
LOBO: интеграция процессинговой компании и банка

Решение, о котором идет речь в статье, уже реализовано в Супримэксбанке и используется в проекте локальных карточек банка на базе технологии U.E.P.S. и для взаимодействия банка с компанией Кардцентр при обслуживании международных карточек Eurocard/Mas-terCard. В его основе лежит концепция движения «электронных денег» в интегрированной среде банк-процессинговая компания.
Н. Богородская, С. Баранчеев
LOBO (LocalOrganisationBackOffice) представляет собой синхронизатор с базой данных историй транзакций и предназначается для сквозной автоматизации связи отделения (филиала) банка с процессинговой компанией и головным офисом банка. Связь отделения (филиала) банка с процессинговой компанией выполняется в режиме реального времени или в пакетном режиме в зависимости от решаемых в проекте задач, связь с головным офисом банка осуществляется в пакетном режиме при открытии и закрытии операционного дня банка. Доступ клиентов банка к выполнению операций с банковскими счетами производится с помощью локальных или международных карточек.
В оболочке LOBO можно разместить практически любой back-office, но при наличии тесной связи всех элементов банковской системы и системы управления карточными счетами эффективность работы банка существенно увеличивается. Одним из возможных вариантов обеспечения та-
кой связи является использование банковской среды iBANK (разработчик - компания ICL), адаптированной для применения в отделениях и филиалах Московского банка Сбербанка Рф и Су-примэксбанка и интегрированной с технологическими решениями компании NET1 (платежные системы на базе стандарта U.E.P.S) и АО «Кардцентр» (платежные системы карточек ЕС/MC и Cirrus/Maestro).
Банковская среда iBANK базируется на концепции открытых систем1 и представляет собой инструментальный комплекс для отображения всей операционной банковской деятельности в информационные компьютерные системы с выполнением различных операций в режиме «он-лайн». Ее настройка производится с помощью 17 тыс. параметров, определяющих характеристики головного офиса банка (функции, продукты, бухгалтерия, группы пользователей, режим работы банка, параметры открытия, закрытия и временного закрытия операционного дня банка), функции управлений банка, права авторизованных подписей на определенные суммы и т. д. Аналогично задаются настроечные параметры для отделений и филиалов банка. Затем между всеми учреждениями банка выполняется синхронизация.
Настроенная система iBANK позволяет банку осуществлять управление в режиме реального времени из одной точки, а клиенту - выполнять банковские операции со счетом как с помощью карточки, так и с помощью сберкнижки в любом учреждении банка независимо от его местонахождения.
Функционирование системы
Под системойбудем понимать отделение банка, реализованное в среде iBANK, и LOBO-син-хронизатор.
LOBO-синхронизатор работает в двух режимах:
- передача транзакций из процессингового центра в iBANK с выверкой корректности транзакций, полученных после авторизации и международного клиринга, и сохранение их в базе данных LOBO;
- передача информации по клиентам и их счетам из системы iBANK в процессинговый центр.
Полученные из LOBO-синхронизатора транзакции помещаются в хранилище операций в системе iBANK. Затем оператор iBANKвыполняет пробную интерпретацию транзакций с откатом по счетам и с пересчетом комиссии на дату выполнения транзакции. При корректной отправке каждой транзакции (ситуации типа «отрицательный нераз-
Использование распределенных баз данных на основе СУБД Informix с централизованным контролем по сети и UNIX-серверов, устанавливаемых в отделениях, филиалах и ОПЕРУ банка, взаимодействующих по сетевому протоколу Х.25 в режиме реального времени.
решенный остаток на счете», «транзакция есть, счет отсутствует» и т. д. отсутствуют) оператор iBANK выполняет окончательную интерпретацию транзакций с фактической разноской по счетам.
Открытие операционного дня банка выполняется по принятой в банке технологии, например, производится пополнение кассы отделения, принятие информации из головного офиса банка через систему транзитных счетов, открытие операционных дневников операционистов, получение информации из процессингового центра через ЮВО и ее обработка.
Заведение информациио клиенте банка. Для физических лиц в базу данных клиентов заносятся паспортные данные, адреса для рассылки выписок по счетам, маркетинговой информации, срочных сообщений и т. д., статус клиента, его материальные и нематериальные активы, прибыль и доходы и т. д. Для юридических лиц вводится информация согласно требованиям ЦБ Рф, материальные и нематериальные активы, прибыль, доходы и т. д. Эта информация впоследствии используется для принятия решения об открытии клиентам кредитной линии.
Работа со счетами и определение банковских продуктов для различных типов карточек, В зависимости от типа карточки клиенту может быть открыт любой счет или группа взаимосвязанных счетов (например, срочный, депозитный и сберегательный счета, на которых аккумулируются средства, доступные посредством карточки, и проценты, списываемые постоянным платежным поручением со срочного депозитного счета). На основании существующей в России практики было определено три основных типа счетов, связанных с традиционно используемыми в России международными карточками.
Для дебетовых карточек Cirrus/Maestroопределен «Сберегательный дебетный счет» с ежедневным начислением процентов без неснижаемого остатка и овердрафта. Для карточек Eurocard/MasterCard, работающих в режиме дебетовых2, определен «Сберегательный псевдодебетный счет» с ежедневным начислением процентов, неснижаемым остатком и без овердрафта. Для кредитных карточек Eurocard/MasterCard, в зависимости от степени важности клиентов для банка, определяются «Сберегательный счет с овердрафтом» с ежедневным начислением процентов, неснижаемым остатком и овердрафтом и «Сберегательный ссудно-депозитный счет», представляющий собой комбинацию сберегательного, депозитного и ссудного счетов.
Используя возможности системы iBANK, можно значительно расширить функциональность использования карточки, в частности, определить специальные счета и режимы работы для VI.Р.-клиентов. При создании таких продуктов определяются:
- проценты, начисляемые на неснижаемый остаток, доступный остаток, овердрафт и т. д.;
- периодичность расчета и начисления процентов;
- комиссии, взимаемые за операции различного типа (снятие наличных через свои и чужие банкоматы, получение наличных у операциониста, комиссия за операции платежа в торговых точках и т. д.).
Эти комиссии переводятся на различные балансовые и лицевые счета. При выполнении операций с каждым продуктом формируются соответствующие бухгалтерские проводки, которые выполняются при завершении операционного дня. Таким образом, при завершении операционного дня можно подвести предварительный баланс по отделению/филиалу и заключительный баланс с автоматической разноской по счетам «доходы банка», «расходы банка», «доходы Кардцентра», «доходы EuropayInternational» и т. д.
Открытие счета клиенту. Счет, открываемый клиенту, связан с типом выдаваемой клиенту карточки. Взнос средств на счет выполняется наличными или безналичным перечислением. После зачисления средств на счет операционист входит в окно LOBO, открывает счет клиента в Кардцент-ре, и информация автоматически переносится из отделения банка в соответствующий сегмент базы данных в Кардцентре. Клиент получает копию договора на обслуживание банковского счета и связанную с этим счетом карточку.
Впоследствии статус счета клиента в отделении (филиале) банка может изменяться. Остаток по счету разделяется на группы с различными механизмами использования и начисления процентов, что повышает функциональность использования статуса счета и позволяет банку предоставлять специальные услуги группам клиентов. Статус счета в базе данных Кардцентра также подвержен изменениям: счет может быть заморожен, активен, занесен в черный список и т. д.
Пополнение счета клиента в банке производится наличным или безналичным путем, а информация об изменении остатка через систему LOBO автоматически передается в Кардцентр.
При закрытии счета операционист входит в окно ЮВО, закрывает счет в Кардцентре, а затем - в отделении/филиале банка.
Их основное отличие от чисто дебетовых карточек заключается в том, что некоторые операции по этим карточкам выполняются с авторизацией по «черному списку».
При закрытии операционного дня отделения (филиала) банка операционисты обрабатывают полученную из Кардцентра информацию, передают наличные средства главному кассиру и закрывают свои операционные дневники. Главный кассир подводит баланс по кассе, бухгалтер подводит предварительный, а затем и окончательный баланс. Затем открывается сеанс связи с головным офисом банка, в течение которого в головной офис передается информация для подведения сводного баланса банка и расчетов с другими банками и организациями.
Оценка прибыльности банковских продуктов. В пакет iBANK включены инструменты, позволяющие по завершении операционного дня проанализировать прибыльность банковских продуктов. В качестве критериев могут быть использованы прибыльность тарифных сборов, расходы банка, прибыльность от использования привлеченных ресурсов, популярность банковского продукта, категории клиентов, использующих тот или иной продукт и т. д. В зависимости от полученных результатов могут быть разработаны новые банковские продукты или откорректированы уже существующие.
Корректировки банковских продуктов могут выполняться по любым параметрам, включая изменение процентных ставок в зависимости от суммы и времени, изменение сроков расчета и начисления процентов, плана тарифных сборов, технологии использования продукта и связи его с другими продуктами и т. д. Сразу после выполнения изменений (или влюбой другой момент времени) банковский продукт может быть запущен в эксплуатацию во всех отделениях банка.
Оценка выгодности клиента для банка. В систему включена функция определения выгодности того или иного клиента для банка по количеству операций, приносящих банку прибыль, неснижаемому и среднедневному неиспользуемому остатку, числу используемых простых и связанных между собой в технологическую цепочку банковских продуктов и т. д. По результатам проведения таких оценок может быть осуществлена структуризация клиентской базы, и для отдельных групп клиентов могут оказаться целесообразными разработка и предложение новых продуктов и услуг, например, обслуживание клиентов на дому, по телефону, предоставление информации из различных баз данных через WEB-серверы и т. д.
Возможное развитие
При успешной эксплуатации отделения в среде iBANK и системы iBANK с использованием продукта LOВО возможно распространение системы
iBANK на всю операционную деятельность банка. Можно рекомендовать следующие этапы.
Внедрение продукта во всех отделениях/филиалах банка. Установка системы в отделении (филиале) банка и включение филиала в единую систему занимает не более недели. После установки системы во всех отделениях (филиалах) банка обеспечивается выполнение операций клиента и внутрибанковских операций в режиме реального времени, и каждому отделению (филиалу) доступны все описанные выше способы оценки прибыльности банковских продуктов, выгодности клиентов и т. д. Связь с Кардцентром осуществляется из одного отделения (филиала), например, из ОПЕРУ.
Перевод головного офиса банка на использование системы iBANK и отображение всей операционной деятельности банка в единой среде.
Интеграция с другими банковскими системами (дилингом, системой поддержки банка на оптовом рынке, ценными бумагами, S.W.I.F.T.).
После такой интеграции вся информация становится доступной для использования экономическими, аналитическими и бухгалтерскими службами банка. Любая деятельность банка, начиная от работы с клиентами и кончая работой персонала, поддается комплексному анализу. В зависимости от результатов такого анализа и ситуации на рынке можно быстро перепрофилировать деятельность банка как по отдельным технологиям, так и по связанным между собой технологическим цепочкам. Можно гибко менять и организационную структуру банка, так как на рабочем месте практически любого сотрудника банка можно легко получить доступ к выполнению различных операций, начиная от создания новых продуктов и технологий и кончая работой в операционных окнах и обслуживанием клиентов на дому. Возможна реализация проектов пластиковых карточек разной степени локализации - от внутренних карточек банка до международных карточек - и подключение банка к различным процессинговым компаниям.