17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 355

POS-терминал+Cash-диспенсер=?

POS-терминал+Cash-диспенсер=?

Находясь “на борту” казино (а в США предприимчивые владельцы игорных заведений, чтобы избежать повышенного налогообложения, зачастую открывают игорные дома на теплоходах, яхтах и т. д.) и не имея иной возможности продолжить игру, незадачливые любители рулетки и покера вынуждены соглашаться на поистине грабительские условия. Неудивительно, что недорогие “гибриды” пользуются среди владельцев игорных заведений столь бешеной популярностью, что прародитель минибанкоматов - американская компания Triton - в рекордные сроки вышла на 3-е место в США по объему продаж, уступив лишь двум мировым гигантам - IBM и NCR. Примеру Triton последовали и другие компании, банкоматный бизнес у которых не являлся “ключевым” или вообще отсутствовал. В числе последних оказалась и израильская компания Lipman Electronics (а точнее, ее американское подразделение, которое и “изобрело” NURIT5000).

Итак, что представляет собой POS-банкомат? Грубо говоря, это большой стальной ящик с дверцами, внутри которого находится устройство для выдачи купюр, а в верхнюю часть встраивается обычный POS-терминал NURIT2085 или 2090 - с жидкокристаллическим дисплеем, PIN-клавиатурой, картридерами (правда, на презентации “в работе” демонстрировался лишь картридер для карточек с магнитной полосой, но сам терминал может комплектоваться и смарткарт-клавиатурой и, как заверили представители Lipman Electronics, при необходимости в “гибриде” может быть задействована и функция обслуживания микропроцессорных карточек). “Гибрид” прост в обращении, установке, обслуживании, имеет очень скромные габариты и массу (в стандартной комплектации - 87 кг). Выпускается несколько модификаций NURIT5000 - “N”, “M”, “U”, “D”, в которых используются кэш-диспенсеры NCR, Magner, Uninote и De La Rue, а также NURIT5050 (комбинация “пятитысячника” и автомата NURIT6002 по продаже телефонных карточек в сочетании с таксофоном).

POS или не POS - вот в чем вопрос

С одной стороны, безусловно, POS: управляется POS-терминалом, работает по POS-протоколам Visa1и Visa2 и дозванивается до процессора с помощью встроенного модема V22bis по коммутируемым линиям. Как и большинство POS-терминалов, NURIT 5000 комплектуется swipe-картридером для карточек с магнитной полосой.

С другой стороны, наличие механизма для выдачи банкнот, да и внешний вид устройства в целом заставляет усомниться в “чистокровности” POSовского происхождения NURIT 5000. Между тем вопрос, к какому классу устройств следует отнести NURIT 5000, важен хотя бы потому, что его решение позволяет однозначно классифицировать типы его транзакций и определить, кто, кому и за что должен платить. Если это банкомат, то выдача наличных - это выдача наличных (cash withdrawal), и, в соответствии с правилами международных платежных систем, комиссию за взаимообмен данными платит эмитент эквайреру. Если это POS-терминал, то выдача наличных превращается в покупку (наличных у торгового предприятия), и комиссию за взаимообмен платит уже эквайрер эмитенту (взимая при этом торговую комиссию с самого торгового предприятия). В последнем случае наличные выступают в роли своего рода товара, цену на который устанавливает уже его непосредственный владелец - торговое предприятие (казино). Остается выяснить, насколько законны подобные операции в российских условиях и можно ли их отнести к числу “четыреста сравнительно честных способов отъема денег” у населения. А также, насколько эксплуатация такого устройства выгодна его владельцу (пользователю).

Называйте хоть горшком...

Как следует из выступления специалиста по устройствам самообслуживания из компании БПЦ, возможны различные области применения NURIT5000 - в магазинах, на АЗС, в рамках зарплатных проектов на небольших предприятиях и т. д. - правда, в качестве чего именно - банкомата или POS-терминала, неясно. Рассмотрим вариант, когда NURIT5000 прописывается в системе как POS-терминал. Что мы имеем в этом случае?

Во-первых, транзакции “проходят под вывеской” manual cash-advance, то есть оформляются как выдача наличных в POS-терминале.

Во-вторых, если банкомат принадлежит самому торговому предприятию, то в этом случае держателю карточки оказывается услуга (возможность получить наличные в принадлежащем торговой точке устройстве). Поскольку держатель карточки заключал договор на обслуживание карточки с эмитентом, а не с магазином, магазин вправе рассчитывать на оплату клиентом предоставляемых ему дополнительных услуг, что может быть реализовано через взимание эквайрером с держателя карточки дополнительной комиссии

[1]

- уже в пользу торгового предприятия.

С другой стороны, если придерживаться разработанной БПЦ концепции экономичных филиалов самообслуживания, NURIT5000 следует использовать именно как банкомат для автоматизации работы отделений и филиалов банка с невысокой интенсивностью транзакций. В принципе, эта идея имеет право на существование - особенно, если речь идет об эксплуатации NURIT5000 в рамках зарплатных проектов для организаций с небольшим количеством сотрудников, относимых сотрудниками банка к категории “благонадежных” и способных удержаться от совершения актов вандализма по отношению к железному ящику. В остальных случаях могут возникнуть проблемы.

Во-первых, “гибрид” вряд ли стоит оставлять без присмотра – управляющий устройствами POS-терминал NURIT 2085 отнюдь не является вандалозащищенным; сейф, в котором находятся кассеты с банкнотами, также не имеет сертификата безопасности (это обыкновенная стальная коробка с толщиной листа 3 мм, в особых случаях - до 10 мм, что существенно “утяжеляет” и само устройство, и его стоимость). Следовательно, для использования в круглосуточно работающих филиалах самообслуживания NURIT5000 не подходит.

Во-вторых, как уже говорилось выше, есть сомнения в “банкоматном происхождении” NURIT5000. Используемые в этом устройстве финансовые протоколы - чисто “POSовские” и не поддерживают некоторые присущие банкоматам функции, поэтому целый ряд финансовых и административных транзакций становится невозможен. В качестве примера: как вернуть не взятые клиентом деньги обратно на его счет, если это не реализовано ни аппаратно, ни программно?

В-третьих, в NURIT5000 отсутствует устройство для изъятия “подозрительных” карточек - так же, как и презентер для банкнот. В результате пачка купюр, своевременно не изъятая владельцем, остается в лотке, а не втягивается в кассету для невзятых купюр - хороший повод для бесконечных разбирательств между банком и клиентами.

Наконец, для отделений и филиалов с невысокой интенсивностью транзакций уже существует давно и хорошо зарекомендовавшее себя решение с использованием оператора, импринтера и телефонного аппарата (ПВН с голосовой авторизацией). При этом оператор, в отличие от POS-диспенсера, может выполнять и дополнительные функции, не заложенные программно.

Так зачем изобретать велосипед?



[1]

Документально это может быть оформлено, например, в виде арендной платы за использование торговой площади магазина и т. д.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube