17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 174

Мультифункциональные корпоративные карточки

Мультифункциональные корпоративные карточки

В полном соответствии с законом «отрицание отрицания» международные платежные ассоциации приступили к подготовке выпуска нового вида корпоративных карточек, объединяющих функции travel & entertainment, purchasing и fleet cards. В течение последних нескольких лет компании Visa International, MasterCard International, Europay International и American Express усиленно продвигали на рынке специализированные корпоративные (коммерческие) продукты и добились в этом начинании заметных успехов. Участниками этих платежных систем было эмитировано более 10 млн. карточек для оплаты деловых поездок, транспортных расходов и покупок вспомогательных материалов и оборудования. Однако изменения в спросе со стороны государственного и корпоративного секторов экономики развитых стран заставили ведущих эмитентов заняться «отрицанием» специализированных карточек и приступить к реализации проектов единых мультифункциональных продуктов.



За десятилетний срок рынок корпоративных карточек прошел несколько этапов развития.



На первом этапе (конец 1980-х - середина 1990-х гг.) корпоративные продукты предназначались, главным образом, для оплаты деловых поездок и представительских расходов. Потребителем таких карточек являлся достаточно узкий круг лиц из числа высших менеджеров корпораций, поэтому общий объем эмиссии был незначителен. «Пионерами» в области корпоративных карточек стали небанковские структуры - компании American Express, Diners Club и JCB International, которые в то время уверенно чувствовали себя на рынке деловых и частных поездок. С функциональной точки зрения корпоративные продукты, выпускаемые финансовыми компаниями в указанный период, были расчетными. Все расходы работников корпорации по таким карточкам отражались на едином счете, что позволяло более эффективно управлять и контролировать часть бюджета, предназначенную для оплаты деловых поездок и представительских расходов. С начала 1990-х гг. ассоциации Visa International и MasterCard International/Europay International стали уделять больше внимания корпоративным продуктам. На рынке появились кредитные корпоративные карточки.



Следующий этап начался в середине 1990-х гг. В это время появились и получили широкое распространение специализированные карточки для осуществления покупок непроизводственного назначения (purchasing cards), а затем и для оплаты корпоративных транспортных расходов (fleet cards). Заметно увеличилось число работников корпораций, которые могли пользоваться такими карточными продуктами. Соответственно, объемы эмиссии специализированных продуктов во второй половине 1990-х гг. резко возросли. Централизация информации о расходах на деловые поездки, транспортное обслуживание и приобретение вспомогательных материалов и оборудования для офисов позволила крупным компаниям сократить административные издержки и добиться большей гибкости в управлении финансовыми потоками. Вместе с тем, специализированные карточки в ряде случаев не соответствовали требованию крупных компаний обеспечить поступление информации в унифицированном виде. Дело в том, что эмитентами специализированных карточек, используемых в одной корпорации, часто являлись различные банки. Поэтому расходы отражались на разных счетах, данные попадали в разные отделы корпорации, и, таким образом, управление расходами затруднялось.



Третий этап в развитии корпоративных карточных продуктов начался с появления единых мультифункциональных карточек, позволяющих компаниям, во-первых, получать в унифицированном формате структурированную информацию о расходах в области T&E, purchasing и fleet, во-вторых, иметь дело с одним эмитентом и, в-третьих, достичь еще большей эффективности в контроле и планировании расходов.



Считается, что мощный толчок разработке программ мультифункциональных корпоративных карточек дало федеральное правительство США. В начале 1998 г. одно из Управлений - General Service Administration (GSA) - объявило о намерении государственных органов страны использовать мультифункциональные карточки для оплаты расходов, связанных с деловыми поездками, транспортным обслуживанием и покупками типа purchasing. При этом использование карточек должно стать обязательным во всех управлениях, агентствах и других организациях, непосредственно входящих в состав федерального правительства или подчиненных ему. Директор Центра консультационных услуг GSA Сью МакАйвер (Sue McIver) заявила, что задачей американского правительства при реализации программы мультифункциональных карточек является объединение как можно большего числа функций на одной карточке. Конечной целью программы является эффективное использование технологий, позволяющих сортировать различные виды расходов и платежей в системе back-end и резко снизить объемы «бумажной» работы и затраты на обработку данных. С. МакАйвер считает, что новые карточные продукты дадут федеральным ведомствам возможность эффективно управлять расходами и контролировать бюджеты. Необходимо отметить, что GSA увязывает реализацию программы мультифункциональных корпоративных карточек с их применением для оплаты покупок в сети Internet, поскольку правительственным организациям предписано максимально использовать возможности глобальной сети для поиска поставщиков и оплаты покупок.



Первоначально Управление GSA назвало шесть разработчиков нового типа карточек - банки NationsBank Corp., First Chicago NBD Corp., Citibank, U.S. Bancorp., Mellon Bank и компанию American Express. Однако последняя моментально отказалась от участия в программе, назвав ее «малоперспективной» и «невыгодной с точки зрения возможных доходов». Оставшиеся участники программы должны детально изучить потребности федеральных агентств и ведомств и представить GSA свои соображения по поводу наиболее оптимальных технологий корпоративных карточек. В середине 1999 г. из числа разработчиков должны быть отобраны 2-3 банка-эмитента. Естественно, за деятельностью банков внимательно наблюдают ассоциации Visa International и MasterCard International, которые, в случае успешной реализации программы, должны будут обеспечить продвижение новых продуктов на международных карточных рынках. Корпоративный сектор экономики развитых стран также проявляет заинтересованность в единых мультифункциональных карточках. К числу таких компаний относится, в частности, Dow Chemical Co., уже приступившая к использованию мультифункциональных карточек Visa, которые выпускаются банком U.S. Bancorp. Крупнейший автомобилестроительный концерн General Motors Company также планирует перейти от использования специализированных корпоративных продуктов к единой карточке и выбрать единого эмитента для всех подразделений концерна. Переход на использование мультифункциональных карточек предполагается закончить во второй половине 1999 г.



По-видимому, в ближайшее время в число потребителей единых корпоративных карточек войдут и крупные европейские компании. Образование единого экономического пространства на территории ЕС и введение евро будет способствовать активизации деятельности международных корпораций на новых территориальных рынках, что, в свою очередь, приведет к открытию дополнительных подразделений, увеличению объемов финансовых потоков и масштабов деятельности в области деловых поездок, покупок типа purchasing и транспортного обслуживания.



По мнению западных экспертов, начало нового этапа в развитии корпоративных карточек не является «революционным» скачком. Многие банки по-прежнему будут эмитировать специализированные корпоративные карточные продукты, так как они отвечают потребностям их клиентов.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube