28 марта 2016, 16:09
Количество просмотров 187

CyberPlat: уроки виртуального лидерства

CyberPlat: уроки виртуального лидерства

Когда дела компании идут в гору, интерес к ее стратегии и технологиям резко возрастает. Однако успехи компании CyberPlat, как нам кажется, не однозначны: по-существу, рост бизнеса компании явился результатом провала в продвижении собственного технологического бренда.

Общие обороты интернет-магазинов в системе электронных платежей CyberPlat за 1999 год составили 8 млн. рублей. При этом львиная доля этого оборота пришлась на последние месяцы года. Так, в октябре обороты системы были равны 600 тыс. руб., в ноябре – 1,3 млн. руб., а в декабре достигли значения 3,5 млн. руб. Уверенно растет и число обслуживаемых магазинов. В октябре через CyberPlat принимали платежи 30 магазинов, а в конце декабря – уже 45. Сегодня свои товары и услуги предлагают более 60 онлайновых магазинов и компаний, и еще более сотни находятся в стадии подключения. На конец года число пользователей, оплативших покупки через систему CyberPlat в режиме он-лайн, превысило 15 тыс. В настоящее время этот показатель уже превышает 22 тысячи клиентов. Для сравнения – с 11 марта 1998г., когда система была введена в эксплуатацию банком “Платина”, до начала 1999г. сделки заключили всего около 200 клиентов.

Такое, поистине феерическое, увеличение оборотов не может быть объяснено незаполненностью рынка. В самом деле, совокупные “обороты” конкурентных продуктов: PayCash (Банк “Таврический”), “Элит” (АйТи и Автобанк), Web-money (IMTBank)– составляют несколько процентов от оборотов CyberPlat. При этом необходимо подчеркнуть, что подобное соотношение не меняется уже более года, так что не стоит полагать, что CyberPlat привлекла значительную часть клиентуры конкурентов.

Скорее всего, предпосылки роста оборотов компании были заложены весной 1999г. в ходе выделения нового направления бизнеса. По имеющейся информации, с самого начала деятельности компания ориентировалась на раскрутку и последующую продажу чисто “брендового” решения. Однако, потеряв время и вложенные средства, технологический бренд был заменен торговой маркой, “наклееной” на стандартное технологическоле решение. Рассмотрим подробности этой победы над собственными технологиями.

До марта 1999г. платежная система CyberPlat представляла собой систему клубного типа, которая использовалась, в основном, для корпоративных взаиморасчетов (сектор business-tobusiness). Принципиальная схема оплаты в системе CyberPlat выглядела следующим образом: покупатель, зайдя в электронный магазин и выбрав необходимый ему товар, сообщал о своем выборе продавцу. Сервер продавца посылал предложение о покупке товара (оферту), заверенное его электронной подписью; покупатель заверял это предложение своей электронной подписью и отсылал поручение продавцу (а точнее, в банк “Платина”); банк проверял все подписи и переводил на счет продавца деньги со счета покупателя. Для создания электронно-цифровой подписи использован алгоритм RSA с длиной ключа 512 бит, который реализован программистами банка “Платина”. Для работы в системе клиенту требуется специальное программное обеспечение, которое позволяет работать с электронными документами и подписывать документы цифровой подписью. Для продавца же необходимо программное обеспечение для интеграции с расчетной системой.

Описанная схема, видимо, не принесла ожидаемых дивидендов разработчикам. Хорошо известно, что локальные решения имеют короткий срок жизни на рынке. Видимо, в данном случае продукт начал “портиться” еще до того, как завоевал рынок. Фактически, покупатель и продавец должны были быть клиентами банка “Платина”, то есть пройти всю процедуру открытия счетов в банке, а после этого использовать “самодельные” технологии расчетов.

Весенняя реанимация бизнеса оказалась удачной. В марте 1999г. была запущена совместная разработка “Платины” и компании “Рексофт”– система Assist, интегрированная с бэк-офисом CyberPlat и обеспечивающая платежи с использованием банковских кредитных карт по схеме MO/TO (mail order/telephone order). В отличие от системы CyberPlat, которая предусматривает регистрацию в системе и использование дополнительного клиентского ПО, Assist предоставляет упрощенную модель, клиентской частью которой является Internet-броузер. Регистрация клиента в системе не требуется. Теперь для того, чтобы оплатить покупку в Интернет-магазине, клиенту достаточно иметь карточку одной из международных платежных систем (VISA, Euroсard/MasterCard, Diners Club, JCB и American Express). Карточка может быть выпущена любым банком, как зарубежным, так и российским. Вся информация о карточке передается в зашифрованном виде, при этом используется протокол SSL, ставший стандартным протоколом для передачи конфиденциальной информации в Интернет. Система ASSIST, кстати, сертифицирована компанией VeriSign.

Как заявляют специалисты CyberPlat, формирование инфраструктуры платежей в их системе завершено: крупные платежи осуществляются через CyberPlat, малые и средние - через Assist. На наш взгляд, Assist, решение на базе SSL протокола, просто заменило собой фактически умирающую технологию CyberPlat.

Проблему безопасности клиентов разработчики Assist попытались решить стандартно: передаваемые данные защищаются через протокол SSL, а страница, с которой покупатель вводит номер карточки, располагается не на узле магазина, а на сайте компании “Рексофт”. Фактически проблема доверия (и безопасности) в этой системе свелась к доверию клиентов к фирме “Рексофт” и КБ “Платина”, так как протокол SSL защищает систему только от “внешних” недоброжелателей. Такой подход характерен при проведении транзакций на небольшие суммы, когда ни продавцу, ни покупателю обманывать друг друга нет смысла. Если же сделка совершается на крупные суммы, то покупатель должен быть уверен, что продавец не сбежит с его деньгами, а продавец хотел бы иметь гарантии того, что покупатель не потребует денег обратно.

Иными словами, SSL-решения не подходят для систем электронной коммерции в секторе business-to-business. Для этого существуют более “тяжелые” продукты, такие, как, например, программные пакеты на базе стандарта SET. Проблема заключается в том, что SET как стандарт еще слишком молод, а как технологическая платформа – слишком дорог

Итак, к началу 2000г. стало ясно, что компании CyberPlat удалось сохранить бизнес, пусть и отказавшись от оригинальной технологии расчетов. По мнению Евгения Соловьева, эксперта компании Payment Technology, с точки зрения бизнеса реструктуризация компании вполне оправдана: “ До тех пор, пока прибыль от работы превышает издержки, бизнес развивается в правильном напрвлении. Значит, правильным был и переход на технологии SSL”.

Однако, перспективы бизнеса CyberPlat, как нам кажется, весьма туманны. Сразу оговоримся, что приведенный ниже текст - плод наших собственных размышлений, не подкрепленных информацией от разработчиков. Итак, с клиентов системы Assist, взимается 3-5% комиссионных за каждую транзакцию, включая комиссионные платежных систем. По разным оценкам, со своих самых крупных клиентов Assist получает ежемесячно не более нескольких сотен долларов, и общий доход от эксплуатации системы составляет, скорее всего, несколько тысяч долларов в месяц. Даже с учетом стоимости подключения (150 долл.) и страхового депозита (около 10 % от предполагаемого оборота магазина) общей суммы едва хватает для вывода проекта на самоокупаемость. Риск отказа от платежа в этой системе является бизнес-риском торгового предприятия.

CyberPlat: уроки виртуального лидерства - рис.1

Резко же снизить комиссионные для привлечения клиентов компания тоже не может. Риск по проведению сделок берет на себя банк “Платина”, однако платой за это являются повышенные комисии. По оценкам представителя банка, Василия Вяткина, опыт работы показывает, что риск по непроведению сделок в системе составляет на сегодняшний день в среднем 1% – 1,5% от всей суммы платежей, а не 80% – 90%, как об этом иногда говорится. Естественно, с ростом количества пользователей этот показатель вырастет. Тем не менее, считает эксперт, очевидно, что размеры риска останутся приемлемыми, и будут покрываться за счет оборота магазинов – об этом, в частности, свидетельствует опыт западного рынка e-commerce.

Второе препятствие для роста бизнеса компании – это узость аудитории. По словам А. Мамыкина, менеджера по Web-технологиям компании “Рексофт”, наибольшей популярностью в системе пользуется оплата кредитными картами – на них приходится примерно 45% заказов, в первую очередь это объясняется тем, что более 40% клиентов – зарубежные покупатели. Между тем, едва ли стоит ожидать, что компания будет и дальше с такими-же темпами привлекать клиентов из-за рубежа, а вот стагнация российской доли рынка играет критическую роль для перспектив бизнеса. По оценкам экспертов, число держателей карточек в России невелико: из 5 млн. карт, эмитированных в нашей стране, 90% приходится на зарплатные проекты, а из оставшихся 10% большинство выпущены банками, которые после августа 1998г. оказались “проблемными”. У наиболее раскрученных магазинов платежи по карточкам внутри России не превышают нескольких процентов оборота. Всего же на пользователей карточек отечественных банков приходится менее 5% дохода системы. Остальное – это переводы через Сбербанк (16%), наличный расчет (13%) и др.

CyberPlat: уроки виртуального лидерства - рис.2
CyberPlat: уроки виртуального лидерства - рис.3

Третье препятствие развития системы – невысокий интерес к ней банков. Финансовые структуры в подавляющем большинстве используют традиционные способы переводов средств. К таким можно отнести наложенный платеж, авансовый платеж– предоплата будущих заказов поставщику, банковский перевод в оплату конкретного заказа, оплату наличными деньгами при курьерской доставке товара, оплату заказа наличными деньгами при получении товара в офисе поставщика и др. По мнению Александра Иконникова, эксперта CyberPlat, все эти способы имеют недостатки по сравнению с расчетами через Интернет в режиме он-лайн. Наложенный платеж имеет существенные недостатки с точки зрения поставщика, так как получение средств за товар может отстоять от момента отгрузки на достаточно большое время. Кроме того, есть риск возврата товара без оплаты, вследствие чего возникают прямые убытки в виде расходов на хранение и пересылку. Авансовый платеж имеет существенные недостатки с точки зрения потребителя, так как отвлеченные средства по разным причинам могут быть не использованы в данном магазине в течение длительного времени, а использовать их для оплаты услуг другого поставщика нет возможности. Оплата наличными связана с дополнительными затратами поставщика на организацию кассовой работы. Однако все вышеназванное не лишает традиционные системы расчетов их главного преимущества – широкого распространения.

И, наконец, еще одна угроза бизнесу CyberPlat: появление в России электронных платежных систем, основанных на SET-решениях является вопросом месяцев, если не недель. При всех своих недостатках (дороговизна и сложность), эти решения в наибольшей степени делают электронные платежи безопасными и удобными.

Впрочем, говоря о проблемах, с которыми сталкивалась или может столкнуться CyberPlat, вряд ли стоит обвинять в чем-то разработчиков системы. В начале 1998г. это был смелый “пионерский” проект. Готовых недорогих решений на рынке тогда просто не существовало.

Читайте также:

Несмотря на все сложности, компания CyberPlat обошла всех потенциальных конкурентов, приобрела авторитет и известность в финансовом сообществе, а главное - ее специалисты приобрели опыт продвижения новых Интернет-технологий на российском рынке.

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 2 (52) ’2005 стр. 40

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube