Семейство программных продуктов A4M/C+

Семейство программных продуктов A4M/C+

Семейство программных продуктов A4M/C+, предлагаемых компанией Compass Plus на российском рынке платёжных систем с 1995 г., в настоящее время представляет собой полный набор средств автоматизации систем электронных платежей. Функциональные свойства продуктов семейства A4M/C+ соответствуют наиболее современной концепции построения системы автоматизации финансового института – участника электронной платежной системы. В основе этой концепции лежит последовательное разделение функций систем автоматизации электронных платежей между двумя подсистемами: операционной (бэк-офис) и процессинговой (фронт-офис) (см. рис. 1).

Процессинговое обслуживание электронных платежей выполняется в системах автоматизации фронт-офиса, обслуживающих все каналы физического доступа клиентов к банковским услугам и принимающих на себя основную нагрузку по обслуживанию клиентов банка в режиме реального времени. По сути дела, физическое присутствие клиента современного банка требуется только при заключении (изменении, дополнении) договора на банковское обслуживание и оформлении других юридических актов. В дальнейшем все необходимые клиенту операции со своими счетами могут выполняться им с помощью технических средств электронной платежной системы. Возможности современных информационных технологий позволяют обеспечить такого рода услуги для всех категорий клиентов банка.

Таким образом, в соответствии с описываемой концепцией разделения операционных и процессинговых функций, системы автоматизации фронт-офиса являются по своей природе интерактивными системами массового обслуживания, работающими в реальном масштабе времени, и должны обеспечивать:

• независимое от особенностей физического канала доступа клиента к электронной платежной системе предоставление банковских услуг: через банкомат, Интернет-ПК, телефон, систему интерактивного телевидения и т. д., а в будущем – посредством новых технологических типов каналов;
• надежность технических систем, обеспечивающих доступ к платежной системе, на уровне отказоустойчивости, требуемой для жизненно важных систем социальной инфраструктуры общественного производства;
• безопасность транспортировки, обработки и хранения финансовых транзакций на уровне систем защиты от профессиональных разведывательных средств;
• массовую обработку поступающих от терминальной сети платежной системы финансовых транзакций в перманентном режиме (24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году);
• приемлемое время обработки финансовых транзакций в периоды пиковых нагрузок с возможностью масштабирования технических средств процессинговых центров.

Необходимо отметить, что, согласно описываемой концепции, рабочие места операционного персонала, выполняющего функции обслуживания клиентов в филиалах банка, также относятся к системам фронт-офис.

С другой стороны, согласно этой концепции, системы бэк-офис обеспечивают автоматизацию классических банковских функций по обслуживанию и поддержке счетов и являются по своей природе системами пакетной обработки и хранения данных. В связи с этим, операционные подсистемы современного банка – участника систем электронных платежей должны обеспечивать:

• высокую производительность при пакетной обработке заданий, связанных с массовыми операциями на счетах клиентов: получению банковских отчетов, выполнению операций по капитализации и начислению процентов, расчету комиссий, выполнению проводок по финансовым транзакциям, полученным системами фронт-офис, учету операций эквайринга, выполнению клиринга, подготовке аналитических данных о клиентах, счетах, финансах и т.п.;
• высокую надежность хранения и обработки данных с возможностью эффективного выполнения процедур архивирования и восстановления;
• надежную систему разграничения доступа к данным пользователей системы бэк-офис: кассового, операционного, менеджерского, инженерного, технического, технологического и др. персонала банка.

Для обслуживания автоматизированных рабочих мест операционного персонала и менеджеров банка (в том числе, находящихся на значительном удалении от серверов приложений), в частности, при оформлении договоров с клиентами, открытии, закрытии счетов, издании пластиковых карт и т.п., системы бэк-офис должны обеспечивать эффективный, надежный и безопасный терминальный доступ пользователей к ресурсам базы данных и серверным приложениям.

Декомпозиция программных продуктов Compass Plus семейства A4M/C+ выполнена согласно описанной выше концепции разделения операционных и процессинговых функций в современных системах автоматизации электронных платежей. Соответствующие этому разделению подсистемы A4M/C+ носят название A4M BackOffice/C+ и A4M FrontOffice/C+.

Функции подсистемы A4M BackOffice/C+
Прежде всего, необходимо отметить основное отличие подсистемы A4M BackOffice/C+ от традиционно предлагаемых на рынке продуктов автоматизации функций бэк-офиса систем электронных платежей. Это отличие состоит в том, что A4M BackOffice/C+ является не только, и даже не столько, системой автоматизации бэк-офиса электронных платежей, сколько полнофункциональной системой автоматизации операционного дня банка в части обслуживания розничных операций и частных вкладов. В связи с этим, основная часть аппарата процедур ядра подсистемы A4M BackOffice/C+ (Data & Object Management Core) разработана в приложении к поддержке обслуживания и выполнения банковских операций (см. рис. 2). В частности, поддерживаются счета аналитического учета (клиентские счета, в том числе, счета физических и юридических лиц, а также сервисные, транзитные счета и т.п.), счета синтетического учета (балансовые и внебалансовые счета, счета депо, счета доверительного управления и т.п.), реализована полнопроводочная схема выполнения операций, поддерживается настраиваемый план счетов, реализован специальный аппарат по разработке и настройке финансовых схем обслуживания прикладных банковских продуктов: счетов, пластиковых карт, договоров и т.д. Отметим также, что подсистема A4M BackOffice/C+ может использоваться независимо от описываемой далее подсистемы процессингового обслуживания A4M FrontOffice/C+, причем использоваться либо автономно, т.е. только в части операционного обслуживания частных вкладчиков банка, либо совместно с другими системами автоматизации процессинговых центров. Однако использование подсистемы A4M BackOffice/C+ в интеграции с A4M FrontOffice/C+ даёт много существенных преимуществ.

Основные функции подсистемы A4M BackOffice/C+ можно разделить на следующие категории:

• поддержка банковских операций;
• эмиссия и издание пластиковых карт, в том числе, организация процедур генерации PIN-кодов;
• учет эквайринговых операций;
• обмен данными с платежными системами;
• поддержка эксплуатации и сопровождения.

Поддержка банковских операций
Функции поддержки банковских операций обеспечивают возможность работы со всеми основными типами банковских счетов частных лиц: текущими, дебетовыми (в том числе, с овердрафтом) или “до востребования”, сберегательными или “срочными” и кредитными. Аппарат настройки плана счетов обеспечивает описание синтетических счетов. Отношения между строками плана счетов описываются с помощью поименованных связей, что дает пользователю возможность легкой настройки уникальных схем финансового учета операций.

Для любых клиентских или балансовых счетов обеспечивается поддержка множества валют счетов. Конвертация валют производится автоматически при выполнении операций по счетам в разных валютах. Конвертация может выполняться как по собственному курсу банка, так и по курсу ЦБ или курсам различных валютных бирж. Валюта взимаемых комиссий при выполнении какой-либо операции может также отличаться от валюты счетаисточника и счета-приемника.

Приложения поддержки банковских операций автоматизируют процесс заполнения форм договора банка с клиентом, включая процедуры фотографирования клиента и сканирования его личной подписи, обеспечивают поддержку множественности различных типов счетов клиента, поддерживают автоматические процедуры открытия всех предусмотренных банковских счетов в соответствии с финансовой схемой, принятой для данного банковского продукта.

Для применения в системах автоматизации финансовых институтов, имеющих распределенную систему филиалов, а также при обслуживании на одном сервере приложений нескольких финансовых институтов (система бэк-офис для нескольких участников платежной системы) поддерживается мультифилиальная схема базы данных, позволяющая вести параллельную обработку нескольких операционных дней, в том числе, операционный день самой платежной системы или процессингового центра.

Кроме того, приложения поддержки банковских операций обеспечивают автоматизацию рабочих мест операционного персонала по обслуживанию клиентов в филиалах банка, автоматизацию пунктов обмена валюты, расчет комиссий и начисление банковских процентов, расчет комиссий для участников системы электронных платежей и формирование множества различных отчетов.

К другим возможностям приложений поддержки банковских операций относятся:

• сортирование и корректировка проводок;
• ведение доверенностей;
• наложение (снятие) арестов на счета клиентов;
• использование специальных пометок счетов клиентов;
• временные ограничения возможности дебетования счетов;
• расчет балансов клиентских счетов, доступных при выполнении операций во фронтальных системах.

Эмиссия и персонализация пластиковых карточек
Поддерживается эмиссия локальных и международных пластиковых карточек. Формирование заданий на персонализацию карточек производится на основе настраиваемых описателей структуры магнитной полосы пластиковой карты и формата записи задания на эмбоссирование, а также других индивидуальных реквизитов владельца карты, хранящихся и поддерживаемых в базе данных A4M BackOffice/C+ и переносимых на персонифицируемую карту, включая фотографию и личную подпись клиента. Отношение объектов пластиковых карт к банковским счетам в базе данных A4M BackOffice/C+ построено по множественной схеме, т.е. таким образом, что позволяет обслуживать несколько банковских счетов клиента с помощью одной пластиковой карты (применяется для обеспечения возможности оплаты счетов с помощью карт) и нескольких пластиковых карт, назначенных на один банковский счет (применяется при использовании семейных и корпоративных карт).

Кроме того, функции эмиссии пластиковых карт оснащены процедурами автоматизации формирования и поддержки договоров банка с клиентом, процедурами организации диспутов с внешними платежными системами в рамках ответственности эмитента и процедурами расчета и формирования счетов.

Подсистема A4M BackOffice/C+ поддерживает несколько различных методов генерации PIN-кода при издании карт. Эти методы могут быть разделены на две группы: методы генерации PIN-кода в режиме “оффлайн” и методы генерации PIN-кода в режиме “он-лайн”.

К “офф-лайн”-методам относится традиционный метод случайной генерации PIN-кода с последующей его передачей в PIN-конверте, предназначенном для безопасной передачи PIN-кода владельцу пластиковой карты по почте или лично в руки. Приложения, реализующие этот метод, поддерживают устройства безопасности производства компаний Atalla и Racal. Кроме того, при реализации небольших проектов эмиссии локальных карт могут применяться также устройства безопасности, построенные на основе персональных компьютеров промышленного исполнения, или в качестве такового используется специальный программный модуль (последний рекомендуется применять только в целях тестирования). Генерируемые с помощью HSM данные (PIN-Offset/PVV, CVV/CVD) передаются в бэк-офис для последующей обработки и формирования пакета задания на персонификацию.

Другим “офф-лайн”-методом генерации PIN-кода является выбор PIN-кода самим владельцем пластиковой карты путем заполнения специального PIN-бланка, дающего возможность получить криптограмму выбранного PIN-кода, которая далее в открытом виде передается владельцем карты операционному персоналу банка, и на основе которой с помощью HSM генерируются необходимые для формирования магнитной полосы данные.

К “он-лайн”-методам следует отнести метод выбора PIN-кода владельцем пластиковой карты и последующее прописывание магнитной полосы карты с помощью специального терминала, называемого CAPS-терминалом. К преимуществам использования CAPS-терминала перед другими методами относится возможность не только выбирать PIN-код при издании карты, но и изменять его по желанию клиента или восстанавливать магнитную полосу в случае её разрушения без переиздания самой карты.

Еще одним “он-лайн”-методом является метод, применяемый при отсутствии необходимости осуществлять запись на магнитную полосу персонифицируемой карты каких-либо полей, являющихся производными от выбранного владельцем карты PIN-кода. Это возможно, если не применяется метод авторизации финансовых транзакций с использованием PIN-кода, производимый в режиме “оффлайн” (Stand-In – в терминологии международных платежных систем) к хосту эмитента (не путать с “офф-лайн”-взаимодействием фронтальной и бэк-офисной систем!). Суть этого метода заключается в том, что выбор PIN-кода осуществляется владельцем карточки с помощью устройства PIN-PAD, подключенного к терминалу A4M BackOffice/C+ операциониста банка. Безопасность обеспечивается шифрованием на PIN-PAD вводимого PIN-кода с помощью транспортных ключей. Введенный таким образом PIN-код передается на дальнейшую обработку для формирования данных о PIN-Offset/PVV, CVV/CVD и др. в пакетном режиме или в режиме “он-лайн”.

К “офф-лайн”-методам относится традиционный метод случайной генерации PIN-кода с последующей его передачей в PIN-конверте, предназначенном для безопасной передачи PIN-кода владельцу пластиковой карты по почте или лично в руки. Приложения, реализующие этот метод, поддерживают устройства безопасности производства компаний Atalla и Racal. Кроме того, при реализации небольших проектов эмиссии локальных карт могут применяться также устройства безопасности, построенные на основе персональных компьютеров промышленного исполнения, или в качестве такового используется специальный программный модуль (последний рекомендуется применять только в целях тестирования). Генерируемые с помощью HSM данные (PIN-Offset/PVV, CVV/CVD) передаются в бэк-офис для последующей обработки и формирования пакета задания на персонификацию.

Другим “офф-лайн”-методом генерации PIN-кода является выбор PIN-кода самим владельцем пластиковой карты путем заполнения специального PIN-бланка, дающего возможность получить криптограмму выбранного PIN-кода, которая далее в открытом виде передается владельцем карты операционному персоналу банка, и на основе которой с помощью HSM генерируются необходимые для формирования магнитной полосы данные.

К “он-лайн”-методам следует отнести метод выбора PIN-кода владельцем пластиковой карты и последующее прописывание магнитной полосы карты с помощью специального терминала, называемого CAPS-терминалом. К преимуществам использования CAPS-терминала перед другими методами относится возможность не только выбирать PIN-код при издании карты, но и изменять его по желанию клиента или восстанавливать магнитную полосу в случае её разрушения без переиздания самой карты.

Еще одним “он-лайн”-методом является метод, применяемый при отсутствии необходимости осуществлять запись на магнитную полосу персонифицируемой карты каких-либо полей, являющихся производными от выбранного владельцем карты PIN-кода. Это возможно, если не применяется метод авторизации финансовых транзакций с использованием PIN-кода, производимый в режиме “оффлайн” (Stand-In – в терминологии международных платежных систем) к хосту эмитента (не путать с “офф-лайн”-взаимодействием фронтальной и бэк-офисной систем!). Суть этого метода заключается в том, что выбор PIN-кода осуществляется владельцем карточки с помощью устройства PIN-PAD, подключенного к терминалу A4M BackOffice/C+ операциониста банка. Безопасность обеспечивается шифрованием на PIN-PAD вводимого PIN-кода с помощью транспортных ключей. Введенный таким образом PIN-код передается на дальнейшую обработку для формирования данных о PIN-Offset/PVV, CVV/CVD и др. в пакетном режиме или в режиме “он-лайн”.

К другим возможностям приложений эмиссии и издания пластиковых карт относятся:

• поддержка операций страхования рисков использования пластиковых карт;
• настраиваемая поддержка форматов файлов оборудования персонификации карточек, в том числе поддержка оборудования производства компаний NBS и DataCard;
• управление состоянием пластиковых карточек;
• назначение индивидуальных лимитов использования карточек (суточных, месячных, произвольных);
• генерация стоп-листов по карточкам с предоставлением информации в платежные системы;
• ведение журнала звонков клиентов (учет блокировки карточек);
• инициирование событий и ведение истории урегулирования спорных ситуаций с участниками платежной системы;
• генерация отчетных и справочных документов по карточкам и клиентам.

Учет эквайринговых операций
Учет эквайринговых операций выполняется на основе описания эквайринговой сети, обслуживаемой финансовым институтом, в том числе, с учетом профиля торговых организаций, типов платежных терминалов и принимаемых карточных продуктов. Поддерживаются процедуры обслуживания “горячих” (утерянных, украденных, утраченных) и “теплых” (временно заблокированных эмитентом) списков пластиковых карт, процедуры организации диспутов с внешними платежными системами в рамках ответственности эквайрера, процедуры расчета и формирования бухгалтерских счетов.

К другим возможностям приложений обслуживания и учета эквайринговых операций относятся:

• квитирование слипов по транзакциям “голосовой” авторизации;
• обработка слипов по транзакциям “принудительной” авторизации;
• расчет комиссий и биллинг;
• генерация и рассылка отчетов продавцам товаров и услуг;
• инициирование событий и ведение истории урегулирования спорных ситуаций с участниками платежной системы.

Обмен данными с платежными системами
Обмен данными с внешними (международными) платежными системами и процессинговыми центрами, работающими в режиме “оффлайн”, по отношению к системе Back Office эмитента обеспечивается специальной подсистемой A4M BackOffice/C+. В настоящее время реализованы и сертифицированы процедуры обмена данными с платежными системами VISA, EP/MC, STB-Card, UNION Card и процессинговыми центрами, построенными на базе подсистемы A4M FrontOffice/C+ и системы BASE24 в форматах её внутренних процедур Extract/Refresh. Настройка форматов передаваемых/ принимаемых данных в значительной мере параметризована, что дает принципиально легкую возможность организации обмена данными в форматах других платежных систем и процессинговых центров других производителей.

Подсистема A4M BackOffice/C+ обеспечивает два режима взаимодействия с процессинговым центром (фронт-офисом) финансового института. В режиме “офф-лайн”взаимодействия данные между системами бэк-офис и фронт-офис передаются периодически в пакетном режиме в соответствии с установленным регламентом работы процессингового центра. В этом случае бэк-офисом формируются и передаются в процессинговый центр данные о балансах, счетах, остатках, пластиковых картах и их состояниях (процедура Update). В ответ процессинговый центр формирует и передает в бэк-офис данные о совершенных за регламентированный период финансовых транзакциях (процедура Export). Такой режим взаимодействия бэк-офиса и процессингового центра применяется, как правило, в крупных системах для ускорения массовой обработки финансовых транзакций, поступающих от большой и распределенной сети платежных терминалов.

В небольших системах применяется режим “он-лайн”-взаимодействия процессингового центра с системой бэк-офис. Авторизация финансовых транзакций, полученных из терминальной сети во фронтофис, выполняется на основе данных подсистемы A4M BackOffice/C+. При этом используется аппарат хранимых процедур ядра, непосредственно вызываемых из системы фронт-офис с помощью средств СУБД Oracle, что обеспечивает одновременную множественную авторизацию обрабатываемых финансовых транзакций. Степень распараллеливания определяется числом подсоединений фронт-офисных процессов к базе данных A4M BackOffice/C+. Возможно также более глубокое распараллеливание с применением специальной распределенной конфигурации СУБД – Oracle Parallel Server. Так как авторизация финансовых транзакции выполняется на основе актуальных данных, использование процедур Export/Update не требуется, что существенно упрощает эксплуатацию системы автоматизации электронных платежей и снижает вероятность ошибок обслуживающего персонала.

При применении A4M Back Office/C+ для автоматизации операций в платежной системе со многими участниками (например, в случае многофилиального банка или нескольких независимых банков-эмитентов и банков-эквайреров), функции обмена данными с платежными системами позволяют, на основе настройки параметров банков-участников, обеспечивать согласованный по форматам данных обмен данными между всеми участниками системы электронных платежей. Кроме того, для решения задачи взаиморасчетов обеспечивается подготовка необходимых для этого данных, производится клиринг платежей между участниками платежной системы, рассчитываются причитающиеся комиссии и формируются бухгалтерские счета.

Поддержка эксплуатации и сопровождения
Подсистема A4M BackOffice/C+ снабжена гибкими средствами настройки параметров обслуживаемой финансовым институтом платежной системы и всех её участников: филиалов банка, других эмитентов, эквайреров, продавцов и др.

С помощью средств параметризации пользователю предоставляется возможность определения типов банковских продуктов: клиентских договоров, счетов, карточек, их параметров, а также соответствующих им финансовых схем. При этом могут быть реализованы как простые финансовые схемы, описываемые встроенной системой параметров, так и сложные схемы, основанные на процедурах, созданных самим пользователем с помощью специальных встроенных языковых средств, или на заказных процедурах, специально спроектированных разработчиками.

Кроме того, система параметризации A4M BackOffice/C+ предоставляет возможность гибкого описания всех взимаемых (начисляемых) комиссий с выполняемых участниками платежной системы и клиентами банка операций, используемых валют, групповых операций, платежей, проводок и других финансовых операций, а также обеспечивает настройку расчета и начисления процентов по различным типам вкладов, схемам процентования и капитализации.

Средства безопасности доступа системы A4M BackOffice/C+ дают широкие возможности по разграничению прав доступа, санкционированию операций, описанию и администрированию групп пользователей, отдельных пользователей и их терминалов.

Для каждого пользователя могут быть назначены доступные объекты базы данных A4M BackOffice/C+ и определены права доступа и возможные (для данного пользователя) операции. Подсистема A4M BackOffice/C+ предлагает большой список объектов базы данных, доступ к которым определяется системой безопасности доступа. Это – клиенты, счета, пластиковые карты, проводки, транзакции, отдельные операции, отчеты, план счетов, справочники, журналы, средства управления операционным днем, приложения системы безопасности, другие приложения и т. д. Для каждого объекта определены возможные операции, например: просмотр, открытие, модификация удаление, изменение и т.п.

Организованная таким образом система безопасности доступа пользователей к данным A4M BackOffice/C+ дает возможность администратору автоматизированной системы описывать права пользователей в широком диапазоне: от прав только на единственный клиентский счет (без доступа к данным клиента, его карточкам, проводкам и другим объектам в соответствующей базе данных) с единственной возможной операцией (например, только просмотр данных) – до возможностей привилегированного пользователя уровня операциониста филиала банка или администратора бухгалтерии банка с широкими возможностями доступа и выполнения операций.

Все операции, выполняемые с объектами, приложениями, терминалами и данными, регистрируются в специальном журнале аудита A4M BackOffice/C+, доступном только на санкционированное чтение (любые модификации запрещены). Большой набор регистрируемых реквизитов предоставляет возможности поиска событий в журнале по объектам, датам, ключевым и другим произвольным выражениям.

На основе возможностей интеллектуального терминального протокола ITP/C+, с помощью которого организован доступ пользователей ко всем приложениям A4M BackOffice/C+, администратору системы автоматизации предоставляется возможность мониторинга терминальных пользователей. Средства мониторинга позволяют имеющему соответствующие полномочия администратору динамически подключаться к активным сессиям терминальных приложений, перехватывая управление клавиатурой, мышью и экраном пользователя. Таким образом, обеспечивается возможность наблюдения за действиями терминальных пользователей и оперативной дистанционной поддержкой операционного персонала банка со стороны его службы автоматизации.

Описанные выше средства терминального мониторинга используются также для поддержки банковского персонала службой поддержки клиентов Compass Plus. Для облегчения внесения изменений и модификаций в действующие системы в связи, с выходом новых версий продуктов A4M BackOffice/C+ предоставляются специальные автоматизированные средства поддержки процедур обновления, позволяющие безопасно и, практически, без остановки эксплуатации производить необходимые модификации программного обеспечения приложений и структуры базы данных. Это дает значительное повышение оперативности перехода клиентов на новые версии постоянно развивающихся программных продуктов A4M BackOffice/C+, внесения других (в том числе, заказных) изменений и дополнений в приложения, снижение затрат клиентов на поддержку и устранение ошибок эксплуатационного персонала.

Средства оперативного и долговременного архивирования обеспечивают сохранность истории выполнения операций на клиентских счетах, обслуживаемых приложениями A4M BackOffice/C+. Оперативный архив хранится непосредственно в базе данных A4M BackOffice/C+, а долговременный – в виде архивированных (обработанных программами сжатия) файлов операционной системы, которые могут размещаться как на устройствах памяти прямого доступа, так и на устройствах последовательного доступа. Средства архивирования автоматически поддерживают каталоги объектов базы данных, размещенных во внешних файлах. Восстановление данных может быть произведено по диапазону дат выполнения операций (горизонтальный срез), по ключевым реквизитам объектов базы данных (вертикальный срез), по смешанному критерию. Другими словами, администратор системы может дать указание восстановить из архива: а) данные обо всех операциях на клиентских счетах, выполненных в течении какого-либо периода времени; б) данные обо всех операциях, совершенных какимилибо конкретными клиентами (на конкретных счетах и т.п.); в) данные только об интересующих операциях, выполненных за конкретный период времени.

Напомним, что приложения A4M BackOffice/C+ предназначены для автоматизации обслуживания розничных операций и, в этом смысле, представляют собой операционный день банка в части обслуживания частных вкладчиков. И хотя A4M BackOffice/C+ обладает аппаратом для поддержки главной книги, может осуществлять синтетический бухгалтерский учет, формировать и обрабатывать бухгалтерские счета и генерировать другую отчетную банковскую документацию, взаимодействие банка с внешним миром обеспечивается основной системой, называемой операционным днем банка (ОДБ). Связь A4M BackOffice/C+ с ОДБ банка осуществляется путем отражения состояния балансовых счетов операционного дня розничной системы в главной книге банка. Передача данных в ОДБ о состоянии балансовых счетов операционного дня розничной системы может осуществляться несколькими способами.

Вручную. На основании сформированного средствами A4M BackOffice/C+ специального отчета операционист банка вручную выполняет необходимые проводки в ОДБ.

По запросу. Состояния балансовых счетов операционного дня розничной системы передается автоматически по запросу ОДБ. Для этого в ОДБ необходимо встроить соответствующие обращения к специальным хранимым в базе данных A4M BackOffice/C+ процедурам Oracle.

Автоматически. Состояние балансовых счетов операционного дня розничной системы поддерживается в ОДБ постоянно в актуальном состоянии. Для этого при каждом изменении соответствующих балансовых счетов A4M BackOffice/C+ автоматически формирует и передаёт в ОДБ специальные сообщения. Механизм передачи сообщений в ОДБ основан на специальных средствах СУБД – Oracle DBMS Signal, которые в этом случае также должны поддерживаться приложениями ОДБ. Преимущества этого способа, в отличие от предыдущих, заключаются в полной синхронизации балансов операционного дня розничной системы и ОДБ. Это позволяет, в частности, в ОДБ решать задачи анализа и прогнозирования на основе актуальных в текущий момент времени данных.

Другие возможности подсистемы A4M BackOffice/C+
В заключение описания функций подсистемы A4M BackOffice/C+ необходимо отметить, что она снабжена более чем 400 формами бухгалтерских отчетов, обеспечивает формирование отчетных и справочных документов по клиентам, их счетам и используемым пластиковым картам, в том числе, специальных доступных клиентам для распечатки в банкоматах мини-отчетов, содержащих информацию о последних выполненных операциях на клиентских счетах.

Предусмотрены два режима выполнения всех операций: одиночный (ручной) и групповой (автоматический). Операции, выполняемые в одиночном режиме, инициируются операционным персоналом банка вручную с терминала A4M BackOffice/C+. Операции, выполняемые в групповом режиме, формируются в пакетные задания, которые запускаются с терминала A4M BackOffice/C+ и выполняются автоматически. Возможен принудительный откат результатов выполнения пакетных заданий (например, в случае обнаружения ошибок). Подсистема A4M BackOffice/C+ автоматически ведет учет пакетных заданий, их состояний и результатов выполнения.

Приложения A4M BackOffice/C+ предоставляют также возможность выполнения операций как в будущих, так и в прошлых операционных днях. Возможна также одновременная работа в нескольких активных операционных днях.

Отдельно необходимо сказать о средствах выполнения платежей клиентов, используемых при оплате счетов, в том числе за коммунальные и другие бытовые услуги. Различаются четыре типа платежей.

Платежи по долгосрочным поручениям клиента. Выполняются автоматически на условиях специально заключаемого договора клиента с банком, в котором указываются получатели платежей, график платежей, размеры сумм и действия, предусмотренные в случае недостатка денежных средств на счетах клиента для выполнения очередного платежа по графику

Инициативные платежи клиента в отделении банка. Выполняются операционистом банка на основе одноразового заявления клиента. Денежные средства списываются с банковского счета клиента или вносятся наличными.

Платежи клиентов, не имеющих открытых в банке счетов. Выполняются операционистом банка на основе одноразового заявления. Денежные средства вносятся наличными.

Платежи с помощью технических средств платежной системы. Выполняются автоматически на основе транзакций, инициированных клиентом с помощью терминалов электронной платежной системы: банкоматов, электронных киосков, средств домашнего и телефонного банковского обслуживания. Условия выполнения таких платежей, а также получатели платежей и другие специальные условия регламентируются специальным договором клиента с банком. Для удобства ссылок клиент может выбрать специальные собственные коды платежей. Используя средства телебанковского обслуживания платежной системы, клиент может также выбрать получателя платежей из предоставляемого банком списка (электронная подписка), указать график таких платежей, установить условия и дату выполнения будущего платежа или инициировать платеж немедленно.

Функции подсистемы A4M FrontOffice/C+
Подсистема A4M FrontOffice/C+ является полнофункциональной системой автоматизации процессингового обслуживания электронных платежей финансового института и обеспечивает, в частности, управление сетями банкоматов и POS-терминалов, устройствами и каналами удаленного банковского обслуживания (Интернет, телефония, электронная коммерция, удаленное банковское обслуживание в филиалах и т.д.). Подсистема A4M FrontOffice/C+, кроме того, обеспечивает взаимодействие с региональными и международными платежными системами, предлагает ряд методов авторизации финансовых транзакций, имеет развитые средства мониторинга и конфигурирования, может использоваться на различных серверных платформах, в среде различных операционных систем и т.д.

Подсистема A4M FrontOffice/C+ может использоваться независимо от A4M BackOffice/C+ с другими системами автоматизации Back Office. Однако использование A4M FrontOffice/C+ в интеграции с A4M BackOffice/C+ даёт много существенных преимуществ.

Основные функции подсистемы A4M FrontOffice/C+ можно разделить на следующие категории:

• управление банкоматами;
• управление торговыми терминалами;
• интерфейсы с платежными системами;
• поддержка методов авторизации;
• поддержка средств безопасности;
• средства поддержки эксплуатации;
• средства конфигурирования;
• поддержка операционного обслуживания.(см. рис.3)

Управление банкоматами
Функции управления банкоматами обеспечивают прием и обработку транзакций, поступающих от банкоматов. Поддерживается широкий набор финансовых и административных транзакций.

Средства управления банкоматами располагают развитым набором инструментальных средств конфигурирования и настройки параметров: графическими средствами разработки, эмуляции, отладки и загрузки сценариев пользовательских диалогов и их элементов. Администратору службы сопровождения банкоматов доступны развитые графические средства мониторинга технического состояния оборудования и линий связи банкомата, его операционного состояния, содержания денежных кассет и т.д. Перечисленные средства конфигурирования, настройки и мониторинга банкоматов подсистемы A4M FrontOffice/C+ представляют собой отдельный продукт: менеджер сетей банкоматов A4M ATManager/C+.

Поддерживается несколько технологий сопровождения процедуры инкассации банкоматов:

• под управлением оператора процессингового центра;
• с использованием административной карты инкассатора;
• с автоматической загрузкой количества купюр в кассетах.

Подсистема A4M FrontOffice/C+ снабжена драйверами нескольких финансовых протоколов обмена данными между процессинговым центром и банкоматами: NDC+ native (оригинальная версия), NDC+ emulators (эмуляторы), Diebold 912, Diebold 1000, Interbold. Связь с терминалами может осуществляться с использованием коммуникационных протоколов: X.25, X.28, TCP/IP, IPX/SPX и методов соединения: Leased Line, DialUp, Sync, Async. Поддерживаются устройства производства следующих компаний: NCR, IBM, Siemense, Bull, Fujitsu/ICL, Olivetti. На стороне банкоматов применяются стандартные, комплектуемые производителями драйверы, поддерживающие перечисленные выше финансовые протоколы.

Средства безопасности A4M FrontOffice/C+ обеспечивают возможность проверки PIN-кодов на хосте центра авторизации (в том числе, в самом A4M FrontOffice/C+), безопасную транспортировку PINблоков от банкоматов до процессингового центра на основе использования транспортных ключей с защитой сообщений при помощи метода “макирования” – MAC (Message Autentification Method).

Отдельно следует сказать о специальном приложении A4M FrontOffice/C+ – эмуляторе банкоматов Teller/C+. Этот программный продукт представляет собой полнофункциональный ПК-эмулятор банкомата. Устанавливаемый на обычный персональный компьютер Teller/C+ обеспечивает возможность выполнения полного набора финансовых транзакций, поддерживаемых протоколом NDC+. Эмулятор банкоматов Teller/C+ обслуживает подключаемые к ПК устройства: ввода PIN-кодов (PIN-PAD), печати чеков и чтения магнитной полосы пластиковой карты.

Приложение Teller/C+ предназначено для организации рабочих мест операционного персонала банка по обслуживанию владельцев пластиковых карточек и пунктов самообслуживания клиентов. Кроме того, Teller/C+ используется в технологических целях при тестировании и отладке сценариев пользовательских диалогов.

Управление торговыми терминалами
Функции управления POS-терминалами обеспечивают прием и обработку транзакций, поступающих от торговых терминалов. Поддерживается широкий набор финансовых и административных транзакций. Финансовые транзакции могут выполняться как с использованием ввода и проверки PIN-кодов, так и без таковой. Авторизация транзакций осуществляется A4M FrontOffice/C+ в режиме “он-лайн”-соединения POS-терминала с процессинговым центром или в режиме “офф-лайн”, т.е. автономно в самом POS-терминале. Автономная авторизация производится методом так называемой негативной авторизации на основании списков недействительных карт. Поддерживается два типа списков карт: “горячие” (украденные, потерянные, утраченные) и “теплые” (временно приостановленные эмитентом). Подсистема A4M FrontOffice/C+ обеспечивает загрузку и “инкрементальное” обновление “горячих” и “теплых” списков в POS-терминалах, а также сбор автономно авторизованных транзакций.

Конфигурирование терминальной сети, групп терминалов, отдельных терминалов и их параметров осуществляется с помощью специальных средств настройки A4M FrontOffice/C+.

Средства безопасности подсистемы A4M FrontOffice/C+ обеспечивают возможность безопасной транспортировки PIN-блоков от POS-терминалов до процессингового центра (если используется проверка PIN-кодов) с применением DES-алгоритма для шифрования PIN-блоков на основе транспортных ключей с защитой сообщений при помощи метода “макирования” – MAC (Message Autentification Method).

Подсистема A4M FrontOffice/C+ снабжена несколькими драйверами поддержки финансовых протоколов обмена данными между POSтерминалами и процессинговым центром: SPDH, SPDH-e, HPDH, APACS30, APACS40. Связь с POS-терминалами может осуществляться с помощью коммуникационных протоколов: X.28, DialUp, Async. Поддерживаются устройства следующих производителей: VeriFone, ICL, Natech, Ingenico, IBM, Hypercom и других, поставляющих с POS-терминалами программное обеспечение перечисленных выше стандартных финансовых протоколов.

Компания Compass Plus предлагает также программное обеспечение для POS-терминалов оригинальной разработки. Этот системонезависимый продукт, называемый SPDH/C+, обеспечивает полную реализацию финансового протокола SPDH/SPDH-e, разработанного компанией ACI. SPDH/C+ поддерживает сетевой режим работы терминалов, хранение, загрузку и инкрементальное обновление “горячих” и “теплых” списков карточек в POS-терминалах, сбор и передачу в процессинговый центр финансовых транзакций, авторизованных в режиме “оффлайн”. Программное обеспечение SPDH/C+ поддерживает авторизацию финансовых транзакций с использованием или без использования устройства PIN-PAD для ввода PIN-кодов и может устанавливаться на различные типы POS-терминалов, интеллектуальные кассы или автономные ПК (продукт, устанавливаемый на ПК, носит название Seller/C+). Программное обеспечение SPDH/C+ сертифицировано компанией ACI.

Интерфейсы с платежными системами
Подсистема A4M FrontOffice/C+ поддерживает множество внешних интерфейсов. В частности, поддерживается интерфейс с международными платежными системами VISA International (VISA-Net Interface: BASE I Visa ISO Issuer Interface, SMS ISO Acquiring Interface, BASE I POS ISO Merchant Acquiring Interface, VISA-Net BIN Update) и EP/MC (EPSNet Interface: Host EM Interface, EPS BIN Update), в том числе, с сетями Cirrus и Plus, платежными системами American Express, Diners Club. Имеются модули интерфейсов с российскими платежными системами STB-Card, UNION Card и другими внешними процессинговыми центрами (ISO-8583 Issuer/Acquirer Host Interface). Для обеспечения “он-лайн”-взаимодействия с процессинговыми центрами, оснащенными системой BASE24, предлагается специально разработанный для этой цели модуль (Host ISO-8583 BASE24 Interface). Аналогичные модули предлагаются для взаимодействия с процессинговым центрами, оснащенными системами RS/2 (Host ISO-8583 RS/2 Interface), STEP-II (Host ISO-8583 STEP-II Interface), Ingesys Magix (Host ISO-8583 Magix Interface).

Подсистема A4M FrontOffice/C+ оснащена специальными средствами для выполнения авторизации финансовых транзакций в бэкофис эмитента. Эти средства интегрированы с A4M BackOffice/C+ и позволяют авторизовать поступающие из терминальной сети финансовые транзакции непосредственно на основании данных о картах, лимитах и балансах клиентских счетов, хранящихся в базе данных эмитента. При этом могут использоваться два метода обращения к бэк-офис. Первый метод применяется, если сервер A4M BackOffice/C+ доступен по быстрому каналу связи (например, по локальной сети), и заключается в прямом обращении A4M FrontOffice/C+ к процедурам, хранящимся в базе данных A4M BackOffice/C+. Важно отметить, что такой метод авторизации обеспечивает максимальную производительность, поскольку позволяет выполнять авторизацию нескольких финансовых транзакций одновременно. Другой метод применяется, когда система бэкофис удалена от процессингового центра и доступна по низкоскоростному каналу связи. В этом случае для связи с A4M BackOffice/C+ используется обычный межцентровый интерфейсный модуль (ISO-8583 Issuer/Acquirer Host Interface), а на стороне A4M BackOffice/C+ устанавливаются модули A4M FrontOffice/C+, обеспечивающие поддержку канала взаимодействия с процессинговым центром и авторизацию поступающих финансовых транзакций с помощью описанных выше процедур прямого обращения к базе данных A4M BackOffice/C+.

Необходимо также отметить, что модули интерфейсов с платежными системами разработаны на базе общепринятых международных стандартов. При этом использована специальная технология, обеспечивающая легкую модификацию программного обеспечения интерфейсных приложений в применении к конкретному случаю. Компания Compass Plus имеет опыт реализации целого ряда модификаций интерфейсных протоколов для российских и зарубежных клиентов.

Поддержка методов авторизации
Авторизация финансовых транзакций может выполняться несколькими различными поддерживаемыми A4M FrontOffice/C+ способами.

Как уже отмечалось выше, реализован метод авторизации на хосте эмитента. В качестве хоста эмитента может использоваться A4M BackOffice/C+ или система третьего производителя, снабженная средствами поддержки протокола ISO-8583.

Кроме того, A4M FrontOffice/C+ обеспечивает авторизацию финансовых транзакций автономно, т.е. без обращения к Back Office. В этом случае авторизация выполняется на основе данных о платежных картах, лимитах, балансах, счетах и т.д., полученных бэк-офиса с помощью специальной “оффлайн”-процедуры (Update). Данные об авторизованных финансовых транзакциях передаются в Back Office также по специальной “офф-лайн” процедуре (Export). Данные между процессинговым центром и Back Office передаются в специальном формате, поддерживающем все необходимые объекты: карты, их состояния, клиенты, счета, балансы, лимиты, терминалы, продавцы, “горячие” и “теплые” списки карт и т.д. и т.п.

Возможно использование комбинированного метода авторизации, когда A4M FrontOffice/C+ принимает решение об авторизации финансовых транзакций самостоятельно в пределах установленных лимитов и имеющихся у него данных. Если установленные для автономной авторизации лимиты превышены, финансовые транзакции передаются на авторизацию в систему бэк-офис.

Авторизация финансовых транзакций может выполняться в любой валюте. Конвертация валюты поступившей транзакции не производится, если авторизация выполняется на хосте бэк-офиса (в этом случае конвертация, если это необходимо, производится в A4M BackOffice/C+). Если авторизация выполняется средствами A4M FrontOffice/C+, производится конвертация поступившей транзакции в валюту счета клиента по установленному финансовым институтом курсу.

Эквайрер может установить дополнительные комиссии, взимаемые с владельцев карточек других эмитентов во время авторизации финансовых транзакций. Размер комиссий может быть установлен в фиксированной величине, в процентах от суммы транзакции и комбинированно. Причем, могут быть назначены различные комиссии для различных типов транзакций и эмитентов (указанием списков или диапазонов префиксов [BIN] принимаемых к обслуживанию пластиковых карт). При авторизации транзакций в подсистеме A4M BackOffice/C+ производится так называемое онлайновое комиссионирование на базе назначенных эмитентом комиссий.

Собственно процедура авторизации финансовых транзакций выполняется подсистемой A4M FrontOffice/C+ (или модулям авторизации A4M BackOffice/C+ при использовании метода авторизации на хосте эмитента) по нескольким различных схемам:

• позитивная авторизация – проверяется состояние платежной карты, установленные финансовым институтом лимиты авторизуемых сумм, допустимые лимиты активности клиентов и т.п.;
• позитивная авторизация с учетом балансов счетов – позитивная авторизация дополняется проверкой доступного баланса счета клиента;
• негативная авторизация – проверяется отсутствие карты в “горячих” и “теплых” списках карт, причем эти списки могут находиться как на POS-терминале (автономная негативная авторизация по локальным спискам карт в режиме “оффлайн” в границах установленного нижнего лимита автономной авторизации – Floor Limit), так и в базе данных A4M FrontOffice/C+ в процессинговом центре (негативная авторизация в режиме “он-лайн” по спискам карт международных, национальных и региональных платежных систем);
• авторизация с учетом истории клиента – авторизация в процессинговом центре с учетом истории поступления транзакций, прошлой активности клиента и т.д.;
• параметрическая авторизация – в соответствии с установленными авторизационными лимитами и другими параметрами производится либо автономная авторизация в терминале, либо авторизация в процессинговом центре, либо на другом хосте (в платежной системе);
• авторизация с учетом состояния корреспондентского счета субэмитента – может применяться в комбинации с любой из перечисленных выше схем и состоит в проверке наличия необходимой для авторизации поступившей финансовой транзакции суммы на корреспондентском счете спонсируемого банка-участника платежной системы;
• пакетная авторизация – сбор и принудительная авторизация финансовых транзакций, выполненных в торговой сети в режиме “офф-лайн”, в границах нижнего лимита автономной авторизации.

Поддержка средств безопасности
Подсистема A4M FrontOffice/C+ поддерживает несколько типов устройств безопасности (HSM – Hard Security Module) различных производителей. В частности, A4M FrontOffice/C+ может комплектоваться программными модулями, поддерживающими устройства безопасности производства компаний Atalla (Atalla HSM, модели серии A6xxx, A7xxx) и Racal (Racal HSM, модели серии Guardata RG7xxx).

Кроме того, A4M FrontOffice/C+ поддерживает программный метод обеспечения безопасности SSM (Software Security Module), применяемый, как правило, в локальных и корпоративных проектах платежных систем или в целях тестирования. Также для решения проблем безопасности в локальных проектах применяются устройства безопасности, выполненные на основе промышленных ПК защищенного исполнения (HSM Pro).

Все типы применяемых устройств безопасности поддерживают различные алгоритмы криптозащиты и верификации PIN-кодов, в частности:

• DES;
• Triple DES;
• Atalla Key Management and Identikey;
• VISA;
• Pin not Verified;
• Diebold.

Средства конфигурирования
Средства конфигурирования A4M FrontOffice/C+ предоставляют возможность описания платежных систем и финансовых институтов, обслуживаемых процессинговым центром: терминальных сетей, групп терминалов, отдельных терминальных устройств, обслуживаемых каждым финансовым институтом пластиковых карт, а также параметров, схем авторизации и маршрутизации транзакций, авторизационных лимитов, хостов и межхостовых интерфейсов, эквайринговых групп и эквайрингового комиссионирования и т.д.

Средства системной параметризации A4M FrontOffice/C+ позволяют описать процессинговые инстанции и состав модулей, входящих в эти инстанции, коммуникационные интерфейсы и протоколы, порты и линии связи, параметры системы безопасности и доступа, группы терминальных пользователей, самих терминальных пользователей, их права, и т.д.

В описание продуктов входит описание обслуживаемых платежных карт, их префиксов, профилей и авторизационных лимитов.

Средства поддержки эксплуатации
Средства поддержки эксплуатации A4M FrontOffice/C+ автоматизируют процедуры обслуживания и поддержки терминалов и терминальных сетей, выполняемых эксплуатационным персоналом процессинговых центров.

Так, для облегчения создания, модификации, тестирования и отладки сценариев пользовательских диалогов в банкоматах разработана целая серия продуктов, в частности: редактор экранов, редактор сценариев, инспектор сценариев и множество других инструментов.

Загрузка данных (например, сценариев пользовательских диалогов) в банкоматы обеспечивается средствами дистанционной загрузки. Эти средства автоматически поддерживают иерархию описания групп устройств и их свойств, а также особенностей и отличий входящих в них конкретных банкоматов. Следуя принципу наследования общих свойств старших групп младшими группами и, далее, конкретными устройствами, средства дистанционной загрузки автоматически собирают данные о параметрах, особенностях сценариев и т.д. каждого конкретного банкомата, формируют соответствующие пакеты загрузки и выполняют загрузку этих пакетов в банкоматы. При этом загрузка выполняется только в те устройства, необходимость перезагрузки которых непосредственно вызвана каким-либо изменением описаний параметров соответствующих групп устройств, самих устройств или прямым указанием оператора процессингового центра.

Загрузка данных в POS-терминалы (например, “горячие” и “теплые” списки карт, программное обеспечение, параметры терминала и схемы авторизации, авторизационные лимиты и т.д.), а также сбор данных из POS-терминалов (например, авторизованные в режиме “оффлайн” транзакции и т.д.) выполняется специальными средствами дистанционной загрузки POS-терминалов. При загрузке “горячих” и “теплых” списков карт применяется так называемая “инкрементальная” процедура. Суть этой процедуры заключается в том, что для каждого POS-терминала формируется специальный пакет изменений, учитывающий поступившие изменения списков карт в процессинговом центре с момента последнего обновления данных в POSтерминале и состояния самих, находящихся в POS-терминале, данных. Как и в случае с банкоматами , учитывается иерархия описаний групп терминальных устройств, автоматически, на основе принципа наследования свойств, формируются соответствующие каждому конкретному терминалу пакеты загрузки, которые далее пересылаются в POS-терминалы.

Передача данных из POS-терминалов в процессинговый центр выполняется по инициативе торгового персонала, обслуживающего эти устройства, или по инициативе самих POS-терминалов в соответствии с настройками параметров, загруженных из процессингового центра средствами A4M FrontOffice/C+. Процесс передачи может быть инициирован в удобное для торгового предприятия время, но в соответствии с регламентом (выделенным временным окном), определенным для каждого конкретного продавца и терминала.

Для облегчения внесения изменений и модификаций в действующие системы, в связи с выходом новых версий продуктов A4M FrontOffice/C+, предоставляются специальные автоматизированные средства поддержки процедур обновления, позволяющие безопасно и практически без остановки эксплуатации произвести необходимые модификации программного обеспечения. Это дает значительное повышение оперативности перехода клиентов на новые версии постоянно развивающихся программных продуктов A4M FrontOffice/C+, внесения других – в том числе, заказных – изменений и дополнений в программное обеспечение, снижение затрат клиентов на поддержку и устранение ошибок эксплуатационного персонала.

Поддержка операционного обслуживания
Подсистема A4M FrontOffice/C+ располагает целым комплексом инструментов, обеспечивающих операционное обслуживание процессингового центра, терминальной сети, участников платежной системы и выполнение других технологических операций и процедур.

Функции “голосовой” авторизации поддерживаются специальным приложением, ориентированным на автоматизацию работы оператора процессингового центра. При этом обеспечивается разграничение доступа к приложениям “голосовой” авторизации, ведутся журналы транзакций, выполненных операторами. Оператору службы “голосовой” авторизации предоставляется возможность выбора типа платежной карты, типа счета, продавца, валюты платежа и типа транзакции. Во время выполнения авторизации оператор может запросить у продавца дополнительную информацию о владельце карточки, если это предусмотрено авторизационными лимитами. Квитирование слипов, подтверждающих операции, выполненные с помощью “голосовой” авторизации, выполняется эквайрером в своей системе бэкофис. Подсистема A4M BackOffice/C+ обеспечивает автоматизацию этой процедуры.

Средства терминального мониторинга предоставляют уникальные возможности по визуализации состояния терминальных сетей и платежных терминалов, сигнализации происходящих событий и т.д. Эти средства являются частью более общей системы мониторинга подсистем, продуктов, компонент, каналов и линий связи, а также протоколированию событий, возникающих в процессинговом центре и обслуживаемой им платежной системе и терминальной сети. Средства графического мониторинга обеспечивают поддержку оконных подложек в виде изображения карт местности, на которой расположена терминальная сеть платежной системы. В том числе предоставляются средства описания и поддержки сложных вложенных иерархических структур терминальных сетей и их графического представления.

События, возникающие в ходе выполнения процедур процессингового обслуживания, сохраняются в специальных журналах событий, доступных для просмотра обслуживающему персоналу. Средства просмотра позволяют сфокусироваться только на интересующих типах событий, выбирая встроенные фильтры отсева или определяя собственные параметры выбора отображаемых событий. Предоставляется возможность просмотра деталей каждого зафиксированного в журналах события. Администратор процессингового центра может определить подсказки, уточняющие действия обслуживающего персонала для каждого типа возникающих в системе событий.

Специально разработанный генератор отчетов позволяет обслуживающему персоналу процессингового центра легко и быстро описать и сгенерировать необходимые отчеты на базе информации, накопленной в журналах событий.

Поддержка файлов “горячих” и “теплых” списков карт осуществляется как для карт локальных и региональных, так и для карт национальных и международных платежных систем. Как уже указывалось выше, для каждого терминала, на основании информации об изменении списков карт, формируется специальное пакетное задание на обновления списков, хранящихся в POS-терминалах. При формировании таких заданий применяется так называемая “инкрементальная” процедура, минимизирующая объём пересылаемых данных в терминал. Пересылка заданий на обновление списков карт производится под управлением процессингового центра во время первого инициативного соединения POSтерминала для авторизации финансовой транзакции.

К средствам поддержки операционного обслуживания подсистемы A4M FrontOffice/C+ относятся также и приложения, обеспечивающие сбор авторизованных в режиме “офф-лайн” и накопленных финансовых транзакций в POS-терминалах. Процедура передачи финансовых транзакций в процессинговый центр инициируется торговым персоналом. Принятые в процессинговом центре транзакции считаются принудительно авторизованными и передаются далее для обработки в систему бэк-офис без каких-либо проверок.

Как уже описывалось выше, при выполнении процедуры авторизации подсистема A4M FrontOffice/C+ может работать в режиме авторизации на хосте эмитента или в режиме автономной авторизации на основании данных, полученных из систем бэк-офис. В последнем случае для периодического обновления данных процессингового центра применяется пакетная процедура обновления – Update. Форматы файлов обновления позволяют передавать данные о клиентах, их счетах, балансах, лимитах, платежных картах и их состояниях, параметрах авторизации, эквайринговых лимитах, участниках эквайринговой сети обслуживания платежных карт, данных о продавцах, установленных у них торговых терминалах, принимаемых ими платежных картах, параметрах авторизации, “горячих” и “теплых” списках карт, описаниях и параметрах карточных продуктов издателя, балансах корреспондентских счетов банковучастников платежной системы, курсах валют и т.д.

При выполнении обновления балансов пользовательских счетов процедура Update учитывает накопленные с момента последней передачи данных в бэк-офис авторизованные финансовые транзакции.

Передача данных из процессингового центра в бэк-офис производится с помощью специальной регламентированной процедуры Export. Формат файла, формируемого с помощью этой процедуры, позволяет передавать в бэк-офис данные об авторизованных и неавторизованных транзакциях.

Регламент обмена данными между системами бэк-офис и процессинговым центром устанавливается выбором параметров и регламента выполнения процедуры закрытия операционного дня процессингового центра.

Подсистема A4M FrontOffice/C+ снабжена специальными средствами мультиязыковой поддержки приложений. Средства мультиязыковой поддержки стандартно поддерживают два языка: английский и русский, и позволяют выполнять все приложения в одном из выбранных администратором системы языков. Возможно создание пользователем и любых других языковых интерфейсов путем заполнения соответствующих словарей. Необходимо только учитывать, что сами экранные и печатные формы приложений A4M FrontOffice/C+ не модифицируются и соответствуют общепринятым стандартам пользовательских интерфейсов систем автоматизации, принятым в европейских странах.

Другие возможности подсистемы A4M FrontOffice/C+
В заключение описания функций подсистемы A4M FrontOffice/C+ необходимо отметить, что на основе возможностей этой подсистемы построены описываемые далее в настоящем документе следующие подсистемы:

• подсистема телебанковского обслуживания – A4M Telebanking/C+;
• подсистема управления распределенными сетями банкоматов – A4M ATManager/C+.

Кроме того, в отдельных случаях используются частные конфигурации A4M FrontOffice/C+, например, конфигурация модуля “он-лайн”-авторизации методом передачи сообщений A4MBO HIM, включающий в себя усеченный вариант A4M FrontOffice/C+, обеспечивающий функции приема сообщений из процессингового центра в формате протокола ISO-8583 и “он-лайн”-авторизацию поступающих финансовых транзакций в подсистеме A4M BackOffice/C+ методом вызываемых процедур (A4MBO Auth).

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» № 8 (58) ’2000 стр. 6

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных