17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 171

Мультифункциональные "транспортные" карточки

Мультифункциональные "транспортные" карточки

Система ERP стоимостью 115 млн. долларов США считается самой передовой в мире. Государственные органы Сингапура планируют увеличить сферу действия этой системы, оборудовав КПП на всей территории страны.

Специалисты и аналитики указывают на целый ряд выгод - как для операторов рынка, так и для держателей карточек Cash Cards, - которых позволило достичь внедрение карточной системы электронного сбора.

Прежде всего, применение технологии бесконтактных смарт-карточек дало возможность разгрузить транспортные потоки не только за счет сокращения времени оплаты, но и с помощью варьирования ставок оплаты за проезд в деловом центре в зависимости от времени суток. Например, в часы пик проезд в деловой центр обходится водителям в 1,5 доллара США, а в остальное время суток - в 50-60 центов. В выходные дни оплата проезда еще ниже. Такой подход позволил «сгладить» интенсивность транспортных потоков, поскольку ввиду значительной дифференциации ставок водители предпочитают не ездить в деловой центр в часы пик без крайней необходимости.

Далее, очевидно, что использование карточек для оплаты проезда выгодно и самим водителям. Им не приходиться стоять часами в «пробках» у КПП или у автоматов, торгующих пропусками. Кроме того, держатели Cash Cards пользуются правами и привилегиями, типичными для держателей любых банковских платежных карточек. Все транзакции по оплате проезда отражаются в ежемесячных выписках по счету с указанием числа и времени осуществления транзакции.

Наконец, реализация «транспортного» приложения на карточках Cash Cards позволила сингапурским банкам и другим участникам проекта добиться таких объемов транзакций, которые позволяют говорить о прибыльности схем «электронных кошельков». Сингапурские банки и операторы рынка транспортных услуг сумели избежать ошибки, характерной для многих европейских и американских проектов «электронных кошельков», выстроив business case не вокруг использования карточек в качестве платежного инструмента в магазинах или сервисных точках, а на основе оплаты проезда на автодорогах. В Сингапуре, равно как и в ряде других стран региона ЮВА, мультифункциональные карточки используются главным образом как инструмент оплаты проезда, а остальные функции (как, например, использование Cash Cards для покупок в сети Internet) являются дополнительными.

Весной 1999 г. сингапурское Управление наземного общественного транспорта подписало контракт стоимостью 78 млн. долларов США с альянсом компаний ERG и Motorola на разработку системы оплаты проезда в городских автобусах и пригородных поездах. Предполагается, что эта система будет использовать расширенную функциональность карточек Cash Cards. Если это действительно произойдет, то карточки Cash Card станут первыми в мире реально работающими «едиными транспортными билетами» в масштабе целой страны.

Специалисты также полагают, что в новом проекте компании ERG и Motorola будет использован положительный опыт, накопленный в ходе реализации проекта Octopus Card в другой стране этого региона - Гонконге.

Государственные органы этой страны достаточно долго готовились к реализации проекта масштабного «транспортных» карточек. Пилотная фаза проекта многофункциональных карточек Octopus Cards длилась более 1,5 лет, пока в сентябре 1997 г. не было дано «добро» на национальное развертывание этой системы. Как и в Сингапуре, система Octopus Cards явилось плодом тесной координации большой группы участников - государственных министерств и ведомств, шести банков, консорциума операторов транспортного рынка Creative Star и австралийской компании ERG. Для последней проект в Гонконге стал своеобразной «точкой отсчета» в серии впечатляющих успехов на международной арене (о компании ERG и ее партнерстве с Motorola - в следующем разделе статьи).

Считается, что в настоящее время с помощью карточек-«осьминогов» (Octopus с английского переводится как «осьминог») ежедневно совершается до 4 млн. транзакций оплаты проезда в мини-метро, пригородных поездах, автобусах и паромах. Всего эмитировано более 4,5 млн. бесконтактных карточек Octopus Cards и установлено 9 тыс. картридеров в системе общественного транспорта.

Как и в Сингапуре, система Octopus Cards базируется на использовании сети LAN, объединяющей все турникеты, валидаторы, анализаторы и ПК в единую компьютерную систему. Далее, посредством WAN (wide area network) данные поступают в центральную клиринговую палату консорциума Creative Star, где осуществляется клиринг, взаиморасчеты и дебетование банковских счетов держателей карточек.

Участники системы Octopus Cards собираются произвести модернизацию системы «единого национального транспортного билета» с тем, чтобы увеличить ее «пропускную способность» до 8 млн. карточек и 10 млн. транзакций в день. Одним из возможных вариантов дальнейшего развития системы является и использование карточек-«осьминогов» для оплаты парковки. Пока Министерство транспорта Гонконга применяет для этих целей собственные контактные разовые карточки, которые принимаются в 14 тыс. автоматов на автостоянках. Однако летом 1999 г. это Министерство стало говорить о возможности реализации второй фазы проекта, на которой, возможно, в качестве инструмента платежа будут использоваться карточки Octopus Cards и продукты международных систем - Visa Cash и/или Mondex.

Южная Корея пока не смогла достичь уровня «национального единства», характерного для национальных схем в Сингапуре и Гонконге. Но и в этой стране бесконтактные микропроцессорные карточки получили широкое распространение в общественном транспорте - особенно в городских автобусах. Проект карточек Bus Cards начал реализовываться в этой стране в 1995 г. под эгидой компании Intec Ltd. В настоящее время выпущено более 5 млн. карточек Bus Cards, которые принимаются к оплате в 13 тыс. автобусах и могут пополняться в 2,3 тыс. устройств для загрузки «кошельков». В проекте участвует 94 (!) государственные и частные компании, владеющие сетями городских и пригородных автобусов. Столь большое число участников, судя по всему, заметно осложняет координацию и управление проектом. По мнению южнокорейских экспертов, между операторами рынка периодически возникают трения. К тому же, за рамками проекта осталось еще несколько десятков компаний, владеющих парком из 4,5 тыс автобусов. Эти компании пока отказываются участвовать в системе Bus Card, в результате чего даже в рамках одного города не во всех автобусах возможно оплачивать проезд с помощью карточек Bus Card. Еще одна большая проблема - невозможность расширения «сферы действия» карточек с включением в проект сеульского метро. Несмотря на то, что переговоры между компаниями, реализующими проект Bus Card и проект карточек в метро, начались еще в 1996 г., до сих пор согласия не достигнуто, в результате чего в метро функционирует лишь несколько десятков тысяч карточек при потребности в 1,5-2 млн.

ERG, Motorola, Philips и другие

Обзор рынка «транспортных» карточек был бы неполным без представления основных «игроков» - компаний, специализирующихся на разработке, внедрении и интеграции систем оплаты проезда на автодорогах и в общественном транспорте.

Собственно, таких компаний «международного класса» не так много. Наибольшую известность в настоящее время имеет тандем, или, точнее, стратегический альянс американской корпорации Motorola и австралийской компании ERG Limited. Начиная с 1997 г., эти компании принимают участие практически во всех крупных тендерах на разработку и реализацию проектов «транспортных» смарт-карточек. И, что характерно, почти всегда выигрывают эти тендеры.

Еще пять лет назад о существовании компании ERG за пределами «зеленого континента» знала лишь узкая группа специалистов. В самой Австралии ERG была известна в основном как изготовитель устройств и оборудования для оплаты проезда в общественном транспорте и телефонии - автоматов, торгующих билетами и телефонными карточками, валидаторов, терминалов и т. д. Компания также попробовала свои силы в реализации нескольких проектов оплаты проезда в городском транспорте на базе смарт-карточек. Вообще, на сайте ERG в Internet содержится информация, что 10 лет назад эта компания участвовала в первом мире проекте оплаты проезда в общественном транспорте с помощью «электронных кошельков». Однако где именно был осуществлен этот проект и какова была его дальнейшая судьба, авторы - по-видимому, из скромности - так и не указали. Известно, что в первой половине 1990-х гг. ERG принимала участие в карточных программах в Сиднее и Мельбурне.

Первый шаг к международному признанию компания ERG сделала в 1996 г., когда разработанная ею система оплаты проезда в общественном городском и пригородном транспорте на базе бесконтактных смарт-карточек была запущена в Гонконге. В настоящее время система Octopus Card считается крупнейшей в мире по числу и объему совершаемых транзакций и второй - по количеству эмитированных карточек (после Мельбурна). Фактически в рамках этого проекта впервые в истории «транспортного» рынка компании ERG удалось реализовать на практике концепцию «единого транспортного билета», поскольку одна и та же карточка Octopus Card может приниматься для оплаты проезда в метро, автобусах, электричках и на паромах. В 1998 г. ERG как разработчик системы Octopus Card была удостоена специальной международной награды Sesames Best Smart Card Application Award.

В конце 1997 г. группа ERG стала известна и в России. Согласно сообщению компании, правительство Москвы подписало с ней контракт общей стоимостью примерно 5,7 млн. долларов США на разработку системы оплаты проезда в столичном метро на основе контактных и бесконтактных карточек, а также поставку и установку контактно-бесконтактных валидаторов и системы персонализации карточек.

Следующим значительным успехом австралийской «золушки» стало образование стратегического альянса с крупной диверсифицированной международной корпорацией Motorola (вернее, с ее карточным подразделением Smartcard Systems Business). Объявление о создании альянса было сделано осенью 1997 г. на выставке Cartes’97 в Париже.

Союз ERG-Motorola является, в общем-то, не типичным примером успешного сотрудничества различных по «весу» и потенциалу компаний. В отличие от ERG, корпорация Motorola известна на международных рынках на протяжении семи десятилетий. Сфера ее «жизненных интересов» также несоизмеримо шире, чем у партнера по альянсу - спутниковая и сотовая связь, электронные промышленные и бытовые системы, полупроводниковые технологии, информатика. Решения и продукты, разработанные корпорацией Motorola, используются практически во всех секторах хозяйственных комплексов - автомобилестроении, производстве компьютеров, на транспорте, в электроэнергетике, космической навигации, телефонии и радиосвязи (кстати, известные с 1950-х гг. переносные переговорные устройства Walkie-Talkie - это тоже разработка компании Motorola).

Скорее всего, действенность альянса этих двух компаний объясняется «узконаправленностью» его целей, а именно - совместным маркетингом решений и систем оплаты проезда в общественном транспорте на основе мультифункциональных карточек и комбинированных (контактно-бесконтактных) технологий. В этой области партнерам действительно есть что предложить друг другу. Корпорация Motorola заинтересована в опыте и ноу-хау компании ERG в реализации крупномасштабных проектов с большим количеством участников, в том числе и в области организации клиринга и взаиморасчетов. Безусловно, компании Motorola важно и высокое реноме партнера на рынках ЮВА и всего Азиатско-Тихоокеанского региона. В свою очередь, ERG может опираться на обширные связи Motorola в Северной Америке и Европе. Наконец, для успешного продолжения бизнеса на международных рынках ERG нуждается в продуктах типа семейства M-Smart, которые в настоящее время имеются в арсенале партнера по альянсу.

Семейство M-Smart корпорации Motorola включает набор продуктов, некоторые из которых непосредственно ориентированы на использование в «транспортных» проектах. К таким продуктам относятся:

-комбинированные карточки M-Smart - мультифункциональные контактно-бесконтактные карточки, которые могут использоваться как «электронные кошельки» и/или выполнять традиционные кредитные и дебетовые функции, а также приниматься к оплате в различных видах терминальных устройств,

-«транзитные» терминалы M-Smart - картридеры для бесконтактных смарт-карточек, устанавливаемые в общественном транспорте и на контрольно-пропускных пунктах. Могут быть использованы в сложных многоуровневых системах электронного сбора, основанных на дифференцированных ставках оплаты проезда, скидках, «сезонных» карточках и т. д.,

-торговые автоматы M-Smart - предназначены для считывания бесконтактных карточек при осуществлении покупок в торговых устройствах, установленных, в частности, на железнодорожных вокзалах, автобусных станциях и в метро и принимающих к оплате контактные или комбинированные «транспортные» карточки.

Из всей «хроники успеха» стратегического альянса компаний ERG и Motorola (см. врезку) особо выделяется совместная с Proton World разработка многофункциональной контактно-бесконтактной технологии на основе карточки M-Venus Card (семейство M-Smart) корпорации Motorola. Технология Proton использована в приложении «контактного электронного кошелька», а технология ERG - в «бесконтактном» приложении для оплаты проезда на автодорогах и в общественном транспорте. Некоторые специалисты уже назвали эту карточку в качестве одного из возможных кандидатов на титул «убийственной аппликации» (killer application) - то есть решения, которое может стать критическим фактором в процессе повсеместного распространения микропроцессорных технологий. Учитывая достаточно высокую популярность «электронных кошельков» Proton в странах Европы, совместный продукт компаний ERG, Motorola и Proton World действительно может быть востребован не только пассажирами автобусов и покупателями сигарет в торговых автоматах, но банками, которые изучают возможности расширения бизнеса за счет реализации программ мультифункциональных карточек.

Еще одним крупным игроком на рынке «транспортных» карточек является нидерландская компания Philips Semiconductors(отделение корпорации Philips) - один из крупнейших мировых производителей интегральных микросхем для смарт-карточек. Производственная линия Philips Semiconductors включает набор бесконтактных и комбинированных карточек на базе технологии MIFARE, которая обеспечивает высокую степень защищенности данных и позволяет использовать карточки как в бесконтактном, так и контактных режимах. Технология MIFARE использована в нескольких десятках проектов карточек для оплаты проезда на автодорогах и в общественном транспорте. К наиболее крупным проектам такого рода относятся программа бесконтактных карточек Bus Card в Сеуле и Пусане (Южная Корея), «автобусные» проект в Сан-Паулу (Бразилия), нескольких городах Чехии, Словакии и Франции, проект бесконтактных карточек в шанхайском метро, проект «единого транспортного билета» в Германии и система электронного сбора на автодорогах в Малайзии.

Разработанная компанией Philips Semiconductors технология MIFARE PRO является первой в мире реально используемой интегральной микросхемой для комбинированных карточек и содержит скоростной защищенный со-процессор с алгоритмом Triple DES. MIFARE PRO отвечает жестким требованиям обеспечения безопасности, и в то же время гарантирует удобство пользования и высокую скорость осуществления транзакций, что необходимо при использовании бесконтактных карточек в общественном транспорте.

Очевидно, не сказали своего решающего слова на рынке «транспортных» карточек и такие компании, как Mondex International и Cyber Mark. Первая из этих компаний наверняка заинтересована в расширении сфер применения «электронных наличных». Вторая компания известна своими успешными проектами мультифункциональных «университетских» карточек, и в некоторых ее проектах использовано «транспортное» приложение.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube