В 1995 г. развитие рынка российских пластиковых карточек проходило довольно динамично. К концу года более 20% от общего числа российских банков принимали участие в различных проектах пластиковых карточек (рис. 1).
Как и в предыдущие годы, в 1995 г. банки активно присоединялись к платежным системам STB—Card, Union Card, Золотая Корона, межбанковской программе "Альянс» Мост-Банка, системам Optimum Card и Universal, а также к ряду других банковских программ. Всего на сегодняшний день в России существует около 40 различных по своим технологическим решениям проектов осуществления электронных платежей с использованием пластиковых карточек (рис. 2).
В 1995 г. одновременно с ростом числа участников рынка и, соответственно, с увеличением конкуренции активнее стал развиваться процесс сближения российских платежных систем с международными банковскими ассоциациями Visa International и Europay International. Наметилась тенденция развития «региональных» проектов. Среди наиболее активных участников рынка, стремящихся реализовать свои интересы в регионах, — Мост-Банк,
Столичный Банк Сбережений, Альфа-Банк, Инкомбанк, Автобанк и целый ряд других банков.
В 1995 г. кризис валютного рынка с последующим введением валютного коридора, повышением норм резервирования, а затем и кризис рынка межбанковских кредитов привели к тому, что 224 финансовых института России, среди которых такие крупные банки-эмитенты пластиковых карточек, как банк «Национальный Кредит», Межрегионбанк, Мытищинский коммерческий банк, ГЛОРИЯбанк, Сибирский Торговый Банк и другие, в результате потери ликвидности были вынуждены прекратить или временно приостановить банковскую деятельность. Вполне естественно, что кризис российского банковского сообщества оказал определенное воздействие на рынок пластиковых карточек, тормозя его дальнейшее развитие. В 1995 г. прекратил существование ряд тех проектов, которые изначально строились на ошибочной идеологической основе. К их числу можно отнести проекты Ortcard, «Полискард»,OlbiCard и некоторые другие.
Одним из главных, на наш взгляд, моментов, тормозящих весь процесс развития и нормального функционирования рынка пластиковых карточек в России, является отсутствие нормативно-законодательной базы. Официальные документы, имеющие отношение к этому сектору финансового рынка — телеграмма ЦБ РФ от 21 апреля 1994 г. № 109-94, определяющая подлежащие резервированию номера счетов для работы с пластиковыми карточками в банке (счета 717 и 718), а также письмо ЦБ РФ от 14 ноября 1994 г. и телеграмма № 50-95 от 19 апреля 1995 г., регламентирующие использование российскими банками банкоматов.
Сложившаяся к 1995 г. необходимость создания правовой базы привела к формированию в апреле 1995 г. рабочей группы по новым платежным инструментам при ЦБ РФ. В ее состав вошли представители крупнейших российских банков-эмитентов пластиковых карточек. Основные задачи рабочей группы — разработка базовых концепций, регулирующих рынок карточек, подготовка пакета нормативных документов, разработка единых стандартов для пластиковых карточек и оборудования, построение единой платежной системы в России.
В настоящее время принят единый стандарт для пластиковых карточек. Обсуждение нормативной базы, запланированное на осень 1995 г., было перенесено на весну 1996 г. Однако, учитывая предстоящие выборы президента России, нельзя исключать, что решение этого вопроса может быть перенесено на более поздний срок, в частности, на осень 1996 г.
Гораздо сложнее обстоит дело с созданием в России единой платежной системы. Эксперты считают, что заявления некоторых представителей средств массовой информации о скором ее создании на базе 2-3 ныне существующих несколько преждевременно. С технической стороны создать в России глобальную платежную систему возможно. Проблема в другом. На сегодняшний день существует 6-7 платежных систем и банковских проектов, имеющих довольно развитую инфраструктуру, которые по различным соображениям могут отстаивать собственные интересы и вряд ли пожелают полностью абсорбироваться в создаваемую единую платежную систему.
Различные российские финансовые институты при реализации своих проектов пластиковых карточек используют две технологии: карточек с магнитной полосой и с микропроцессором. Мнения экспертов об их перспективности разделяются. Одни считают, что внедрение технологии с использованием карточек с микропроцессором позволит решить вопросы безопасности функционирования системы, и при существующих в России неудовлетворительных средствах телекоммуникаций эта технология является единственно возможным решением для рынка безналичных расчетов. Их оппоненты заявляют, что карточки с магнитной полосой уже имеют достаточно развитую инфраструктуру как во всем мире, так и в России, и преждевременный переход на новую технологию потребует существенных финансовых затрат. Кроме того, внедрение микропроцессорной технологии в России не сможет заменить плохие линии связи, которые в любом случае необходимо развивать.
Эти различия во взглядах на перспективы дальнейшего развития рынка пластиковых карточек в России служат еще одной серьезной причиной определенного пессимизма по поводу сроков создания единой платежной системы.
Что касается ближайших перспектив рынка пластиковых карточек в России, то, на наш взгляд, в 1996 г. возможно некоторое сокращение темпов его развития. Российские платежные системы и отдельные эмитенты будут продолжать активную политику по привлечению региональных банков к участию в проектах пластиковых карточек. Вместе с тем, исходя из экономической ситуации, сложившейся в России, ожидать, что пластиковые карточки станут в ближайшем будущем массовым средством платежа, не приходится. Как показывает практика, российский рынок безналичных расчетов развивается в соответствии с мировыми тенденциями — планомерно и динамично. Поэтому и существенных «скачков» в динамике развития этого рынка не предвидится.
Платежные системы STB—Card и Union Card
Крупнейшие российские платежные системы STB—Card и Union Card продолжают занимать лидирующие позиции на рынке пластиковых карточек. Делая ставку на привлечение к участию в проекте в основном крупных финансовых структур, система STB—Card в 1995 г. существенно расширила инфраструктуру своего обслуживания за счет активного привлечения регионов. В настоящее время система функционирует более чем в 15 региональных центрах России. Кроме того, выполняя функции ТРР и MSPв международных платежных системах Visa International и Europay International, STB—Cardобрабатывает операции по стандартам Eurocheque, Cirrus, edc/Maestro, ЕС/MC, MasterCard, Visa и Visa Electron Plus. В начале 1995 г. было подписано стратегическое соглашение между системой STB—Card и банком Hapoalim (Израиль) о приеме карточек системы в 330 банкоматах банка. Наиболее активным участником системы продолжает оставаться Столичный Банк Сбережений (СБС). Обладая мощной финансовой и технологической базой, СБС является одним из ведущих российских банков по работе с частной клиентурой. В конце 1995 г. СБС совместно с ОНЭКСИМбанком, Международной финансовой компанией и инкассаторской фирмой «Инкахран» образовали компанию «СТБ-Россия» (более подробно о задачах, целях и пер-
спективах развития этой компании мы расскажем в одном из следующих номеров нашего журнала).
В 1995 г. развитие системы Union Card проходило довольно динамично. Основной упор делался на расширение масштабов системы путем приема большого количества региональных финансовых структур. В прошедшем году членами системы стали такие банки, как «Деловая Россия», Архангельскпромстройбанк, банк «Петровка» и ряд других банков. Существенно увеличился объем эмиссии карточек системы — с 50 тыс. в начале 1995 г. до более 200 тыс. к концу этого же года. Такой значительный годовой прирост объема эмиссии является результатом стратегии банков-участников системы, направленной на выдачу в основном зарплатных карточек.
В 1995 г. компания Union Card приступила к реализации двух пилотных проектов с использованием карточек с микропроцессором. Один из них осуществляется совместно с Газпромбанком в Югорске (Тюменская область), другой — с банком «Сибконтакт» в Нягани (также Тюменская область). Поставщиком оборудования для этих проектов является французкая компания Innovatron Data System.
Тверьуниверсалбанк
Тверьуниверсалбанк — один из активных участников рынка, для которого 1995 г. стал довольно удачным периодом в развитии программ с использованием пластиковых карточек. В начале года банк завершил подготовку и приступил к эмиссии карточек международной платежной системы Europay International. В октябре 1995 г. Тверьуниверсалбанк вступил в ассоциацию Visa International в качестве полноправного члена (Principal Member), и с середины 1996 г. планирует осуществить эмиссию карточек Visa Classic и Visa Business. В конце 1995 г. Тверьуниверсалбанк подписал соглашение с компанией American Express, дающее ему право распространения карточек компании.
Одновременно с продвижением международных программ Тверьуниверсалбанк продолжает развивать собственную систему безналичных расчетов Universal, основанную на использовании карточек с микропроцессором. Развитие этого проекта направлено на использование карточек системы не только в банковском приложении, как это принято в большинстве платежных систем, использующих микропроцессорную технологию. В начале 1995 г. Тверьуниверсалбанк заключил соглашение со страховой компанией «Стинко» об использовании карточек Universal для медицинского страхования. Кроме того, эти карточки используются для расчетов на автозаправочных станциях.
С середины 1995 г. в системе Universal осуществляется выпуск комбинированных карточек Universal Eurocard/MasterCard с магнитной полосой, авторизуемых в международной платежной системе Europay International.
В целях развития платежной системы Тверьуниверсалбанк проводит активную деятельность по привлечению различных финансовых структур к участию в программе. В настоящее время около 16 российских банков работают в рамках программы Universal.
Первый Профессиональный Банк
Первый Профессиональный Банк начал функционировать в 1992 г. Его деятельность направлена в основ- ном на обслуживание крупных корпоративных клиентов, которых в настоящее время насчитывается более 2,5 тыс. Развитие программ с использованием пластиковых карточек началось в ноябре 1994 г., когда банк, став членом платежной системы Union Card, приступил к выпуску карточек этой системы. В декабре 1994 г. банк вступил в систему STB—Card. Однако реальная эмиссия карточек этой системы началась только в октябре 1995 г. Всего к началу 1996 г. банк выпустил более 3 тыс. карточек, из которых около 100 — карточки системы STB—Card, остальные — карточки Union Card.
По заявлению экспертов банка, такое соотношение эмитированных карточек связано с тем, что одним из основных направлений работы банка является выдача зарплатных карточек работникам предприятий-клиентов банка, которым гораздо выгоднее приобретать карточки Union Card.
В тоже время, частные клиенты банка предпочитают приобретать карточки STB—Card. Эксперты склонны полагать, что в значительной степени это связано с более привлекательным дизайном карточки и наличием на ней фотографии, придающей карточке большую значимость в глазах клиентов.
К настоящему моменту банк осуществляет обслуживание владельцев карточек Visa, используя возможности системы Union Card. В конце 1995 г. банк подал заявку на вступление в международную платежную систему Europay International.
В целях развития программ пластиковых карточек банк приобрел 6 банкоматов компании IBM, из которых работает пока только один. Он установлен в одном из отделений банка и подключен к системе STB—Card.
Одновременно с развитием этих проектов группа разработчиков программного обеспечения банка подготовила собственную программу замкнутой платежной системы, основанной на использовании интеллектуальных карточек — «ФениксКарт» (подробно об этом проекте мы расскажем в следующих номерах нашего журнала). Проект предусматривает установку на предприятии необходимого оборудования, эмиссию карточек и их обслуживание. На начальном этапе проекта в качестве платежного инструмента предполагается использовать карточки GPM 896, в дальнейшем планируется переход на карточки PCOS. Кроме этого, в перспективе банк будет предоставлять клиентам-участникам замкнутых платежных систем возможность подключаться через процессинговый центр банка к другим российским платежным системам. При этом основными задачами центра будет осуществление процессинга и переадресация транзакций другим процессинговым центрам.
Платежная система OptimumCard
Банк «Оптимум» основан в мае 1989 г. Уставной фонд (по состоянию на 01.07.95) — 21 млрд. рублей. Пайщиками банка являются более 40 предприятии и организаций, в том числе швейцарская фирма Conafor Finance AG.
Программа внедрения пластиковых карточек явилась логичным продолжением стратегии банка, направленной на работу с состоятельными клиентами. На рынке пластиковых карточек банк «Оптимум» впервые стал известен в 1993 г., вступив в платежную систему STB—Card в качестве банка-эмитента. Одновременно с этим банк приступил к распространению среди своих клиентов кредитной карточки Visa Gold кипрского банка Federal Bank of the Middle East, а с октября 1993 г. — к выпуску собственной микропроцессорной карточки OptimumCard. Примерно в это же время начались переговоры с компанией American Express, которые банк успешно завершил через 1,5 года, получив разрешение распространять карточки компании среди клиентов банка. К концу 1995 г. банк выдал около 40 карточек American Express. В марте 1995 г. банк вступил в международную ассоциацию Europay International, и с весны 1996 г. планирует приступить к .эмиссии карточек этой системы.
В октябре 1994 г. банк начал эмиссию комбинированной пластиковой карточки OptimumCard—STB. Эта карточка с защищенной памятью имеет также магнитную полосу и авторизуется в системе STB—Card.
Перед началом эмиссии карточек банком был рассмотрен ряд предложений от различных производителей и поставщиков программного обеспечения, но из всех предложений выбор был сделан в пользу компании Fit которая стала поставщиком оборудования и программного обеспечения пилотного проекта банка, для помощи в разработке проекта привлекалась фирма «СканТек».
С самого начала банком «Оптимум» планировалось использовать собственные программные разработки, поэтому, спустя несколько месяцев после запуска французской технологии, банк заменил ее своей. Программа эмиссии пластиковых карточек банка базируется на собственном программном продукте Bank Service, уже используемом в банке в течение 7 лет.
финансирование проекта на начальном этапе его реализации осуществлял банк «Оптимум». Затем, по мере появления региональных процессинговых центров и вступления банков в систему, ситуация несколько изменилась. Новые члены системы на договорной основе делают инвестиции в дальнейшую разработку проекта.
В настоящее время в проекте OptimumCard участвуют банки-эмитенты — Самарамедбанк, «Волга-Кредит» (Самара), Тульский Региональный Банк, Тулабанк, «Экспресс-Тула» (Тула), «Пермь» (Пермь), «Аваль» (Киев), Народный банк России (Москва), компания OptimumCard Israel LTD (Израиль) — и банки-партнеры —Federal Bank of the Middle East (Кипр), Акционерный Банк России (Санкт-Петербург), «Дорожник» (Челябинск), Северный Морской Банк (Мурманск), «Гарантия» (Нижний Новгород), Цертабанк (Краснодар), Севкавинвестбанк (Пятигорск). Условия вступления в систему — стандартные требования к устойчивости банка, которые можно получить, проанализировав баланс банка и другие документы. Кроме этого, существует еще ряд требований, касающихся финансовой, юридической и других сторон соглашения, которые оговариваются в договорных документах.
В системе OptimumCard каждый банк-эмитент использует свою систему начисления комиссионных процентов. Например, банк «Оптимум» взимает с клиентов комиссию только за выдачу наличных средств в размере 1%. Клиент этого банка также оплачивает получение карточки (10 долларов США или эквивалент в рублях по курсу на текущий день) и ее годовое обслуживание (10 долларов США), при этом на его счет ежеквартально начисляются проценты из расчета 3% годовых в валюте и 10% годовых в рублях.
Несмотря на достигнутые результаты, система OptimumCard сталкивается с рядом трудностей, наиб лее актуальной из которых на сегодняшний день является неровное отношение торговых точек к пластиковым карточкам. Наряду с предприятиями торговой сети, в которых процесс обслуживания клиентов по пластиковыми карточкам идет без каких-либо помех, существует еще довольно большое количество торговых точек, где на уровне нижнего звена — кассиров, продавцов, к сожалению, встречается непонимание своей роли в этом процессе и, как следствие, неспособность правильно и быстро обслужить клиента. Однако такие проблемы возникают не только в системе OptimumCard, они в той или иной степени характерны для всех российских платежных систем.
Все транзакции в системе осуществляются в пакетном режиме, позволяющем ускорить расчеты с клиентом. При этом участники системы ничего не имеют против проведения операций в режиме реального времени. В системе OptimumCard «он-лайн» технология используется в основном для зачисления финансовых средств на карточку, а также для обеспечения безопасности совершения крупных сделок.
В качестве расчетного инструмента банком «Оптимум» были выбраны пластиковые карточки французской фирмы GemPlus Card International. По мнению экспертов, этот выбор не был случайным. При решении вопроса о поставщике карточек банком было учтено место GemPlus на мировом рынке производителей карточек с микросхемой.
С февраля 1995 г. в проекте используются карточки GPM 896 (GemPlus Protected Memory), так называемые карточки с защищенной памятью, специально разработанные для банковских приложений.
Со второго квартала 1995 г. банк приступил к внедрению карточек PCOS этой же фирмы, что, впрочем, не означает отказ системы от работы с уже получившими распространение карточками GPM. В дальнейшем планируется использовать карточки типа PocketBook (микропроцессорные карточки для финансовых приложений).
В рамках системы банк «Оптимум» эмитирует два вида карточек — OptimumCard и OptimumCurd—STB. По заявлению руководства департамента пластиковых карточек банка, при отсутствии заинтересованности клиентов в получении совмещенной карточки, гораздо большим спросом у клиентов пользуются карточки OptimumCard. В качестве одной из причин большего объема карточек с защищенной памятью без магнитной полосы среди эмитированных карточек (около 90% от общего объема) экспертами указывается, что банк начал выпуск таких карточек гораздо раньше, чем комбинированных. Однако, на наш взгляд, причинами большей популярности микропроцессорных карточек без магнитной полосы является недостаточно проработанная или намеренно избранная банком маркетинговая политика. Кроме этого, стратегия банка направлена на привлечение определенного круга клиентов, заинтересованных в получении только карточек с микросхемой в основном для транспортировки финансовых средств.
На наш взгляд, идея банка «Оптимум» о необходимости открытия одновременно двух счетов для получения комбинированной карточки может быть модифицирована. Мировая практика обслуживания магнитных карточек и карточек с микропроцессором показывает, что средства на них «привязываются» к одному счету,
при этом списание средств со счета на карточку с микропроцессором происходит в режиме реального времени, а расходование средств — в пакетном режиме, поэтому нет необходимости использовать два разных банковских счета для обслуживания комбинированной карточки.
В системе используется терминальное оборудование французской фирмы Innovatron Data Systems — автономное устройство TPSCAM-1000, а также терминалы NURIT-2050 компании Lipman Electronics (в настоящее время банк закупил 2000 терминалов этой фирмы). При наличии договоренности все терминалы смогут принимать карточки OptimumCard, STB—Cardи карточки других систем. Надо отметить, что банк «Оптимум» продвинулся достаточно далеко в решении проблемы терминальной совместимости. Банк заключил и успешно реализует соглашение с Северным Морским Банком (Мурманск) об обслуживании карточек этого банка в сети терминалов OptimumCard. Аналогичное соглашение было подписано с Сибирским Банком (Новосибирск). Кроме этого, оборудование может обеспечивать прием международных карточек Visa, Europay/MasterCard и American Express. Планируется также использование в системе новых моделей терминалов фирмы VeriFone. С их помощью будет обеспечена совместимость, в частности, с системой пластиковых карточек Мост-Банка.
В настоящее время в системе OptimumCard установлен пока только один банкомат компании Digital. Отсутствие сети банкоматов представители банка «Оптимум» объясняют нерентабельностью ее эксплуатации в рамках пилотного проекта пластиковых карточек. Однако, по их мнению, для престижа системы банкоматы, хотя бы в небольшом количестве, все же необходимы.
К концу 1995 г. в рамках системы было эмитировано около 25 тыс. карточек. Всего в системе OptimumCard участвует 40 финансовых институтов, в том числе 12 банков-эмитентов и 28 обслуживающих банков. Торгово-сервисная сеть, обслуживающая владельцев карточек OptimumCard, состоит из 163 предприятий. Наличные по карточкам можно получить в 59 пунктах выдачи наличных.
В заключение хочется отметить, что в настоящее время наиболее важным направлением в развитии всех платежных систем и эмитентов карточек становится создание сети банкоматов, принимающих карточки различных платежных систем. Такая сеть должна быть нейтральной в политическом плане и не конфликтовать ни с одной из существующих или создающихся в России платежных систем и ни с одним из эмитентов. Расчеты показывают, что после достижения некоторого критического уровня банко-матных решений (100-150 банкоматов в Москве) интерес к платежным средствам отдельных эмитентов со стороны их реальной и потенциальной клиентуры, скорее всего, должен резко возрасти, так как клиенты получат дополнительные степени свободы в снятии наличных через единую сеть банкоматов. В настоящее время сеть банкоматов превратилась в исключительно эффективный инструмент для оказания воздействия на рынок потенциальных пользователей пластиковых карточек и получения банками доходов от обслуживания клиентуры. •
— ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА "ЗОЛОТАЯ КОРОНА": ИТОГИ 1995
Система «Золотая Корона» — наиболее крупная в России система пластиковых карточек, основанная на микропроцессорной технологии. Итоги 1995 г. показали, что «Золотая Корона» продолжает оставаться одной из наиболее динамично развивающихся российских платежных систем. Рост оборотов и числа транзакций характеризуют темпы развития системы.
Средний прирост оборотов составил около 5% в месяц. Вследствие российского банковского кризиса, вторая половина 1995 т. характеризовалась снижением доли крупных межрегиональных транзакций. Карточки «Золотая Корона» стали более активно использоваться в качестве платежного средства для совершения мелких и средних платежей. В настоящее время именно такие транзакции составляют большую часть оборота.
Отмечаемое снижение показателей развития системы в ноябре 1995 г. было
связано с изъятием из обращения карточек Сибирского Торгового Банка, который являлся основателем и одним из наиболее активных участников системы. Тем не менее, эксперты системы заявляют, что дестабилизация Сибирского Торгового Банка не нанесла серьезного ущерба системе, хотя и создала определенные проблемы для ее участников, осуществлявших большую часть межбанковских расчетов через корреспондентскую сеть этого банка. В декабре 1995 г. расчетными банками системы «Золотая Корона» стали Инкомбанк и Промрадтехбанк (оба – Москва).
В прошедшем году увеличилась интенсивность использования карточек «Золотая Корона»: если в 1994 г. на одну карточку приходилось 1-2 покупки в месяц, то в конце 1995 г. эта величина выросла в 3 раза.
Продолжился рост числа членов системы. Сейчас ее участниками являются более 110 коммерческих банков России, причем более 50 из них вступили в систему в 1995 г. (рис. 3). В начале 1996 г. количество эмитированных карточек превысило 110 тыс., количество точек их обслуживания достигло 3 тыс.
Динамика изменения количества участников системы «Золотая Корона» в 1995 году
В настоящее время на один банк системы «Золотая Корона» приходится около 1 тыс. карточек. В 1996 году предполагается активизировать работу с клиентами, предлагая им как можно более широкий спектр услуг. В частности, планируется приступить к реализации совместно с банками-участниками социально значимых проектов — эмиссии пенсионных, дисконтных карточек, зарплатных и корпоративных карточек для сотрудников предприятий, Вузов, жителей небольших населенных пунктов.
15 января 1996 г. для банков -участников системы была проведена презентация системы самообслуживания в «Золотой Короне». Предполагается, что внедрение этой системы станет дополнительным маркетинговым стимулом для развития банковских услуг и привлечения банками частных клиентов. Программное обеспечение позволяет клиенту самостоятельно проводить все операции, которые возможно осуществлять в режиме самообслуживания: запись средств со счета на карточку и с карточки на счет, продление срока действия карточки, смену лимитов расходования, получение наличных денежных средств и т. д. Разработчиком этого программного обеспечения является Центр Финансовых Технологий (Новосибирск).
В целях дальнейшего привлечения новых эмитентов система «Золотая Корона» расширяет существующую сеть обслуживания карточек, создавая новые представительства в России и за рубежом. К настоящему моменту представительство системы в США провело серию переговоров с такими банками, как, например, Bank of America (Калифорния),American National Bank (Иллинойс), First Union Bank (Сев. Каролина),Commercial Bank of San—Francisco (Калифорния), а также с представительством компании Thomas Cook. В результате были достигнуты договоренности об установке терминалов системы «Золотая
Корона» в двух крупнейших городах ^ США, наиболее часто посещаемых российскими туристами. В целом, по мнению экспертов системы, созданы реальные предпосылки к тому, чтобы в 1996 г. «Золотая Корона» сохранила свои позиции на российском рынке микропроцессорных карточек (предполагаемые показатели развития системы «Золотая Корона» в 1996 г.