17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 194

Развитие рынка международных карточек в России в 1997г.

Развитие рынка международных карточек в России в 1997г.

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman";

mso-ansi-language:#0400;

mso-fareast-language:#0400;

mso-bidi-language:#0400;}

Для журналистов,

специализирующихся на проблемах пластиковых карточек, 1997 год оказался

достаточно скучным. Образование стратегического альянса между ОНЭКСИМбанком и

Мост-банком и обещание партнеров наводнить страну «от Москвы до самых до

окраин» карточками с совместным логотипом осталось едва ли не единственным

скандальным событием года. Впрочем, даже и это соглашение, строго говоря,

нельзя отнести к разряду чисто скандальных, поскольку союз «меча и орала»

нерушимо просуществовал гораздо дольше ожидаемого большинством экспертов срока

и в течение почти 14 месяцев обеспечивал «рабочую атмосферу» на рынке

обслуживания международных карточек. До выпуска карточек с совместным

логотипом, правда, дело так и не дошло.

Прочие

потенциально конфликтные ситуации - выбор расчетных банков, деноминация,

перевод безналичных расчетов на рубли и даже отказ Сбербанка РФ от участия в

широко разрекламированном проекте VisaCopac - «рассосались» как бы сами собой и

обсуждались на страницах специализированной прессы довольно вяло.

Мало затронули

российских «пластиковых» игроков и бурные перемены на американском и

европейском «карточных» рынках, вызванные подготовкой к введению евро и резко усилившимся

давлением со стороны технологических и прочих небанковских компаний.

Впрочем,

отсутствие скандалов и своеобразная автаркия российского рынка пластиковых

карточек, наблюдаемая в 1997 г., отнюдь не являются свидетельствами его

стагнации. Для уровня, на котором в прошедшем году находился российский рынок,

более характерны чисто «производственные» события и тенденции, выражающиеся в

изменениях в динамике количественных параметров, но не приводящие к

кардинальному переделу сфер влияния или изменениям в «силовом балансе».

Эти события и

тенденции, на наш взгляд, предоставили достаточно пищи для размышления

банковским аналитикам и начальникам подразделений, ответственных за организацию

бизнеса пластиковых карточек. Об этих тенденциях, собственно говоря, и пойдет

речь в нашем обзоре, первую часть которого - о рынке международных карточек -

мы предлагаем вниманию читателей.

Общая статистика

Количественный

рост основных показателей деятельности банков-участников ведущих международных

систем - EuropayInternational

и VisaInternational - выглядит впечатляюще. В 1997 г. число

эмитированных российскими банками карточек VisaInternational и EuropayInternational увеличилось соответственно в 2,13 и 2,4

раза, а оборот - в 1,72 и 2,98 раз (табл. 1). Продолжало увеличиваться число

участников международных систем (табл. 2).

Довольно активно

развивалась и российская франшиза DinersClubInternational, образованная в конце 1996 г. усилиями

двух российских банков - «Империала» и «Славянского».

В 1996 г.

лицензию на выпуск карточек получил только один банк - «Империал», являющийся

«прародителем» российской франшизы. В 1997 г. договоры с DinersClubRussia на эмиссию карточек заключили такие

банки, как Международный промышленный банк, банки «Славянский», «Российский

Кредит», «Менатеп» и «Диамант». Два из них - «Диамант» и «Славянский» -

приступили к эмиссии карточек DinersClub (в конце 1997 г.

и начале 1998 г. соответственно).

Основной объем

эмиссии карточек  DinersClub в России пришелся на конец 1996 г., и на

начало 1997 г. оборот по эмитированным карточкам не превышал 64 тыс. долларов

США. В 1997 г. держатели этих карточек стали пользоваться ими гораздо активнее,

и расходы по карточкам DinersClub возросли более

чем в 14 раз, достигнув к началу 1998 г. 910 тыс. долларов США.

Таблица 1

Сводная статистика по карточкам

международных систем, выпущенных российскими банками в 1996-1997 гг.

Наименование системы

Число эмитированных

карточек, тыс.

Прирост,%

Число транзакций по

карточкам российских держателей, тыс.

Прирост,%

Оборот по карточкам

росссийских держателей, млн. долл. США,

Прирост,%

 

1996

1997

 

1996

1997

 

1996

1997

 

 

Visa International

389,0

828,0

113,4

2384,0

4861,3

103,0

586,52

1012,0

72,6

 

Europay International

367,1

878,0

139,2

2696,4

5851,3

117,0

190,39

567,28

198,0

 

Diners Club

0,6

0,65

8,3

95,0

100,0

5,2

0,06

0,91

в 14,2 раза

 

Итого

756,7

1708,65

125,8

5175,4

10812,6

108,9

776,97

1580,19

103,4

 

Источник: Данные международных платежных ассоциаций и DinersClubRussia

Примечания:

1. Российские банки не эмитируют карточки AmericanExpress и JCBInternational.

2. Ассоциация EuropayInternational

предоставляет данные об обороте по карточкам в экю. В 1996 г. этот показатель

равнялся 154 785 547 экю, в 1997 г. - 511 063 514 экю. Пересчет в доллары США

был осуществлен по курсу: в 1996 г. - 1 экю-1,23 USD, в 1997 г. - 1 экю-1,11 USD.

Таблица 2

Число российских банков-участников

международных платежных систем

Наименование системы

1995 г.

1996 г.

1997 г.

Visa International

35

48

53

Europay International

48

62

82

Diners Club

-

1

3

Источник: Данные международных платежных ассоциаций

В 1997 г. ряды

российских участников платежной системы VisaInternational пополнились шестью основными (Московский

Народный банк (Москва)[1], Московский муниципальный

банк, Московский Деловой Мир, Ситибанк Т/О, Газпромбанк и ЭЛБИМ- Банк) и шестью

ассоциированными  членами. Возросло число

банков, предоставляющих будущим членам платежной системы спонсорские услуги. В

1996 г. к двум традиционно работающим на этом рынке игрокам - Московскому

Народному банку и Инкомбанку - присоединились Мост-банк и СБС-Агро, а в 1997

г.  - банк «Менатеп».

Таблица 3

Российские банки -

ассоциированные члены VisaInternationalв 1997 г.

Банк-спонсор

Банки-ассоциированные

члены ассоциации VisaInternatiobnal

Дата вступления в систему

СБС-Агро

Руссобанк (Москва)

февраль 1997 г.

 

Собинбанк (Москва)

октябрь 1997 г.

Менатеп

Нижегородпромстройбанк

(Нижний Новгород)

февраль 1997 г.

 

БИН банк (Москва)

июнь 1997 г.

Московский Народный

банк

Петрокоммерцбанк

(Москва)

сентябрь 1997 г.

 

Кузбасспромбанк

(Кемерово)

сентябрь 1997 г.

Источник: Данные ассоциации Visa International

В 1997 г.

международная платежная ассоциация EuropayInternational, по обыкновению, активно осуществляла

прием новых членов - преимущественно аффилиатов. В прошлом году основными

членами ассоциации стали только 2 банка (Московский народный банк и

Западно-сибирский коммерческий банк), а аффилиированными членами - 18 банков.

При этом число банков-спонсоров также увеличилось. В 1996 г. эту услугу новым

членам, помимо Автобанка и банка «Балтийский», начал оказывать банк

«Кредит-Москва», а в 1997 г. - банки Диалогбанк, Мост-банк, СБС-Агро,

«Российский Кредит», «Солидарность» 

(табл. 4).

Таблица 4

Российские банки -

аффилиированные члены EuropayInternationalв 1997 г.

Банк-спонсор

Банки-ассоциированные

члены ассоциации EuropayInternatiobnal

Дата вступления в

систему

Автобанк

Собинбанк (Москва)

март 1997 г.

 

Союзавиакосмос

(Москва)

октябрь 1997 г.

 

Нижегородский

земельный банк (Нижний Новгород)

октябрь 1997 г.

 

Росэстбанк (Тольятти)

октябрь 1997 г.

 

Евразия-Центр (Москва)

октябрь 1997 г.

Диалогбанк

Московский банк

реконструкции и развития (Москва)

июнь 1997 г.

Мост-банк

Технобанк (Москва)

март 1997 г.

Российский Кредит

Гута-банк (Москва)

март 1997 г.

 

Мастербанк (Москва)

октябрь 1997 г.

Кредит-Москва

Пробизнесбанк (Москва)

июнь 1997 г.

 

Металлинвестбанк

(Москва)

октябрь 1997 г.

 

Русславбанк (Москва)

октябрь 1997 г.

 

Местбанк (Москва)

декабрь 1997 г.

 

Промторгбанк (Москва)

декабрь 1997 г.

СБС-Агро

Центр-инвест (Москва)

март 1997 г.

 

НБД-банк (Нижний

Новгород)

март 1997 г.

 

ИнтерТЭКбанк (Москва)

июнь 1997 г.

Солидарность

Инвестсбербанк

(Москва)

июнь 1997 г.

Источник: Данные ассоциации Europay International

Расширялась и

продолжала развиваться и инфраструктура обслуживания международных карточек.

Сеть банкоматов, принадлежащих банкам-участникам системы VisaInternational, увеличилась почти в 2 раза, EuropayInternational - почти в 1,5 раза. Число российских

предприятий торгово-сервисной сети, принимающих 

к обслуживанию карточки Visa,

к концу 1997 г. превысило 10 тыс., а карточки EuropayInternational - 9 тыс. Расширялась и сеть обслуживания

карточек DinersClub, увеличившись за

год почти на 600 предприятий торговли и сферы обслуживания (табл. 3).

Безусловно, это фактор оказал определенное влияние на изменения в поведении

держателей карточек DinersClub. Использование

расчетных карточек DinersClub для получения

наличных продолжает оставаться «чисто российской особенностью», но и тут

наметились положительные сдвиги. Если в 1996 г. операции, связанные с

получением наличных, занимали более 20% от общего оборота по карточкам, то в

1997 г. их доля сократилась до 17%.

В 1997 г.

выдачей наличных по карточкам DinersClub на территории

России в рамках договоров с российской франшизой занимались 9 банков в Москве -

Автобанк, Восток-Запад, Империал, Липецккомбанк, Мосбизнесбанк, МАПО-банк,  Пробизнесбанк, Славянский и Диамант (в общей

сложности 36 точек) и 4 в Санкт-Петербурге - Викинг, Санкт-Петербургский

Промстройбанк, филиалы Инкомбанка и Московского Банка реконструкции и развития

(8 точек). В настоящее время сеть пунктов выдачи наличных по карточкам  DinersClub в России значительно расширилась

благодаря  усилиям банков «Менатеп» (30

точек) и «Российский Кредит» (10 точек).

Таблица 5

Сводная статистика по инфраструктуре

обслуживания международных карточек в России в 1996-1997 гг.

Наименование системы

Число предприятий

торговли и сервиса, тыс.

Число банкоматов

Число пунктов выдачи

наличных

 

1996 г.

1997 г.

Прирост, %

1996г.

1997 г.

Прирост, %

1996 г.

1997 г.

Visa International

7,0

11,0

57,1

300

829

94,0

*

3444

Europay International

4,6

9,23

100,7

300

434

44,7

1498

2176

Diners Club

5,0

5,57

11,4

0

0

0

*

ок. 50

Источник: Данные международных платежных ассоциаций  и DinersClubRussia

* Точная информация отсутствует

Таблица 6

Банки-владельцы крупнейших сетей

банкоматов для обслуживания международных карточек (по состоянию на 31 декабря

1997 г.)

Наименование банка

Общее число банкоматов

Типы международных

карточек, обслуживаемых в банкоматах

Распределение на

территории России

СБС-Агро

 

Visa, EC/MC, Cirrus, AmEx

Москва, Челябинск,

Екатеринбург, Красноярск, Минусинск, Зеленогорск, Желехногорск Серпухов,

Александров, Выборг, Курск, Элиста, Ижевск, Тюмень, Омск, Саратов

Сбербанк РФ

307/11*

Visa, EC/MC, Cirrus

Москва,

Санкт-Петербург**

Инкомбанк

120

Visa, EC/MC

 

Автобанк

82

Visa, EC/MC

Москва,

Санкт-Петербург

Мост-банк

55

EC/MC, Visa, eurocheque

Москва,

Санкт-Петербург, Красноярск, Нижний Новгород, Саратов, Екатеринбург, Ростов-на-Дону

Российский Кредит

40

Visa, EC/MC, Cirrus

Москва,

Санкт-Петербург, Орел, Нижний Новгород, Старый Оскол

Альфа-банк

32

Visa, EC/MC, Cirrus, edc

Москва,

Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Уфа

Мосбизнесбанк

21

Visa

Москва,

Санкт-Петербург, Краснодар, Сочи и др.

ДиалогБанк

12

Visa

(все торговые марки Visa - только карточки,

выпущенные банком), AmericanExpress

(только в банкомате, установленном в офисе компании), EC/MC,

Cirrus/Maestro, Eurocard

Москва

Менатеп

8

Visa, EC/MC

Москва, Йошкар-Ола,

Орел, Владимир

Источник: Данные банков

Примечание:

* Первая цифра указывает общее число банкоматов банка,

вторая цифра - число устройств, принимающих международные карточки.

** Указаны банкоматы, обслуживающие международные карточки.

Таблица 7

Распределение предприятий торговой сети,

обслуживающих международные карточки (по состоянию на 31 декабря 1997 г.)

Наименование банка

Общее число торговых

точек

Типы карточек,

принимаемых к обслуживанию

Распределение торговых

точек на территории России

СБС-Агро

 

 

 

Мост-банк

3 000

EC/MC, Visa, MostCard

Москва,

Санкт-Петербург, Красноярск, Нижний Новгород, Саратов, Екатеринбург,

Ростов-на-Дону, Ярославль, Владимир

Инкомбанк

2400

Visa, EC/MC, Maestro

 

Российский Кредит

624

Visa, EC/MC, Maestro

Москва, Санкт-Петербург,

Пермь, Обнинск, Нижний Новгород, Смоленск, Краснодар, Томск, Иваново,

Ессентуки, Воронеж

Менатеп

570

Visa, EC/MC, Diners Club, Union Card

Москва, Владимир, Орел

и др.

Автобанк

390

Visa, EC/MC, Union Card

Москва,

Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород

Балтийский

150

Visa, EC/MC, Cirrus/Maestro

В основном

Санкт-Петербург и Ленинградская область

Альфа-Банк

110

Visa, EC/MC, Maestro, EC, Diners Club, JCB, Union Card

Москва,

Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород

ДиалогБанк

70

Visa,

EC/MC, расчетная карточка

банка

Москва, Нижний

Новгород

Империал

64

Visa, Diners Club

Москва (11),

Санкт-Петербург (1), Пермь (16), Волгоград (26), Калининград (10)

Источник: Данные банков

Структурные изменения

В 1997 г. с

точки зрения количественных показателей система EuropayInternational в России развивалась более динамично,

чем VisaInternational. Число эмитированных карточек

российскими банками-участниками EuropayInternational к концу прошлого года впервые за всё время существования рынка

международных карточек в нашей стране превысило соответствующий показатель

эмитентов карточек Visa.

Прирост оборотов по карточкам системы EuropayInternational в 1997 г. также был более высоким, хотя

в абсолютном выражении и не достиг размеров Visa.

В принципе, для

многих европейских стран (и для Европы в целом) характерна доминирующая роль

системы EuropayInternational

на рынках пластиковых карточек. Семь из каждых десяти выпущенных в 1997 г. в

Европе карточек имели торговые марки системы EuropayInternational (EC/MC, Maestro, Cirrus, eurocheque). Общее число карточек этой системы,

находящихся в обращении, к концу прошлого года достигло 177,85 млн., что

составило 60% европейского «карточного» рынка.

В прошлом году

российский рынок пластиковых карточек следовал «в фарватере» еще одной

общеевропейской тенденции. Основную часть прироста числа эмитированных карточек

и оборота по ним составили продукты прямого дебетования: у системы EuropayInternational - карточки Cirrus/Maestro, у системы VisaInternational - VisaElectron. В конце 1997 г. в России на долю

дебетовых карточек системы EuropayInternational

приходилось 95,5% (4,5% составляли карточки EC/MC). Структура эмиссии карточек Visa в тот же период выглядела следующим

образом: VisaElectron - 80%, VisaClassic - 18%, VisaBusiness и VisaGold - по одному проценту.

Одним из

факторов, повлиявшим на более высокие темпы прироста продуктов системы EuropayInternational, является активное использование

ведущими российскими эмитентами возможности продвижения собственных продуктов

за счет их совмещения с логотипами Cirrus/Maestro.

В этом плане российские банки практически не отличаются, например, от

германских, которые в 1997 г. пошли на перевыпуск значительного числа еврочеков

и карточек с собственным логотипом (4,2 млн. карточек в 4 квартале 1997 г.),

заменив их на карточки с логотипом Maestro, - по всей вероятности, в рамках

предварительных договоренностей с компанией EuropayInternational и одновременно преследуя собственные

цели расширения сети обслуживания карточек.

Выступая на

пресс-конференции, посвященной итогам развития компании в России в 1997 г.,

старший управляющий компании EuropayInternational

по странам Восточной Европы А. Тедольди отметил, что успехи EuropayInternational в России превзошли все ожидания. Россия

превратилась в «top-prioritycountry» не только в Восточной Европе, но и во

всей Европе в целом. По прогнозам аналитиков ассоциации, к 2000 г. число

карточных продуктов EuropayInternational

в России превысит 10 млн., что поставит Россию в один ряд с такими развитыми в

«карточном» плане странами, как Великобритания, Германия и Франция. К 2002 г.

ожидается, что Восточная Европа превратится для ассоциации во второй по

размерам бизнеса регион на континенте.

Что касается

ассоциации VisaInternational, то в

1997 г. ситуация в России для нее складывалась менее удачно, чем в предыдущие

годы. Отсутствие видимого прогресса с проектом VisaDomestic, попытки искусственного создания

ажиотажа вокруг российского варианта VisaCopac (VisaRoskart), за которыми последовал отказ Сбербанка

РФ от участия в этом проекте, а затем - существенная задержка в его реализации

(напомним читателям, что первоначально эмиссия карточек VisaCopac в России планировалась на II квартал 1997 г., но фактически, так и не

началась в 1997 г.), затянувшееся оформление ассоциации российских

банков-участников VisaInternational - все

это не могло не отразиться на положении дел этой международной системы в России

Ситуация вокруг VisaCopac неизбежно породила два вопроса. Первый:

«Почему Сбербанк РФ отказался от участия в этом проекте?». Второй: «Насколько

российский рынок важен для VisaInternational с точки

зрения успеха или неуспеха VisaCopac?».

Ответ на первый

вопрос фактически содержится в интервью заместителя правления Сбербанка РФ А.

Погодина, опубликованного в №1 журнала «Банки и технологии» за 1998 г.

Комментируя решения банка, А. Погодин, в частности заявил, что создание

национальной платежной системы на базе международного карточного продукта не

может быть целесообразным. К тому же проект VisaCopac не обеспечивает международную сеть

приема карточек и с точки зрения технологического решения ничем не отличается

от активно развиваемого банком проекта Сберкарт.

Таким образом,

похоже, что ассоциация VisaInternational

допустила серьезный просчет с позиционированием своего рублевого продукта на

российском рынке. Вряд ли одна лишь торговая марка Visa способна стать достаточным условием

популярности «усеченных» карточек, которые можно использовать лишь внутри

страны, да и то в весьма ограниченном числе устройств.

Что касается

ответа на второй вопрос, то, на первый взгляд, возможен вариант, при котором

ассоциация VisaInternational

внедряет в России карточки Roskart

не столько для коммерческого успеха, сколько для отработки неких

технологических аспектов программы с тем, чтобы в последующем снизить риски

запуска аналогичных продуктов в странах с более благоприятным экономическим

климатом. Подтверждением этого тезиса может служить оценка проекта VisaRoskart, сделанная Исполнительным вице-

президентом VisaCEMEA А. Госларом. На

проходившей в конце апреля 1998 г. в Москве презентации программы VisaSmart он, в частности, заявил, что проект VisaRoskart уже можно назвать успешным, поскольку

стадия тестирования была закончена. Однако в целом предположение о чисто

технологическом подходе к реализации проекта в России выглядит

малореалистичным, поскольку в подобном гамбите нашей стране отводилась бы роль

пожертвованной центральной пешки. Учитывая радужные прогнозы (сделанные как

самой ассоциацией, так и другими организациями) по поводу развития российского

рынка пластиковых карточек в начале следующего тысячелетия и явное желание

ассоциации VisaInternational

доминировать в регионе CEMEA,

допустить рискованные эксперименты она вряд ли захочет.

С позиций же

коммерческого успеха (по крайней мере, «успеха», который не может уронить

престиж ассоциации в глазах российских эмитентов), участие только двух банков в

проекте «маловато будет». Любопытно, что ни представители ассоциации VisaInternational, ни ответственные работники банков

«МЕНАТЕП» и «Инкомбанк» не смогли (или не захотели?) назвать другие

«потенциальные жертвы» из числа российских банков, готовых принять участие в

выпуске карточек Roskart.

Думается, что к концу текущего года должна появиться ясность, в каком

направлении этот проект будет двигаться, и чем это всё закончится.

В целом, к концу

1997 г. российскими банками-участниками международных платежных систем VisaInternational, EuropayInternational и DinersClubInternational было выпущено около 1,71 млн. карточек.

Оборот по этим карточкам в 1997 г. составил более 1 580 млн. долларов США.

Эмитенты

Несмотря на

отсутствие полной информации, можно утверждать, что в 1997 г. состав наиболее

крупных российских банков-эмитентов международных карточек не претерпел

серьезных изменений по сравнению с 1996 г. (табл. 8).

Лидирующие

позиции банка СБС-Агро в этом сегменте карточного рынка оставались прочными. К

концу 1997 г. банк первым из российских эмитентов перешагнул рубеж 1,5 млн.

выпущенных карточек всех систем и типов. Основной прирост международных

продуктов пришелся на совмещенные карточки STB/Cirrus/Maestro.

Вторжение на

рынок пластиковых карточек ОНЭКСИМбанка и активизация бизнеса пластиковых

карточек Сбербанка РФ, равно как и активная эмиссия международных продуктов еще

четырьмя-пятью российскими банками, не вызвали серьезных перемен на рынке в

1997 г. Это обстоятельство свидетельствует о том, что в прошлом году на рынке

существовало еще достаточно «не засеянного» карточками пространства, и даже

ведущие эмитенты предпочитали выпускать карточки в пределах уже выбранных ниш.

Наращивание

эмиссии главным образом за счет совмещенных карточек и относительно невысокая

доля кредитных и «псевдокредитных» (дебетовых с отсроченным платежом) продуктов

не позволяют говорить о существовании подлинно массового рынка в России. К тому

же значительная часть банков-эмитентов использует «пакетный» принцип выдачи

международных карточек, что снижает уровень показателей, отражающих

качественное состояние рынка и степень его развитости.

Международные

платежные системы, рапортуя о достигнутых успехах, в качестве иллюстрации

неизменно приводят следующие показатели:

1. Число эмитированных карточек;


2. Оборот по карточкам;


3. Число транзакций;


4. Число банкоматов;


5. Число пунктов выдачи наличных;


6. Размеры торгово-сервисной сети/

По каждому из

этих показателей фиксируется значительный прирост, что должно бы снять всякие

сомнения по поводу достигнутых успехов. Ан нет...

Памятуя о

распространенной в России практике «пакетной» выдачи карточек, приходится усомниться

в целесообразности оперирования показателем «число эмитированных карточек» как

мерой успеха. Число же карточных счетов (с каждым из которых могут быть связаны

и 2, и 3, и более карточек, включая, например, семейные), банки называть не

спешат. А, учитывая тот факт, что не только к одному счету может быть привязано

несколько карточек, но и к одной карточке - несколько счетов, сомнительно, что

и количеством карточных счетов можно с успехом пользоваться для характеристики

степени «развитости» рынка.

Несколько больше

информации несет в себе такой показатель, как коэффициент использования

карточек (число транзакций, деленное на число карточек и на период времени, в

течение которого были совершены транзакции). Обратимся к международному опыту.

Рассчитав коэффициент использования карточек на примере системы Europay

International, можно заметить, что он устойчиво растет - от 0,0897 в 1995 г. до 0,1027 в 1996 г. и 0,1095 в 1997 г.

Что касается

России, то в 1995 г. его величина составляла 0,007, в 1996 г. коэффициент

использования карточки увеличился до 0,02, а в 1997 г. - снизился, составив

0,0182. Столь низкие значения можно объяснить только тем, что в России

существовало значительное количество «мертвых душ» - карточек, по которым в год

совершалось 6-7 транзакций, в то время как в среднем по Европе этот показатель

составляет около 40 транзакций на одну карточку. Таким образом, если исходить

из интенсивности использования карточек, то в России эмитировано не более 150

тыс. карточек, эквивалентных европейским.

Аналогично

обстоят дела и с карточками Visa

в России, коэффициент использования которых в среднем составляет 0,016, в то

время как в среднем по региону СЕМЕА этот показатель равен 0,06, а по системе в

целом - 0,064.

Таблица 8

Крупнейшие эмитенты

международных карточек в России

Наименование банка

Карточки Visa

Карточки Europay

Общее количество

карточек Visa

и Europay

 

1996 г.

1997 г.

1996 г.

1997 г.

1996 г.

1997 г.

СБС-Агро

 

 

 

 

 

 

Мост-банк

25,2

48,0

27,5

72,0

52,7

120,0

Балтийский

0

0

55,6

100,7

55,6

100,7

Инкомбанк

45,0

70,0

3,0

7,3

45,0

77,3

Российский Кредит

3,4

н.д.

4,5

н.д.

7,9

70,0

Империал

ок.3,0

36,2

0

0

ок. 3,0

36,2

Альфа-банк

0

н.д.

н.д.

н.д.

12,0

30,0

ДиалогБанк

2,0**

5,23

3,2**

22,73

5,2**

27,96

Сбербанк

1,6*

12,2

1,4*

14,1

ок. 3,0

26,3

Менатеп

14,6

19,5

0,5

0,5

15,1

20,0

ОНЭКСИМбанк

0

10,0*

0

5,0*

0

15,0*

Автобанк

н.д.

н.д.

н.д.

н.д.

н.д.

12,63

ПСБ С.-П.

н.д.

10,1

н.д

2,4

н.д.

12,5

Мосбизнесбанк

7,2

12,0

0

0

7,2

12,0

Межкомбанк

-

-

н.д.

2,6

н.д.

2,6

Источник: Данные банков

Примечания:

* по оценкам компании «Рекон»;

** на 31.01.1997 г.

Только в конце

1997 г. - начале 1998 г. в интервью ряда ответственных банковских работников

журналам «Эксперт», «Деньги», «Банки и технологии» прозвучали слова о важности

бизнеса пластиковых карточек в целом и его роли в укреплении отношений с

физическими и юридическими лицами в частности. Эти заявления сопровождались

рассуждениями о возрастающих «трудностях» в прочих, более крупных, сегментах

финансового рынка, что, по-видимому, должно было свидетельствовать о

постепенном превращении «пластикового» бизнеса для российских банков в

«золотник», который, хоть и невелик, но все-таки дорог. Впрочем, все это

относится уже к будущему времени.

Наиболее

заметными изменениями в поведении российских эмитентов международных карточек в

1997 г. явились переориентация (точнее, начало переориентации) на работу с

физическими лицами со средним уровнем доходов и определенные подвижки в

развитии бизнеса в российских регионах.

Таблица 9

Сеть филиалов ведущих российских эмитентов

международных карточек в 1996-1997 гг.

Название банка

Число филиалов, 1996 г.

1997 г.

Сбербанк РФ

33824

34426/1928*

СБС-Агро

1220**

1263

Инкомбанк

 

 

Мосбизнесбанк

57

52

Мостбанк

8

39

Российский Кредит

47

38

Менатеп

19

37

Автобанк

12

15

Балтийский

9

10

Источник: «Финансовые известия» 13.02.97, 13.02.98, «Вестник

АРБ», №5, 1998, с.78

Примечания:

* Первая цифра - общее количество учреждений Сбербанка

России, включаемое в отчетность до 01.01.98 г. Вторая цифра - число филиалов,

внесенных в Книгу государственной регистрации и получивших порядковые номера.

** 1206 филиалов Агропромбанка и 14 филиалов Столичного

банка сбережений.

Стремление к

расширению клиентуры среди физических лиц со средним уровнем доходов нашло

отражение не только в увеличении выпуска «дешевых» дебетовых международных

карточек, но и в снижении тарифов на обслуживание «классических» продуктов

ассоциаций VisaInternational и EuropayInternational.

Что касается

развития бизнеса пластиковых карточек в российских регионах, то сразу же

бросается в глаза одна любопытная особенность. Несмотря на тот факт, что в

списках постоянных и ассоциированных членов ассоциаций VisaInternational и/или EuropayInternational присутствуют и региональные банки,

экспансия международных карточек на территории России по-прежнему

осуществляется главным образом усилиями московских и петербургских банков.

В 1997 г.

московские банки использовали несколько каналов распространения международных

продуктов за пределами столицы. Первый (и основной) способ - сеть банковских

филиалов и отделений. В выигрышном положении, естественно, оказались те

банковские учреждения, у которых филиальная сеть была наиболее разветвленной -

Сбербанк РФ, СБС-Агро, Инкомбанк и некоторые другие эмитенты (табл. 9). Второй

способ - это образование формальных и неформальных союзов и объединений с

региональными банками, в рамках которых московские банки оказывают поддержку

местным учреждениям в плане выпуска или распространения платежных карточек.

Наиболее известными союзами подобного рода являются программа «Альянс»,

реализуемая Мост-банком, и проект Advantage банка «Менатеп». Наконец, третьим

каналом распространения международных карточек в регионах является

использование дочерних или входящих в одну и ту же финансовую группу

региональных банков для выпуска (распространения) карточек. В качестве примера

можно привести входящий в структуру СБС-Агро «Золото-Платина-Банк», выпускающий

карточки платежных систем VisaInternational и EuropayInternational.

Несмотря на то, что московские банки в ряде городов

перешли от простого обслуживания российских и зарубежных туристов по

международным карточкам к распространению (эмиссии) таких карточек для местных

жителей и юридических лиц, в 1997 г. рынки международных карточек в большинстве

регионов России по-прежнему находилось на начальном этапе своего развития.

Московские банки для развития инфраструктуры распространения и обслуживания

карточек старались использовать в основном свои филиалы и дочерние структуры в

туристических центрах, приграничных и портовых городах.

В 1997 г. практически в каждом российском регионе

существовала элитарная прослойка жителей, достаточная для «потребления»

нескольких сот международных карточек. В то же время, в 1997 г. между

количеством международных карточек, выпущенных в региональных центрах, и числом

жителей со средними и высокими доходами в этих регионах, не было корреляции.

Московские банковские учреждения при развитии бизнеса пластиковых карточек

опирались на собственные, уже существующие возможности (развитие филиальной сети,

наличие «дружественных» местных банков, инфраструктура обслуживания), а не на

потребности массового клиента.

Конкуренция эмитентов на российском рынке

международных карточек в 1997 г.

В 1997 г. но

страницах средств массовой информации в той или иной форме появлялась

информация о том, что на российском рынке происходит обострение конкуренции

между эмитентами международных карточек. Хотя предположения о кардинальном

переделе «сфер влияния» и межбанковских войнах не подтвердились, активизация

банков в «игре» с тарифами за обслуживание международных карточек и попытки

расширить набор предлагаемых продуктов были налицо.

В апреле 1997 г.

банк «Российский Кредит» объявил о начале реализации программы, ориентированной

на «среднего» потребителя с личным среднемесячным доходом более 400 долларов

США. В рамках акции «Практичный подарок от надежного банка» «Российский Кредит»

снизил первоначальный взнос на приобретение карточек VisaClassic и EC/MCMass с 1000 до 500 долларов США, отменил

страховые депозиты, а также начал выдавать бесплатно карточки Cirrus/Maestro и VisaElectron[2]. Позднее банк снизил и годовую плату за

обслуживание карточек VisaClassic и EC/MCMass.

В условиях,

когда рынок далек от насыщения «карточными» продуктами, а потребители не

обладают высокой «чувствительностью» к изменению цен на продукцию, «следование

за лидером» по всему спектру предлагаемых услуг вряд ли целесообразно,

поскольку приводит к ненужным потерям. Анализ динамики тарифов за обслуживание

карточек в 1997 г. показывает, что ведущие эмитенты предпочли не копировать

действия «лидера» (в лице банка «Российский Кредит») и меняли тарифы

избирательно. Например, банк СБС-Агро, перешагнув рубеж 1 млн. эмитированных

карточек, летом 1997 г. восстановил более жесткие тарифы за обслуживание своих

продуктов. Другие банки следовали политики частичных изменений тарифов за

отдельные типы карточек (снижение страхового депозита или ежегодной платы за

обслуживание и т. д.).

Межбанковская

конкуренция на российском рынке международных карточек по-прежнему является

«конкуренцией имиджей» банков. Для российских потребителей международных

карточных продуктов в перечне приоритетов при выборе карточки того или иного

банка на первых позициях, скорее всего, находятся высокая устойчивость самого

банка и условия приема карточек конкретного банка в зарубежных странах, а не

различия в тарифах за обслуживание таких карточек. Поэтому о ценовой

межбанковской конкуренции (то есть о конкуренции в сфере тарифов) на российском

рынке международных карточек, на наш взгляд, пока говорить преждевременно.

Развитие рынка

пластиковых карточек в России в 1997 г. сопровождалось возросшей гибкостью

ведущих эмитентов международных карточек в подходах к ведению бизнеса. Банки

уделили определенное внимание расширению набора 

предлагаемых продуктов и освоению новых сегментов карточного рынка.

Дифференциация

продуктов и услуг - классический пример неценовой конкуренции - нашла отражение

в выпуске банками новых видов карточек. Ряд российских банков, выпускающих

международные карточки, в 1997 г. приступили к реализации специализированных

программ, ориентированных на целевого потребителя. Вслед за молодежной

карточкой банка СБС-Агро, в этом сегменте начали работу и другие банки,

например, Мост-Банк, с 1 сентября 1997 г. приступивший к эмиссии дебетовых

карточек MostCard

1/Cirrus/Maestro, предназначенных для молодых людей в

возрасте от 16 до 28 лет. С держателей карточек не взимается годовая плата за

обслуживание, а карточки можно использовать для оплаты товаров и услуг и

получения наличных как на территории России, так и за рубежом.

Освоение новых

сегментов рынка пластиковых карточек - еще один способ стабилизации бизнеса и

еще одна возможность избежать обострения на рынке. Однако, в отличие от

американских и европейских банков, в 1997 г. российские эмитенты еще не ощутили

мощного давления со стороны технологических и торговых компаний, которые

активно вторгались в традиционные сферы господства розничных банков на мировом

рынке. Поэтому проникновение российских банковских эмитентов «пластика» в сопряженные

области - телекоммуникации, транспорт, здравоохранение, гостиничный бизнес,

автозаправочные станции - за счет реализации проектов совместных карточек

носило скорее единичный, чем массовый характер. В качестве примера можно

присвети прорамму эмиссии карточек VisaClassic Мост-банком совместно с компанией НТВ.

Согласно предоставленной банком информации, такие карточки дают держателям ряд

скидок и льгот при покупке и использовании оборудования спутникового

телевидения НТВ-Плюс.

В целом, на

основании анализа ситуации на российском рынке международных карточек в 1997

г., можно сделать вывод, что у эмитентов по-прежнему существует значительный

«оперативный простор» для ведения бизнеса. Рынок далек от насыщения, показатели

интенсивности использования международных карточек низки, существуют регионы,

где слово «Visa»

ассоциируется лишь с поездками за рубеж, а карточки purchasingcards не представляют интереса для российских

промышленных компаний даже с познавательной точки зрения.

Экономическая

стагнация, низкие доходы населения страны, регулярные кризисы в финансовой

сфере не могут не оказывать негативное воздействие на развитие бизнеса

пластиковых карточек, в том числе, и на рынок международных карточек. В

последние годы ведущие российские эмитенты, впрочем, сумели продемонстрировать

замечательные способности адаптироваться к «недружественной» внешней среде и

укреплять карточный бизнес в условиях, далеких от идеальных. Ничто не указывает

на то, что в ближайшее время российские банки могут утратить такие способности.n



[1]Московский банк; Московский народный банк в Лондоне вступил в ассоциацию Visa International в 1994 г.

[2]См. «Банковский Бюллетень», №16,

1997, ñ. 3.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube