Система безналичных расчетов с использованием пластиковых карточек.Затраты и доходы
За последние несколько лет платежные пластиковые карточки в России из своего рода заграничного раритета стали элементом повседневной жизни более миллиона наших сограждан. Десятки банков и иных финансовых институтов создают и эксплуатируют платежные системы с использованием таких карточек (как магнитных, так и с микросхемой памяти и микропроцессорных). Делаются попытки, в том числе и удачные, развития региональных и локальных систем (например, для крупных промышленных предприятий или отдельных банков). Все больше российских банков подключаются к международным системам VisaInternational и Eurорау International. Успешно функционируют такие российские многоэмитентные системы, как STB-Card, UnionCard, «Золотая Корона».
Уже миновали те времена, когда многие банки «бросались» в это новое для России «карточное» дело, в первую очередь, из соображений престижа, обладая «легкими» деньгами в качестве свободных ресурсов. Сегодня во главу угла ставится экономическая целесообразность проектируемой системы, ее окупаемость. Вместе с тем, до сих пор немаловажным стимулом к развитию новых технологий остается известный постулат «кто не успел, тот опоздал».
В настоящей статье авторы, опираясь на многолетний опыт работы на российском рынке, но не претендуя на истину в последней инстанции, предлагают некоторые методические подходы к определению финансовых показателей системы и дают расчеты окупаемости платежных систем безналичных расчетов на базе пластиковых карточек. В приведенных в статье примерах предполагается, что платежные системы создаются «с нуля», и практический опыт в этой области у эмитента отсутствует. Естественно, присоединение банка к уже действующей платежной системе, будь то международный гигант типа VisaInternational или одна из российских платежных систем, имеет свои особенности, в том числе и финансовые. Тем не менее, структура затрат на создание и поддержание функционирования системы, равно как и источники ее окупаемости, по-видимому, не зависят от типа этой системы.
Затраты на создание и запуск платежной системы
Основные статьи расходов при создании типовой платежной карточной системы можно можно представить следующим образом:
- заказ и изготовление карточек,
- приобретение, установка, обслуживание платежных терминалов и банкоматов,
- оборудование центра (или центров), осуще-ствляющиего эмиссию карточек для банков, управление оконечными устройствами и процессинг транзакций;
- оборудование для персонализации карточек и расходные материалы к нему (или затраты на персонализацию карточек), необходимое для эмиссии карточек и выдачи их клиентам,
- программное обеспечение,
- работы по наладке оборудования, инсталляции программного обеспечения и т. д.
Все эти затраты обычно включаются в стоимость приобретаемой системы или в сумму основного договора с компанией-системным интегратором (генеральным поставщиком).
Затраты на изготовление карточек, в первую очередь, зависят от трех факторов: типа карточ-
ки (с магнитной полосой или интегральной микросхемой), требований к ее внешнему виду, тиража. Наиболее дешевы карточки с магнитной полосой, карточки с микросхемой - значительно дороже. Сегодня в России в финансовых приложениях используются сравнительно недорогие карточки с микросхемой памяти, специально разработанные для приложений типа «электронный кошелек», а также более дорогие микропроцессорные карточки. В свою очередь, микропроцессорные карточки также существенно различаются между собой по объему используемой памяти, возможности поддерживать несколько различных приложений, используемым методам шифрования. Ситуация значительно осложняется еще двумя обстоятельствами. Во-первых, требованием ФАПСИ использовать российский алгоритм шифрования информации, в том числе и при взаимодействии карточки с устройством чтения (картридером), которое, видимо, будет рано или поздно выполнено (примерный срок - 1997-1998 гг.). Во-вторых, появлением спецификаций ЕМУ реализация которых на карточке приведет примерно в те же сроки к полному вытеснению карточек с памятью и простейших микропроцессорных с 1 кбайт пользовательской памяти EEPROM из банковской сферы. Оба этих момента, безусловно, найдут свое отражение и в стоимостных показателях.
Что касается внешнего вида карточек, то на стоимость заказа влияют количество цветов, метод печати (офсет или шелкография), наличие визуальных средств защиты от подделки, например, голограммы. Но даже при равенстве всех прочих факторов, цены заказ карточек международных платежных систем выше, чем на заказ других карточек. Это определяется дополнительными специальными организационными мерами безопасности при изготовлении и доставке карточек потребителю.
Наконец, только тираж может изменить цену карточки в два-три и более раз.
Необходимость наличияPOS-терминалов в платежной системе, как правило, даже не обсуждается. Обычно решаемые вопросы - количество, производитель, конфигурация. На наш взгляд, критическими моментами являются соответствие спецификации ЕМУ (этому условию удовлетворяют далеко не все терминалы из представленных на российском рынке), возможность обслуживания интеллектуальных карточек, вопросы безопасности (наличие второго устройства чтения карточек и/или аппаратного модуля безопасности), надежность. Вообще говоря, выбор того или иного терминала сродни выбору персонального компьютера. Поэтому, если в банке считают вполне при-Уже миновали те времена, когда многие банки «бросались» в это новое для России «карточное» дело, в первую очередь, из соображений престижа, обладая «легкими» деньгами в качестве свободных ресурсов. Сегодня во главу угла ставится экономическая целесообразность проектируемой системы, ее окупаемость. Вместе с тем, до сих пор немаловажным стимулом к развитию новых технологий остается известный постулат «кто не успел, тот опоздал».
В настоящей статье авторы, опираясь на многолетний опыт работы на российском рынке, но не претендуя на истину в последней инстанции, предлагают некоторые методические подходы к определению финансовых показателей системы и дают расчеты окупаемости платежных систем безналичных расчетов на базе пластиковых карточек. В приведенных в статье примерах предполагается, что платежные системы создаются «с нуля», и практический опыт в этой области у эмитента отсутствует. Естественно, присоединение банка к уже действующей платежной системе, будь то международный гигант типа VisaInternational или одна из российских платежных систем, имеет свои особенности, в том числе и финансовые. Тем не менее, структура затрат на создание и поддержание функционирования системы, равно как и источники ее окупаемости, по-видимому, не зависят от типа этой системы.
Затраты на создание и запуск платежной системы
Основные статьи расходов при создании типовой платежной карточной системы можно можно представить следующим образом:
- заказ и изготовление карточек,
- приобретение, установка, обслуживание платежных терминалов и банкоматов,
- оборудование центра (или центров), осуще-ствляющиего эмиссию карточек для банков, управление оконечными устройствами и процессинг транзакций;
- оборудование для персонализации карточек и расходные материалы к нему (или затраты на персонализацию карточек), необходимое для эмиссии карточек и выдачи их клиентам,
- программное обеспечение,
- работы по наладке оборудования, инсталляции программного обеспечения и т. д.
Все эти затраты обычно включаются в стоимость приобретаемой системы или в сумму основного договора с компанией-системным интегратором (генеральным поставщиком).
Затраты на изготовление карточек, в первую очередь, зависят от трех факторов: типа карточ-
ки (с магнитной полосой или интегральной микросхемой), требований к ее внешнему виду, тиража. Наиболее дешевы карточки с магнитной полосой, карточки с микросхемой - значительно дороже. Сегодня в России в финансовых приложениях используются сравнительно недорогие карточки с микросхемой памяти, специально разработанные для приложений типа «электронный кошелек», а также более дорогие микропроцессорные карточки. В свою очередь, микропроцессорные карточки также существенно различаются между собой по объему используемой памяти, возможности поддерживать несколько различных приложений, используемым методам шифрования. Ситуация значительно осложняется еще двумя обстоятельствами. Во-первых, требованием ФАПСИ использовать российский алгоритм шифрования информации, в том числе и при взаимодействии карточки с устройством чтения (картридером), которое, видимо, будет рано или поздно выполнено (примерный срок - 1997-1998 гг.). Во-вторых, появлением спецификаций ЕМУ реализация которых на карточке приведет примерно в те же сроки к полному вытеснению карточек с памятью и простейших микропроцессорных с 1 кбайт пользовательской памяти EEPROM из банковской сферы. Оба этих момента, безусловно, найдут свое отражение и в стоимостных показателях.
Что касается внешнего вида карточек, то на стоимость заказа влияют количество цветов, метод печати (офсет или шелкография), наличие визуальных средств защиты от подделки, например, голограммы. Но даже при равенстве всех прочих факторов, цены заказ карточек международных платежных систем выше, чем на заказ других карточек. Это определяется дополнительными специальными организационными мерами безопасности при изготовлении и доставке карточек потребителю.
Наконец, только тираж может изменить цену карточки в два-три и более раз.
Необходимость наличияPOS-терминалов в платежной системе, как правило, даже не обсуждается. Обычно решаемые вопросы - количество, производитель, конфигурация. На наш взгляд, критическими моментами являются соответствие спецификации ЕМУ (этому условию удовлетворяют далеко не все терминалы из представленных на российском рынке), возможность обслуживания интеллектуальных карточек, вопросы безопасности (наличие второго устройства чтения карточек и/или аппаратного модуля безопасности), надежность. Вообще говоря, выбор того или иного терминала сродни выбору персонального компьютера. Поэтому, если в банке считают вполне приемлемыми «желтые» или «красные» сборки - это одно дело, если же ограничиваются использованием персональных компьютеров ведущих мировых производителей, выбор и терминального оборудования должен быть строго ограничен. Например, из терминалов, достаточно широко представленных в России, в перечень оборудования, допущенного к пилотному проекту Visa в Атланте, попали только терминалы Datacard и Verifone.
В ряде систем, в основном базирующихся на карточках с магнитной полосой, используются такие простейшие устройства, как импринтеры. Однако при запуске системы их стоимость невелика и вполне может не учитываться. Тем более, что во многих случаях расходы на их покупку несут торговые организации.
Еще пару лет назад не только финансовые учреждения, но и многие так называемые системные интеграторы и поставщики программного обеспечения оспаривали сам факт целесообразности использования банкоматов в России. Сама жизнь показала полную несостоятельность подобной позиции. Банкоматы оказались необходимыми не только для повышения привлекательности системы для держателей карточек, но и экономически выгодным помещением капитала. В качестве примера приведем следующий расчет.
Предположим, банк эмитирует так называемые зарплатные карточки для сотрудников одного или нескольких предприятий. Средняя заработная плата - 800 тыс. руб. Полная стоимость четырехкассетного банкомата и программного обеспечения к нему - 55 тыс. долларов США. Каждая кассета содержит 2800 банкнот, кассеты загружены купюрами по 100, 100, 50, 10 тыс. руб. (итого одна загрузка - 728 млн. руб.). Комиссия при выдаче наличных через банкомат - 1% (приемлемая для клиентов банка величина с учетом начисления процентов на остатки), среднемесячные остатки по счетам - 20%.
При условии получения денег каждым клиентом в среднем два раза в месяц одной загрузки банкомата достаточно для обслуживания примерно 1 тыс. человек, то есть в месяц необходимо осуществить 4,4 загрузки. В случае использования банкоматов с кассетами меньшей емкости (1900 банкнот) число загрузок в месяц составит 6,5.
Так как один клиент может быть обслужен в течение двух-трех минут, то есть за час обслуживается не более двадцати - тридцати человек, то при режиме банкомата с 8 до 22 часов все клиенты могут быть обслужены меньше чем за неделю. Таким образом, в этих условиях одного банкомата достаточно для обслуживания 5 тыс. человек.
Комиссия от операций составит около 32 млн. рублей (или примерно 6,3 тыс. долларов США). Кроме того, необходимо учитывать расходы банка на заработную плату для своих сотрудников и соответствующие отчисления в государственные и общественные фонды. Предположим, затраты на содержание в штате сервисного инженера составляют 1 тыс. долларов США ежемесячно. Для обеспечения выдачи денежных средств 5 тыс. человек в течение месяца по одному разу необходимо по крайней мере 4 человека (2 оператора и 2 кассира). Одна пара оператор-кассир в течение часа обслуживает не более 15 клиентов. Учитывая их более низкую квалификацию по сравнению с инженером, ежемесячные затраты банка на каждого такого сотрудника составят около 500 долларов США. Кроме этих затрат, необходимо оборудовать рабочие места общей стоимостью не менее 5 тыс. долларов США.
Таким образом, установка банкомата принесет банку ежемесячную прибыль в размере 7,3 тыс. долларов США, то есть полностью банкомат может окупиться за 6-7 месяцев. В случае обслуживания клиентов по временному регламенту, аналогичному предоставляемому использованием банкоматов, то есть два раза в месяц (например, пятого и двадцать пятого), срок окупаемости снижается до 5 месяцев. Необходимо отметить, что в расчетах не учтены возможности использования банком остатков на счетах своих клиентов.
Здесь мы рассмотрели только случай использования банкоматов с зарплатными карточками, однако, нельзя забывать о других возможностях их применения, в частности, для обслуживания карточек международных платежных систем, очень быстро развивающихся в России.
Следующий элемент платежной системы -оборудование вычислительного центра. Во многом выбор той или иной конфигурации вычислительного комплекса является следствием внедряемой системы и программного обеспечения. В большинстве существующих в настоящее время систем применяется платформа на базе персональных компьютеров. Однако уже сейчас в России для международных платежных систем используются и иные платформы, в частности, AS-400 и Tandem. He за горами то время, когда платежные системы будут базироваться на ЭВМ класса mainframe. В настоящее время наиболее рациональным решением представляется постепенно наращиваемый вычислительный комплекс(в зависимости от размерности системы - отдельный персональный компьютер, сеть на базе ПК, сеть с мощным UNIX-сервером, например, на базе RISC - архитектуры). Критерием для перехода может служить количество эмитируемых карточек - 2 тыс., 10 тыс., 100 тыс.
Выбор того или иного оборудования для персонализации карточек также является следствием принимаемых технических решений. Внешняя (визуальная) персонализация может содержать следующие основные технологические элементы:
- эмбоссирование (печать) - выдавливание выпуклых алфавитно-цифровых символов и специальных защитных символов;
- обычная текстовая печать;
- монохромная и цветная графическая печать;
- печать черно-белых и цветных фотографий;
- нанесение подписи клиента на специальную полосу.
Кроме этого, необходимо кодирование магнитной полосы и/или запись информации в микросхему карточки.
На рынке предлагается достаточно широкий спектр различного оборудования для персонализации, обеспечивающего все необходимые виды работ. Одна только американская компания Datacard (контролирующая 80% мирового рынка такого оборудования) "предлагает:
- четыре графические системы различной производительности, обеспечивающие монохромную или цветную печать, включая печать фотографий и электронную персонализацию;
- несколько моделей эмбоссеров - от простого автономного устройства типа пишущей машинки до управляемых с помощью компьютера и способных производить несколько сотен карточек в час и, помимо эмбоссирования, выполняющих целый ряд других работ;
- модульные наращиваемые комплексы наивысшей производительности и качества, обеспечивающие, в зависимости от комплектации, все виды работ по персонализации карточек.
При выборе и оценке затрат на программное обеспечение следует обратить внимание на его структуру и функциональное назначение. В большинстве предложений «карточных» систем на российском рынке содержатся лишь модули, обеспечивающие работу терминальных устройств и сбор транзакций (Front-office). И лишь небольшая часть поставщиков предлагает средства для ведения карточных счетов, обработки транзакций, формирования бухгалтерских отчетов и справки, осуществления мониторинга в полном объеме, для персонализации любого
уровня, наконец, удобные средства стыковки с «Операционным банковским днем». Второе, и не менее важное обстоятельство, - используемая система управления базой данных (СУБД). К сожалению, «персоналочные» базы данных не в состоянии обеспечить требования, выставляемые финансовой областью приложений и необходимостью работать с телекоммуникационным оборудованием, по надежности, безопасности, возможности масштабирования. Подобные решения, в целом справляясь с поставленными задачами при обслуживавании нескольких тысяч карточек, просто «рассыпаются» в системе, характеризуемой эмиссией, превосходящей десять-двадцать тысяч карточек, не говоря уже о системах с несколькими десятками тысяч карточек и несколькими сотнями единиц терминального оборудования.
В структуру цены на программное обеспечение для систем, использующих пластиковые карточки и, в первую очередь, карточки с микросхемой, многие поставщики включают такие понятия, как лицензия. Эта составляющая зависит от размерности системы - числа используемых терминалов, банкоматов, объема эмиссии карточек, наконец, от количества эмиссионных, процессинго-вых и обслуживающих центров.
Несколько слов о программном обеспечении для международных платежных систем. К сожалению, в настоящее время все такие программные комплексы в России не российского, а зарубежного производства. Затраты для банков на самые дешевые из этих комплексов составляют несколько сотен тысяч долларов, причем такие комплексы не обладают преимуществами по сравнению с более дешевыми отечественными разработками, кроме единственного и самого главного - они сертифицированы этими системами. Наши разработчики, из-за естестественно настороженной позиции компаний VisaInternational и EuropayInternational и нерешительности банков, никак не могут взять этот заветный барьер международного признания. Но, как говорится, вода и время камень точат...
Важнейший фактор успешного функционирования системы - этапы запуска, технического внедрения и первоначального (обычно на срок до одного года) сопровождения. Эти этапы во многом определяют успех всего предприятия. И, к сожалению, возможные затраты на эти работы в минимальной степени поддаются какому-либо численному анализу. Только опыт, доверие к исполнителю и еще раз опыт.