в Банке-Эмитенте (или лимита в процессинговом центре) происходит в режиме реального времени.
При авторизации по лимитам происходит поиск карточки в стоп-листе. Если номер карточки отсутствует в стоп-листе, и сумма транзакции не превышает установленной величины, обслуживание проводится автоматически. Дебетование счета держателя карточки происходит после получения Банком-Эмитентом отчета о транзакциях клиентов в пакетном режиме.
Оконечное устройство (банкомат, электронный терминал, импринтер) - Обслуживающий Банк
Режим взаимодействия будет зависеть от способа подключения Обслуживающего банка к процессинговому центру, конкретных видов устройств и типов карточек, от установленных в системе правил информационного обмена. Во всех случаях для Обслуживающего Банка «он-лайн» режим обработки транзакций возможен лишь в случае его подключения к системе в режиме реального времени.
Банк-Эмитент - держатель карточки
В рамках этой статьи интересно будет проследить взаимодействие Банк-Эмитент-счет и счет-карточка.
Взаимодействие Банк-эмитент-счетосуществляется через операции со счетом держателя карточки и зависит от способа подключения Банка-Эмитента к процессинговому центру, правил информационного обмена и типа карточек. Если все транзакции для Банка-Эмитента проходят в «он-лайн» режиме, то дебетование счета держателя карточки также производится в режиме реального времени. Дебетование счета по «оф-лайн» транзакциям будет происходить в пакетном режиме.
Характер операций счет-карточкаразличен для карточек, содержащих и не содержащих финансовую информацию, и зависит от конкретного вида карточки и правил, принятых в платежной системе. При этом карточки, не содержащие финансовой информации, являются средством доступа к счету. Карточки, содержащие финансовую информацию, выполняют функции «электронного кошелька» или средства доступа к счету или совмещают обе функции.
Положительные и отрицательные моменты обработки транзакций в режиме реального времени
Основные проблемы, возникающие при обработке операций в режиме реального времени, - это обеспечение функционирования средств связи и телекоммуникаций, значительный трафик транзакций и необходимость аппаратно-программных решений для OLTP9 -приложений.
Операции
Отрицательные моменты для держателя карточки:
- время прохождения транзакции при «он-лайн» авторизации существенно выше, чем при «оф-лайн» авторизации.
Положительные моменты для держателя карточки:
- промежуток времени между внесением средств на счет и поступлением их в базу данных Банка-Эмитента минимален, практически сразу можно использовать эти средства в операциях с карточками;
- возможность оперативного блокирования карточки при ее утере или хищении;
- карточка, не содержащая финансовой информации, является средством доступа к счету, а не «электронным кошельком». Поэтому при потере или хищении карточки в случае своевременного уведомления эмитента сохранность средств на счете гарантируется Банком-Эмитентом;
- суммарный лимит на корпоративном счете может превышать 100%;
- на хранящиеся на счете средства банк начисляет проценты;
- возможно использование различных финансовых инструментов для доступа ко всей сумме, хранящейся на счете;
Таблица 1
счет-карточка
Виды производимых операций счет-карточка
| Карточка -средство доступа к счету
| Карточка -«электронный кошелек»
| Карточка с совмещением функций
|
Снятие наличных со счета4
| +
| _
| +
|
Снятие наличных с карточки5
| -
| +
| +
|
Внесение наличных на счет
| +
| +
| +
|
Кредитование со счета «электронного кошелька» в «он-лайн» или «оф-лайн» режиме6
| -
| +
| +
|
Оплата покупок со счета7
| +
| -
| +
|
Оплата покупок из «электронного кошелька»8
| -
| +
| +
|
Отрицательные моменты для Банков-Эмитентов:
- необходимость установки специализированного оборудования и программного обеспечения;
- необходимость подключения к сетям передачи данных или аренды выделенных каналов связи;
- уплата комиссионного вознаграждения процессинговому центру за маршрутизацию транзакций клиентов Банка-Эмитента.
Положительные моменты для Банков-Эмитентов:
Банк-Эмитент, обрабатывая транзакции в режиме реального времени, имеет возможность:
- управлять счетами держателей карточек;
- оперативно блокировать карточки и счета;
- устанавливать курс конвертации валюты при дебетовании-кредитовании счетов держателей карточек;
- не выплачивать комиссионных вознаграждений системе за авторизацию транзакций своих клиентов.
- существует возможность оплачивать покупки и получать наличные с конвертацией по курсу сети.
Отрицательные моменты для Обслуживающих банков:
- необходимость использования специализированного оборудования и программного обеспечения;
- необходимость подключения к сетям передачи данных или аренды выделенных каналов;
- самостоятельный захват и отправка транзакций в процессинговый центр требует развития собственной сети передачи данных или подключения к существующим сетям для обеспечения функционирования банковских терминалов и банкоматов.
Положительные моменты для Обслуживающих Банков:
- самостоятельная обработка транзакций своих клиентов в режиме реального времени позволяет Обслуживающему Банку не выплачивать комиссионных вознаграждений системе за обработку транзакций.
4Как правило, c «он-лайн» авторизацией.
5Как правило, небольшие суммы - с авторизацией на основе введенного PIN-кода или с «оф-лайн» авторизацией на основании подписи.
6Возможно опосредованное кредитование кошелька в «оф-лайн» режиме из отделения для хранения крупных сумм, предварительно кредитованного со счета в «он-лайн» режиме.
7Как правило, с «он-лайн» авторизацией, реже - с авторизацией по лимитам.
8С «оф-лайн» авторизацией на основе подписи или PIN-кода.
9On-LineTransactionProcessing - обработка тракнзакций в режиме реального времени.
Положительные и отрицательные моменты обработки транзакций в пакетном режиме
Отрицательные моменты для Банков-Эмитентов:
Банк-Эмитент, обрабатывая транзакции в пакетном режиме:
- не имеет возможности оперативно управлять счетами держателей карточек;
- запрещает держателю карточки использовать различные финансовые инструменты для доступа к счету;
- не имеет возможности оперативно блокировать карточки и счета. Возможность оперативно блокировать карточки и счета зависит от установленных в системе правил информационного обмена. Если все транзакции обрабатываются процессинговым центром в режиме реального времени, то оперативное блокирование карточки на определенный правилами системы срок осуществляется по телефонному звонку (факсу, телексу) в процессинговый центр. Если авторизация всех или части транзакций происходит в пакетном режиме, то необходима рассылка стоп-листов по оконечным устройствам. При этом возникает ряд проблем, в частности:
- проходит определенное время с момента внесения карточки в стоп-лист до начала рассылки оконечным устройствам и от начала рассылки до получения стоп-листа всеми оконечными устройствами;
- размер стоп-листа ограничен объемом памяти используемых в системе POS-терминалов и банкоматов;
- не может устанавливать курс конвертации валюты при дебетовании-кредитовании счетов держателей карточек (устанавливается либо курс сети, либо курс Обслуживающего Банка);
- самостоятельно ведет базы данных карточек, счетов и остатков.
Положительные моменты для Банков-Эмитентов:
- нет острой необходимости устанавливать дорогое специализированное оборудование и программное обеспечение, как при подключении в режиме реального времени;
- процессинговый центр несет ответственность за производимые им «он-лайн» авторизации транзакции при подключении Банка-Эмитента к системе в пакетном режиме;
- возможность экономии на уплате комиссионного вознаграждения процессинговому центру при авторизации транзакций в пакетном режиме.
Отрицательные моменты для держателя карточки:
- промежуток времени между внесением средств на счет и поступлением их в базу данных Банка-Эмитента составляет несколько часов, и до поступления на счет невозможно использовать эти средства в операциях с карточками;
- Банк-Эмитент начисляет проценты на средства, хранящиеся на счете, но на сумму, прописанную на карточке, проценты не начисляются;
- невозможно использование различных финансовых инструментов для доступа ко всей сумме, хранящейся на счете. Если карточка может выполнять функции «электронного кошелька», то в этот кошелек помещается некоторая сумма, фактически, она изъята с основного счета, и держатель карточки имеет доступ к этой сумме лишь посредством карточки;
- невозможно оперативно заблокировать карточку. Это зависит от установленных в системе правил информационного обмена и не относится к схеме обработки всех транзакций Банка-Эмитента процессинговым центром в режиме реального времени. В этом случае держатель карточки может оперативно заблокировать ее на определенный правилами срок, позвонив в процессинговый центр. Если же все транзакции или их часть обрабатываются в пакетном режиме, в этом случае требуется рассылка стоп-листов по всем оконечным устройствам. Проходит определенное время с момента заявления клиента об утрате карточки до внесения ее номера в стоп лист, от внесения номера карточки в стоп-лист до начала его рассылки оконечным устройствам и от начала рассылки до получения стоп-листа всеми оконечными устройствами;
- при потере или хищении карточек, содержащих финансовую информацию, держатель несет ответственность за сохранность средств на карточке и счете до окончания рассылки стоп-листов, содержащих номер карточки, оконечным устройствам.
Положительные моменты для держателя карточки:
- высокая скорость операций с карточкой (при «оф-лайн» авторизации).
Отрицательные моменты для Обслуживающих Банков:
- необходимость проведения сеансов связи с оконечными устройствами при подключении к процессинговому центру в пакетном режиме;
- необходимость рассылки стоп-листов в каждое оконечное устройство.
Положительные моменты для Обслуживающих Банков:
- самостоятельная обработка транзакций своих клиентов в пакетном режиме позволяет Обслуживающему Банку не выплачивать за это комиссионных вознаграждений системе;
- возможность установления в оконечном устройстве собственного курса конвертации.
Обе технологии - «он-лайн» и «оф-лайн», безусловно, имеют право на существование. Можно привести множество доводов за и против любой из них, и эти доводы достаточно часто звучат в выступлениях на конференциях и в средствах массовой информации. Но технологию нельзя выбирать абстрактно, на основании «хуже-лучше», «дешевле-дороже». Всегда следует учитывать специфику конкретных приложений и тот факт, что обе технологии имеют свои области применения. Думается, суть задачи, стоящей перед разработчиками новых проектов пластиковых карточек - в разумном использовании преимуществ обеих технологий и объединения их на этой основе