
Некоторые итоги развития систем безналичных расчётов в России

Анализируя
результаты работы российских банков в 1995 г., мы пришли к весьма неоднозначным
выводам. При всем нашем патриотизме проблематично назвать 1995 год годом
«карточного взрыва», как это предсказывали некоторые производители и
поставщики программных и аппаратных решений. Количество международных
карточек платежных систем VisaInternational, EuropayInternational/MasterCardInternational, AmericanExpress и DinersClub, выпущенных российскими банками,
достигло 100 тыс. При населении Российской Федерации 157 млн. человек,
обладателями международных карточек являются лишь 0,0637% жителей России1.
При этом в 1995 г. банками России было выпущено более половины всех
международных карточек. Столичный Банк Сбережений и Мост-Банк приступили к массовой
эмиссии карточек VisaElectron, а также карточек с логотипами Cirrus/Maestro.
Если же
оценивать уровень развития инфраструктуры нашего рынка, сравнивая его с
рынками других стран и регионов, в первую очередь СТА, Канады, Западной Европы
и стран Юго-Восточной Азии, можно сделать поразительный вывод о том, что в 1995
г. состояние российского рынка международных пластиковых карточек практически
не изменилось. Россия до сих пор относится к ряду стран с невысоким уровнем
развития рынка финансовых услуг.
Ситуация в
России представляется особенно интересной на фоне выводов ряда западных
аналитиков о том, что российские банки смогут достичь определенного уровня
развития бизнеса пластиковых карточек не раньше, чем через 10-20 лет.
Руководств же российских финансовых институтов, наиболее продвинутых в
реализации проектов пластиковых карточек, в частности, вице-президент
Мост-Банка Д. Замани, оценивает итоги прошедшего года иначе. По его мнению,
Россия довольно активно приступила к внедрению технологий, основанных на
использовании пластиковых карточек.
По сведениям на
начало 1994 г. в Японии на 1 000 жителей было выпущено 2 145 банковских
карточек, в Канаде этот показатель составлял 1 252 карточки, в Великобритании
- 1 196 карточек.
При этом темпы
развития этого сектора банковских услуг настолько велики, что вполне
очевидными кажутся заявления ряда представителей международных платежных
систем о превращении России в один из наиболее перспективных в настоящее время
регионов мира.
События,
произошедшие в 1995 г. на российском рынке международных пластиковых карточек,
стали логичным следствием его предыдущего развития. Поэтому говорить о
наступлении переломного момента в развитии рынка пластиковых карточек было бы
не совсем верно. В 1995 г. реализовано множество проектов, основы которых были
заложены еще в 1994 г. Большинство российских банков завершили
подготовительный этап и приступили к эмиссии международных карточек. К концу
1995 г. более 80 финансовых институтов имели статус полноправных членов
международных платежных систем. Сейчас в России не менее 200 банков осуществляют
операции с международными карточками.
Одним из
показателей уровня развития систем безналичных расчетов с использованием пластиковых
карточек является создание инфраструктуры их обслуживания - торгово-сервисной
сети, сети банкоматов и POS-терминалов, банковской сети отделений и филиалов. Несмотря на
некоторые успехи, достигнутые в 1995 г. российскими банками в этой области,
инфраструктура обслуживания международных карточек в России оставляет желать
лучшего.
К концу 1995 г.
процесс развития российского рынка пластиковых карточек стал менее хаотичным и
более предсказуемым. Этому способствовал, в частности, возросший уровень
профессионализма российских банков при работе с продуктами международных
платежных систем, который позволил этим системам создать долговременную
стратегию своего развития в России.
Однако говорить
о создании необходимой инфраструктуры рынка пластиковых карточек в России пока
еще рано. Результаты 1995 г. показали, что большинство финансовых структур,
осуществляющих эмиссию и обслуживание международных карточек, продолжают
концентрироваться в Москве. Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед
российскими банками на современном этапе, является продвижение проектов
международных карточек в регионы.
Кроме этого, не
менее важным условием успешного развития рынка международных карточек является
организация внутреннего клиринга. В 1995 г. были сделаны первые реальные шаги
в этом направлении. В середине 1995 г. создана Ассоциация российских банков-членов
EuropayInternational, одна из основных целей которой -
обеспечение внутренних расчетов по карточкам системы.
В то же время,
несмотря на успехи, достигнутые российскими банками, серьезным препятствием,
тормозящим развитие рынка безналичных расчетов, стала продолжающаяся
нестабильность финансовой, экономической и политической сфер в России. Только
в 1995 г. ЦБ России было отозвано 224 лицензии на осуществление банковской
деятельности. Это заставляет международные платежные системы вести более
осторожную политику при приеме российских банков в свои члены.
В 1995 г.
основные тенденции развития российского рынка международных пластиковых
карточек остались практически без изменений. Как и в предыдущие годы, ведущие
позиции в области эмиссии карточек занимали межбанковские платежные системы VisaInternational и EuropayInternational, в сфере эквайринга - Visa, Europay/MasterCard и AmericanExpress. Кроме того, заметный интерес к
российскому рынку проявила компания DinersClub. Таким образом, к концу 1995 г. на российском рынке был
представлен практически весь спектр международных пластиковых карточек.
Характерной
особенностью рынка пластиковых карточек в России является отсутствие достаточно
полной информации о клиентах банков, что приводит к необходимости
адаптировать кредитные продукты к российским условиям. В результате клиентам
предлагается некий гибрид кредитной и дебетовой карточек. Для получения такой
карточки клиенту, как правило, требуется поддерживать определенный неснижаемый
остаток, выполняющий роль страхового депозита. Вместе с тем, широкое
распространение получили более доступные международные дебетовые карточки Grrus/Maestro и VisaElectron. На наш взгляд, эти платежные
инструменты могут стать серьезным средством в арсенале российских банков.
Итоги 1995 г.
показывают, что период спекулятивного наращивания капитала прошел. Банкам
приходится пересматривать стратегию своего развития, уделяя все больше внимания
работе с частными клиентами. Вполне закономерно, что этот процесс
сопровождается активизацией работы на рынке. Если в 1994 г. можно было
говорить об искусственном характере конкуренции между банками, то в 1995 г.
рост числа участников рынка международных карточек и их концентрация в
финансовых и промышленных центрах привели к обострению конкурентной борьбы.
Одним из приоритетных направлений деятельности банков становится развитие сетей
отделений и филиалов, предоставляющих клиентам расширенный спектр финансовых
услуг. При этом, учитывая концентрацию банков в Москве, важным фактором их
конкурентоспособности становится продвижение в регионы.
Более выгодные
позиции на рынке международных пластиковых карточек занимают банки, являющиеся
членами сразу нескольких платежных систем. К их числу относятся Автобанк,
Диалог Банк, Инкомбанк, Кредо Банк, банк «Менатеп», Мост-Банк, Сбербанк РФ,
Столичный Банк Сбережений, Тверьуниверсалбанк и некоторые другие банки.
Рост
конкуренции в 1995 г. спровоцировал некоторые банки на проведение демпинговой
политики в области тарифов по пластиковым карточкам. Использование технологий
безналичных расчетов на основе пластиковых карточек требует от финансовых
структур серьезных затрат. Поэтому во всем мире используется система
комиссионных отчислений за пользование пластиковой карточкой. Снижение уровня
комиссий
ниже
определенной черты приводит к резкому падению рентабельности проектов, и банки
не могут не учитывать эти обстоятельства. Поэтому наиболее вероятно, что
установление откровенно демпинговых тарифов за выпуск и обслуживание карточек
- всего лишь ловкий маркетинговый ход. Нет гарантий, что временно снизив
тарифную планку и предложив клиентам наиболее привлекательные для них условия,
банк впоследствии снова не поднимет размер тарифов до прежнего уровня,
сославшись на изменение финансовой ситуации.
Тем не менее, в
настоящее время далеко не все руководители российских проектов пластиковых
карточек до конца представляют, насколько проблематично стабилизировать
«разгромленный» рынок и вернуться к прежнему уровню комиссий.
В 80-е годы на
Кипре гостиницы, магазины и рестораны периодически «выкручивали руки» местным
банкам, обеспечивающим прием пластиковых карточек в их сети. Выглядело это следующим
образом. Менеджер крупной гостиницы, имевшей счет, например, в банке BarclaysBank и платившей ему 4,5% комиссии, встречался
с руководством другого банка и обещал перейти на обслуживание в этот банк, если
комиссионные для него будут установлены на уровне 4%. Через неделю, получив
положительный ответ, он обращался в BarclaysBank с требованием снижения комиссии уже до 3,5%, мотивируя это
тем, что другой кипрский банк инициативно предложил ему обслуживание по более
низким ставкам. Для банков работа с предприятиями коммерческой сети стала
настоящим безумием. Выход был найден к концу 1989 г., причем он был одновременно
прост по своей прямоте и логике и сложен, учитывая амбициозность банков.
Кипрские банки создали процессинговую компанию JC С, передав ей права по заключению
договоров с предприятиями торговой сети. Приводя этот пример, мы не призываем
банки создать еще одного монстра, но договориться о сбалансированной
антидемпинговой политике уже настало время.
VisaInternational
В 1995 г.
стратегия развития международной платежной системы VisaInternational в России по сравнению с 1994 г.
практически не изменилась. Учитывая высокую степень риска при работе на
российском рынке, VisaInternational делает ставку на крупные российские банки, получившие право
ведения спонсорских программ, и предлагает другим участникам рынка международных
карточек работать через них в качестве ассоциированных членов. Такой подход
дает возможность платежной системе минимизировать финансовые риски, возникающие
вследствие финансовой нестабильности российского банковского сообщества. Не
отрицая сам факт осторожности, проявляемой системой в вопросе приема банков в
свои члены, эксперты склонны полагать, что это не приведет к ослаблению ее
позиций на российском рынке.
В 1995 г.
полноправными членами системы стали 3 российских банка - Тверьуниверсалбанк,
Промстройбанк России и Агропромбанк. Динамика роста числа российских
банков-полноправных членов международной платежной системы VisaInternational представлена на рис. 1.
Российские
банки - полноправные члены международной платежной системы VisaInternational
Банк
|
Дата вступления
|
Начало эмиссии
|
Сберегательный банк РФ
|
февраль 1989 г.
|
Санкт-Петербургский банк СБ РФ - декабрь 1 994 г. Московский банк СБ РФ - январь 1995 г.
|
Кредо Банк
|
октябрь 1 990 г.
|
сентябрь 1991 г.
|
Диалог Банк
|
октябрь 1 991 г.
|
октябрь 1 995 г.
|
Менатеп
|
февраль 1992г.
|
март 1994 г.
|
Мосбизнесбанк
|
февраль 1992 г.
|
июнь 1993 г.
|
Мост-Банк
|
февраль 1992 г.
|
январь-февраль 1993 г.
|
Инкомбанк
|
март 1993 г.
|
февраль 1 993 г.
|
Автобанк
|
февраль 1994г.
|
март-апрель 1996 г. (прогноз)
|
АвтоВАЗбанк
|
февраль 1 994 г.
|
февраль 1 995 г.
|
Внешторгбанк РФ
|
февраль 1 994 г.
|
май 1995 г.
|
Кузбассоцбанк
|
февраль 1994г.
|
январь 1995 г.
|
Промстройбанк (Санкт-Петербург)
|
февраль 1994г.
|
ноябрь 1994 г.
|
Астробанк
|
май 1994г.
|
февраль 1 995 г.
|
Международный Московский Банк
|
май 1994г.
|
октябрь 1 995 г.
|
Московский Народный Банк
|
май 1994г.
|
апрель 1995г.
|
Мосстройбанк
|
май 1994г.
|
май 1995 г.
|
Столичный Банк Сбережений
|
май 1994г.
|
август 1 994 г.
|
Агропромбанк
|
июнь 1995 г.
|
-
|
ЗапСибкомбанк (Тюмень)
|
июнь 1995 г.
|
-
|
Промстройбанк РФ
|
июнь 1995 г.
|
-
|
Тверьуниверсалбанк
|
июнь 1995 г.
|
-
|
Империал
|
октябрь 1 995 г.
|
-
|
Санкт-Петербург (Санкт-Петербург)
|
октябрь 1 995 г.
|
-
|
Количество российских банков - полноправных членов платежной системы VisaInternational
В настоящее
время 23 российских банка имеют статус полноправного членства в системе (PrincipaMember).
EuropayInternational
Международная
платежная система EuropayInternational продолжает проводить гибкую и последовательную политику на
российском рынке, что позволило ей к концу 1995 г. добиться неплохих
результатов. В настоящее время в систему в качестве полноправных и ассоциированных
членов входит более 50 российских банков, из которых к реальной эмиссии
приступили пока не более 25. Обслуживание операций по карточкам системы осуществляют
6 процессинговых центров. Количество выпущенных карточек (ЕС/МС и Cirrus/Maestro) достигает 250 тыс.
По заявлению
менеджера компании EuropayInternational по развитию бизнеса в России А. Королева, 1995 г. оказался
довольно удачным для решения большинства задач, стоящих перед платежной
системой в
России. Одним
из главных достижений компании в прошедшем году можно считать завершение этапа
формирования инфраструктуры, включающей в себя ряд российских процессинговых
компаний, имеющих право на обслуживание международных транзакций по карточкам
системы (MemberServiceProvider). На наш взгляд, успех компании EuropayInternational в России определила продуманная
стратегия развития, направленная прежде всего на создание базы, необходимой
для обеспечения эмиссии и обслуживания карточек системы. Безусловным
достижением системы является также создание Ассоциации российских
банков-членов EuropayInternational. В одном из следующих номеров журнала мы постараемся рассказать
об этой ассоциации более подробно.
В отличие от
своего главного конкурента, платежной ассоциации VisaInternational, в 1995 г. система EuropayInternational активно использовала тезис о большей открытости
и доступности для российских банков. Это проявлялось не только в более «мягких»
условиях приема в систему. При работе с российскими финансовыми структурами
система EuropayInternational проводила более гибкую тарифную
политику, чем VisaInternational.
В 1996 г. EuropayInternational планирует создание в России внутреннего
клирингового центра, который позволит осуществлять взаиморасчеты между
российскими эмитентами карточек системы внутри страны.
American Express
AmericanExpress является одной из крупнейших платежных систем в мире. Из
годового отчета компании следует, что к началу 1995 г. общий оборот по карточкам
AmericanExpress составил более 141 млрд. долларов США,
из них 101,2 млрд. долларов США приходилось на 25,3 млн. карточек,
эмитированных компанией в США, и 39,8 млрд. долларов США - на 11 млн. карточек,
выпущенных в остальных странах мира (рис. 2).
другие
страны 28%
Распределение финансового оборота компании AmericanExpress по пластиковым карточкам в мире. К началу
1995 г. торгово-сервисная сеть, принимающая карточки AmericanExpress, состояла более чем из 3,9 млн.
Доля
транзакций по карточкам AmericanExpress от общего числа операций, проводимых в
различных предприятиях торговли и сервиса в США
В настоящее
время сеть отделений компании состоит более чем из 1700 офисов, расположенных
в различных странах мира. Клиентам предлагается широкий спектр услуг, начиная
от организации туристических путешествий и заканчивая обслуживанием держателей
карточек компании.
Кроме всемирно
известных дорожных чеков, AmericanExpress в качестве платежного инструмента
предлагает пластиковые карточки с магнитной полосой, имеющие несколько иные
финансовые условия использования, чем карточки Visa и Eurocard/MasterCard. В частности, по карточкам AmericanExpress процент за предоставленный кредит не
начисляется. Эксклюзивное право на эмиссию карточек имеет компания AmericanExpress. Другие финансовые структуры выступают в
качестве гарантов своих клиентов перед компанией. Функции расчетного банка
платежной системы выполняет банк Атепсапвапк (США), осуществляющий
взаиморасчеты между ее участниками.
Все карточки AmericanExpress имеют одинаковый дизайн. На этих
карточках нет защитной голограммы, которая обычно присутствует на пластиковых
карточках других платежных систем. Защитные элементы, имеющиеся на карточке -
микропечать на ее лицевой стороне и аббревиатура «АтЕх», святящаяся при ультрафиолетовом
излучении.
Внастоящеевремясуществуеттривидакарточек
American Express - Personal Card, Corporative Card и Optima Card.
PersonalCard
Этот вид
карточек AmericanExpress существует с 1958 г. В настоящее время клиентам предлагается три
типа таких карточек - GreenCard (зеленая карточка), GoldCard (золотая карточка) и PlatinumCard (платиновая карточка). Цвет карточки
свидетельствует о максимально возможном размере месячных расходов по карточке,
который устанавливается для каждого клиента индивидуально. Однако, если расчеты
с компанией производятся регулярно, то первоначальный платежный лимит может
быть увеличен. При выдаче карточки компания AmericanExpress учитывает не только объем финансовых
средств, находящихся на счету клиента, но и его социальный статус - место
работы, должность, принадлежность к определенному классу общества и т. д.
CorporateCard
AmericanExpress предлагает два типа корпоративных карточек: GreenCard (зеленая карточка) и GoldCard (золотая карточка).
OptimaCard
Этот вид
карточек предлагается клиентам только на территории США. Сейчас выпускается
только один тип этой карточки - BlueCard (синяя карточка).
В последнее
время в связи с обострением конкуренции среди компаний, выпускающих и
обслуживающих международные кредитные карточки, широкое распространение
получили так называемые совмещенные карточки (co-brandingcard). Например, в настоящее время выпускается карточка AmericanExpressHilton с логотипами как самой компании AmericanExpress, так и корпорации Hilton. Являясь полноценной расчетной карточкой
компании, она одновременно предоставляет определенные льготы ее владельцу при
пользовании услугами предприятий торгово-сервисной сети, входящих в международную
сеть отелей Hilton.
Широкое распространение получила совмещенная корпоративная карточка AmericanExpressAT&T дающая возможность ее владельцу
дополнительно воспользоваться услугами телефонной связи. С начала 1995 г. AmericanExpress стала более активно развивать совместные
проекты с различными международными финансовыми структурами. В 1996 г.
компанией в рамках этих проектов запланирован выпуск 15 видов совмещенных
карточек.
Изначально
программа пластиковых карточек AmericanExpress создавалась для сокращения наличного
оборота в расчетах клиентов с пунктами обслуживания. Поэтому выдача наличных
средств по карточкам компании в значительной степени ограничена. Для
владельцев каждого типа карточек - зеленой, золотой и платиновой -установлены
различные лимиты выдачи наличных средств. Компания AmericanExpress реализует программу, предусматривающую
экстренную выдачу наличных по чеку клиента (EmergencyChequeCash). В подобных случаях с клиента взимается
комиссия не более 1-1,5% (табл. 2).
Компанией также
разработана программа ExpressCash, которая предусматривает возможность выдачи наличных
средств в сети банкоматов, обслуживающих карточки AmericanExpress. За получение наличных в банкомате клиент
выплачивает комиссию, размер которой достаточно высок и составляет 4%.
В отличие от
международных платежных систем VisaInternational и EuropayInternational, AmericanExpress не стремится к расширению
торгово-сервисной сети путем привлечения как можно большего количества предприятий.
Исходя из ориентации компании на обслуживание состоятельных клиентов, в
торгово-сервисную сеть входят достаточно элитные предприятия. Вполне
естественно, что размер комиссионных в этой сети (4-6%) довольно высок даже по
международным меркам.
Таблица 2
Месячные
лимиты выдачи наличных средств по карточкам AmericanExpress
Тип карточки
|
Месячный лимит выдачи наличных средств, долларов США
|
Зеленая
|
1000
|
Золотая
|
5000
|
Платиновая
|
10000
|
Основные
этапы развития компании AmericanExpress в России
1887 г. В России AmericanExpress работает с мая 1987 г., когда были определены
первые финансовые агенты компании в Москве («Зенкер и Ко») и Санкт-Петербурге
(Коммерческий банк).
1916 г. Компания AmericanExpress открыла офис в Санкт-Петербурге (ул.
Гороховая, 3).
1918 г. В
связи с революционными событиями и ухудшением условий для развития бизнеса офис
компании был закрыт.
1928 г. Новый
этап развития компании в России. Офисы AmericanExpress на Дальнем Востоке бронируют билеты на
Транссибирскую железную дорогу для своих клиентов. В сотрудничестве с
Американо-Русской Торговой Палатой компания организовала первое после
революции 30-дневное путешествие по России для группы западных туристов.
1958г. В феврале 1958 г. открыто туристическое
представительство AmericanExpress в Москве в гостинице «Метрополь». В апреле этого же года
компания открыла валютный и рублевый счета в Госбанке СССР, а в августе
совместно с компанией «Интурист» организовала первое туристическое путешествие
из России в США.
1969г. В декабре 1969 г. в рамках совместной
программы с компанией «Интурист» началось обслуживание пластиковых карточек
компании в России.
1988г. Компания AmericanExpress установила в Москве два банкомата: один в
офисе компании, другой - в гостинице «Международная».
1989 г.
Подписано соглашение между AmericanExpress и Внешэкономбанком СССР о распространении
пластиковых карточек компании на территории России.
1993 г. С января 1993 г. операции по карточкам AmericanExpress, совершенные на территории стран СНГ,
обслуживаются непосредственно компанией AmericanExpress.
Полное название
компании, работающей сейчас в России и имеющей 100% американский капитал -AmericanExpressInternationalServicesLtd. (AEIS). В настоящее время в Москве находится
представительство этой компании, основная задача которого - оказывать
российским финансовым структурам содействие в заключении соглашений с
компанией, установке необходимого оборудования, обучении обслуживающего персонала
предприятий, принимающих к оплате карточки компании и т. д. Все договоры с
российскими компаниями и владельцами карточек заключаются от имени головного
офиса, находящегося в Брайтоне (Англия).
Программа
средств безналичного платежа, реализуемая AmericanExpress в России, несколько отличается от
аналогичных программ компании в других
странах. В
России компания работает не напрямую с клиентами, а с уполномоченными
российскими банками. Это связано с тем, что на Западе для получения карточки AmericanExpress клиенту необходимо предоставить компании
гарантию своей кредитоспособности. В России же гарантией для AmericanExpress является специальный страховой депозит,
размещаемый клиентом в уполномоченном банке. Размер депозита варьируется от 5
до 25 тыс. долларов США в зависимости от категории карточки и статуса банка,
выдавшего эту карточку. В настоящее время в России компания работает с
несколькими банками, среди которых Межкомбанк, Уникомбанк, банк «Оптимум», CreditSwiss, Тверьуниверсалбанк, Первый Русский Банк.
Клиентам этих банков предлагается карточка компании InternationalDollarCard. Годовое обслуживание такой карточки
составляет 100 долларов США.
Говорить об
отсутствии у компании интереса к российскому рынку, приводя в качестве
аргумента показатели деятельности платежных систем VisaInternational и EuropayInternational, как это делают некоторые средства
массовой информации, было бы не совсем верно. Реально оценивая финансовую
ситуацию в России (отсутствие у клиентов кредитной истории, низкий уровень
доходов), AmericanExpress не ставит перед собой цель активно наращивать объем эмиссии
карточек. В настоящее время основная задача компании - создать в России
необходимую инфраструктуру обслуживания клиентуры. Поэтому приоритетным
направлением является привлечение крупных российских предприятий
торгово-сервисной сети для обслуживания держателей карточек AmericanExpress.
Сейчас размер
комиссионных отчислений в AmericanExpress колеблется от 4 до 6% и в ближайшее время не изменится. Однако,
в зависимости от увеличения оборота предприятия по карточкам AmericanExpress, размер комиссионных может быть снижен.
На сегодняшний
день более 90% российских предприятий, обслуживающих держателей карточек AmericanExpress, используют возможности голосовой
авторизации, работающей круглосуточно. В последнее время в связи с расширением
торгово-сервисной сети компании часть предприятий перешла на обслуживание
карточек с помощью POS-терминалов,
что позволило существенно разгрузить пункт авторизации компании. Расширяя сеть POS-терминалов, AmericanExpress сотрудничает с двумя процессинговыми
компаниями - UCS
и «Мультикарта». В качестве аппаратной платформы используются терминалы TRANZ 420 компании Verifone.
По мнению
работников AmericanExpress, 1995 г. стал переломным моментом для развития бизнеса пластиковых
карточек в России. Главной положительной чертой прошедшего года стало то, что
ряд пришедших на рынок компаний, не оценив реальных затрат и последствий как
для них самих, так и для их клиентов, по различным причинам были вынуждены его
покинуть. Это следует воспринимать как нормальный процесс, свидетельствующий о
повышении уровня развития рынка.
Подводя итог,
можно добавить, что в 1996 г. компания AmericanExpress планирует реализовать несколько
интересных проектов в России. С некоторыми из них мы планируем познакомить
наших читателей в следующих номерах журнала.